Напоминание

"Дидактические игры с использованием материала по краеведению как приём активизации умственных способностей детей"


Автор: Камышева Ирина Иннокентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "МБДОУ № 9 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Новой Оскол Белгородской области"
Наименование материала: Доклад
Тема: "Дидактические игры с использованием материала по краеведению как приём активизации умственных способностей детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"МБДОУ № 9 г. Нового Оскола Белгородской области"

Доклад на тему:

«Дидактические игры с использованием

материала по краеведению как приём активизации умственных

способностей детей»

(

педсовет «Развитие познавательных интересов дошкольников,

любознательности и познавательной мотивации на основе

социокультурных традиций Белгородской области)

Подготовила: Камышева И.И.

воспитатель МБДОУ № 9

г. Новый Оскол, 2017 г.

Доклад

«Дидактические игры с использованием

материала по краеведению как приём активизации умственных

способностей детей»

Камышева И.И.

Воспитатель МБДОУ № 9

Дошкольный возраст – это особенный период в жизни каждого человека.

Именно в этом возрасте начинается процесс социализации, устанавливается

связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром, закладывается

фундамент

здоровья.

В

период

дошкольного

возраста

ребенок

начитает

выходить

за

пределы

своего

маленького

мира,

закладываются

основы

социальных отношений ребёнка.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является

патриотическое

воспитание.

Ведь

формирование

отношения

к

стране

и

государству начинается с детства. Процесс познания у детей происходит в

предметно - наглядной, активной форме, когда ребёнок

непосредственно

видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создаёт у него более яркие,

эмоционально-насыщенные,

запоминающие

образы,

чем

те,

которые

предстают в книгах. Только любовь к России, к ее истории, культуре, к ее

народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с

любви к нашей малой родине.

Дошкольник каждый день открывает для себя богатый и разнообразный

мир.

Необходимо,

чтобы

это

открытие

стало,

прежде

всего,

познанием

человека,

чтобы

в

детский

ум

и

сердце

входила

красота,

доброта,

великодушие родного края. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и

душой любить свою малую родину, её культуру, испытывать чувство

национальной гордости. Но, чтобы научиться любить, надо хорошо знать

свой

родной

край.

Большое

значение

в

формировании

нравственно-

патриотических

чувств

у

дошкольников

имеет

создание

развивающей

предметно-пространственной

среды,

которая

должна

обеспечивать

возможность

общения

и

совместной

деятельности

детей

и

взрослых,

учитывать

национально-культурные,

климатические

условия,

в

которых

осуществляется

образовательная

деятельность;

учитывать

возрастные

особенностей

детей,

должна

быть

содержательно-насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной,

доступной

и

безопасной. Проектирование культурно – образовательной среды базируется

на возможности организации различных видов детской деятельности:

-познавательно-исследовательской;

- коммуникативной;

- художественно – творческой;

-игровой;

- восприятие художественной литературы и фольклора.

Изучение малой родины играет основопологающее значение. Малая родина

– родной край - это не только географический объект. Это то общее, что

объединяет

людей

разных

национальностей

в

единую

территориальную

общность, делает его жителей представителями единого округа - горожанами,

односельчанами.

Краеведческая

работа

-

это

система

фундаментальных

знаний о русском народе, об особенностях быта и трудовой деятельности,

национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а также о

семье,

своей

родословной,

о

родном

крае

и

всем,

что

связано

с

ним.

Освещение роли и места известных личностей в истории края позволяет

осуществить

воспитанниками

идентификацию

себя

с

конкретными

историческими

деятелями.

Примеры

героизма

земляков,

чере з

персонификацию, помогают воспитанию патриотизма и гражданственности у

дошкольников. В

средней

группе

подобран материал о городе Новом

Осколе

и

о

Белгородской

области.

Материал

включает

сведения

об

историческом

прошлом,

о

современном

культурном

облике,

содержит

фотографии, макеты, альбомы и специальную литературу (художественную,

справочно-информационную, детскую). Широко представляется материал о

Белгородчине:

отображены

те

города

и

районы,

в

которых

развиваются

промыслы. Кроме этого, отмечаются районы, где развивались специфические

виды

промышленного

производства,

обусловленные

особенностями

природного

ландшафта.

Так

же

осуществляется

знакомство

детей

с

населёнными пунктами, связанными с именами знаменитых людей. В центре

краеведения размещены схемы-модели, символы для ознакомления с этими

городами,

карты. Элементами предметной сферы являются дидактические

игры по ознакомлению с родным краем.

В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное место

занимает

игра.

Через

игру

ребёнок

учится.

Она

значительно

расширяет

кругозор ребёнка, формирует у него характер, обостряет ум и эмоции. А

главное, что всё это происходит ненавязчиво, как бы само собой. Среди

разнообразных игр особое значение для детей дошкольного возраста имеют

дидактические игры.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально

созданные взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Они направлены

на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них

проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая

игра

является

действенным

приёмом

формирования

умственной активности дошкольников, в которой одновременно действуют

два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное.

Дидактическая

игра

представляет

собой

многоплановое,

сложное

педагогическое явление: она является игровым методом обучения для детей

дошкольного

возраста,

формой

обучения,

самостоятельной

игровой

деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка,

что подтверждено исследованиями многих отечественных педагогов (А.П.

Усова, В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская, Е О. Смирнова, А.И Сорокина,

А.К. Бондаренко и др.) и психологов (Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев и др.).

Широкое использование дидактических игр в дошкольном образовательном

учреждении

объясняется

тем,

что

они

наиболее

соответствуют

силам

и

возможностям

дошкольников,

т.к.

обучение

в

форме

игры

основано

на

стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее

законам.

Воспитательная и развивающая ценность обучения в форме дидактической

игры

заключается

в

содержании

и

направленности

на

решение

задач

нравственного воспитания:

положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни;

воспитание бережного отношения к объектам природы и

результатам труда людей;

толерантного отношения ко всем людям, воспитание уважения к

семье, к старшим;

приобщение к традициям родного края.

В образовательную деятельность нашей группы

включена

реализация

парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья!» которая, в полной

мере, способствует нравственному воспитанию дошкольников.

Программа направлена на познавательное развитие ребенка на основе

социокультурных традиций Белгородской области, с учетом индивидуальных

и

возрастных

особенностей

дошкольников,

потребностей

детей

и

их

родителей.

Программа является составной частью проекта «Создание региональной

системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС

дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья» авторы Серых Л.В.,

Репривцева Г.А ), разработана на основе требований ФГОС дошкольного

образования

и

предназначена

для

части

основной

образовательной

программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Для реализации данной программы в средней группе нашего детского сада

нами используется набор развивающих дидактических игр.

Особое

внимание

при

использовании

дидактических

игр

отводится

краеведческому материалу Новооскольского района.

С детьми проводиться постоянная работа:

* рассматривание флага и герба города Нового Оскола и Белгорода;

* чтение художественной литературы, соответствующей тематики;

* рассматривание иллюстраций, фотографий города Новый Оскол;

* рассматривание народных костюмов, традиций Белгородчины;,

* рассматривание иллюстраций животные и птицы Белгородчины;

* рассматривание архитектурных достопримечательностей.

Учитывая интересы детей к играм с пазлами, нами были предложены

дидактические

игры «Собери

Белгородскую

область»

и

«Наш

Новый

Оскол».

Эти игры знакомят детей с районами Белгородской области, с расположением

нашего района, с достопримечательностями города и области.

Игры учат

детей работать по образцу, учатся работать в коллективе. Воспитанники с

интересом и увлечением играют в эти игры.

Видя интерес детей к игре с пазлами, мы использовали дидактическую игру

«Мой город», поместив картинки с изображением старинных и современных

построек на кубики.

Цель

этой

игры,

ознакомление

детей

с

архитектурой

и

историей

малой

родины.

Игра

«Герб

района», мы предложили детям

карточки с изображением

гербов города Новый Оскола и Белгорода, так же в набор входят небольшие

карточки

с

изображением

архитектурных

построек

этих

городов.

Дети

должны

разложить

карточки

к

тем

городам,

в

которых

эти

объекты

расположены.

Дидактические

игры «Мой город»,

«Собери Белгородскую область»,

«Наш Новый

Оскол»,

«Животные моего района», «Птицы-рыбы-звери»,

«Лабиринты»,

«Герб

района»,

лото

«Животные

нашего

края»

дают

возможность организовать и интересно провести совместную деятельность

педагога с детьми по приобщению детей к истории и культуре родного края.

Знание своей истории поможет нашим воспитанникам в дальнейшем с

уважением и интересом относиться к культуре своего народа, своей страны.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их

жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть

потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время,

потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Список литературы

1.

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. –Москва:

ЦГЛ, 2005г.—256 с.

2.

«Белгородоведение» Парциальная программа для дошкольных

образовательных организаций /Т.М.Стручаева, Н.Д.Епанчинцева, и др.

– Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 16 с.

3.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам

русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое

пособие. -2-е издание, перераб. и доп.-СПб.: Детство-Пресс, 1999.

4.

Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т. 1, c.

197.

5.

Серых Л.В., Репривцева Г.А.Парциальная программа дошкольного

образования «Здравствуй, Мир Белогорья »

-Белгород: издательство БелИРО, 2015 г.- 36с.



В раздел образования