"Метод сказкотерапии - принцип целостного развития личности"
Автор: Гурнова Валентина Трофимовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1467 Дошкольное отделение № 2 Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Метод сказкотерапии - принцип целостного развития личности" Раздел: дошкольное образование
Воспитатель: Гурнова Валентина Трофимовна
«Через сказку, фантазию, игру,
Через неповторимое детское творчество -
Верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка - это ключик, с помощью которого
можно открыть эти истоки,
И они забьют животворными ключами»
В.Сухомлинский
В
последнее
время
в
России
произошли
перемены
социально
-
экономического
и
политического
характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм
поведения
в
обществе.
Специалисты
стали
говорить
о
проблемах
в
воспитании духовно-
нравственных качеств подрастающего поколения.
В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на
второй план, их место занял экран телевизора, компьютера, с которого в жизнь ребенка теперь
постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или
нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимания стали
уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе.
Родители
покупают
своим
детям
красочные
энциклопедии, водят
на
дополнительные
занятия
к
педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми
чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное
общение
в
диалоге
«родители-ребенок»
времени
не
хватает.
А
кто
же
даст ребенку
уроки
нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым?
Современные
дошкольные
учреждения
ищут
новые
личностно-ориентированные
подходы
в
образовании.
Сегодня
многие
педагоги
озабочены
поиском
нетрадиционных
путей,
как
сделать
каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи
обучать
дошкольника.
Как
воспитать
и
развить
основные
его
способности:
слышать,
видеть,
чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а
значит оригинально и непривычно?
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
говорит
о
том, что ребенок должен быть всесторонне развит. ФГОС в дошкольном образовании нацелен на
главный
результат
–
социализацию
ребенка,
потребность
в
творчестве,
любознательность,
мотивацию в достижении успеха, целостность развития личности.
Но о таком развитии можно говорить только тогда, когда в ребенке развиты такие жизненно
важные
качества,
как
Доброта,
Взаимопомощь,
Сочувствие.
Закладывать
предпосылки
данных
качеств в самом раннем возрасте начинают родители, даря свою заботу и тепло, а продолжает
педагогический коллектив детского сада.
Воспитатели и родители дошкольников довольно часто обращаются к педагогу-психологу с
жалобами, что некоторые дети бывают агрессивными, плаксивыми, либо у них появилась излишняя
тревожность, страхи.
Проведя
диагностику
и
наблюдение
за
детьми
имеющие
данные
проблемы
по
следующим
диагностическим методикам: «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С.Кауфмана;
« Выявления наличия страхов» Захарова А.И.; «Тест тревожности» В.М.Астапова; и анкетирование
родителей педагог-психолог выявила, что агрессия, тревожность и
страхи занимают одно из наиболее важных мест в эмоционально-поведенческом развитии этих
детей.
Все это свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников.
У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки (32%), у 42% детей отмечается
высокий уровень тревожности, 24% детей высокий уровень агрессивности.
Изучив научно-методическую литературу, результаты деятельности и опыт работы педагогов по
данной проблеме учёные выяснили, что проявление детской агрессивности в данное время является
одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь
дело.
Сюда
относятся
вспышки
раздражительности,
непослушание,
избыточная
активность,
драчливость, жестокость.
Что
касается
тревожности
у
ребенка
дошкольного
возраста
—
то
это
то
же
самое,
что
и
тревожность взрослого человека, то есть предчувствие грозящей опасности и связанного с этим
дискомфорта и неблагополучия.
По результатам анкетирование родителей « Сказка в жизни ребенка», выяснили, почему родители не
читают детям книжки:
Родители забывают об одной важной области в воспитании детей – умственной поддержки. Одним
из главных способов этой поддержки это совместное чтение с ребенком, а как показали результаты
анкетирования – регулярно читают лишь 22% родителей.
Не знание родителями книг, которые можно и интересно читать ребенку в определенном возрасте
(43%).
Не обсуждают содержание прочитанной сказки с ребенком (52%).
Чтение заменяют просмотром телепередач (39%).
Наблюдения
за
детьми
дошкольного
возраста,
позволяют
предположить,
что
чаще
всего
гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. В связи с этим
возникает
потребность
в
коррекции
эмоционально-поведенческих
проблем,
развитии
духовно-
нравственных качеств детей.
Вопросами эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста занимались и занимаются
многие зарубежные и отечественные ученые (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, З.Фрейд, А.И. Захаров).
Они предлагают разнообразные методы коррекции эмоциональных нарушений в поведении детей с
помощью разных средств, таких как игры, игрушки, изобразительная деятельность ребенка, музыка
и музыкально-пластическая деятельность, театр и в целом искусство. Однако самым, на наш взгляд,
эффективным и доступным для дошкольников средством является сказка.
Рассматриваемый нами в данной направлении вопрос – обучение и воспитание детей дошкольного
возраста
посредством
сказки
–
является,
на
наш
взгляд,
интересным
и
актуальным,
так
как
обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и
метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец), имеется наличие тайны и
волшебства. Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Встреча
со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости.
Использование данного средства в работе с детьми для нас стало возможным при применении
сказкотерапии — метода, использующего сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений
и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром.
Сказкотеррапия
–один
из
видов
здоровьесберегающих
технологий
и
является
инновационным
методом
в
работе
с
детьми.
Сказкотеррапия
–метод,
использующий
сказочную
форму
для
интеграции
личности,
развития
творческих
способностей,
для
расширения
сознания
и
совершенствования взаимодейсокружающим миром.душе.
Забота о Душе (в переводе греческого) – и есть терапия.
Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее
эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей.
Актуальность
и
новизна
комплексной
сказкотерапии
заключается
в
объединении
многих
методических,
педагогических,
психотерапевтических
приемов
в
единый
сказочный
контекст
и
адаптации их к психике ребенка. Необходимо подчеркнуть, что метод сказкотерапии применяется в
совокупности с другими методами и приемами воспитательно-образовательной работы.
Передо мной возникла проблема: Как использовать ресурсы сказок как средства и познавательно-
речевых способностей в формировании и развитии личности дошкольника?
С этой целью была разработан план по схеме темы самообразования на каждый месяц, до конца
учебного года. Это –проведение досуга «В мире доброты». Конкурс «Отгадайка», выставка «В гости к
доброму волшебнику»,проведение экскурсий в уголки книги по группам доу, также планируется
использовать цветные мнемотаблицы при помощи ИКТ. Далее открытый показ «Сказочное
путешествие»
Все
мероприятия
ориентированы
на
использование
в
таком
воспитательно-образовательном
процессе участие педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, родителе).При
взаимодействии
со
всеми
перечисленными,
сказки,
игры
и
упражнения
воздействуют
на
эмоционально-поведенческие проблемы детей, проведению с ними коррекции эмоционально — волевой
сферы, развитие их произвольного внимания и обучения процессу расслабления, поспособствуют
снижению
уровня
тревожности,
оптимизируют
познавательно-речевое
общение
детей
со
сверстниками.
Также планируется
применение сказкотерапии — метода, использующего сказочную форму для
коррекции
эмоциональных
нарушений
и
совершенствования
взаимоотношений
с
окружающим
миром,прогрессивного развития языковой личности ребенка дошкольного возраста. Кстати, можно
разработать
целый
цикл
занятий
и
предложить
детям
и
родителям.
Цикл
занятий
поможет
эффективно организовать работу по развитию устного словесного творчества, начиная с обучения
составлению
репродуктивно-творческих
импровизаций
по
содержанию
хорошо
знакомых
детям
сказок и последующего сочинения собственных сказок и их постепенной драматизации(это уже для
старших дошкольников)
План всех занятий разработан с учётом возрастных особенностей, будет проводится 1 раз в неделю
в
течении
всего
учебного
года.
Большое
значение
имеет
размещение
детей
в
комнате.
Сказкотерапия проводится по подгруппам, для детей 4-5 лет – 20 минут. Состав каждой из них не
должен превышать 12 человек. Как показывает опыт, именно в этом диапозоне эффекты групповой
сказкотерапии могут проявляться особенно ярко. Вместе с тем в группе не должно быть более
одного гиперактивного, раздрожительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.
Поставлена перед собой цель:
-гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых
качеств, творческих способностей, познавательно-речевых.
Для достижения цели
намечены следующие задачи:
-разработать
содержание
различных
форм
организации
работы
с
детьми
по использованию
Сказкотерапии;
-пополнить предметно-пространственную среду
-корректировать и развивать психомоторную сферу, коммуникативные навыки;
-развивать диалогическую, монологическую речь;
-расширять кругозор детей, формировать знания об окружающем мире
-воспитывать чувство доброты, взаимопомощь, сочувствие
-развивать воображение, мышление, память, внимание;
-содействовать сплочению детского коллектива
-укрепить союз «Ребенок-Родитель -Педагог»
Предполагаемый комплект подхода, обеспечивает развитие детей во всех пяти
взаимодополняющих образовательных областях:
-социально-коммуникативное развитие, -познавательное развитие ,речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие ,физическое развитие.
На родительском собрании будет обсуждение с родителями, выяснение возможностей, средств,
необходимых
для
реализации
такой
работы,
определение
содержания,
длительности
плана
и
участия в нем родителей.
С моей стороны будет изучение методической литературы по данной теме.
Основной этап реализации –это роль воспитателя в совместной деятельности с детьми при работе
со сказкой. Самое главное –это вовлечение ребенка в мир игры, сказки. Использовать можно буквально
все – песок, воду, крупу, мелкие игрушки, конструктор, бросовый материал, разные виды театров.
Вся
работа
будет
проходить
в
форме
игровых
занятий,
но
при
этом
сохраняются
элементы
познавательного и учебного материала с нетрадиционным подходом. Это значит, инициирование у
детей умения нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех
видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. по
принципу «от простого к сложному». Главное. чтобы ребенок понял смысл того, что хотели до него
донести.
Итак сказкотерапия (игры-занятия):
С использованием методик необходимо сделать диагностику, подготовить достачно материала, дополнить
уголки атрибутами, самостоятельная деятельность такжне предусматривается в сказкотеррапии,далее на
родительском
собрании
провести
треннинг
по
этой
теме,
нужно
добиться
чтобы
родители
стали
единомышленниками с педагогами по использованию сказкотерапии в работе с детьми, получили
необходимые знания по данной теме,
Введение элементов сказкотерапии в воспитательно-образовательный процесс привлекает
тем,
что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам
проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений,
поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Сказкотерапия
–
это
не
только
игра,
но
и
ненавязчивое
осуществление
поставленных
задач
педагогом. Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо
возвысить
его
духовно
и
приобщить
к
творчеству,
удовлетворить
его
внутренние
желания;
потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.
Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.
Таким
образом,
саморегуляция
своего
поведения,
повышение
самооценки,
самостоятельность,
переживания,
обогащение
новыми
чувствами
и
мотивами,
творческое
самовыражение
–
вот
неполный перечень особенностей личностного развития дошкольников, сформированных в процессе
использования сказкотерапии.
В соответствии с ФГОС, по завершению дошкольного образования, воспитанник должен соответствовать
Модели выпускника ДОУ.
Использование
в
воспитательно-образовательном
процессе
метода
сказкотерапии
позволяет
реализовать основной принцип сказкоторапии – целостное развитие личности.
Соблюдение определенных правил при работе со сказкой, желание родителей, усердие и неравнодушие
педагогов,
несомненно,
дадут
хорошие
результаты.
Педагоги,
работающие
с
детьми
–
это
творческие люди, которые постоянно что-то придумывают, стараются сделать мир детей краше и
интереснее. Поэтому, педагог, в принципе, и сам в состоянии придумать сказку для ребенка, главное
желание. И неважно, в стихах или прозе, важен
смысл сказки, важен результат. А если есть результат, значит все, что мы делаем для детей – это
не напрасно. Стоит всего один раз попробовать придумать самостоятельную сказку и желание
возвращается снова и снова.
«Пригласите в мир «СКАЗКИ» малыша
И он узнает, как «СКАЗКА» хороша
Проникнется и мудростью и добротой
И с чувством сказочным
Пройдет он жизненной тропой»