Автор: Бочкарёва Лариса Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №2
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: Рекомендации для педагогов
Тема: "Работа над словами с непроверяемой безударной гласной в корне слова"
Раздел: начальное образование
РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса
предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не про-
веряется правилами. Прочное усвоение их написания достигается путём упо-
требления в различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с
изучаемой темой урока. Научить ребёнка писать эти слова без ошибок – одна из
сложнейших задач, стоящих перед учителем.
В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую акту-
альность приобретает разнообразие форм и методов способствующих прочному
запоминанию правильного написания.
Среди
различных
компонентов,
формирующих
грамотность
учащихся,
значительное место отводится зрительной памяти. Особенно важен этот вид па-
мяти при усвоении слов непроверяемым написанием, так как зрительное вос-
приятие, зрительный образ слова лежит в основе запоминания. Поэтому не слу-
чайно, что при работе с трудными словами учитель широко использует картин-
ный словарь, сменные наборные полотна и т.п
Для закрепления же правописания чаще всего используется в работе со
словарными словами многочисленные упражнения, связанные с письмом под
диктовку, списыванием, переписыванием, работой с интерактивной доской и
т.д.
Первоначальные сведения о непроверяемых словах дети получают уже в
первом классе. В каждом из последующих классов количество таких слов, тре-
бующих запоминание и грамотного употребления в устной и письменной речи,
увеличивается.
Начиная со второго класса и в последующих классах словарные слова
можно группировать по темам: «Животные и птицы», «Орудия труда и маши-
ны», «Поле, сад, огород», «Название людей и профессий», «Родина» и другие.
Тематически учащиеся лучше запоминают слова словарика.
Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражне-
ний остаются диктанты. На уроках используются такие виды диктантов: зри-
тельный диктант с предварительным разбором. Картинный диктант, выбороч-
ный диктант, диктант с использованием загадок, диктант по памяти, диктант с
комментированием, творческий. Помимо словарных диктантов значительное
место в системе словарно- орфографических упражнений должны занимать
упражнения лексического характера. Учащиеся должны понимать изучаемое
слово, так и однокоренные ему слова и могли использовать это слово в речи в
соответствующему ему значении. Можно предложить учащимся следующие
упражнения:
1.Прочитайте и объясните значения каждого из однокоренных слов (зем-
ляника, земляничка, земляничник, земляничное).
2. Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый,
осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значением: а) моло-
дая осина; б) осиновый лес; в) гриб с красной или коричнево-красной шляпкой
и т.д.
Для закрепления правописания словарных слов слабо используется игра,
а ведь именно игра продолжает занимает ведущее место в жизни младшего
школьника, представляет для него наиболее интересный и увлекательный вид
деятельности. Можно использовать при работе со словарными словами следую-
щие игры.
1. Игра «Догадайся, что за слово».
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного
слова
о
о
ворона
о
о
сорока
о
о
молоко
2. Игра «Угадай слово».
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного
слова. Учащиеся записывают составленные слова. ГО (город, горох, гореть, го-
ризонт).
И наоборот, можно дать конец слова, учащиеся придумывают начало: …
суда, …реза, …сква.
3. Игра «Волшебные домики».
Играют две команды. На доске записаны в два столбика словарные слова
с пропущенными буквами.
лае..рь
т..традь
к..стер
с..рень
р..бята
св..бода
Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторка-
ми, на обратной стороне пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять
букву и вставить её на место пропуска в нужное слово. Выигрывает та команда,
которая быстрее откроет все окошки.
5. Игра «Собери слово». Пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.
6. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему:
«Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.
7. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их на-
писание и запишите по памяти в тетрадь.
8. Игра «Расшифруй слово».
2
10
13
6
20 (билет)
33 2
13 16 12 16 (ЯБЛОКО)
9. Игра «Ступеньки»
В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове
было на одну букву больше.
Берег Гореть Агроном и другие.
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах яв-
ляются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи
учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необ-
ходимым условием освоения учащимися курса родного языка: орфоэпии, орфо-
графии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи
вообще.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать
упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на
выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения
мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и
делают его правильным, точным и выразительным.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.
1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим
значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети пони-
мают неправильно или неточно.
2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых
грамматических
форм,
образование
которых
вызывает
у
детей
затруднения
(например, родительный падеж существительных множественного числа: нос-
ков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).
3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей ор-
фоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного
ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).
4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами
необходимо проводить словарно-орфографическую работу.
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она пла-
номерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случай-
ный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание
детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необ-
ходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, мож-
но легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Ра-
бота со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока
по любому предмету, а не только по русскому языку.
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах яв-
ляются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи
учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необ-
ходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфогра-
фии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи во-
обще.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать
упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на
выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения
мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и
делают его правильным, точным и выразительным.
Литература
1. А. В. Прудникова. О системе упражнений по лексике русского языка. "Русский язык
в школе", 1968, № 1. – С.??–??.
2. Аргунова В.И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей разви -
тия речи и обогащения словарного запаса учащихся // Материалы научно-практической кон -
ференции. - М.: Издательский дом "Первое сентября", 2004. – С.??–??.
3. Болтасева Т.А. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. -
1999. – № 8. – С.??–??.