Напоминание

"КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ"


Автор: Селиверстова Виктория Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Демиховский лицей"
Населённый пункт: д. Демихово
Наименование материала: статья
Тема: "КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ"
Раздел: среднее образование





Назад




КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Актуальность: в рамках ФГОС помимо предметных и метапредметных результатов требуется

освоение личностных результатов.

Практическая значимость: моя работа поможет учителям русского языка достичь высокого

уровня освоения личностных результатов.

Цель: расширение понятия о компетентностном подходе в обучении русскому языку.

При составлении рабочей программы у меня возникла трудность: личностный результат – что

это? Как его достичь?

Я

задалась

вопросом:

как

на

уроке

русского

языка

достичь

высокого

уровня

освоения

личностных результатов.

Современный

этап

развития

методики

преподавания

русского

языка

и

литературы

характеризует новые подходы к определению целей обучения. Всё шире входит в лексикон

понятие «компетенция».

Прежде

чем

подробно

говорить

о

компетенции,

необходимо

дать

определение

данному

понятию.

Устоявшегося определения для содержания понятия «компетенция» до сих пор нет. Тем не

менее, большинство авторов связывает компетентность с эффективным выполнением какой-

либо деятельности или действия.

Компетениция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, уменний, навыков,

способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и

процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к

ним. (А.В. Хуторский)

Компетенция – круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. (С.И. Ожегов)

Компетенция – готовность

субъекта

эффективно

организовать

внутренние

и

внешние

ресурсы для постановки и достижения цели. (Герман Селевко)

В

Глоссарии

терминов

Европейского

фонда

образования

(ЕФО,

1997)

компетенция

определяется так:

1.

Способность делать что-то хорошо или эффективно.

2.

Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.

3.

Способность выполнять особые трудовые функции.

В

педагогическом

словаре

под

редакцией

Мижериковой

В.А.

мы

находим

похожее

определение: Компетенция – возможность установления субъектом деятельности связи между

знанием

и

ситуацией,

или

способность

найти,

обнаружить

ориентировочную

основу

действий, процедуру, необходимую для разрешения проблемы в конкретной ситуации.

Компетентность следует отличать от традиционных знаний, умений и навыков.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а

умения разрешать проблемы по аналогии, возникающие в следующих ситуациях:

При освоении современной техники и технологии;

Во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;

В практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи,

горожанина, избирателя;

При выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном

учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;

При необходимости разрешать собственные проблемы жизненного самоопределения,

выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.

Рассмотрим виды компетенций:

1.

Ценностно-смысловые

Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его

способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою

роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и

поступков,

принимать

решения.

Данные

компетенции

обеспечивают

механизм

самоопределения

ученика

в

ситуациях

учебной

и

иной

деятельности.

От

них

зависит

индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в

целом.

Другими словами – это когда ребенок сам готов принимать решения. Он ставит цель и

достигает

ее.

Хорошим

примером

может

послужить

написание

сочинений,

участие

в

конкурсах, олимпиадах.

2.

Общекультурные

Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать

познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой

культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов,

культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль

науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-

досуговой

сфере,

например,

владение

эффективными

способами

организации

свободного

времени.

Сюда

же

относится

опыт

освоения

учеником

научной

картины

мира,

расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Общекультурные компетенции используются на уроке посредством связи русского языка с

другими

предметами.

Например,

анализируя

фрагмент

литературного

произведения,

мы

изучаем орфографические нормы русского языка, синтаксические конструкции, лексику на

примере историзмов, архаизмов. Узнаем традиции православного русского народа. Таким

образом, мы видим связь русского языка с литературой и историей. Еще один пример –

написание сочинений по картине. Связь с искусством.

3.

Учебно-познавательные

Это

совокупность

компетенций

ученика

в

сфере

самостоятельной

познавательной

деятельности,

включающей

элементы

логической,

методологической,

общеучебной

деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и

умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-

познавательной

деятельности.

По

отношению

к

изучаемым

объектам

ученик

овладевает

креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из

реальности,

владением

приемами

действий

в

нестандартных

ситуациях,

эвристическими

методами

решения

проблем.

В

рамках

данных

компетенций

определяются

требования

соответствующей

функциональной

грамотности:

умение

отличать

факты

от

домыслов,

владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных

методов познания.

Рассмотрим

пример

рефлексии.

Дети

должны

оценить

свою

деятельность

на

уроке

с

помощью фразеологизмов.

4.

Информационные

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер,

модем, копир) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ,

Интернет),

формируются

умения

самостоятельно

искать,

анализировать

и

отбирать

необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Данные

компетенции

обеспечивают

навыки

деятельности

ученика

по

отношению

к

информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в

окружающем мире.

В 21 веке компьютер стал не развлечением, а необходимостью.

Также эти компетенции мы можем рассмотреть на примере СМИ. Например, можно дать

детям задание при просмотре телевизора или просто в интернете найти ролики реклам с

орфоэпическими, грамматическими ошибками. Такой вид работы мы проводим на внеурочной

деятельности «Занимательный русский язык». Он развивает внимательность и закрепляет

нормы произношения.

5.

Коммуникативные

Включают

знание

необходимых

языков,

способов

взаимодействия

с

окружающими

и

удаленными

людьми

и

событиями,

навыки

работы

в

группе,

владение

различными

социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо,

анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в

учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов

коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках

каждого изучаемого предмета или образовательной области.

При создании газеты по русскому языку учитель делит класс на группы (например путем

жеребьевки, или исходя из того, на какую букву начинается имя или фамилия ученика:

гласная/согласная, мягкая/твердая). Внутри каждой группы дети сами должны выбрать лидера.

Далее мы наблюдаем связь с социально-трудовыми компетенциями.

6.

Социально-трудовые

Означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности

(выполнение

роли

гражданина,

наблюдателя,

избирателя,

представителя),

в

социально-

трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных

отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального

самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда,

действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и

гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в

современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Ученик, которого выбрали лидером, распределяет роли внутри группы.

7.

Компетенции личностного самосовершенствования

Освоение

способов

физического,

духовного

и

интеллектуального

саморазвития,

эмоциональной

саморегуляции

и

самоподдержки.

Реальным

объектом

в

сфере

данных

компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных

интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии

необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической

грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила

личной

гигиены,

забота

о

собственном

здоровье,

половая

грамотность,

внутренняя

экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной

жизнедеятельности личности.

На примере постановочных фотографий мы видим динамику улучшения поведения на уроке.

А каким способом этого можно добиться? Вот несколько нетрадиционных способов решения:

доска почета, стул размышлений, внезапное включение классической или релаксирующей

музыки.

Таким образом, используя все эти компетенции на уроке, мы получаем модель творческого,

успешного, готового к сложному учебному труду ученика.



В раздел образования