Автор: Сулоева Ольга Владмировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7 "Березка"
Населённый пункт: г Семенов
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Тема: Использование игровых технологий в работе с детьми старшего
дошкольного возраста (сообщение из опыта работы)
Автор: Сулоева Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ детский сад №7
«Березка», Нижегородская область, г. Семенов
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские
годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Проблема
игры
привлекала
и
привлекает
к
себе
внимание
многих
исследователей:
педагогов,
психологов,
философов,
социологов.
В
исследованиях
Л.
С.
Выготского,
А.
Н.
Леонтьева,
А.
В.
Запорожца,
Д.
Б.
Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает
не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных
условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для
формирования способностей производить действия в умственном плане, для
осуществления
психологических
замен
реальных
жизненных
ситуаций
и
объектов.
Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это
способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а
не
в
какой-либо
другой
деятельности,
быть
самостоятельным,
по
своему
усмотрению
общаться
со
сверстниками,
выбирать
игрушки
и
использовать
разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с
сюжетом
игры,
ее
правилами.
В
игре
он
развивается
как
личность,
у
него
формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть
успешность его социальной практики. Поэтому я считаю, что важнейшей задачей
в
педагогической
практике
является
оптимизация
и
организация
в
ДОУ
специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой
деятельности дошкольников.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить только развлекательными
возможностями.
В
том
и
состоит
ее
феномен,
что,
являясь
развлечением,
отдыхом,
она
способна
перерасти
в
обучение,
в
творчество,
в
модель
типа
человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Игра для ребенка,
по
мнению Ю.С. Тюнникова,
должна
стать
«не
только
приятным
времяпрепровождением, но и господствующей технологией образования».
Поэтому все чаще встает вопрос о применении педагогических технологий в
работе
с
детьми
дошкольного
возраста,
а
в
частности
внедрения
игровых
технологий в образовательную деятельность ДОО.
Игровые технологии – вот фундамент всего дошкольного образования. В свете
ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное
детство должно быть посвящено игре.
Игровые
технологии –
это
группа
методов
и
приемов
организации
педагогического
процесса
в
форме
различных
педагогических
игр.
Педагогическая игра, в отличие от игр в целом, обладает четко поставленной
целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая
технология – это игра по форме и учение по содержанию, она призвана поднять
стратегию образования на качественно новую основу.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций,
выступающих
как
средство
побуждения,
стимулирования
к
образовательной
деятельности.
Деятельность
детей
должна
быть
построена
на
творческом
использовании
игры
и
игровых
действий
в
воспитательно-образовательном
процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной
основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от
условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Очень
важно,
чтобы
игровые
технологии,
разрабатываемые
для
обучения
дошкольников, имели
четко обозначенную и пошагово описанную систему
игровых заданий и различных игр с тем, чтобы, используя эту систему, педагог
мог
быть
уверенным
в
том,
что
в
результате
он
получит
гарантированный
уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использовала
собственно
разработанную игровую технологию для развития и закрепления
математических представлений и способностей у детей старшего дошкольного
возраста.
Данная игровая технология включает в себя:
1.
Интерактивные
игры
на
развитие
и
закрепление
математических
представлений и способностей у детей старшего дошкольного возраста.
(«Путешествие
в
страну
цифр»,
«Веселые
фигурки»,
«Сколько»,
«Устный счет»).
2.
Обогащение
предметно-пространственной
среды. В
группе
в
центре
познавательного развития была организованна математическая игротека
– специально созданное пространство для активизации, расширения и
обогащения игровой деятельности дошкольника.
В работе с детьми я применяла разработанные интерактивные игры, где
дети вместе с героями решали поставленные перед ними задачи. Тем самым
решая поставленные задачи в игровой форме, дети, узнавали, закрепляли знания
о
формах
предметов,
учились
классифицировать
геометрические
фигуры
по
одному-двум
свойствам,
соотносить
количество
углов
у
фигур
с
цифрой,
развивали умении соотносить геометрическую фигуру с предметом. Применение
такой интерактивной игры как «Путешествие в страну цифр», где дети, решая
разные логические, интересные и познавательные задачи учились прямому и
обратному
счету
до
10,
устному
счету,
соотносить
количество
предметов
с
цифрой,
учились
находить
цифры
«до»
и
«после»
названной.
Данные
интерактивные
игры
способствовали
развитию
логического
мышления
и
смекалки у детей.
В группе в центре познавательного развития мной была организованна
математическая игротека – специально созданное пространство для активизации,
расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
В
математической
игротеке
дети
играли
как
в
традиционные
так
и
в
нетрадиционные игры:
1. Традиционные: «Игра с яблоками», «Найди кусочек сыра», «Живая
неделя», «Чудесный мешочек», «Лото», «Домино», «Геометрическая мозаика»,
«Математические кубики».
2.
Нетрадиционные:
«Палочки
Кюизенера»,«Логическая
мозаика»,
«Интерактивный стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Математическая
шнуровка», «Логико-геометрическая пирамидка», «Паровозик с цифрами.
Работа с детьми в математической игротеке проводилась в таких формах
как:
совместная
деятельность
с
детьми,
индивидуальная
работа,
работа
по
подгруппам,
самостоятельная
игровая
деятельность
детей,
загадывание
математических загадок, чтение математических сказок, разгадывание ребусов.
Кроме того у нас в игротеке существуют традиции.
1. «Игры в гости к нам». Каждый четверг, в день когда проводится игротека
кто-то из детей приносит в детский сад свою любимую математическую игру на
неделю и помещает её в игротеку и знакомит с ней детей. В течении недели дети
по желанию играют с ней. Через неделю ребенок может забрать её домой.
2. «Игра на прокат». Каждую пятницу ребенок может взять домой любую
игру
из
игротеки
и
поиграть
с
ней
в
выходные
дни.
В
понедельник
игра
возвращается. Задание на дом–научить кого-то из семьи играть в эту игру.
Играя
в
математической
игротеке,
решаются
поставленные
педагогом
задачи. В результате можно сделать следующие выводы:
•
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее,
прочнее
и
легче.
Не
замечая,
с
помощью
игр
дети
уточняют,
закрепляют
представление о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах,
временных
и
пространственных
отношениях,
об
отношениях
между
последовательностью
чисел,
о
количественном
составе
числа,
на
сравнение,
обобщение, классификацию предметов.
•
В процессе игры создаются условия для принятия знаний их активного
самостоятельного использования на практике.
Образовательная
деятельность
с
использованием
игровых
технологий
проходят очень в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в
атмосфере свободы и равенства. Как показывает опыт, изученный в процессе
игровой деятельности материал, забывается детьми в меньшей степени, чем
материал,
при
изучении
которого
игра
не
использовалась.
Это
объясняется,
прежде
всего,
тем,
что
в
игре
органически
сочетается
занимательность,
делающая процесс познания доступным и увлекательным для дошкольников, и
деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний
становится более качественным и прочным.
Литература:
1. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным
миром:
Практико-ориентированная
монография /
О . В . Дыбина. –
М . :
Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
2.
Ермолаева М.Г. Игра
в
образовательном
процессе:
Методическое
пособие/
М.Г. Ермолаева. –
2-е
изд.,
доп. –
СПб.:
СПб
АППО,
2005. –
11 2 с.
Касаткина Е.И. Игровые
технологии
в
образовательном
процессе
ДОУ /
Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. – 2015. – №5.
3.
Михайлова
З.А.
Активизация
мыслительной
деятельности
ребенка
в
развивающих
математических
играх.
Игра
и
дошкольник.
Развитие
детей
старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – СПб.; Детство –
Пресс, 2007.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие /
Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.