Автор: Камышева Ирина Иннокентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "МБДОУ № 9 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Новой Оскол Белгородской области"
Наименование материала: Доклад
Тема: "Дидактические игры с использованием материала по краеведению как приём активизации умственных способностей детей"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"МБДОУ № 9 г. Нового Оскола Белгородской области"
Доклад на тему:
«Дидактические игры с использованием
материала по краеведению как приём активизации умственных
способностей детей»
(
педсовет «Развитие познавательных интересов дошкольников,
любознательности и познавательной мотивации на основе
социокультурных традиций Белгородской области)
Подготовила: Камышева И.И.
воспитатель МБДОУ № 9
г. Новый Оскол, 2017 г.
Доклад
«Дидактические игры с использованием
материала по краеведению как приём активизации умственных
способностей детей»
Камышева И.И.
Воспитатель МБДОУ № 9
Дошкольный возраст – это особенный период в жизни каждого человека.
Именно в этом возрасте начинается процесс социализации, устанавливается
связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром, закладывается
фундамент
здоровья.
В
период
дошкольного
возраста
ребенок
начитает
выходить
за
пределы
своего
маленького
мира,
закладываются
основы
социальных отношений ребёнка.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является
патриотическое
воспитание.
Ведь
формирование
отношения
к
стране
и
государству начинается с детства. Процесс познания у детей происходит в
предметно - наглядной, активной форме, когда ребёнок
непосредственно
видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создаёт у него более яркие,
эмоционально-насыщенные,
запоминающие
образы,
чем
те,
которые
предстают в книгах. Только любовь к России, к ее истории, культуре, к ее
народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с
любви к нашей малой родине.
Дошкольник каждый день открывает для себя богатый и разнообразный
мир.
Необходимо,
чтобы
это
открытие
стало,
прежде
всего,
познанием
человека,
чтобы
в
детский
ум
и
сердце
входила
красота,
доброта,
великодушие родного края. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и
душой любить свою малую родину, её культуру, испытывать чувство
национальной гордости. Но, чтобы научиться любить, надо хорошо знать
свой
родной
край.
Большое
значение
в
формировании
нравственно-
патриотических
чувств
у
дошкольников
имеет
создание
развивающей
предметно-пространственной
среды,
которая
должна
обеспечивать
возможность
общения
и
совместной
деятельности
детей
и
взрослых,
учитывать
национально-культурные,
климатические
условия,
в
которых
осуществляется
образовательная
деятельность;
учитывать
возрастные
особенностей
детей,
должна
быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной
и
безопасной. Проектирование культурно – образовательной среды базируется
на возможности организации различных видов детской деятельности:
-познавательно-исследовательской;
- коммуникативной;
- художественно – творческой;
-игровой;
- восприятие художественной литературы и фольклора.
Изучение малой родины играет основопологающее значение. Малая родина
– родной край - это не только географический объект. Это то общее, что
объединяет
людей
разных
национальностей
в
единую
территориальную
общность, делает его жителей представителями единого округа - горожанами,
односельчанами.
Краеведческая
работа
-
это
система
фундаментальных
знаний о русском народе, об особенностях быта и трудовой деятельности,
национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а также о
семье,
своей
родословной,
о
родном
крае
и
всем,
что
связано
с
ним.
Освещение роли и места известных личностей в истории края позволяет
осуществить
воспитанниками
идентификацию
себя
с
конкретными
историческими
деятелями.
Примеры
героизма
земляков,
чере з
персонификацию, помогают воспитанию патриотизма и гражданственности у
дошкольников. В
средней
группе
подобран материал о городе Новом
Осколе
и
о
Белгородской
области.
Материал
включает
сведения
об
историческом
прошлом,
о
современном
культурном
облике,
содержит
фотографии, макеты, альбомы и специальную литературу (художественную,
справочно-информационную, детскую). Широко представляется материал о
Белгородчине:
отображены
те
города
и
районы,
в
которых
развиваются
промыслы. Кроме этого, отмечаются районы, где развивались специфические
виды
промышленного
производства,
обусловленные
особенностями
природного
ландшафта.
Так
же
осуществляется
знакомство
детей
с
населёнными пунктами, связанными с именами знаменитых людей. В центре
краеведения размещены схемы-модели, символы для ознакомления с этими
городами,
карты. Элементами предметной сферы являются дидактические
игры по ознакомлению с родным краем.
В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное место
занимает
игра.
Через
игру
ребёнок
учится.
Она
значительно
расширяет
кругозор ребёнка, формирует у него характер, обостряет ум и эмоции. А
главное, что всё это происходит ненавязчиво, как бы само собой. Среди
разнообразных игр особое значение для детей дошкольного возраста имеют
дидактические игры.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально
созданные взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Они направлены
на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них
проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая
игра
является
действенным
приёмом
формирования
умственной активности дошкольников, в которой одновременно действуют
два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное.
Дидактическая
игра
представляет
собой
многоплановое,
сложное
педагогическое явление: она является игровым методом обучения для детей
дошкольного
возраста,
формой
обучения,
самостоятельной
игровой
деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка,
что подтверждено исследованиями многих отечественных педагогов (А.П.
Усова, В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская, Е О. Смирнова, А.И Сорокина,
А.К. Бондаренко и др.) и психологов (Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев и др.).
Широкое использование дидактических игр в дошкольном образовательном
учреждении
объясняется
тем,
что
они
наиболее
соответствуют
силам
и
возможностям
дошкольников,
т.к.
обучение
в
форме
игры
основано
на
стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее
законам.
Воспитательная и развивающая ценность обучения в форме дидактической
игры
заключается
в
содержании
и
направленности
на
решение
задач
нравственного воспитания:
положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни;
воспитание бережного отношения к объектам природы и
результатам труда людей;
толерантного отношения ко всем людям, воспитание уважения к
семье, к старшим;
приобщение к традициям родного края.
В образовательную деятельность нашей группы
включена
реализация
парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья!» которая, в полной
мере, способствует нравственному воспитанию дошкольников.
Программа направлена на познавательное развитие ребенка на основе
социокультурных традиций Белгородской области, с учетом индивидуальных
и
возрастных
особенностей
дошкольников,
потребностей
детей
и
их
родителей.
Программа является составной частью проекта «Создание региональной
системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС
дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья» авторы Серых Л.В.,
Репривцева Г.А ), разработана на основе требований ФГОС дошкольного
образования
и
предназначена
для
части
основной
образовательной
программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Для реализации данной программы в средней группе нашего детского сада
нами используется набор развивающих дидактических игр.
Особое
внимание
при
использовании
дидактических
игр
отводится
краеведческому материалу Новооскольского района.
С детьми проводиться постоянная работа:
* рассматривание флага и герба города Нового Оскола и Белгорода;
* чтение художественной литературы, соответствующей тематики;
* рассматривание иллюстраций, фотографий города Новый Оскол;
* рассматривание народных костюмов, традиций Белгородчины;,
* рассматривание иллюстраций животные и птицы Белгородчины;
* рассматривание архитектурных достопримечательностей.
Учитывая интересы детей к играм с пазлами, нами были предложены
дидактические
игры «Собери
Белгородскую
область»
и
«Наш
Новый
Оскол».
Эти игры знакомят детей с районами Белгородской области, с расположением
нашего района, с достопримечательностями города и области.
Игры учат
детей работать по образцу, учатся работать в коллективе. Воспитанники с
интересом и увлечением играют в эти игры.
Видя интерес детей к игре с пазлами, мы использовали дидактическую игру
«Мой город», поместив картинки с изображением старинных и современных
построек на кубики.
Цель
этой
игры,
ознакомление
детей
с
архитектурой
и
историей
малой
родины.
Игра
«Герб
района», мы предложили детям
карточки с изображением
гербов города Новый Оскола и Белгорода, так же в набор входят небольшие
карточки
с
изображением
архитектурных
построек
этих
городов.
Дети
должны
разложить
карточки
к
тем
городам,
в
которых
эти
объекты
расположены.
Дидактические
игры «Мой город»,
«Собери Белгородскую область»,
«Наш Новый
Оскол»,
«Животные моего района», «Птицы-рыбы-звери»,
«Лабиринты»,
«Герб
района»,
лото
«Животные
нашего
края»
дают
возможность организовать и интересно провести совместную деятельность
педагога с детьми по приобщению детей к истории и культуре родного края.
Знание своей истории поможет нашим воспитанникам в дальнейшем с
уважением и интересом относиться к культуре своего народа, своей страны.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их
жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть
потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время,
потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Список литературы
1.
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. –Москва:
ЦГЛ, 2005г.—256 с.
2.
«Белгородоведение» Парциальная программа для дошкольных
образовательных организаций /Т.М.Стручаева, Н.Д.Епанчинцева, и др.
– Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 16 с.
3.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам
русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое
пособие. -2-е издание, перераб. и доп.-СПб.: Детство-Пресс, 1999.
4.
Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т. 1, c.
197.
5.
Серых Л.В., Репривцева Г.А.Парциальная программа дошкольного
образования «Здравствуй, Мир Белогорья »
-Белгород: издательство БелИРО, 2015 г.- 36с.