Напоминание

"Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста"


Автор: Мордвинкина Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Лукоморье" структурное подразделение им.П.А.Юдина
Населённый пункт: Волгоградская область, город Михайловка
Наименование материала: статья
Тема: "Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Арт-терапия - это метод оказания психологической поддержки посредством художественного

творчества.

Арт – терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит

удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.

Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.

Арт-терапия используется в качестве инструмента для обеспечения эмоционального

благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса.

Арт-терапия – это метод воздействия на человека с помощью рисования, танцев, сказок. Все

это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей.

Она способствует самовыражению:

застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха;

гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности.

Арт-терапевтические методы работы с детьми – это безопасный способ разрядки

разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык

подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает

утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.

Цель использования арт-терапии:

-формирование психологического здоровья детей;

психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;

-привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей развитию всех

психических процессов;

-развитие эмоционально-нравственного потенциала;

формирование умения выражать свои эмоции;

-развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия;

-развитие творческих способностей.

Арт-терапия включает множество направлений:

-музыкотерапия,

-сказкотерапия,

-танцетерапия,

-фототерапия,

изотерапия,

-цветотерапия,

-игротерапия,

-песочная терапия.

Музыкотерапия

Одно из направлений арт-терапии, реализуется при помощи музыки. Использование музыки

может быть активным и пассивным. Музыкотерапия помогает преодолевать внутренние

конфликты и достичь внутренней гармонии.

Предлагаем детям взять инструменты и попробовать сочинить музыку, соответствующую

настроению.

Инструменты: банки с водой и горохом, с мелкими и крупными камешками, с разными крупами,

с мелким и крупным песком, разные виды бумаги, деревянные и металлические ложки,

колокольчики, расчёски, резиновые шары, бусы.

Сказкотерапия

Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности ребенка. В работе со сказкой,

которая позволяет решить несколько задач одновременно развивать речь, внимание, память,

воображение, активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей,

побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к собственной внутренней позиции,

формированию собственных ценностных ориентаций. Сказка позволяет развить у детей умение

чувствовать и понимать другого, воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать,

порадоваться за другого, а также повышает самооценку детей, их уверенность в себе.

Формы работы в сказкотерапии:

Рассказывание сказок.

Сочинение сказок.

Постановка (разыгрывание) сказки

Сказочная имидж-терапия.

Сказочное рисование.

Изотерапия

Одно из направлений арт-терапии; развивающая работа с использованием методов

изобразительного искусства. Щадящая методика такой практики позволяет успешно

использовать изотерапию в работе и с маленькими детьми.

Изотерапия помогает ребенку понять самого себя,свободно выразить свои мысли, освободиться

от переживаний. Ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, выражает различные

эмоции.

Цветотерапия

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого

ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его

окружает.

Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства,

поэтому в своей работе необходимо применять упражнения цветотерапии, которые позволяют

снять напряжённость у детей, стабилизировать их настроение. Цветотерапия направлена на то,

чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости.

РАДУЖНАЯ СТРАНА»

Нужно расселить «жильцов» (мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев

разных по характеру, выражающих разные эмоции) в кружочки или домики разного цвета в

соответствии с представлениями ребенка об этом персонаже. Дети рассказывают почему

расселили игрушки именно так, придумывают про них истории. Можно включится в игру,

создав проблемную ситуацию: к счастливым, радостным жителям Желтой страны проникает

злой черный колдун. Можно предложить им реальную ситуацию: попадает не колдун, мальчик-

драчун. Дети придумывают невероятные истории. Т.е. работая с цветом, обязательно нужно

уточнить его психологические характеристики.

«ЦВЕТОК НАСТРОЕНИЯ»

Можно собраться в кружок, поприветствовать друг друга, рассказать о своем настроении, в

соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет лепестка и помещает

туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию

на другой лепесток, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом можно

провести беседу о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это

прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми,

уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен.

Игротерапия

Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в

основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром

— игра.

Цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для

него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных

жизненных ситуаций, "отыгрываемых" или моделируемых в игровом процессе.

Игра «Подарки».

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Игра проводится для дальнейшего сближения детей и воспитания дружеских,

доброжелательных отношений в группе. В ней создается такая игровая ситуация, в которой

каждый ребёнок может выбрать тот подарок, который ему хотелось бы получить. Все остальные

дети движениями изображают этот предмет; они как бы удовлетворяют желания друг друга. Эта

ситуация создает настроение праздничности и ожидания сюрприза.

Задача ребёнка в игре - передать движениями изображаемую игрушку, сделать это красиво и

выразительно. Решение такой задачи активизирует воображение детей, воспитывает

инициативу, подготавливает к принятию роли и воображаемой ситуации.

Игра "Мой страх".

Используется как прием частичного освобождения от страхов. Играем с 4-х лет.

Дети становятся в круг, руки свободны. Читают стихотворение В.Кудрявцевой "Страх",

сопровождая слова движениями, мимикой:

У страха глаза велики,

У страха не зубы – клыки.

Он всех ест и всё пьёт.

У страха желание есть

Схватить, укусить, даже съесть!

Трусишка придумает страх

И жалобно ахает: "Ах!"

А я ничего не боюсь:

Придумаю страх и смеюсь!

Песочная терапия.

Главное достоинство песочной терапии в том, что она позволяет реально создавать картину

мира в живом трёхмерном пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой

личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.

Игры с песком развивают мелкую моторику, улучшается память, воображение, координация.

Для общей активизации и развития сенсорно-моторной сферы детей можно использовать

следующие упражнения:

свободные движения по песку сверху вниз, слева направо,

правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок;

«Трудная дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что

ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).

«Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают

спиралевидный знак).

«Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию

«Чудовище на острове». Надо обойти чудовище и не коснуться его – оно может проснуться

(поставить или закопать в песок игрушку).

«Следы на песке». Сухой и мокрый песок, оставляем следы, делаем выводы.

«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить

солнце.

«Грустное дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли

свою листву.

«Легкий ветерок». Потихоньку дуем через трубочки для сока. Наблюдаем за песчинками.

Арт-терапевтические техники не имеют противопоказаний, безболезненны и не опасны,

приемлемы для детей и взрослых!

Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она

предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру

человека.

Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции,

помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную

позицию.

Арт-терапия оказывает эффективное действие на людей любого возраста. Она помогает

избавляться от негативных эмоций, повышает собственную самооценку, учит самостоятельно

находить выход из сложной ситуации, развивает творческие способности.

Начать занятия арт-терапией можно в любой момент, так как особой подготовки на это не

нужно. Различные методики применяются как индивидуально, так и в групповой терапии.

В арт-терапии множество различных методов, которые воздействуют на состояние человека,

оказывают психологическую помощь. В их основе находятся различные виды арт-терапии,

связанные с творческой деятельностью. Каждый может выбрать свой метод. Все они оказывают

хорошую помощь и при этом не требуют серьезных материальных затрат.

Если вы не можете справиться с агрессией или гневом, впали в уныние или просто хотите

поднять настроение, арт-терапия станет замечательным способом в решении ваших проблем.



В раздел образования