Напоминание

"Использования дидактических игр при формировании у детей основ экологического воспитания"


Автор: Маганова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №443
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Использования дидактических игр при формировании у детей основ экологического воспитания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использования дидактических игр при формировании у детей

основ экологического воспитания

(Из опыта моей работы).

Воспитание экологической культуры – это важнейшие направления всестороннего развития

личности дошкольников. Сложная экологическая обстановка в мире вызывает необходимость

способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был

увлекательным

и

познавательным,

целесообразно

использовать

игры,

как

средство

формирования экологических знаний.

Среди

многообразия

игр

для

дошкольников

особое

место

принадлежит

дидактическим

играм. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучение детей, но в то же время

у них появляется воспитательное и развивающее влияние к игровой деятельности. Работая

над

темой

«

Использования

дидактических

игр

при

формировании

у

детей

основ

экологического

воспитания»,

мною

была

поставлена

цель:

формировать

у

ребенка

осознанное правильное отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают

ребенка и с которыми он знакомится в детстве, обогащать игровой опыт ребенка, повышая

тем самым влияние игры на его развитие.

Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:

учить устанавливать причинно следственные связи между живой и неживой природой;

формировать

экологическую

культуру

через

наблюдение,

игры,

исследования,

выставки,

беседы;

развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные и речевые умения;

закреплять

и

расширять

знания

детей

о

жизни

растений,

их

средой

произрастания,

о

животных, их средой обитания, о неживой природе, природоохранными мероприятиями.

Чтобы

реализовать

посредством

игры

задачи

экологического

образования,

нужен

тщательный отбор и анализ игрового материала. Поэтому в своей работе придерживалась

следующих требований, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для

экологического образования дошкольников:

1.

Игры

необходимо

подбирать

с

учетом

закономерностей

развития

детей

и

тех

задач

экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.

2.

Игра

должна

давать

ребенку

возможность

применять

на

практике

уже

полученные

экологические знания и стимулировать к усвоению новые.

3.

Содержание

игры

не

должно

противоречить

экологическим

знаниям,

формируемым

в

процессе другим видом деятельности.

4.

Предпочтение

отдается

тем

играм,

которые

позволяют

выполнить

не

только

задачи

экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития

дошкольников.

5.

Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования детей,

необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими играми. Это

позволит прогнозировать, на какой имеющий опыт ребенок будет опираться, какой новый

шаг произойдет в его развитии.

Исходя из возрастных особенностей детей, подбирала дидактические игры, обеспечивающие

развитие

личности

каждого

ребенка,

элементов

его

экологического

сознания,

а

также

углубляющие

и

закрепляющие

знания

о

живой

и

неживой

природе.

В

игру

включала

игрушки, разнообразный природный материал, использовала настольно печатные игры. Так

же

использовала

дидактические

игры,

активизирующие

движения,

сочетающиеся

с

решением умственных задач. Например: «Найди свою пару», «Найди свой домик», «Найди

такой же» и другие. Подобные игры полезны еще потому, что они предполагают различные

формы организации детей (групповой и подгрупповой).

Подбор и введение в педагогический процесс дидактических игр производила таким

образом,

чтобы,

опираясь

на

имеющийся

у

детей

опыт,

постепенно

и

последовательно

расширять представления детей о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания

для

решения

дидактических

игровых

задач,

развивать

и

совершенствовать

такие

мыслительные операции, как синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация. Для

удобства использования дидактических игр объединила их в три группы, в зависимости от

решаемых при их использовании задач. Дидактическая игра возбуждает у детей приятные

чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате их

усилия направляются на познавательную деятельность.

1 группа:

В

дидактической

игре

дошкольники

проявляют

творческую

деятельность,

к

которой

притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и другие,

а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов. К этой группе

можно отнести такие дидактические игры как «Живая – не живая природа», «Почему так

бывает»,

«Природное

и

рукотворное»,

«Кому,

что

нужно»,

«Соседи

на

планете»,

«Путешествия по временам года», «Живые цепочки», «Кто с кем дружит» и другие.

2 группа

Серия дидактических игр для восприятия эмоционально ценностного отношения к природе

включает в себя два блока:

Игры для развития эстетического восприятия природы (чувства прекрасного в природе,

эмоционального отношения к ней).

Игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

Можно

отнести

такие

дидактические

игры

как

«Хорошо

-

плохо»,

«Необычное

путешествие», «Природа благодарит и сердится», «Растения и животные красной книги»,

«Что было бы, если исчезли леса» и другие.

3 группа

Следующая группа дидактических игр - это приобщения к экологически ориентированной

деятельности.

К

этой

группе

можно

отнести

следующие

дидактические

игры:

«Скорая

помощь», «Кто к кормушке прилетел», «Помоги растениям», «Кому что нужно», «Служба

спасения»,

«Посади

растения»

и

другие.

Такие

игры

проводятся

по

подгруппам,

в

зависимости от уровня экологической образованности, степени овладения детьми трудовыми

навыками.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное,

сложное,

педагогическое

явление:

она

является

и

игровым

методом

обучения

детей

дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью,

и средством всестороннего воспитания ребенка

.



В раздел образования