Автор: Мордвинкина Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Лукоморье" структурное подразделение им.П.А.Юдина
Населённый пункт: Волгоградская область, город Михайловка
Наименование материала: статья
Тема: "Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Арт-терапия - это метод оказания психологической поддержки посредством художественного
творчества.
Арт – терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит
удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.
Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.
Арт-терапия используется в качестве инструмента для обеспечения эмоционального
благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса.
Арт-терапия – это метод воздействия на человека с помощью рисования, танцев, сказок. Все
это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей.
Она способствует самовыражению:
застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха;
гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности.
Арт-терапевтические методы работы с детьми – это безопасный способ разрядки
разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык
подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает
утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.
Цель использования арт-терапии:
-формирование психологического здоровья детей;
психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;
-привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей развитию всех
психических процессов;
-развитие эмоционально-нравственного потенциала;
формирование умения выражать свои эмоции;
-развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия;
-развитие творческих способностей.
Арт-терапия включает множество направлений:
-музыкотерапия,
-сказкотерапия,
-танцетерапия,
-фототерапия,
изотерапия,
-цветотерапия,
-игротерапия,
-песочная терапия.
Музыкотерапия
Одно из направлений арт-терапии, реализуется при помощи музыки. Использование музыки
может быть активным и пассивным. Музыкотерапия помогает преодолевать внутренние
конфликты и достичь внутренней гармонии.
Предлагаем детям взять инструменты и попробовать сочинить музыку, соответствующую
настроению.
Инструменты: банки с водой и горохом, с мелкими и крупными камешками, с разными крупами,
с мелким и крупным песком, разные виды бумаги, деревянные и металлические ложки,
колокольчики, расчёски, резиновые шары, бусы.
Сказкотерапия
Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности ребенка. В работе со сказкой,
которая позволяет решить несколько задач одновременно развивать речь, внимание, память,
воображение, активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей,
побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к собственной внутренней позиции,
формированию собственных ценностных ориентаций. Сказка позволяет развить у детей умение
чувствовать и понимать другого, воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать,
порадоваться за другого, а также повышает самооценку детей, их уверенность в себе.
Формы работы в сказкотерапии:
Рассказывание сказок.
Сочинение сказок.
Постановка (разыгрывание) сказки
Сказочная имидж-терапия.
Сказочное рисование.
Изотерапия
Одно из направлений арт-терапии; развивающая работа с использованием методов
изобразительного искусства. Щадящая методика такой практики позволяет успешно
использовать изотерапию в работе и с маленькими детьми.
Изотерапия помогает ребенку понять самого себя,свободно выразить свои мысли, освободиться
от переживаний. Ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, выражает различные
эмоции.
Цветотерапия
Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого
ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его
окружает.
Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства,
поэтому в своей работе необходимо применять упражнения цветотерапии, которые позволяют
снять напряжённость у детей, стабилизировать их настроение. Цветотерапия направлена на то,
чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости.
РАДУЖНАЯ СТРАНА»
Нужно расселить «жильцов» (мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев
разных по характеру, выражающих разные эмоции) в кружочки или домики разного цвета в
соответствии с представлениями ребенка об этом персонаже. Дети рассказывают почему
расселили игрушки именно так, придумывают про них истории. Можно включится в игру,
создав проблемную ситуацию: к счастливым, радостным жителям Желтой страны проникает
злой черный колдун. Можно предложить им реальную ситуацию: попадает не колдун, мальчик-
драчун. Дети придумывают невероятные истории. Т.е. работая с цветом, обязательно нужно
уточнить его психологические характеристики.
«ЦВЕТОК НАСТРОЕНИЯ»
Можно собраться в кружок, поприветствовать друг друга, рассказать о своем настроении, в
соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет лепестка и помещает
туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию
на другой лепесток, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом можно
провести беседу о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это
прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми,
уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен.
Игротерапия
Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в
основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром
— игра.
Цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для
него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных
жизненных ситуаций, "отыгрываемых" или моделируемых в игровом процессе.
Игра «Подарки».
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Игра проводится для дальнейшего сближения детей и воспитания дружеских,
доброжелательных отношений в группе. В ней создается такая игровая ситуация, в которой
каждый ребёнок может выбрать тот подарок, который ему хотелось бы получить. Все остальные
дети движениями изображают этот предмет; они как бы удовлетворяют желания друг друга. Эта
ситуация создает настроение праздничности и ожидания сюрприза.
Задача ребёнка в игре - передать движениями изображаемую игрушку, сделать это красиво и
выразительно. Решение такой задачи активизирует воображение детей, воспитывает
инициативу, подготавливает к принятию роли и воображаемой ситуации.
Игра "Мой страх".
Используется как прием частичного освобождения от страхов. Играем с 4-х лет.
Дети становятся в круг, руки свободны. Читают стихотворение В.Кудрявцевой "Страх",
сопровождая слова движениями, мимикой:
У страха глаза велики,
У страха не зубы – клыки.
Он всех ест и всё пьёт.
У страха желание есть
Схватить, укусить, даже съесть!
Трусишка придумает страх
И жалобно ахает: "Ах!"
А я ничего не боюсь:
Придумаю страх и смеюсь!
Песочная терапия.
Главное достоинство песочной терапии в том, что она позволяет реально создавать картину
мира в живом трёхмерном пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой
личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.
Игры с песком развивают мелкую моторику, улучшается память, воображение, координация.
Для общей активизации и развития сенсорно-моторной сферы детей можно использовать
следующие упражнения:
свободные движения по песку сверху вниз, слева направо,
правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок;
«Трудная дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что
ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).
«Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают
спиралевидный знак).
«Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию
«Чудовище на острове». Надо обойти чудовище и не коснуться его – оно может проснуться
(поставить или закопать в песок игрушку).
«Следы на песке». Сухой и мокрый песок, оставляем следы, делаем выводы.
«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить
солнце.
«Грустное дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли
свою листву.
«Легкий ветерок». Потихоньку дуем через трубочки для сока. Наблюдаем за песчинками.
Арт-терапевтические техники не имеют противопоказаний, безболезненны и не опасны,
приемлемы для детей и взрослых!
Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она
предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру
человека.
Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции,
помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную
позицию.
Арт-терапия оказывает эффективное действие на людей любого возраста. Она помогает
избавляться от негативных эмоций, повышает собственную самооценку, учит самостоятельно
находить выход из сложной ситуации, развивает творческие способности.
Начать занятия арт-терапией можно в любой момент, так как особой подготовки на это не
нужно. Различные методики применяются как индивидуально, так и в групповой терапии.
В арт-терапии множество различных методов, которые воздействуют на состояние человека,
оказывают психологическую помощь. В их основе находятся различные виды арт-терапии,
связанные с творческой деятельностью. Каждый может выбрать свой метод. Все они оказывают
хорошую помощь и при этом не требуют серьезных материальных затрат.
Если вы не можете справиться с агрессией или гневом, впали в уныние или просто хотите
поднять настроение, арт-терапия станет замечательным способом в решении ваших проблем.