Напоминание

"Песочная терапия в логопедии".


Автор: Тагирова Эльвира Мазитовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: с. Павловка
Наименование материала: Здоровьесберегающие технологии в логопедии.
Тема: "Песочная терапия в логопедии".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Песочная терапия в логопедии.

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному

снижению

показателей

здоровья

и

темпов

развития

детей

дошкольного

возраста,

что

обусловлено

ухудшением

социально-экономических

и

экологических

условий.

В

связи

с

этим

в

настоящее

время

все

более

востребованными

становятся

такие

педагогические

технологии,

которые

помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

В о з н и к л а

н е о б х о д и м о с т ь

п р и м е н е н и я

н о в ы х

т е х н о л о г и й

здоровьесбережения,

направленных

на

изучение

индивидуальных

возможностей

организма,

обучение

приемам

психической

и

физической

саморегуляции.

Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где

всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей,

должна приносить ощутимые результаты.

Логопедическая

практика

показывает,

что

с

каждым

годом

увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии,

моторной,

сенсорной

алалией,

заиканием,

ринолалией.

Известно,

что

дошкольный

возраст

является

решающим

этапом

в

формировании

фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период

идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем

организма.

Правильная

речь

является

одной

из

важнейших

составляющих

полноценного

развития

личности,

процесса

его

социальной

адаптации.

Значительный

процент

речевых

нарушений

проявляется

в

дошкольном

возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи.

Своевременное

устранение

речевых

нарушений

предупреждает

их

отрицательное влияние на формирование личности и на все составляющие

здоровья ребёнка.

Поэтому так важны здоровьесберегающие технологии, влияющие на

формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной

адаптации дошкольников, на развитие личности ребёнка и подготовка его к

самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как

здоровье, помогают логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых

нарушений.

И с п ол ь з ов а н и е

зд о р ов ь е с бе р е г а ю щ и х

т ех н ол о г и й

н а

коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько

задач:

• Способствует повышению речевой активности;

• Развивает речевые умения и навыки;

• Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;

• Активизирует познавательный интерес;

• Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения

с

одного

вида

деятельности

на

другой.

Развитие

мелкой,

общей

и

артикуляционной моторики.

Кто из нас в детстве не играл "в куличики"? Ведерко, формочки, совок

- первое, что Вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом

происходят в песочнице. Это традиционные игры на песке.

Песок

развивает

творческие

способности

ребёнка

и

воображение.

Игры в песке развивают фантазию малыша. И неудивительно, ведь здесь

проживается

сказочная

жизнь.

Основной

акцент

делается

на

творческом

самовыражении

ребенка,

благодаря

этому

происходит

выход

внутреннего

напряжения и поиск путей развития. Наблюдения и опыт показывают, что

игра

с

песком

позитивно

влияет

на

эмоциональное

самочувствие

детей,

снимают

психическое

напряжение

у

ребенка.

Трогая

руками

песчинки,

ребёнок развивает мелкую моторику рук.

Песок

обладает

свойством

пропускать

воду.

В

связи

с

этим,

специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает "негативную"

психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека,

стабилизирует

его

эмоциональное

состояние.

Наблюдения

и

опыт

показывают,

что

игра

в

песок

позитивно

влияет

на

эмоциональное

самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для

развития

и

саморазвития

ребенка.

Незатейливые

упражнения

обладают

колоссальным значением для развития психики и речи ребенка. Во-первых

они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с

развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики

рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А

это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что

очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает

первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так

закладывается

база

для

дальнейшего

формирования

навыков

позитивной

коммуникации.

Поскольку

игра

происходит

в

контексте

сказочного

мира,

ребенку

предоставляется

возможность

творческого

изменения

беспокоящей

его

в

данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице,

ребенок

получает

опыт

самостоятельного

разрешения

трудностей

и

внутреннего,

и

внешнего

плана.

Накопленный

опыт

самостоятельных

конструктивных изменений он переносит в реальность.

Основные принципы игры на песке:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок

чувствует себя комфортно, проявляя творческую активность.

Для

этого

мы

подбираем

задание,

соответствующее

возможностям

ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем

негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и

творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических

фигур, и пр.

Реализация

этого

принципа

позволяет

сформировать

и

усилить

положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность

ребенка в происходящем.

3.

Реальное

«проживание»,

проигрывание

всевозможных

ситуаций

вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется

взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Ребенок не просто

предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с

помощью

миниатюрных

фигурок.

Так,

он

“на

деле”

убеждается

в

правильности или ошибочности выбранного пути.

Самое

первое

упражнение

знакомство

с

песком

называется

«Здравствуй песок!» Дети кладут ладошки на сухой песок, проводят по нему

ладошками,

потом

тыльной

стороной

ладоней.

Рассказывают

по

просьбе

взрослого о том, какой песок (мягкий, сухой). Выполняются «змейки» на

песке. Дети водят плавно пальчиками, рисуя волнистые линии. Дети берут

песок в кулачки, крепко сжимают, а затем медленно высыпают песок в

песочницу.

Дети

закапывают

ладошки

в

песок,

а

потом

находят

свои

ладошки. При помощи взрослого каждый пальчик «здоровается» с песком.

Ребенок

укладывает

ладошку

с

растопыренными

пальцами

в

песочницу.

Мама

или

педагог

насыпает

песок

по

очереди

на

пальчики.

Ребенок

с

закрытыми глазами старается определить, на какой пальчик насыпан песок.

Эти простые упражнения позволяют ребенку почувствовать песок тактильно,

оценить

его

свойства.

Занятия

песочной

терапии

для

детей

могут

проводиться как для небольшой группы детей одного возраста, так и для

детей совместно с родителями.

Упражнение «Отпечатки наших рук»Это упражнение учит оценивать

ощущения.

Лучше

проводить

занятие

вместе

с

родителями.

Ребенок

и

взрослый поочередно делают отпечатки ладоней на песке. Ладонь вдавлена и

слегка погружена в песок. Первым свои ощущения рассказывает взрослый.

Он говорит о том, какой песок мягкий или шершавый, какие мелкие песчинки

он ощущает кожей. Затем о песке рассказывает ребенок.

Упражнение «Дождик из песка» Это упражнение снимает мышечное

напряжение

и

агрессию.

Ведущий

объявляет,

что

сегодня

в

песочнице

начался дождик из песка. Ребенку дают возможность почувствовать, как

струится песок из кулачка на ладошку, в песочницу, на ладонь мамы. Затем

мама делает дождь ребенку на ладошку. Упражнение «Следы на песке»

Упражнение проводится в форме игры. Ведущий предлагает на песке

показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: ребенок

кулачками делает ямки в песке.

Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка.

А теперь ползут змейки: пальцы ребенка делают волнистый рисунок на

поверхности песка.

Бегут жучки-паучки: пальцы растопырены, ребенок имитирует лапки

насекомых. Можно погружать пальцы в песок.

Игры

с

песком

можно

включить

на

этапе

автоматизации

поставленных

звуков: проговаривать звук [Ш] и одновременно скользить ладонями по песку,

выполняя зигзагообразные движения (как змейка) или набрать в руку песок и

произносить

звук

[С],

насыпая

горку

и

т.д.

Можно

проговаривать

поставленный

звук

и

чертить

пальчиком

на

песке

дорожки,

сочетать

проговаривание звука с написанием соответствующей буквы. Аналогично

может проводиться работа по автоматизации звуков в слогах. При коррекции

лексико-грамматического строя речи можно включить следующие игры с

песком: играя в игру «Кого нет?» ребенку необходимо догадаться, какую

фигурку засыпали песком, и назвать её (например: нет зайца и т.д.). Играя в

игру «Какой, какая?», ребенку необходимо подобрать как можно больше

слов-определений (например: лиса – рыжая, хитрая и т.д.). Игра «Волшебный

клад» поможет отработать навык ориентации в пространстве. «В песочнице

спрятано много интересных фигурок. Но это ещё не всё. Где-то спрятан

волшебный

клад.

Искать

нужно

двумя

пальчиками,

следуя

строго

по

указаниям взрослого: «найди сюрприз в левом нижнем углу и т.д.». Играя с

песком, можно весело и легко работать над коррекцией нарушений слоговой

структуры

слова.

Варианты

игр

следующие:

ребенок

чертит

на

песке

заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово;

ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, убирая

или

добавляя

лишнюю

полоску;

ребенок

оставляет

на

песке

столько

«следов»,

сколько

слогов

в

заданном

слове.

Игры

с

песком

помогают

в

доступной игровой форме овладеть навыками фонематического восприятия,

анализа

и

синтеза.

Особенно

нравится

детям

игра

«Спрячь

ручки»

необходимо

прятать

руки

в

песок,

услышав

заданный

звук.

Не

менее

интересно

проходит

игра:

«Два

города»

под

толстым

слоем

песка

спрятаны заламинированные картинки с дифференцируемыми звуками [С-

Ш]; [Р-Л] и т.д.) ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

Можно предложить ребенку выбрать фигурки с любым заданным звуком. Так

же ребенок, проговаривая слоговые дорожки (КА-ГА-КА), рисует круги на

песке. При рисовании картины из песка можно отрабатывать умение строить

как простые, так и сложные предложения. Ребенок рисует на песке любой

предмет и оставляет с этим словом предложение или небольшую историю.

Игры с песком делают увлекательным процесс письма и чтения. Можно

предложить букву «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я», «В» в «З» и т.д. или

написать буквы, слоги слова самому. Ошибки на песке исправить проще, чем

на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает ребенку возможность

ощутить себя успешным. Благодаря использованию игр с песком, у детей с

нарушениями

речи

возрастает

интерес

к

логопедическим

занятиям,

дети

чувствуют

себя

более

успешными

и

сами

занятия

проходят

более

увлекательно

и

интересно.

Играя

с

песком,

ребенок

освобождается

от

напряжения и беспокойства, так свойственного детям с нарушениями речи.



В раздел образования