Напоминание

"Использование игровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста"


Автор: Сулоева Ольга Владмировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7 "Березка"
Населённый пункт: г Семенов
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Использование игровых технологий в работе с детьми старшего

дошкольного возраста (сообщение из опыта работы)

Автор: Сулоева Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ детский сад №7

«Березка», Нижегородская область, г. Семенов



Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские

годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Проблема

игры

привлекала

и

привлекает

к

себе

внимание

многих

исследователей:

педагогов,

психологов,

философов,

социологов.

В

исследованиях

Л.

С.

Выготского,

А.

Н.

Леонтьева,

А.

В.

Запорожца,

Д.

Б.

Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает

не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных

условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для

формирования способностей производить действия в умственном плане, для

осуществления

психологических

замен

реальных

жизненных

ситуаций

и

объектов.

Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это

способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а

не

в

какой-либо

другой

деятельности,

быть

самостоятельным,

по

своему

усмотрению

общаться

со

сверстниками,

выбирать

игрушки

и

использовать

разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с

сюжетом

игры,

ее

правилами.

В

игре

он

развивается

как

личность,

у

него

формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть

успешность его социальной практики. Поэтому я считаю, что важнейшей задачей

в

педагогической

практике

является

оптимизация

и

организация

в

ДОУ

специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой

деятельности дошкольников.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить только развлекательными

возможностями.

В

том

и

состоит

ее

феномен,

что,

являясь

развлечением,

отдыхом,

она

способна

перерасти

в

обучение,

в

творчество,

в

модель

типа

человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Игра для ребенка,

по

мнению Ю.С. Тюнникова,

должна

стать

«не

только

приятным

времяпрепровождением, но и господствующей технологией образования».

Поэтому все чаще встает вопрос о применении педагогических технологий в

работе

с

детьми

дошкольного

возраста,

а

в

частности

внедрения

игровых

технологий в образовательную деятельность ДОО.

Игровые технологии – вот фундамент всего дошкольного образования. В свете

ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное

детство должно быть посвящено игре.

Игровые

технологии –

это

группа

методов

и

приемов

организации

педагогического

процесса

в

форме

различных

педагогических

игр.

Педагогическая игра, в отличие от игр в целом, обладает четко поставленной

целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая

технология – это игра по форме и учение по содержанию, она призвана поднять

стратегию образования на качественно новую основу.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций,

выступающих

как

средство

побуждения,

стимулирования

к

образовательной

деятельности.

Деятельность

детей

должна

быть

построена

на

творческом

использовании

игры

и

игровых

действий

в

воспитательно-образовательном

процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной

основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от

условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Очень

важно,

чтобы

игровые

технологии,

разрабатываемые

для

обучения

дошкольников, имели

четко обозначенную и пошагово описанную систему

игровых заданий и различных игр с тем, чтобы, используя эту систему, педагог

мог

быть

уверенным

в

том,

что

в

результате

он

получит

гарантированный

уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использовала

собственно

разработанную игровую технологию для развития и закрепления

математических представлений и способностей у детей старшего дошкольного

возраста.

Данная игровая технология включает в себя:

1.

Интерактивные

игры

на

развитие

и

закрепление

математических

представлений и способностей у детей старшего дошкольного возраста.

(«Путешествие

в

страну

цифр»,

«Веселые

фигурки»,

«Сколько»,

«Устный счет»).

2.

Обогащение

предметно-пространственной

среды. В

группе

в

центре

познавательного развития была организованна математическая игротека

– специально созданное пространство для активизации, расширения и

обогащения игровой деятельности дошкольника.

В работе с детьми я применяла разработанные интерактивные игры, где

дети вместе с героями решали поставленные перед ними задачи. Тем самым

решая поставленные задачи в игровой форме, дети, узнавали, закрепляли знания

о

формах

предметов,

учились

классифицировать

геометрические

фигуры

по

одному-двум

свойствам,

соотносить

количество

углов

у

фигур

с

цифрой,

развивали умении соотносить геометрическую фигуру с предметом. Применение

такой интерактивной игры как «Путешествие в страну цифр», где дети, решая

разные логические, интересные и познавательные задачи учились прямому и

обратному

счету

до

10,

устному

счету,

соотносить

количество

предметов

с

цифрой,

учились

находить

цифры

«до»

и

«после»

названной.

Данные

интерактивные

игры

способствовали

развитию

логического

мышления

и

смекалки у детей.

В группе в центре познавательного развития мной была организованна

математическая игротека – специально созданное пространство для активизации,

расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

В

математической

игротеке

дети

играли

как

в

традиционные

так

и

в

нетрадиционные игры:

1. Традиционные: «Игра с яблоками», «Найди кусочек сыра», «Живая

неделя», «Чудесный мешочек», «Лото», «Домино», «Геометрическая мозаика»,

«Математические кубики».

2.

Нетрадиционные:

«Палочки

Кюизенера»,«Логическая

мозаика»,

«Интерактивный стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Математическая

шнуровка», «Логико-геометрическая пирамидка», «Паровозик с цифрами.

Работа с детьми в математической игротеке проводилась в таких формах

как:

совместная

деятельность

с

детьми,

индивидуальная

работа,

работа

по

подгруппам,

самостоятельная

игровая

деятельность

детей,

загадывание

математических загадок, чтение математических сказок, разгадывание ребусов.

Кроме того у нас в игротеке существуют традиции.

1. «Игры в гости к нам». Каждый четверг, в день когда проводится игротека

кто-то из детей приносит в детский сад свою любимую математическую игру на

неделю и помещает её в игротеку и знакомит с ней детей. В течении недели дети

по желанию играют с ней. Через неделю ребенок может забрать её домой.

2. «Игра на прокат». Каждую пятницу ребенок может взять домой любую

игру

из

игротеки

и

поиграть

с

ней

в

выходные

дни.

В

понедельник

игра

возвращается. Задание на дом–научить кого-то из семьи играть в эту игру.

Играя

в

математической

игротеке,

решаются

поставленные

педагогом

задачи. В результате можно сделать следующие выводы:

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее,

прочнее

и

легче.

Не

замечая,

с

помощью

игр

дети

уточняют,

закрепляют

представление о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах,

временных

и

пространственных

отношениях,

об

отношениях

между

последовательностью

чисел,

о

количественном

составе

числа,

на

сравнение,

обобщение, классификацию предметов.

В процессе игры создаются условия для принятия знаний их активного

самостоятельного использования на практике.

Образовательная

деятельность

с

использованием

игровых

технологий

проходят очень в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в

атмосфере свободы и равенства. Как показывает опыт, изученный в процессе

игровой деятельности материал, забывается детьми в меньшей степени, чем

материал,

при

изучении

которого

игра

не

использовалась.

Это

объясняется,

прежде

всего,

тем,

что

в

игре

органически

сочетается

занимательность,

делающая процесс познания доступным и увлекательным для дошкольников, и

деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний

становится более качественным и прочным.

Литература:

1. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным

миром:

Практико-ориентированная

монография /

О . В . Дыбина. –

М . :

Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.

2.

Ермолаева М.Г. Игра

в

образовательном

процессе:

Методическое

пособие/

М.Г. Ермолаева. –

2-е

изд.,

доп. –

СПб.:

СПб

АППО,

2005. –

11 2 с.

Касаткина Е.И. Игровые

технологии

в

образовательном

процессе

ДОУ /

Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. – 2015. – №5.

3.

Михайлова

З.А.

Активизация

мыслительной

деятельности

ребенка

в

развивающих

математических

играх.

Игра

и

дошкольник.

Развитие

детей

старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – СПб.; Детство –

Пресс, 2007.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие /

Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.



В раздел образования