Автор: Дроганова Вера Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ№7 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: методическая разработка Тема: "К нам приходит праздник Рождество" Раздел: дошкольное образование
детьми через художественно-эстетическую деятельность
в средней группе.
Воспитатель: Дроганова В.В
Тема: «К нам приходит Рождество».
Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми через художественно-
эстетическую деятельность в средней группе.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира), «Художественно-
эстетическое», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности:
игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная.
Методика проведения
Создать радостное настроение у детей, дать детям представление о разнообразии
богатство народной культуры, через традиции праздников на Руси, вспомнить с ребятами
особенности празднования одного из главных праздников, расширить знание детей о
традициях, развивать личные качества детей: чувственное отношение к родным близким,
ко всему живому, к природе, готовность к игре, подвижность, склонность к творчеству;
воспитывать в детях чувство дружбы, благодарности, взаимопомощи.
Планируемые результаты:
умеет поддерживать беседу, выступать перед сверстниками и взрослыми; выражает
положительные эмоции (интерес, радость, восхищение); интересуется традициями и
хочет привнести их элементы в свою жизнь(ангел); активно и доброжелательно
взаимодействует с педагогом, с родителями и сверстниками в решении игровых и
познавательных задач.
активизировать речь и обогатить словарь, воспитывать культуру совместного проживания
праздничного дня.
Программное содержание:
-образование родительской общественности в рамках приобщения ребёнка к культурному
наследию и ценностям народа, способствование развития совместной деятельности
взрослых и детей. Закрепить и уточнить знания детей о празднике Рождество Христово, и
о его значении. Воспитывать в детях нравственные чувства: сострадания, кротости,
желание делать добрые дела, чувство благодарности родителям, воспитателям за
доставленные праздничные радости.
Словарная работа: Ввести в активный словарь новые слова, уточнить понятие новых
слов - Рождество Христово, Вифлеемская звезда.
Предварительная работа: чтение рассказов: "Почему родился Иисус Христос?",
"Рождественский сон".
Материал:
Панно, репродукция иконы Рождество Христово, слайды, ширма, фигурки для теневого
театра; материал для работы в художественной мастерской.
Ход занятия:
Педагог:
Мы сегодня с вами отмечаем праздник – Рождество…
Педагог:
Праздник великий настал уже снова
Всюду веселье, пиры, торжество.
Вспомним, какое поведал нам слово
Тот, чье справляем теперь Рождество.
"Каждый да будет всегда милосердным
К слабым, сиротам, убогим, больным.
Тем, что имеет поделиться с бедным
И назовет его братом своим"
Доброе дело - великое счастье
Это святое души торжество.
Педагог:
Рождество! И на душе светло от счастья!
1-й ребенок-чтец
Сочится синий свет в окно,
Похрустывает ельник,
Все ожидания полны
В рождественский сочельник.
Встает звезда из-за лесов.
Сердечко так и бьется!
Осталось насколько часов –
И Рождество начнется!
2-й ребенок-чтец
Я листаю календарь,
За окном скрипит январь,
Машет мне, суровый,
Веткою еловой.
3-й ребенок-чтец
Сердце чутко замирает,
В воздухе – лилово.
Зимней сказкой наступает
Рождество Христово.
4-й ребенок-чтец
Дома – елка и подарки.
В храме – свет сияет яркий
Мама елку украшает,
Зреют в печке пироги.
Скоро свечки замигают
Под звездою из фольги!
5-й ребенок-чтец
Снег пушинками кружится
У окошка моего.
Будем вместе веселиться:
Елка! Праздник! Рождество!
Педагог: Ребята! Праздник Рождества – это зимний праздник! А что нас радует зимой?
Ну конечно же снег! Давайте споем песню про снег.
Песня «Белый снег»
Педагог:
А что еще нас радует зимой! Зеленая, пушистая, нарядная, искристая! Елка!
Давайте поиграем с вами в игру.Игра называется "Чего на елке не бывает?". Я буду
называть вами разные предметы, если вы услышите название елочных украшений, нужно
поднять вверх руки и сказать "Да". Если буду называть то, чего на елке не бывает, нужно
присесть и промолчать. Постарайтесь не ошибиться. Готовы?
Вот и праздник наступил,
Каждый елку нарядил.
Кто, ребята, подтвердит –
На ветвях ее висит:
Звездочка-верхушка?..
Звонкая хлопушка?..
Петенька-петрушка?..
Мягкая подушка?..
Белые снежинки?..
Яркие картинки?..
Шар из паутинки?..
Старые ботинки?..
Плитки-шоколадки?..
Кони и лошадки?..
Зайчики из ватки?..
Варежки-перчатки?..
Красные фонарики?..
Хлебные сухарики?..
Яркие флажки?..
Шапки и платки?..
Яблоки и шишки?..
Васькины штанишки?..
Вкусные конфеты?..
Свежие газеты?..
Педагог:
Дети, а вы знаете, почему на Рождество наряжают елочку, а не какое-то другое дерево?
Давайте послушаем и посмотрим удивительную историю.
Теневой театр - стихотворение "Божий дар" (голос записан на фонограмму)
Крошку Ангела в сочельник
Бог на землю посылал.
Как пойдешь ты через ельник
Он с улыбкою сказал -
Елку срубишь и малютке,
Самой доброй на земле
Самой ласковой и чуткой
Дай как память обо мне.
И смутился Ангел - крошка.
"Но кому же мне отдать,
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?"
"Сам увидишь" - Бог ответил
И небесный гость пошел
Месяц встал уж, путь был светел
И огромный город вел.
Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет.
Вскинув елочку на плечи,
Ангел с радостью идет.
Загляните в окна сами,
Там большое торжество.
Свечи светятся огнями,
Как бывает в Рождество.
И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому он должен
Елку Божью подарить.
И прекрасных и послушных,
Много видел он детей.
Все при виде Божьей елки,
Все забыв тянулись к ней,
Кто кричит: я елки стою,
Кто корит за то его:
Не сравнишься ты со мною
Я добрее твоего!
Каждый хвалит сам себя.
И на улице встречает
Ангел крошку - он стоит
Елку Божью озирает.
И восторгом взор горит.
Елка, елочка - захлопал он в ладоши.
Жаль, что я этой елки не достоин,
И она не для меня.
Но снеси ее сестренке,
Что лежит у нас больна,
Сделай ей такую радость,
Стоит елочки она.
Пусть не плачется напрасно,
Мальчик Ангелу шепнул.
И с улыбкой Ангел ясный
Елку крошке протянул.
И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались
И сверкая изумрудом
В ветки елочки впились.
Елка искрится и блещет,
Ей небесный символ дан.
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган.
И любовь узнав такую
Ангел, тронутый до слез
Богу весточку благую,
Как бесценный дар принес.
Педагог:
С той поры, доныне, дети,
Есть обычай у людей:
Убирать роскошно елку
В звезды яркие свечей.
Каждый год она сияет
В день великий торжества
И огнями возвещает
Светлый праздник Рождества.
Для показа на теневой ширме изготавливаются фигурки ангела, мальчика, елочки, ангела
с елочкой, месяц, дома, дети в окнах. Фигурки двигают по тексту произведения. К показу
теневого театра привлекаются родители.
Педагог:
Посмотрите, какая нарядная и красивая наша елочка, давайте встанем и прочитаем ей
стихи.
Ребенок-чтец
Ель украсим мы звездой
И гирляндой золотой
Ведь сегодня торжество
Светлый праздник - Рождество!
Ребенок-чтец
Елочки красив наряд
Огоньки на ней горят.
Ведь сегодня торжество
Светлый праздник - Рождество!
Ребенок-чтец
Будем петь и веселиться
Возле елочки кружиться
Ведь сегодня торжество,
Светлый праздник - Рождество!
Педагог:
Ребята! В праздник Рождества не только рассказывают стихи, но и поют песни.
Ведущие поют вместе с детьми песню "Святочные дни" . Песня
Святочные дни
Радостны бываем
В ночь под Рождество,
Елку зажигаем
В это торжество.
Прыгаем, резвимся,
Песенки поем
И подарки с елки
Детям раздаем!…
Дружно веселимся
В святочные дни!
Так для нас проходят
Радостно они!
Педагог:
Ребята! Я предлагаю вам поиграть!
Подвижная игра «Символы Рождества»
На картинках изображены «Символы Рождества и Нового года».Давайте рассмотрим эти
картинки. У нас будет две команды, команда детей и команда мам. Задание: нужно из
данных картинок выбрать те, которые имеют отношение к празднику Рождества. После
того, как команды выполнили задание, вместе проверяется правильность выполнения
задания и исправляются ошибки.
Педагог:
А сейчас я приглашаю Вас всех в театр. Занимайте места на стульях.
(Прежде, чем начнется представление, воспитатель с детьми вспоминает правила
поведения в театре.)
СВЯТАЯ НОЧЬ (презентация)
(По мотивам сказки Сельмы Лагерлёф и рассказа Владимира Ивановича Даля)
Бабушка и внучка занимают свои места(воспитатель и ребенок)
Автор (воспитатель)
Я вижу, будто бы сейчас:
Катюшка с бабушкой сидит
И на огонь в печи у нас
Тихонечко глядит
Внучка:
Бабуля милая моя как жаль
Со всеми быть я не могла
На службе на ночной:
Тогда с простудой я слегла.
Автор:
Но в гости бабушка пришла,
Чтобы побыть с тобой
Так грустно было им сперва...
Но то был вечер Рождества!
И шел меж ними в Рождество
Неспешный разговор,
И все подробности его
Я помню до сих пор.
Да, синим-синим вечер был, выключаем свет включется фонарь И чудным
был рассказ
О Том, Кто землю посетил,
Чтобы спасти всех нас.
О яркой маленькой звезде,
О ангелах
О, да!
Что за великие тогда
Случились чудеса.
Бабушка .
Так слушай, милая:
Звезда взошла на Небеса.
И праздник рождества пришёл
Чтоб осчастливить нас.
Внучка:
А что за праздник рождество?
Зачем он нам?
Что означала в небесах
Сиявшая Звезда?
Бабушка :
Не сказка это и не сон.
Послушай-ка меня...
Бабушка ведёт рассказ (на экране идёт показ слайдов )
Какая яркая Звезда... она взошла, чтоб осветить нам путь.
Да, эта ночь — как никогда,
Светло, как будто солнце есть.
А все Звезда.
Какую весть Нам подает она?
Все спали сладко у огня...
А в эту ночь
Спустилась яркая звезда
Чтоб ангелу помочь
И в эту ночь средь звёзд и тьмы
В сарае в маленьком, в ночи родился маленький Иисус.
Он был обычен, как и все.
Но ангел нам сказал, что бог родился на земле.
Чтоб верою своей помочь всем людям на земле!
Внучка:
Бабушка! Почему?
Почему Он будет всем помогать, оберегать, давать надежду?
Бабушка :
Милая,послушай потерпи.
Родился Бог...
Да... ни лампада, ни свеча,
Ни солнце, ни луна —
Лишь сердце чистое одно
Помочь способно нам.
Кто сердцем чист —
того Господь хранит в пути земном,
Того Он в Царствии Своем,
Вознаградит потом.
Не сказка это и не сон...
Ты слышишь шелест крыл?
В ночном саду прозрачно и светло.
Стоит наш мирный дом.
Проходит Ангел белое крыло,
Мелькает за окном.
Ты спи узнаешь всё потом…(внучка ложится спать и ей снится танец ангелочков)
Танец ангелочков (исполняют девочки группы с цветными свечами)
В конце танца «ангел» кладет светящуюся звездочку на окно.
Свет включается.
Внучка:
(Встаёт и подходит к окну находит там звезду.)
Бабулечка послушай, мне приснился чудный сон,
Что ангел приходил сюда, принёс свою звезду.
Так это правда, ангел есть!!!
Он будет охранять меня и всех ребяток на земле!
Бабушка .
Восславим Господа! Он сам,
Явился в мир... Явился к нам!
И с той поры и с тех времён
все люди на земле встречают праздник рождество,
Святое Рождество.
Девочка и Бабушка — на авансцене.
Бабушка .
Да... ни лампада, ни свеча,
Ни солнце, ни луна —
Лишь сердце чистое одно,
Помочь способно нам.
Кто сердцем чист —
того Господь хранит в пути земном,
Того Он в Царствии своем
Вознаградит потом.
Спешите доброе творить,
Себя превозмогать,
И совесть чистою хранить,
И ближним помогать —
Все это — Господу дары
На праздник Рождества!
Внучка:
И эти я до сей поры
Запомнила слова,
И синий-синий вечер тот
Всегда в душе моей живет.
Девочка и Бабушка
Как часто мы прячем подарки свои
на окнах в светёлки, под подушкой, под ёлкой,
но это не важно что спрятали мы,
ведь главное чудо нам веры дарить,
без веры нам очень ведь трудно прожить.
Воспитатель : предлагаю поиграть в игру «Жмурки с колокольчиком». Одному из
родителей завязывают глаза, а дети бегают и звонят в колокольчики. Водящий должен их
поймать.
Педагог:
Предлагаем родителям вместе с детьми сделать ангелочков, символ рождества.
Предлагается посмотреть презентацию, в которой показано поэтапное выполнение работы
над «куклой-ангелом». Воспитатель наглядно показывает все этапы вместе с просмотром
презентации. Затем предлагается выполнить работу родителям с детьми.
После изготовления «ангела» все ребята демонстрируют выполненные работы.