Напоминание

"Дидактические игры на уроках по ознакомлению с окружающим миром".


Автор: Колодинская Татьяна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа№11"
Населённый пункт: Московская область г.Балашиха
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дидактические игры на уроках по ознакомлению с окружающим миром".
Раздел: начальное образование





Назад




Дидактические игры на уроках по ознакомлению с окружающим

миром.

В

детстве

познание

мира

в

значительной

степени

осуществляется через

игры

.

В

течение

седьмого

года

жизни

игровая

деятельность

приобретает

все

более

серьезный

и

сложный

характер

.

Игра

не

только

развлечение

,

но

и

метод

,

при

помощи

которого

дети

знакомятся

с

окружающим

миром

.

Чем

меньше

дети

,

тем

чаще

игра

применяется

как

форма

образовательно

-

воспитательной

работы

с

ними

.

От

игры

к

учебной

деятельности

-

таков

основной

путь

,

который

проходит

в

своем

психологическом

развитии шестилетний

ребенок

.

Воспитатель

детского

сада

обязательно

играет

с

детьми

,

а

играя

обучает

.

Поэтому

и

в

школе

учитель

должен

следовать

правилу

,

обучать

играя

,

понимать

и

помнить

,

что

голова

маленького

ребенка

работает

лишь

тогда

,

когда

у

него

работает

ряд

органов

чувств

:

зрение

,

слух

,

осязание

и

т

.

д

.

Логические

операции

возникают

у

маленьких

детей

в

результате

практических

действий

.

Поэтому

игровые

моменты

должны

занимать

как

можно

большее

место

на

занятиях

с

шестилетними

первоклассниками

и

даже

во

втором

-

классе

школы

.

К

сожалению

не

всегда

учителя

и

родители

уделяют

достаточно

внимания

играм

шести

-

семилетних

детей

,

нередко полагая

,

что

игры

удел

маленьких

детей

.

Игры

можно

проводить

на

экскурсиях

,

включать

игровые

моменты

на

занятиях

,

но

особенное

целесообразно

их

проводить

на

прогулках

и

в

классе

во

второй

половине

дня

.

Дидактические

игры

,

применяемые

на

занятиях

,

помогают

детям

усвоить

качества

предметов

и

уточнить

представления

,

полученные

в

процессе

наблюдения

в

природе

.

Продолжительность

игры

с

шестилетними

детьми

до

20

минут

.

Для

ознакомления

шестилетних

учащихся

с

природой

могут

быть

использованы

,

разные

дидактические

игры

:

подвижные

,

на

открытом

воздухе

,

сюжетно

-

ролевые

и

бессюжетные

,

которые

,

как

правило

,

проводятся

в

классе

.

Проведение

игр

в

естественных

условиях

обычно

не

требует

специального оборудования

,

но

выбирая

место

для

игры

,

необходимо

,

чтобы

на

лугу

,

в

сквере

были

объекты»

с

которыми

учитель

хочет

познакомить

учащихся

,

причем

они

должны

быть

доступны

детям

для

наблюдения

.

Подбирать

надо

такие

игры

,

где

каждый

ребёнок

мог

бы

проявить

себя

.

Предлагаю

несколько

вариантов

таких

игр

:

УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ

Дидактическая

задача

. Узнавание растения по листу,

Игровые

действия

.

Назвать растение по листу и найти его в природе (воли

игра проводится на открытом воздухе)

Правило

.

Узнав растение, объяснить, как определил его.

Оборудование

.

Натуральные листья, опавшие с деревьев, кустарников,

желательно разной степени желтизны и багряности (в другое время годе пользоваться

карточками с изображением листьев или гербарием листьев разнообразной окраски).

Ход

игры

. Осенью на прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников (6-

8), встречающихся в сквере, на пришкольном участке. Показывая их детям, предложить,

узнать, с какого они дерева, и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями,

имеющими разнообразную окраску.

КТО ДАЛЬШЕ ПРОЙДЕТ

В игре могут участвовать 5-6 учеников, остальные наблюдают. Участники игры

становятся вдоль стартовой линии. Ведущий предлагает каждому припомнить как можно

больше названий деревьев и кустарников.

Содержание

игры

. Каждый из участников, идущий по очереди вперед от

линии старта, должен громко произносить при каждом шаге название дерева или куста.

Останавливаться нельзя. Как только участник игры, сделав шаг, не назовет дерева, он

должен остановиться и присесть. В игру включается другой ученик. Выиграет тот, который

пройдет дальше всех. Ведущий сопровождает каждого участника и следит, чтобы он не

замедлял шага.

Игра тренирует память детей. помигает запомнить названия деревьев и кустарников,

которые они увидели во время экскурсии.

ПРИМЕЧАНИЕ: Такие же игры можно проводить с другими частями растения: цветками,

плодами.

РАСТЕНИЙ ВОКРУГ НАС

Дидактическая

задача

. Группировка растений по месту произрастания и

по назначению.

Игровые

действия

. Массу карточек с изображением растений разделить на

группы по месту произрастания (сад, клумба, огород, поле, луг) и по значению (пищевые,

декоративные, лекарственные, ядовитые).

Правило

.

Сначала группируют всю массу карточек по одному признаку, например по

месту произрастания, и показывают детям для проверки. Затем эти же карточки группируются

по другому признаку (например, по значению).

Оборудование

.

Карточки с изображением упомянутых групп растений.

Ход

игры

.

Учитель выставляет карточки с растениями, принадлежащими к

определенным

группам, так , чтобы они хорошо были видны всем детям. Предлагает

вызванному ученику отобрать группы растений по определенному признаку. Отобранные

группы растений показать учителю и детям. Этот же ученик или другой среди той же массы

карточек- выбирает группы по другим признакам.

Примечание. Группировку растений можно проводить по времени цветения (весна, лето,

осень), по жизненной форме (дерево, кустарник, травянистое растение).

КТО САМЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ.

Дидактическая

задача

, Запомнить расположение предметов найти

изменения в их расположении.

Игровые

действия

.

Поиск изменений в расположении растений.

Правила. Смотреть, что убирает учитель, нельзя. .

Оборудование

. Для первой игры нужно 4-5 растений, идя последующих - 7-8.

Ход

игры

.

Комнатные растения ставятся на стол в один ряд. Всех детей, сидящих

полукругом, учитель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение,

затем закрыть глаза. В это время педагог меняет .растения местами. "А теперь откройте глаза

и скажите, что изменилось," - предлагает он, -"Какие растения представлены? Покажите, .где

они стояли раньше", / Дети показывают/.

НАЙДИ ДЕРЕВО

ПО СЕМЕНАМ

Дидактическая

задача

. Найди целое по частям.

Игровое

действие

. Бег к определённому предмету.

Правило

.

Бежать

к

тому

дереву,

от

которого

взяты

семена,

можно

по

сигналу.

Оборудование

.

Семена и плоды деревьев и кустарников,

которые сохраняются

зимой: липы, разных видов клёиа, ясеня, рябины и др.

Ход

игры

. Игра проводится зимой. Учитель раздаёт детям семена и просит всех

свободно передвигаться по поляне. По его сигналу каждый бежит к тому растению, семена

которого у него в руках. Чтобы дети не путали семена ясеня и клёна, обратить их внимание на

отличительные признаки: летучки у ясеня по парные. После игры можно рассмотреть и другие

отличительные признаки этих растений: окраску и строение ветвей, величину, поверхность,

окраску почек.

К НАЗВАНОМУ ДЕРЕВУ - БЕГИ!

Дидактическая

задача

.

Тренировка в быстром нахождении названного

дерева.

Игровые

действия

.

Убегать от водящего к названному дереву.

Правило

.

Учитель часто меняет название растений. Около названного растения

стоять долго нельзя. Можно перебегать к разным деревьям одного названия.

Ход

игры

.

Игра организуется как подвижная, типа " салок ". Учитель объясняет, что

водящий может

ловить только тех детей, которые не стоят у названого дерева. Педагог

называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки,

затем те,

которые похожи по внешнему виду, например тополь и осину, желтую акацию и рябину и др.

Все дети должны внимательно слушать,

какое дерево названо, и в соответствии с

этим

перебегать по сигналу. "'Раз, два, три - беги! "

Список литературы:

1.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой

М. : Просвещение, 1982.

2. Дрявгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.

М. : Просвящение, 2002.

3. Журкова Е. Н., Ильина Е. Я. Комнатные растения. М. : Просвящение, 2008.



В раздел образования