Напоминание

"Метод сказкотерапии - принцип целостного развития личности"


Автор: Гурнова Валентина Трофимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1467 Дошкольное отделение № 2
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Метод сказкотерапии - принцип целостного развития личности"
Раздел: дошкольное образование





Назад











ГБОУ Школа №1467

Дошкольное отделение №2

Сообщение для педагогов по теме самообразования

«Метод сказкотерапии-

основной принцип целостного развития личности»

Воспитатель: Гурнова Валентина Трофимовна
«Через сказку, фантазию, игру, Через неповторимое детское творчество - Верная дорога к сердцу ребенка. Сказка - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, И они забьют животворными ключами» В.Сухомлинский В последнее время в России произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Специалисты стали говорить о проблемах в воспитании духовно- нравственных качеств подрастающего поколения. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, компьютера, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает. А кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно? Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит о том, что ребенок должен быть всесторонне развит. ФГОС в дошкольном образовании нацелен на главный результат – социализацию ребенка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха, целостность развития личности. Но о таком развитии можно говорить только тогда, когда в ребенке развиты такие жизненно важные качества, как Доброта, Взаимопомощь, Сочувствие. Закладывать предпосылки данных качеств в самом раннем возрасте начинают родители, даря свою заботу и тепло, а продолжает педагогический коллектив детского сада.
Воспитатели и родители дошкольников довольно часто обращаются к педагогу-психологу с жалобами, что некоторые дети бывают агрессивными, плаксивыми, либо у них появилась излишняя тревожность, страхи. Проведя диагностику и наблюдение за детьми имеющие данные проблемы по следующим диагностическим методикам: «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С.Кауфмана; « Выявления наличия страхов» Захарова А.И.; «Тест тревожности» В.М.Астапова; и анкетирование родителей педагог-психолог выявила, что агрессия, тревожность и страхи занимают одно из наиболее важных мест в эмоционально-поведенческом развитии этих детей. Все это свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки (32%), у 42% детей отмечается высокий уровень тревожности, 24% детей высокий уровень агрессивности. Изучив научно-методическую литературу, результаты деятельности и опыт работы педагогов по данной проблеме учёные выяснили, что проявление детской агрессивности в данное время является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. Что касается тревожности у ребенка дошкольного возраста — то это то же самое, что и тревожность взрослого человека, то есть предчувствие грозящей опасности и связанного с этим дискомфорта и неблагополучия. По результатам анкетирование родителей
«
Сказка в жизни ребенка», выяснили, почему родители не читают детям книжки: Родители забывают об одной важной области в воспитании детей – умственной поддержки. Одним из главных способов этой поддержки это совместное чтение с ребенком, а как показали результаты анкетирования – регулярно читают лишь 22% родителей. Не знание родителями книг, которые можно и интересно читать ребенку в определенном возрасте (43%). Не обсуждают содержание прочитанной сказки с ребенком (52%). Чтение заменяют просмотром телепередач (39%). Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, развитии духовно- нравственных качеств детей. Вопросами эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие зарубежные и отечественные ученые (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, З.Фрейд, А.И. Захаров). Они предлагают разнообразные методы коррекции эмоциональных нарушений в поведении детей с помощью разных средств, таких как игры, игрушки, изобразительная деятельность ребенка, музыка и музыкально-пластическая деятельность, театр и в целом искусство. Однако самым, на наш взгляд, эффективным и доступным для дошкольников средством является сказка. Рассматриваемый нами в данной направлении вопрос – обучение и воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки – является, на наш взгляд, интересным и актуальным, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец), имеется наличие тайны и волшебства. Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Использование данного средства в работе с детьми для нас стало возможным при применении сказкотерапии — метода, использующего сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Сказкотеррапия –один из видов здоровьесберегающих технологий и является инновационным методом в работе с детьми. Сказкотеррапия –метод, использующий сказочную форму для
интеграции личности, развития творческих способностей, для расширения сознания и совершенствования взаимодейсокружающим миром.душе. Забота о Душе (в переводе греческого) – и есть терапия. Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей. Актуальность и новизна комплексной сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст и адаптации их к психике ребенка. Необходимо подчеркнуть, что метод сказкотерапии применяется в совокупности с другими методами и приемами воспитательно-образовательной работы. Передо мной возникла проблема: Как использовать ресурсы сказок как средства и познавательно- речевых способностей в формировании и развитии личности дошкольника? С этой целью была разработан план по схеме темы самообразования на каждый месяц, до конца учебного года. Это –проведение досуга «В мире доброты». Конкурс «Отгадайка», выставка «В гости к доброму волшебнику»,проведение экскурсий в уголки книги по группам доу, также планируется использовать цветные мнемотаблицы при помощи ИКТ. Далее открытый показ «Сказочное путешествие» Все мероприятия ориентированы на использование в таком воспитательно-образовательном процессе участие педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, родителе).При взаимодействии со всеми перечисленными, сказки, игры и упражнения воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, проведению с ними коррекции эмоционально — волевой сферы, развитие их произвольного внимания и обучения процессу расслабления, поспособствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют познавательно-речевое общение детей со сверстниками. Также планируется применение сказкотерапии — метода, использующего сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром,прогрессивного развития языковой личности ребенка дошкольного возраста. Кстати, можно разработать целый цикл занятий и предложить детям и родителям. Цикл занятий поможет эффективно организовать работу по развитию устного словесного творчества, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию хорошо знакомых детям сказок и последующего сочинения собственных сказок и их постепенной драматизации(это уже для старших дошкольников) План всех занятий разработан с учётом возрастных особенностей, будет проводится 1 раз в неделю в течении всего учебного года. Большое значение имеет размещение детей в комнате. Сказкотерапия проводится по подгруппам, для детей 4-5 лет – 20 минут. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Как показывает опыт, именно в этом диапозоне эффекты групповой сказкотерапии могут проявляться особенно ярко. Вместе с тем в группе не должно быть более одного гиперактивного, раздрожительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка. Поставлена перед собой цель: -гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств, творческих способностей, познавательно-речевых. Для достижения цели намечены следующие задачи: -разработать содержание различных форм организации работы с детьми по использованию Сказкотерапии; -пополнить предметно-пространственную среду -корректировать и развивать психомоторную сферу, коммуникативные навыки; -развивать диалогическую, монологическую речь; -расширять кругозор детей, формировать знания об окружающем мире -воспитывать чувство доброты, взаимопомощь, сочувствие -развивать воображение, мышление, память, внимание; -содействовать сплочению детского коллектива -укрепить союз «Ребенок-Родитель -Педагог»
Предполагаемый комплект подхода, обеспечивает развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: -социально-коммуникативное развитие, -познавательное развитие ,речевое развитие, художественно-эстетическое развитие ,физическое развитие. На родительском собрании будет обсуждение с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации такой работы, определение содержания, длительности плана и участия в нем родителей. С моей стороны будет изучение методической литературы по данной теме. Основной этап реализации –это роль воспитателя в совместной деятельности с детьми при работе со сказкой. Самое главное –это вовлечение ребенка в мир игры, сказки. Использовать можно буквально все – песок, воду, крупу, мелкие игрушки, конструктор, бросовый материал, разные виды театров. Вся работа будет проходить в форме игровых занятий, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного материала с нетрадиционным подходом. Это значит, инициирование у детей умения нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. по принципу «от простого к сложному». Главное. чтобы ребенок понял смысл того, что хотели до него донести. Итак сказкотерапия (игры-занятия): С использованием методик необходимо сделать диагностику, подготовить достачно материала, дополнить уголки атрибутами, самостоятельная деятельность такжне предусматривается в сказкотеррапии,далее на родительском собрании провести треннинг по этой теме, нужно добиться чтобы родители стали единомышленниками с педагогами по использованию сказкотерапии в работе с детьми, получили необходимые знания по данной теме, Введение элементов сказкотерапии в воспитательно-образовательный процесс привлекает тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Сказкотерапия – это не только игра, но и ненавязчивое осуществление поставленных задач педагогом. Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка. Таким образом, саморегуляция своего поведения, повышение самооценки, самостоятельность, переживания, обогащение новыми чувствами и мотивами, творческое самовыражение – вот неполный перечень особенностей личностного развития дошкольников, сформированных в процессе использования сказкотерапии. В соответствии с ФГОС, по завершению дошкольного образования, воспитанник должен соответствовать Модели выпускника ДОУ. Использование в воспитательно-образовательном процессе метода сказкотерапии позволяет реализовать основной принцип сказкоторапии – целостное развитие личности. Соблюдение определенных правил при работе со сказкой, желание родителей, усердие и неравнодушие педагогов, несомненно, дадут хорошие результаты. Педагоги, работающие с детьми – это творческие люди, которые постоянно что-то придумывают, стараются сделать мир детей краше и интереснее. Поэтому, педагог, в принципе, и сам в состоянии придумать сказку для ребенка, главное желание. И неважно, в стихах или прозе, важен смысл сказки, важен результат. А если есть результат, значит все, что мы делаем для детей – это не напрасно. Стоит всего один раз попробовать придумать самостоятельную сказку и желание возвращается снова и снова. «Пригласите в мир «СКАЗКИ» малыша И он узнает, как «СКАЗКА» хороша
Проникнется и мудростью и добротой И с чувством сказочным Пройдет он жизненной тропой»


В раздел образования