Автор: Маганова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №443
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Использования дидактических игр при формировании у детей основ экологического воспитания"
Раздел: дошкольное образование
Использования дидактических игр при формировании у детей
основ экологического воспитания
(Из опыта моей работы).
Воспитание экологической культуры – это важнейшие направления всестороннего развития
личности дошкольников. Сложная экологическая обстановка в мире вызывает необходимость
способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был
увлекательным
и
познавательным,
целесообразно
использовать
игры,
как
средство
формирования экологических знаний.
Среди
многообразия
игр
для
дошкольников
особое
место
принадлежит
дидактическим
играм. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучение детей, но в то же время
у них появляется воспитательное и развивающее влияние к игровой деятельности. Работая
над
темой
«
Использования
дидактических
игр
при
формировании
у
детей
основ
экологического
воспитания»,
мною
была
поставлена
цель:
формировать
у
ребенка
осознанное правильное отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают
ребенка и с которыми он знакомится в детстве, обогащать игровой опыт ребенка, повышая
тем самым влияние игры на его развитие.
Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:
учить устанавливать причинно следственные связи между живой и неживой природой;
формировать
экологическую
культуру
через
наблюдение,
игры,
исследования,
выставки,
беседы;
развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные и речевые умения;
закреплять
и
расширять
знания
детей
о
жизни
растений,
их
средой
произрастания,
о
животных, их средой обитания, о неживой природе, природоохранными мероприятиями.
Чтобы
реализовать
посредством
игры
задачи
экологического
образования,
нужен
тщательный отбор и анализ игрового материала. Поэтому в своей работе придерживалась
следующих требований, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для
экологического образования дошкольников:
1.
Игры
необходимо
подбирать
с
учетом
закономерностей
развития
детей
и
тех
задач
экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
2.
Игра
должна
давать
ребенку
возможность
применять
на
практике
уже
полученные
экологические знания и стимулировать к усвоению новые.
3.
Содержание
игры
не
должно
противоречить
экологическим
знаниям,
формируемым
в
процессе другим видом деятельности.
4.
Предпочтение
отдается
тем
играм,
которые
позволяют
выполнить
не
только
задачи
экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития
дошкольников.
5.
Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования детей,
необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими играми. Это
позволит прогнозировать, на какой имеющий опыт ребенок будет опираться, какой новый
шаг произойдет в его развитии.
Исходя из возрастных особенностей детей, подбирала дидактические игры, обеспечивающие
развитие
личности
каждого
ребенка,
элементов
его
экологического
сознания,
а
также
углубляющие
и
закрепляющие
знания
о
живой
и
неживой
природе.
В
игру
включала
игрушки, разнообразный природный материал, использовала настольно печатные игры. Так
же
использовала
дидактические
игры,
активизирующие
движения,
сочетающиеся
с
решением умственных задач. Например: «Найди свою пару», «Найди свой домик», «Найди
такой же» и другие. Подобные игры полезны еще потому, что они предполагают различные
формы организации детей (групповой и подгрупповой).
Подбор и введение в педагогический процесс дидактических игр производила таким
образом,
чтобы,
опираясь
на
имеющийся
у
детей
опыт,
постепенно
и
последовательно
расширять представления детей о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания
для
решения
дидактических
игровых
задач,
развивать
и
совершенствовать
такие
мыслительные операции, как синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация. Для
удобства использования дидактических игр объединила их в три группы, в зависимости от
решаемых при их использовании задач. Дидактическая игра возбуждает у детей приятные
чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате их
усилия направляются на познавательную деятельность.
1 группа:
В
дидактической
игре
дошкольники
проявляют
творческую
деятельность,
к
которой
притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и другие,
а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов. К этой группе
можно отнести такие дидактические игры как «Живая – не живая природа», «Почему так
бывает»,
«Природное
и
рукотворное»,
«Кому,
что
нужно»,
«Соседи
на
планете»,
«Путешествия по временам года», «Живые цепочки», «Кто с кем дружит» и другие.
2 группа
Серия дидактических игр для восприятия эмоционально ценностного отношения к природе
включает в себя два блока:
Игры для развития эстетического восприятия природы (чувства прекрасного в природе,
эмоционального отношения к ней).
Игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.
Можно
отнести
такие
дидактические
игры
как
«Хорошо
-
плохо»,
«Необычное
путешествие», «Природа благодарит и сердится», «Растения и животные красной книги»,
«Что было бы, если исчезли леса» и другие.
3 группа
Следующая группа дидактических игр - это приобщения к экологически ориентированной
деятельности.
К
этой
группе
можно
отнести
следующие
дидактические
игры:
«Скорая
помощь», «Кто к кормушке прилетел», «Помоги растениям», «Кому что нужно», «Служба
спасения»,
«Посади
растения»
и
другие.
Такие
игры
проводятся
по
подгруппам,
в
зависимости от уровня экологической образованности, степени овладения детьми трудовыми
навыками.
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное,
сложное,
педагогическое
явление:
она
является
и
игровым
методом
обучения
детей
дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью,
и средством всестороннего воспитания ребенка
.