Напоминание

"Особенности развития и задачи воспитания и обучения детей старшей группы".


Автор: Султанова Эльмира Миннигараевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №18 г.Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Родительское собрание в старшей группе в форме круглого стола
Тема: "Особенности развития и задачи воспитания и обучения детей старшей группы".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родительское собрание

в форме круглого стола в старшей группе.

«Особенности развития и задачи

воспитания и обучения детей

старшей группы».

Воспитатель: Султанова Э.М.

21 сентября 2017 г.

Я предлагаю вам начать нашу встречу с простого упражнения. Перед вами лежат салфетки.

Они совершенно одинаковы: по цвету, форме, размеру, фактуре, количеству. Предлагаю

выполнить с салфеткой действия, по моему словесному указанию:

положите салфетку перед собой;

оторвите правый верхний угол;

теперь, оторвите левый нижний угол;

отрываем правый нижний угол;

отрываем левый верхний угол.

Складываем салфетку по диагонали и продолжаем эту последовательность, пока она

будет возможна.

Теперь раскроем салфетку и посмотрим, что у нас получилось?

-На что похожа ваша салфетка?

Я с вами согласна - на снежинку.

Посмотрите, есть ли совершенно одинаковые снежинки?

- Как вы думаете, почему? Ответы родителей.

Приходим к выводу, что одинаковых снежинок нет, потому, что каждый отрывал по -

своему: больше, меньше, под разным углом.

Наши дети тоже все разные и они повзрослели еще на один год. Скоро в школу. Как

сложится обучение ребенка в школе, во много зависит от нас с вами.

С первых дней школа предъявит ребенку «правила для обучающихся», которые ребенок

обязан выполнять.

Поэтому, уважаемые родители, обратите серьезное внимание на воспитание у детей:

а) послушания;

б) сдержанности;

в) вежливого отношения к людям;

г) умение культурно вести себя в обществе детей, взрослых.

«Старший дошкольный возраст – какой он? »

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника.

Воспитание 5-летних детей является качественно новой ступенью по сравнению с

воспитанием детей среднего дошкольного возраста, нельзя упускать эти возможности.

Успехи ребёнка в подготовительной группе или школе во многом будут зависеть от того,

насколько внимательно родители будут относиться к решению воспитательно-

образовательных задач в этом году.

Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни

и воспитания: они теперь включаются в систематическую и более сложную по

содержанию коллективную деятельность (игра, труд, обучение). И программа, и методы

обучения приобретают характер учебной деятельности.

Дети 6-го года жизни могут точно выполнять правила подвижной игры, более длительно

рассматривать книги, рисовать, лепить. В связи с этими особенностями

продолжительность образовательной деятельности теперь составляет не 20 минут, как в

средней группе, а 25-30 минут.

У 5-летних детей усиливается произвольное внимание. Благодаря более богатому детскому

опыту становится содержательным воображение. Всё это надо развивать как в детском

саду, так и дома.

Очень важно заботиться о развитии мышления и речи детей, необходимо отвечать на

детские вопросы, которые выражают интерес к причинно-следственным связям (почему?

зачем, выслушивать их рассказы о замыслах и стремлениях (что и как будут делать, во что

играть и т. д.) .

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Родители

являются примером для детей, поэтому, если родители несут позитивную информацию,

если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию

(личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка .

Выделяем 5 основных принципов влияния родителей на ребенка .

1. Родители являются основным источником жизненного опыта.

2. Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания .

3. Семья обеспечивает чувство безопасности ребенка во внешнем мире и исследовании

новых способов его освоения .

4. Общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных

взглядов, норм, установок и идей ребенка .

5. Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе .

Причиной серьезных нарушений поведения детей являются:

Борьба за внимание

Борьба за самоуважение

Потеря веры в собственный успех

Ребенку не хватает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и

эмоционального благополучия. Дети часто обижены на родителей. Причины могут быть

разными.

Тест для

родителей

«Я и мой ребёнок»

Могу и всегда так поступаю - А

Могу, не всегда так поступаю - Б

Не могу - В

Можете ли вы:

1. В любой момент оставить все

свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае неправоты?

1. В любой момент оставить все

свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае неправоты?

9. Всегда удерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить

ребенка?

10. Пообещать ребенку, исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет и вести себя так, как

захочет и не во что не вмешиваться?

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно

обидел другого ребенка?

13. Устоять против детских слез и просьб, если уверены, что это каприз, мимолетная

прихоть?

ИТОГО:

Ответ «А» оценивается в 3 очка.

Ответ «Б» оценивается в 2 очка.

Ответ «В» оценивается в 1 очко.

Результаты теста

От 30 до 39 очков. Ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не

только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживае-тесь

прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы

действуете правильно и можете надеяться на хороший результат.

От 16 до 30 очков. Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы

обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их

последовательно и целенаправленно. По-рой Вы чересчур строги, в других случаях –

излишне мягки; кроме того, Вы склон-ны к компромиссам, которые ослабевают

воспитательный эффект. Следу-ет задуматься над своим подходом в воспитании ребенка.

Менее 16 очков. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо

знаний, либо терпения, а возможно, и того и другого. Советуем Вам обратиться к помощи

специалистов, педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам

семейного воспитания.

Уважаемые родители, посещая группу, участвуя в ее деятельности, вы имеете

возможность больше узнать об интересах, пристрастиях, некоторых причинах поведения

своего ребенка.

У ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, когда кто-то из

членов его семьи принимает участие в жизни детского сада, даже если оно носит редкий и

непродолжительный характер.

Осознавая ценность активного участия родителей в жизни группы, мы ждем вас в качестве

партнеров, участников, содеятелей!

В этом учебном году мы продолжаем работать по программе « От рождения до школы». На

основе этой программы я составила программу на старшую разновозрастную группу.

Всё содержание работы основывается на образовательных областях. (слайд)

Здоровье;

Физическая культура;

Социализация;

Труд;

Безопасность;

Познание;

Коммуникация;

Чтение художественной литературы;

Художественное творчество;

Музыка.

Содержание психолого-педагогической работы в старшей группе

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей

охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение задач:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на

достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям

физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и

координации) ;

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными

движениями) ;

- формирование потребности в двигательной активности и физическом

совершенствовании.

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей

освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в

систему социальных отношений через решение задач:

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со

сверстниками и взрослыми;

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических

чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели

формирования положительного отношения к труду через решение задач:

- развитие трудовой деятельности;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его

результатам;

- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни

каждого человека.

Содержание образовательно области «Безопасность» направлено на достижение целей

формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования

предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение

задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы

ситуациях и способы поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы

поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве

пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для

человека и окружающего мира природы ситуациям.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей

развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через

решение задач:

- сенсорное развитие;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)

деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей

овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими

людьми через решение задач:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устно речи детей (лексической стороны, грамматического

строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и

монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы»

направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении

(восприятии) книг через решение задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных

преставлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия

и эстетического вкуса.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на

достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей

действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение

задач:

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,

художественный труд) ;

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству.

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели

развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через

решение задач:

- развитие музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству.

Дискуссия « Чему должны научится дети к концу года»

Все перемешивается в корзинке. Каждому родителю предлагается вытянуть 1 листочек с

вопросом: зачитать его вслух и ответить, ориентируясь на наблюдения за собственными

детьми.

Вопросы для родителей:

1. До скольки ваш ребенок может считать?

Умеет ли он правильно соотносить цифру с количеством предметов?

Знает ли состав чисел в пределах 10?

Умеет ли составлять и решать задачи?

2.Может ли ваш ребенок различать правую , левую руку , ногу? Как вы думаете?

3. На ваш взгляд , ваш ребенок ориентируется в частях суток?

4. Высказывает ли ваш ребенок желание послушать определенное литературное

произведение?

5. Может ли ваш ребенок назвать любимую сказку , прочесть стихотворение?

6. Ваш ребенок активно сопровождает речью свою деятельность?(в игре, быту)

7. Ваш ребенок умеет беречь живые объекты окружающего мира? Как он относится к

живым рыбкам, растениям?

8. Как вы думаете, может ли ваш ребенок рассказать о желании приобрести в будущем

определенную профессию?

9. Может ли ваш ребенок правильно назвать домашних и диких животных и их

детёнышей, место их обитания?

10 Знает ли народном декоративно-прикладном искусстве?

11. Может ли ваш ребенок правильно, разыгрывать обрывки из знакомых произведений?

Расскажите из домашних наблюдений?

12. Может ли ваш ребенок правильно держать ножницы? Сможет вырезать из квадрата –

круг, из прямоугольника – овал, предмет по контуру?

13. Что ваш ребенок больше всего любит рисовать и проявляет ли он интерес к этому виду

деятельности?

14. У вашего ребенка есть интерес к лепке? На ваш взгляд? Что лепит дома? Что лепит

дома?

15. Как вы думаете, научился ли ваш ребенок правильно и аккуратно принимать пищу?

16. Интересуется ли ваш ребенок звуками речи? Слышит ли первый звук? Сможет

придумать слово на заданный звук?

17. Сможет ли ваш ребенок сочувствовать обиженному и не соглашаться с действиями

обидчика?

18. Может ли ваш ребенок определить положение предметов в пространстве по

отношению к себе? (впереди – сзади, вверху – внизу).

19. Может ли рассказать о Родине, исторических памятниках?

20. Что ребёнок знает о планете Земля, о космосе?

После каждого высказывания одного родителя об умениях детей прошлого года, педагог

комментирует задачи обучения детей уже старшего возраста.

Примерные комментарии педагога.

- в старшей группе дети будут учиться считать в пределах 10(может и дальше);

- будут уметь правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

- дети 5-6 лет будут учиться сравнивать предметы на глаз(по ширине, высоте);

- в сравнении с прошлым возрастным этапом, дети будут размещать не 3-5 предметов, а 7-

10 предметов в порядке возрастания и убывания;

- будут знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки;

- дети старшей группы смогут назвать текущий день;

- будут учиться определять жанр произведения: учится запоминать любимых детских

писателей, будем побуждать интерес детей к объемным произведениям (которые читаются

по главам);

- старшие дошкольники будут учиться читать по ролям стихотворения и драматизировать

небольшие произведения.

« Наше расписание»

« Наш режим дня»

В заключении хочу поблагодарить вас за участие в нашем круглом столе!!!

Для того, чтобы мы могли уделить большее внимание тем или иным проблемам, прошу

вас ответить на вопросы анкеты

Уважаемый родитель!

Для нас очень важно Ваше мнение о работе детского сада.

1.Устраивает ли Вас работа нашего детского сада?

• устраивает полностью;

• устраивает частично;

• не устраивает совсем.

2. Ваш ребенок ходит в детский сад

• с удовольствием;

• через силу;

• чаще с удовольствием;

• редко с желанием.

3. Устраивает ли Вас работа педагогов в группе?

• устраивает полностью;

• устраивает частично;

• не устраивает совсем.

4. Как Вы считаете? Дети в детском саду

• получают интересные знания и навыки культурного поведения;

• получают, но недостаточно;

• не получаю ничего нового;

• получают вредную информацию;

• затрудняюсь ответить.

5. Ваша осведомленность о работе детского сада

• полная;

• частичная;

• вообще не имеете информации;

• предпочитаете не иметь информации, так как она меня расстраивает.

6. Информацию о детском саде Вы приобретаете

• из наглядной агитации детского сада;

• со слов других родителей;

• от воспитателя;

• на собраниях;

• от заведующей;

• не получаете.

7. Спокойно ли Вы уходите на работу, оставив ребенка в детском саду?

Оставьте, пожалуйста комментарии и предложения

по работе детского сада.

Благодарим за участие!



В раздел образования