Напоминание

"Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации"


Автор: Козлова Наталия Михайловна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Тула, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Козлова Н.М., преподаватель профессиональных дисциплин

ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж», г. Тула

Организация

проектной

деятельности

в

образовательных

учреждениях

СПО

в

условиях

ФГОС

при

изучении

ПМ

04

Взаимодействие

с

родителями

(лицами

их

заменяющими)

и

сотрудниками образовательной организации

Принятие

ФГОС

СПО

поставило

перед

педагогами

профе ссиональных

образовательных организаций ряд проблем, среди которых выделяется формирование

общих и профессиональных компетенций.

Проблему формирования компетенций у студентов решает метод проектов. В России

метод проектов знали ещё в 1905 году, в тридцатые годы этот метод позабыли на полвека.

С развитием компетентностного подхода метод проектов переживает второе рождение,

так как проектная деятельность решает актуальные задачи образования:

развитие способности самостоятельно решать познавательные, коммуникативные и

организационные проблемы;

формирование компетентностей.

В ходе проектной деятельности решение задачи достигается через детальный анализ

проблемы,

который

завершается

практическим

результатом.

Решение

проблемы

предполагает практическое применение имеющихся и приобретённых знаний.

Метод

проектов

соединяет

теоретические

знания

с

практическим

опытом,

что

соответствует требованиям образовательных стандартов.

Подготовка

будущего

специалиста

к

творчеству

в

процессе

получения

им

профессионального

образования

в

учреждениях

СПО

должна

складываться

в

определенную систему обучения и прежде всего дидактическую.

Проектная

деятельность

студентов

и

преподавателей

техникума

направлена

на

совершенствование качества профессиональной подготовки специалистов, развитие у них

познавательного процесса и творческой познавательной активности.

В

Федеральных

государственных

образовательных

стандартах

среднего

профессионального образования отмечено, что образовательными учреждениями должны

быть

созданы

условия

для

максимального

приближения

программ

текущей

и

промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам

профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух

основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенции обучающихся.

Цель проектной работы – создать условия, при которых студенты самостоятельно и

охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся использоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и

практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

-

развивают

исследовательские

умения

(умения

выявления

проблем,

сбора

информации,

наблюдения,

проведения

эксперимента,

анализа,

построения

гипотез,

обобщения);

- развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции данной технологии:

- в центре внимания – студент, содействие развитию его творческих способностей;

- образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный

смысл для студента, что повышает его мотивацию в учении;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого студента

на свой уровень развития;

- комплексный подход в разработке проектов способствует сбалансированному

развитию основных физиологических и психических функций студента;

-

глубоко

осознанное

усвоение

базовых

знаний

обеспечивается

за

счет

универсального их использования в разных ситуациях.

Системы

действий

преподавателя

и

студента.

С

целью

выделения

действий

преподавателя и студентов предварительно важно определить этапы разработки проекта. К

настоящему

моменту

можно

выделить

следующие

стадии

работы

над

проектом:

разработка

проектного

задания,

разработка

самого

проекта,

оформление

результатов,

общественная презентация, рефлексия.

Методические рекомендации для студентов по подготовке проекта по

ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и

сотрудниками образовательной организации

«Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая

комплексных характер деятельности всех его участников по получению образовательной

продукции за определенный промежуток времени» (Хуторской).

Основные требования к проекту

1 .

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)

исследовательской,

информационной, практической.

Дальнейшая

работа

над

проектом

это

разрешение

данной

проблемы.

В

идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком.

Однако в роли заказчика может выступать и сам преподаватель (проект по подготовке

методических пособий для кабинета биологии), и сами студенты (проект, наце ленный на

разработку и проведение праздника).

Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных

задач, которую приходится решать педагогу-руководителю проекта вместе со студентами.

2.

Выполнение

проекта

начинается

с

планирования

действий

по

разрешению

проблемы,

иными

словами

с

проектирования

самого

проекта,

в

частности

с

определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в

которой

указан

перечень

конкретных

действий

с

указанием

выходов,

сроков

и

ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко

спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся.

Таким

образом,

отличительная

черта

проектной

деятельности

поиск

информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками

проектной группы.

4 .

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является

продукт.

В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы

для разрешения поставленной проблемы.

5

.

Подготовленный

продукт

должен

быть

представлен

заказчику

и

(или)

представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее

приемлемое средство решения проблемы.

То есть проект — это «шесть П»:

Проблема

Проектирование

(планирование)

Поиск

информации

Продукт

Презентация - Портфолио.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный

продукт!

Алгоритм работы над проектом

Этапы

Задачи

Деятельность

студентов

Деятельность педагога

1 . Подготовка

Определение темы, целей,

исходного положения. Выбор

рабочей группы.

Собирают информа-

цию. Получают при

необходимости

дополнительную

информацию.

Обсуждают задание.

Мотивирует студентов.

Объясняет цели проекта.

Помогает в постановке

целей. Наблюдает.

2.

Планирование

Анализ проблемы. Оп-

ределение источников,

способов сбора информации.

Постановка задач и выбор

критериев оценки ре-

зультатов. Распределение

ролей в команде.

Формируют задачи.

Уточняют информацию

(источники).

Вырабатывают план

действий.

Помогает в анализе и

синтезе (по просьбе).

Предлагает идеи (при

необходимости).

Наблюдает.

3. Принятие

решения

Сбор и уточнение ин-

формации. Обсуждение

альтернатив. Выбор

оптимального варианта.

Уточнение планов

деятельности.

Работают с информа-

цией. Проводят синтез

и анализ идей. Выпол-

няют исследование.

Наблюдает. Консультирует

4. Выполнение

Работа над проектом.

Оформление

Выполняют исследова-

ние и работают над

проектом. Оформляют

проект.

Наблюдает. Советует (по

просьбе). Косвенно

руководит деятельностью.

5. Защита

проекта.

Подготовка доклада;

обоснование

проектирования, объяснение

полученных результатов.

Коллективная защита проек-

та. Оценка.

Защищают проект. Уча-

ствуют в коллективной

оценке результатов

проекта.

Слушает, задает

целесообразные вопросы в

роли рядового участника.

6. Оценка

результатов

Анализ выполнения проекта,

достигнутых результатов

(успехов и неудач). Анализ

достижения поставленной

цели.

Участвуют в коллектив-

ном самоанализе про-

екта и самооценке.

Оценивает усилия,

креативность, неисполь-

зованные возможности,

потенциал продолжения

проекта. Направляет

процесс анализа.

Организация работы над проектом складывается из шести этапов.

Этап 1-й,

поиск или формулирование проблемы, которую необходимо решить.

Источниками проблемы могут быть:

- экскурсия на предприятие и анализ его деятельности, определение нерешенных проблем;

-

изложение

преподавателем

конкретной

социальной,

производственной

ситуации,

в

которой выявляется проблема;

- конкретная задача совершенствования учебного процесса (разработка методических и

дидактических средств, пособий, рекомендаций, материалов для самостоятельной работы

студентов, видеофильмов по отдельным вопросам и темам курса);

- заказ образовательного учреждения (ДОУ) на разработку определенной проблемы;

-

недостаточная

разработанность

определенной

научной

проблемы,

необходимой

для

решения практических задач.

Основная задача преподавателя на данном этапе — вывести студентов на осознание

проблемы, создать мотивацию к ее решению и получению конкретного результата —

продукта учебного проектирования.

Организация творческих групп для работы над проектом, осуществляется в условиях

парного

и

группового

проектирования.

Выбор

должен

быть

добровольным

или

альтернативным

один

из

предлагаемых

проектов.

Создаются

творческие

группы

разного характера в зависимости от вида проекта (творческие лаборатории, творческие

мастерские, семейные клубы и т.д.).

Этап 2-й, планирование работы над проектом. На данном этапе

определяются:

- возможные источники информации;

- способы сбора и анализа информации;

- способы представления результатов (отчет, конкретный продукт и т. д.);

- критерии оценки продукта;

- обязанности участников творческой группы.

Этап 3-й, поиск и сбор информации.

На этом этапе организуется исследовательская

деятельность

студентов

в

соответствии

с

планом.

Основное

требование

наличие

разнообразных источников информации, использование различных методов ее получения

(изучение литературы, анкеты, интервью, опросы, наблюдения, чтение и анализ средств

массовой информации, эксперимент и т.д.).

Этап 4-й, анализ информации.

На этом этапе осуществляется совместное обсуждение

полученных исходных материалов, разработка проекта.

Этап 5-й, оформление и представление (защита)

проекта.

Способы оформления

результатов

учебного

проектирования

зависят

от

его

вида

и

могут

быть

разными:

письменный

отчет,

издание

практических

рекомендаций

(компьютерный

вариант),

видеофильм, изготовление макета, и т.д. Отчет о работе представляется на занятии в

группе,

может

быть

также

устроена

открытая

защита

проекта

с

приглашением

специалистов-практиков, заказчиков.

Этап

6-й,

анализ

и

оценка

результатов

работы

над

проектом.

Данный

этап

обязательно должен включать в себя:

— групповую рефлексию авторов проекта;

анализ и оценку проекта другими студентами, преподавателями, экспертами.

Основные правила по использованию метода проектов:

-

не

следует

упрощать

идею

проекта,

смешивать

его

с

сообщениями,

тезисами,

рефератами; проект - это план, замысел, в результате которого авторы должны получить

что-то новое: программу, модель, изделие, сценарий;

-

метод

проектов

должен

использоваться

не

вместо

систематического

предметного

обучения, а как его органический компонент;

- необходимо обеспечение приоритетного базирования проектов на учебном предмете или

на нескольких учебных предметах;

-

определение

тематики

проектов

должно

вестись

с

учетом

учебных

ситуаций

по

конкретным дисциплинам;

- проекты должны обеспечивать возможность комплексного изучения различных тем

дисциплин, вокруг которых мобилизуется и концентрируется внимание студентов;

-

процесс

выбора

тем

проектов,

организация

самостоятельной

работы

студентов

и

презентация результатов выполнения проектов должны управляться педагогами;

- тематика проектов, выбираемых или предлагаемых студентам, должна обеспечивать

интегрирование знаний и умений из различных сфер знаний, техники, технологии и

творческих областей предстоящей деятельности студентов.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ

Вид проекта

Краткая характеристика процесса

По доминирующей деятельности студентов

Практико-

ориентированные

Изготовление

продукта,

который

можно

использовать

в

жизни

группы, техникума, города, семьи, отдельного человека. Нацелен на

социальные интересы самих участников или внешних заказчиков.

Исследовательские

Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка её с помощью

методов современной науки: социологического опроса, наблюдения,

эксперимента и т.д.

Информационные

Сбор, анализ и представление информации о каком-либо объекте,

явлении в виде реферата, видеоролика, альбома, плаката и т.п.

Творческие

Разработка альманахов, игр, сценариев, коллажей, рисунков, выста-

вок, музыкальных произведений. Максимально свободный подход к

оформлению результатов.

Ролевые

Подготовка

и

разыгрывание

спектакля,

принятие

на

себя

ролей

различных персонажей.

По комплексности

Монопроекты

Проводятся в рамках одного предмета или области знания, хотя

могут использовать информацию из других областей знаний.

Межпредметные

Выполняются во внеурочное время под руководством нескольких

преподавателей.

По характеру контактов

Внутригрупповые, внутриколледжные, региональные, межрегиональные, международные.

По продолжительности

Мини - проекты

Укладываются в одно занятие

Краткосрочные

Требуют выделения 3 – 5 дней

Недельные

Выполняются в ходе проектной недели

Годичные

Выполняется как в группах, так и индивидуально, во внеурочное

время.

Выход проектной деятельности и ее оценка.

Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная

задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько

выполнение

проекта

будет

увлекательным,

защита

проекта

презентабельной

и

убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально

значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Но чаще

всего

выбор

продукта

непростая

творческая

задача.

Проект

под

названием:

«Исследование

влияния

микроклимата

в

семье

на

внутренний

мир

детей»

может

завершиться

защитой

обыкновенного

реферата,

а

может

вылиться

в

увлекательную

подготовку Атласа.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

— Анализ данных социологического опроса;

— Атлас;

— Атрибуты «семейного государства»;

—План;

— Видеофильм;

— Видеоклип;

— Выставка;

— Газета;

— Журнал;

— Игра;

— Карта;

— Коллекция;

— Макет;

— Модель;

__ Мини – музей;

— Мультимедийный продукт;

— Оформление группы;

— Пакет рекомендаций;

— Письмо в ...;

— Праздник;

— Публикация;

— Путеводитель;

— Серия иллюстраций;

— Система детско – родительского самоуправления;

— Сказка;

— Справочник;

— Сравнительно-сопоставительный анализ;

— Статья;

— Сценарий;

— Учебное пособие;

--- Мини – музей;

— Экскурсия.

Оформление проектной папки

Проектная

папка (портфолио

проекта)

— один

из

обязательных

выходов

проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно

составленная проектная папка позволяет:

— четко организовать работу каждого участника проектной группы;

— стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над

проектом;

— объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

— судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его

выполнения;

— сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других

проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

1) паспорт проекта;

2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

3) промежуточные отчеты группы;

4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и

распечатки из Интернета;

5) результаты исследований и анализа;

6) записи всех идей, гипотез и решений;

7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;

8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и

способов их преодоления;

9) эскизы, чертежи, наброски продукта;

10) материалы к презентации (сценарий);

11) другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.

Записи студентов должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков

и аннотаций.

В день презентации проектов оформленная папка сдается в аттестационную комиссию.

Виды презентаций проектов

Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и более сложная, чем выбор

формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря,

весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным

учетом

индивидуальных

интересов

и

способностей

проектантов

артистических,

художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

— Деловая игра.

— Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного на основе информационных

технологий.

— Диалог исторических или литературных персонажей.

— Защита на квалификационном экзамене.

— Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...

— Инсценировка реального или вымышленного события.

— Научная конференция.

— Научный доклад.

— Отчет исследовательской экспедиции.

— Пресс-конференция.

— Путешествие.

— Ролевая игра.

— Спортивная игра.

— Экскурсия и другие.

Система оценки проектных работ

Критерии оценки выбраны, исходя из принципов оптимальности по числу (не более

7-10).

Критерии оценивают качество не столько презентации, сколько проекта в целом.

Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осмысления

проблемы, выдвижения идей и т.д.

Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.

Перечень критериев:

1) самостоятельность работы над проектом;

2) актуальность и значимость темы;

3) полнота раскрытия темы;

4) оригинальность решения проблемы;

5) артистизм и выразительность выступления;

6) как раскрыто содержание проекта в презентации;

7) использование средств наглядности, технических средств;

8) ответы на вопросы.

Первые четыре критерия — оценка проекта, последние четыре (т. е. № 5-8) — оценка

презентации.

Общеучебные умения и навыки,

формирующиеся в процессе проектной деятельности

1. Рефлексивные умения:

— умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

— умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

— умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая

знания из различных областей;

— умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

— умение запросить недостающую информацию у эксперта (преподавателя, консультанта,

специалиста);

— умение находить несколько вариантов решения проблемы;

— умение выдвигать гипотезы;

— умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

— умения коллективного планирования;

— умение взаимодействовать с любым партнером;

— умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

— навыки делового партнерского общения;

— умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

4. Менеджерские умения и навыки:

— умение проектировать процесс (изделие);

— умение планировать деятельность, время, ресурсы;

— умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

— навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

5. Коммуникативные умения:

— умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог,

задавать вопросы и т. д.;

— умение вести дискуссию;

— умение отстаивать свою точку зрения;

умение

находить

компромисс,

конструктивно

обсуждать

результаты

и

проблемы

каждого этапа;

— навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

6. Презентационные умения и навыки:

— навыки монологической речи;

— умение уверенно держать себя во время выступления;

— артистические умения;

— умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

умение отвечать на незапланированные вопросы.

Роль преподавателя

Проектная

деятельность

требует

от

педагога

не

столько

объяснения

«знания»,

сколько

создания

условий

для

расширения

познавательных

интересов

студентов, и на этой базе — возможностей их самообразования в процессе практического

применения знаний.

Именно

поэтому

преподаватель

руководитель

проекта

должен

обладать

высоким

уровнем

общей

культуры,

комплексом

творческих

способностей.

Авторитет

преподавателя

базируется

теперь

на

способности

быть

инициатором

интересных

начинаний.

Как именно педагогу предстоит создавать условия для развития студентов в ходе

проектной деятельности?

Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе

руководства проектом:

1 ) энтузиаст (повышает

мотивацию

учащихся,

поддерживая,

поощряя

и

студентов,

направляя их в сторону достижения цели);

2) специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких — не во всех! — областях);

3) консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);

4) руководитель (особенно в вопросах планирования времени);

5) «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту — тот, кто организует обсуждение

способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов;

тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);

6) координатор всего группового процесса;

7) эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Наиболее

сложным

является

вопрос

о

степени

самостоятельности

учащихся,

работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен

решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? В этом

плане нельзя отклоняться ни в одну сторону (брать все на себя), ни в другую (отдавать

работу на откуп студентов).

Педагог

перестает

быть

основным

источником

и

контролером

знаний,

он

становиться консультантом, организатором.

Может

быть

открытая

координация

проекта.

Здесь

важным

является

отказ

от

авторитарного

руководства,

работа

в

содружестве

со

студентами,

сохраняя

консультирующие функции, но, не навязывая свое решение. Со скрытой координацией

(возможны, главным образом, в телекоммуникационных проектах): координатор выступает

как

полноправный

участник

проекта

и

не

обнаруживает

свой

истинный

статус

преподавателя в период деятельности групп-участников. Свое влияние он осуществляет за

счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.

В целом при работе над проектом преподаватель:

-

помогает студентам в поиске источников, способных помочь

им работе над проектом;

-

сам является источником информации;

-

координирует весь процесс;

-

поддерживает и поощряет студентов;

-

поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы способствовать

продвижению студентов в работе над проектом.

-

реализует деятельностный подход;

-

обеспечивает личностно ориентированное профессиональное обучение;

-

реализует требования принципа проблемного обучения;

-

содействует

формированию

навыков

самостоятельности

в

мыслительной,

практической и волевой сферах;

-

обучает взаимодействию в групповой деятельности;

-

формирует целенаправленность, толерантность, ответственность, инициативность и

творческое саморазвитие;

-

содействует связи теории с практикой;

-

повышает мотивацию учения и труда;

-

учит способам самостоятельного познания;

-

формирует умения практического применения имеющихся знаний и умений;

-

учит

проектированию

деятельности,

проблематизации,

целеполаганию,

самоанализу

и

рефлексии,

поиску

надлежащей

информации,

выбору

технологии

изготовления продукта проектирования, проведению исследования, презентации процесса

своей деятельности и результатов проектирования.

Приступая к организации проектной деятельности, преподаватель должен ответить

на вопросы:

— какая проблема вызовет интерес у студентов?

— Сколько свободы дать студентам при принятии решений?

— Какие результаты можно ожидать?

— Сколько времени потребуется для выполнения проекта?

— Какие материалы потребуются для выполнения проекта?

— Какие знания будут необходимы?

Несмотря на то, что проектная методика предполагает самостоятельное решение

проблемы студентами, весьма эффективны методические рекомендации или инструкции, в

которых указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования,

требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной

оценки результатов проектирования. Иногда можно выделить алгоритм проектирования

или другое поэтапное разделение деятельности. Таким образом, создаётся информацион -

но-методический пакет проекта.

Студент:

— определяет цель своей деятельности;

— открывает новые знания;

— экспериментирует;

— выбирает пути решения возникающих проблем;

— несет ответственность за свою деятельность и т.д.

Тематика проектов по ПМ 04. Взаимодействие с родителями и сотрудниками

образовательного учреждения

1.

Золотая осень

2.

Зимушка – зима

3.

Весна – красна

4.

Буквы (для старших дошкольников)

5.

Кто живёт в море – океане?

6.

Наши верные друзья

7.

Земля – наш общий дом

8.

Лучше мамы нет на свете

9.

Мама, папа, я – спортивная семья

10. Мы с бабушкой моей – лучшие друзья

11. 7 + Я = СЕМЬЯ

12. Семейный клуб «Дружная семейка»

13. Главное – ВМЕСТЕ!

14. Новый год в нашей семье

15. Семейные традиции

16. Защитники Отечества

17. Нашей Армии – салют!

18. Папа – может!

19. Мы - будущие защитники Родины своей

20. Наша армия сильна!

21. Матрёшка – визитная карточка России

22. Я родился на Тульской земле

23. С чего начинается Родина

24. В мире сказки

25. Этих дней не смолкнет слава

26. Люди, прославившие Россию

27. Вместе весело играть

28. Мама, мамочка моя!

29. Тула – город – Герой!

30. Правила дорожного движения

31. Готовимся к школе

32. Будь здоров!

33. Полёт в космос.

34. Мой город – Тула (Алексин, Щёкино, Суворов или др.)

35. Зелёный патруль

36. Наш дом – природа.

37. Юные защитники природы.

38. Природа глазами ребёнка.

39. В гостях у сказки.

40. Её величество – сказка!

Проектная деятельность в работе ДОО с семьей

Согласно требованиям ФГОС ДО («Требования к условиям реализации основной

образовательной программы дошкольного образования»:

– необходимо создать условия для участия родителей (законных представителей) в

образовательной деятельности;

– обеспечить поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей,

охране и укреплении их здоровья;

наладить

взаимодействие

с

родителями

(законными

представителями)

по

вопросам

образования

ребенка,

непосредственного

вовлечения

их

в

образовательную

деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с

семьей

на

основе

выявления

потребностей

и

поддержки

образовательных

инициатив

семьи.

Внедрение новых стандартов переводит работу с родителями в новое русло –

русло

взаимодействия,

сотрудничества.

Совместное

творчество

детей

и

родителей

формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное

влияние

на

развитие

ребенка

и

приучает

его

сотрудничать.

Творческий

процесс

стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются его моторные навыки,

формируется

воображение,

раскрывается

творческий

потенциал.

Помимо

этого

совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение.

Приоритетной

функцией

сотрудничества

дошкольного

учреждения

и

семьи

являются приобщение родителей к нормативным компонентам дошкольного образования,

информирования

их

о

задачах,

содержании

и

методах

воспитания

в

детском

саду.

Передовыми педагогами-практиками понятие «сотрудничество» с родителями усиливается

понятием «взаимодействие» как категорией, отражающей процессы воздействия объектов

друг на друга, взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

Взаимодействие

универсальная

форма

движения,

развития,

определяет

существование и структурную организацию любой материальной системы.

Думается,

что

действенной

формой

повышения

воспитательной

культуры

родителей и модернизацией информационно-просветительской функции сотрудничества

может считаться один из методов активного обучения – метод проектов.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования

является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в

окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в

воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер

сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на

добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

Современные исследователи – психологи (В.П. Бедержанова, О.С. Газман, В.Г.

Маралов, В.А. Ситаров) отмечают: «Дошкольник еще не может быть субъектом, т.е.

автором,

творцом,

организатором

проектной

деятельности.

Он

нуждается

в

помощи

взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания,

принимают их».

По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти

ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым,

еще не известным ему.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к

родителям,

совместные

походы

в

библиотеку,

чтение

детских

познавательных

и

справочных изданий; поездок, походов; наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и

студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами

деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют,

мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно,

чтобы

взрослые

ничего

не

делали

за

детей,

не

мешали

их

возможности

проявлять

максимум

способностей,

самостоятельности,

инициативы

и

творчества.

Как

правило,

темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Но если

она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти

поддержку со стороны взрослых.

Задачи

обучения

проектной

деятельности

для

каждого

возраста

дошкольников

различны. Например, педагоги Л.С. Киселева, Г.С. Лагода и М.Б. Зуйкова в младшем

дошкольном возрасте определяют их как:

- вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль взрослого);

- активизация искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе со взрослым);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практический

опыт).

В старшем дошкольном возрасте это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-

развитие

умения

определять

возможные

методы

решения

проблемы

с

помощью

взрослого, а затем и самостоятельно;

-

формирование

умения

использовать

данные

методы,

способствующие

решению

поставленных задач;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной

беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте:

руководитель, участие на всех или отдельных этапах; консультант, материально-

техническая поддержка и др.

Становятся традиционными фестивали, выставки и конкурсы семейного проектирования.

Семейное

проектирование

шаг

к

повышению

компетентности

родителей

и

возможность продуктивного взаимодействия взрослых и детей.

Примерное распределение совместных проектных действий родителей и детей на

этапах проектирования.

Этапы проектирования

Действия родителей

Деятельность детей

Подготовительный

Формулируют проблемы,

определяют темы, цели (зачем) и

сроки.

Планируют предстоящие дела и

определяют средства.

Принимают участие в

обсуждении проблемы,

плана предстоящих дел,

определении средств

реализации.

Аналитический

Проводят совместный поиск

информации в литературе,

Интернете, обращаются за

помощью к специалистам.

Анализируют, дискутируют,

предлагают выбор модели –

аналога.

Составляют алгоритм действий,

Организуют

совместный поиск

информации. Задают

вопросы взрослым и

самостоятельно ищут

ответы. Отстаивают

свои позиции в

дискуссии, принимают

поручения,

распределяют обязанности и

поручения.

договариваются с

другими участниками

проектирования.

Основной

Привлекают детей к достижению

намеченного плана по заранее

разработанному алгоритму.

Реализуют основные совместные

действия (экскурсия, поход в

библиотеку, чтение литературы,

разучивание, рассматривание,

сравнение, согласование,

экспериментирование,

приобретение, оформление,

изготовление, беседы, обсуждения

и т.д).

Готовят сюрпризы и призы втайне

от других.

Проводят совместные и

индивидуальные репетиции.

Участвуют в экскурсии,

походе в библиотеку,

чтении литературы,

беседах, обсуждениях.

Готовят сюрпризы,

обращаются за

помощью тогда, когда

невозможно сделать

самостоятельно что-

либо.

Презентационный

В обусловленный срок участвуют в

представлении (участниками

проекта и гостями) продукта

проектной деятельности.

Наряду со взрослыми

участвуют в

представлении

(участниками проекта и

гостями) продукта

проектной деятельности

на равных.

Рефлексивный

Задают вопросы: Что получилось?

Получилось ли то, что хотелось?

Узнали ли мы что-нибудь новое?

Что нас удивило и порадовало? Что

нам понравилось больше всего?

Что нужно изменить в следующий

раз?

Отвечают на вопросы и

задают их. Намечают

темы следующих

проектов.

Алгоритм разработки проектов (по Е.С. Евдокимовой)

Этапы

Задачи

Деятельность

проектной группы

Деятельность

научно-

методической

службы

Начальный

Определение проблемы

(темы). Выбор группы

участников.

Уточнение имеющейся

информации, обсуждение

задания.

Мотивация

проектирования,

объяснение

цели проекта.

Планирование

Анализ проблемы.

Формирование задач,

Помощь в

Определение источников

информации. Постановка

задач и выбор критериев

оценки результатов.

Распределение ролей в

команде.

накопление информации.

Выбор и обоснование

критерии успеха.

анализе и

синтезе (по

просьбе

группы).

Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение

информации. Обсуждение

альтернатив. Выбор

оптимального варианта.

Уточнение планов

деятельности.

Работа с информацией.

Синтез и анализ идей.

Наблюдение,

консультации.

Выполнение

Выполнение проекта.

Работа над проектом, его

оформление.

Наблюдение,

советы (по

просьбе

группы).

Оценка результатов

Анализ выполнения

проекта, достигнутых

результатов

(успехов и неудач).

Участие в коллективном

анализе проекта и

самооценке.

Наблюдение.

Направление

процесса

анализа

(если

необходимо).

Защита проекта

Подготовка к защите.

Обоснование процесса

проектирования.

Объяснение полученных

результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие

в коллективной оценке

результатов проекта.

Участие в

коллективном

анализе и

оценке

результатов

проекта.

Освоение проектных действий детьми дошкольного возраста.

Этап проектной

деятельности

Возраст

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Подготовительный

Интегрирующее

начало, отвечающее

потребностям детей.

Обозначение взрослым

проблемы.

Выделение (взрослым

или ребенком) проблемы,

отвечающей

потребностям обеих

сторон.

Выделение

проблемы (детьми

либо взрослыми),

отвечающей

потребностям

детей или обеих

сторон.

Целеполагания

Определение

взрослыми цели

проекта, его мотивация.

Совместное определение

цели проекта,

предстоящей

деятельности.

Прогнозирование

Самостоятельное

определение

детьми цели

проекта, мотива

предстоящей

результата.

деятельности.

Прогнозирование

результата.

Планирования

Привлечение детей к

участию планирования

деятельности и

реализации

намеченного плана.

Планирование

деятельности детьми при

незначительной помощи

взрослых, определение

средств и способов

реализации проекта.

Планирование

деятельности

детьми (при

возможном

участии

взрослого, как

партнера),

определение

средств

реализации

проекта.

Исполнительский

Совместное движение

взрослых и детей к

результату: «делание

вместе по образцу»,

выполнение отдельных

несложных поручений.

Выполнение детьми

проекта,

дифференцированная

помощь взрослых.

Выполнение

детьми проекта,

творческие споры,

достижения

договоренности,

взаимообучение,

взаимопомощь.

Презентационный

Представление

продукта проектной

деятельности.

Представление продукта

проектной деятельности.

Представление

продукта

проектной

деятельности.

Рефлексивный

Совместный анализ

выполнения проекта,

осмысление результата.

Обсуждение результата,

хода работы, действий

каждого, выяснения

причин успехов и неудач.

Обсуждение

результата хода

работы, действий

каждого,

выяснения причин

успехов и неудач.

Проектировочный

Совместно с детьми

определение перспектив

проектирования.

Определение

перспективы

развития

проектирования.

Консультация для педагогов ДОО

«Особенности организации проектной деятельности с родителями. Критерии

взаимодействия ДОО с семьёй».

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей»

В.А. Сухомлинский

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о

дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед

детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного

развития ребенка».

Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью

удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое

образовательное пространство, возможно только при условии разработки нового

взаимодействия ДОУ и семьи.

Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие

диалогических отношений «педагог – семья». В организации работы с родителями

использование современных методов общения (игровое взаимодействие родителей и

детей в различной детской деятельности, участие родителей в подготовке и проведении

праздников, совместные досуги, совместные проекты, вернисажи, выставки семейных

коллекций, совместные походы, экскурсии и др.) становятся актуальней с каждым днём.

Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активным в воспитании

ребенка. Суть таких форм взаимодействия в установлении неформальных контактов с

родителями, привлечение их внимания к детскому саду. В новых формах взаимодействия с

родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной

подобных форм является то, что родители становятся активными участниками

воспитательно – образовательного процесса в детском саду.

Проектная деятельность с участием родителей на сегодняшний момент является

интересным дополнением, к хорошо зарекомендовавшим и часто используемым формам

общения с семьёй. В чём состоит её привлекательность? В чём особенности организации

и проведения? Рассмотрим подробнее эти вопросы.

Во-первых, проектная деятельность – одна из форм организации воспитательно-

образовательной работы, повышения компетентности родителей и педагогов, качества

образования.

Темы проектов выбираются с учётом интересов родителей, а также согласуются с

содержанием программы, возрастными возможностями детей;

Проект всегда содержит: цели и средства, сроки выполнения, программу действий,

которые обговариваются с родителями заранее.

Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество детей, родителей и

педагогов.

Воспитателю отводится роль куратора, помощника, консультанта.

В рамках проекта родители имеют возможность повысить свою компетентность в

различных вопросах развития, воспитания и обучения детей, приобрести конкретные

навыки и умения, которые затем смогут применить самостоятельно в домашних условиях.

В ходе участия в проектах родители получают представления об особенностях

образовательного процесса в детском саду.

В ходе проектов родители реализуют свой творческий, организаторский потенциал,

что положительно влияет на создание особой творческой атмосферы в группе, повышает

интерес других семей к происходящему.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним

важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от

уровня сотрудничества между детским садом и родителями. Рассматриваемая форма

работы может способствовать этому.

Работу с семьёй невозможно построить должным образом, не оценив состояние

взаимодействия в каждой возрастной группе.

Критерии взаимодействия ДОО с семьёй

Оценка состояния взаимодействия ДОУ и семьи рассматривает три уровня:

высокий, средний и низкий.

Высокий уровень организации взаимодействия ДОО с семьей:

отсутствие формализма в организации работы с семьей;

учет социального запроса (интересы, потребности) родителей в планировании

работы ДОУ;

социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о

составе семьи, образовании родителей и т.д.)

использование разнообразных форм работ с семьей: индивидуальных,

коллективных, наглядно-информационных, поиск и внедрение в практику новых

нетрадиционных форм работы с семьей);

стремление к диалогу при организации работы с родителями;

выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта по

взаимодействию с семьей, передового опыта семейного воспитания;

«открытость» ДОО для родителей;

Средний уровень организации взаимодействия ДОО с семьей:

стремление администрации и педагогического коллектива к активному

взаимодействию с семьями воспитанников;

минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей;

изучение социального профиля семей родителей (без активного использования

полученных данных в работе);

сочетание использования во взаимодействий с семьей традиционных и

нетрадиционных форм работы;

организации открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни;

отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его

распространение среди родителей других воспитанников;

Низкий уровень организации взаимодействия ДОО с семьей предполагает:

формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;

отсутствие учета в работе интересов и потребностей родителей;

изучение социального профиля семей воспитанников (без использования

полученных данных в работе);

бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с

семьей;

организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников;

отсутствие изучения передового семейного опыта и его распространения среди

других родителей воспитанников;

отсутствие методической работы по повышению профессиональной

компетентности педагогов по взаимодействию с семьей;

неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей,

стремление подменить общение с родителями материалами различных стендов.

Определение такого уровня взаимодействия ДОО с семьями воспитанников,

позволяет обратить внимание на вопросы, требующие существенной доработки по данной

теме. Такой правильный подход может способствовать повышению эффективности

общения ДОО и семьи.

Нормативно-правовое и методологическое обеспечение проекта

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты

среднего

профессионального образования по специальностям;

Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня

2013г. № 464 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования

Используемая литература:

1. А.А. Темербекова, В.В.Бондарь Информационная компетентность личности учителя как

социально - педагогическая проблема: монография.- М.: МГУП, 2008.-193с.

2. О.Б. Читаева, А.А. Володарская, О.Ю. Гордеева, А.А. Полумордвинова Новые

профессии и специальности (социологическое исследование).- М.: НИИРПО, 2008.-52с.

3. Качество среднего профессионального образования (проблемы и пути обеспечения).

Научно - методический сборник. – М.: ИПРСПО. 2008.- 60 с.

4. Л.Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике».

Издательство «Творческий центр Сфера » - Москва, 2013

5. А.А. Майер, О.И. Давыдова «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского

сада». Издательство «Творческий центр Сфера » - Москва, 2015

6. В.С. Гайнуллова, Е.М. Зотова «Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества

и партнерства». Издательство «Творческий центр Сфера » - Москва, 2014

7. Конягина Л.Н. «Положение семьи и детства в современной России». /Неизвестный

Макаренко/ сост. С.С. Невская. М.,1999

8. Зверева О.Л. Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» /Методический

аспект/ – М, 2005

9. Дуброва В.П. «Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи»

Минск 1997



В раздел образования