Напоминание

"Работа над словами с непроверяемой безударной гласной в корне слова"


Автор: Бочкарёва Лариса Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №2
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: Рекомендации для педагогов
Тема: "Работа над словами с непроверяемой безударной гласной в корне слова"
Раздел: начальное образование





Назад




РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса

предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не про-

веряется правилами. Прочное усвоение их написания достигается путём упо-

требления в различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с

изучаемой темой урока. Научить ребёнка писать эти слова без ошибок – одна из

сложнейших задач, стоящих перед учителем.

В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую акту-

альность приобретает разнообразие форм и методов способствующих прочному

запоминанию правильного написания.

Среди

различных

компонентов,

формирующих

грамотность

учащихся,

значительное место отводится зрительной памяти. Особенно важен этот вид па-

мяти при усвоении слов непроверяемым написанием, так как зрительное вос-

приятие, зрительный образ слова лежит в основе запоминания. Поэтому не слу-

чайно, что при работе с трудными словами учитель широко использует картин-

ный словарь, сменные наборные полотна и т.п

Для закрепления же правописания чаще всего используется в работе со

словарными словами многочисленные упражнения, связанные с письмом под

диктовку, списыванием, переписыванием, работой с интерактивной доской и

т.д.

Первоначальные сведения о непроверяемых словах дети получают уже в

первом классе. В каждом из последующих классов количество таких слов, тре-

бующих запоминание и грамотного употребления в устной и письменной речи,

увеличивается.

Начиная со второго класса и в последующих классах словарные слова

можно группировать по темам: «Животные и птицы», «Орудия труда и маши-

ны», «Поле, сад, огород», «Название людей и профессий», «Родина» и другие.

Тематически учащиеся лучше запоминают слова словарика.

Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражне-

ний остаются диктанты. На уроках используются такие виды диктантов: зри-

тельный диктант с предварительным разбором. Картинный диктант, выбороч-

ный диктант, диктант с использованием загадок, диктант по памяти, диктант с

комментированием, творческий. Помимо словарных диктантов значительное

место в системе словарно- орфографических упражнений должны занимать

упражнения лексического характера. Учащиеся должны понимать изучаемое

слово, так и однокоренные ему слова и могли использовать это слово в речи в

соответствующему ему значении. Можно предложить учащимся следующие

упражнения:

1.Прочитайте и объясните значения каждого из однокоренных слов (зем-

ляника, земляничка, земляничник, земляничное).

2. Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый,

осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значением: а) моло-

дая осина; б) осиновый лес; в) гриб с красной или коричнево-красной шляпкой

и т.д.

Для закрепления правописания словарных слов слабо используется игра,

а ведь именно игра продолжает занимает ведущее место в жизни младшего

школьника, представляет для него наиболее интересный и увлекательный вид

деятельности. Можно использовать при работе со словарными словами следую-

щие игры.

1. Игра «Догадайся, что за слово».

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного

слова

о

о

ворона

о

о

сорока

о

о

молоко

2. Игра «Угадай слово».

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного

слова. Учащиеся записывают составленные слова. ГО (город, горох, гореть, го-

ризонт).

И наоборот, можно дать конец слова, учащиеся придумывают начало: …

суда, …реза, …сква.

3. Игра «Волшебные домики».

Играют две команды. На доске записаны в два столбика словарные слова

с пропущенными буквами.

лае..рь

т..традь

к..стер

с..рень

р..бята

св..бода

Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторка-

ми, на обратной стороне пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять

букву и вставить её на место пропуска в нужное слово. Выигрывает та команда,

которая быстрее откроет все окошки.

5. Игра «Собери слово». Пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.

6. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему:

«Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.

7. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их на-

писание и запишите по памяти в тетрадь.

8. Игра «Расшифруй слово».

2

10

13

6

20 (билет)

33 2

13 16 12 16 (ЯБЛОКО)

9. Игра «Ступеньки»

В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове

было на одну букву больше.

Берег Гореть Агроном и другие.

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах яв-

ляются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи

учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необ-

ходимым условием освоения учащимися курса родного языка: орфоэпии, орфо-

графии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи

вообще.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать

упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на

выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения

мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и

делают его правильным, точным и выразительным.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.

1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим

значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети пони-

мают неправильно или неточно.

2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых

грамматических

форм,

образование

которых

вызывает

у

детей

затруднения

(например, родительный падеж существительных множественного числа: нос-

ков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).

3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей ор-

фоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного

ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).

4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами

необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она пла-

номерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случай-

ный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание

детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необ-

ходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, мож-

но легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Ра-

бота со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока

по любому предмету, а не только по русскому языку.

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах яв-

ляются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи

учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необ-

ходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфогра-

фии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи во-

обще.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать

упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на

выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения

мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и

делают его правильным, точным и выразительным.

Литература

1. А. В. Прудникова. О системе упражнений по лексике русского языка. "Русский язык

в школе", 1968, № 1. – С.??–??.

2. Аргунова В.И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей разви -

тия речи и обогащения словарного запаса учащихся // Материалы научно-практической кон -

ференции. - М.: Издательский дом "Первое сентября", 2004. – С.??–??.

3. Болтасева Т.А. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. -

1999. – № 8. – С.??–??.



В раздел образования