Напоминание

Современный урок и пути его совершенствования в условиях ФГОС


Автор: Полосина Елена Анатольевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ "Школа №37"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок и пути его совершенствования в условиях ФГОС
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Современный урок и пути его совершенствования в условиях ФГОС

Подготовила доклад:

Полосина Елена Анатольевна,

учитель технологии

МКОУ «Школа №37»

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов

2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы? Большие надежды на

кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго

поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни»

п р и ш ё л

л о з у н г

« О б р а з о в а н и е

н а

п р о т я ж е н и и

в с е й

ж и з н и » .

Принципиальным отличием - современного подхода является ориентация стандартов на

результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается

не

только

предметные

знания,

но

и

умение

применять

эти

знания

в

практической

деятельности.

Современному

обществу

нужны

образованные,

нравственные,

предприимчивые

люди, которые могут:

анализировать свои действия;

самостоятельно

принимать

решения,

прогнозируя

их

возможные

последствия;

отличаться мобильностью;

быть способны к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое

процветание.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно

преодолевается

авторитарный

стиль

общения

между

учителем

и

учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

с

учениками

и

умеет

направлять

учеников

на

сотрудничество

с

учителем

и

одноклассниками;

учитель урока - дети;

учет уровня и хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете

должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко

сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок

должен

быть

проблемным

и

развивающим:

учитель

сам

нацеливается

на

сотрудничество

организует

проблемные

и

поисковые

ситуации,

активизирует

деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

времясбережение и здоровьесбережение;

в центре внимания возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как

профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической

техники:

свобода

выбора

любом

обучающем

или

управляющем

действии

ученику

предоставляется право выбора);

открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать

ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в

форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

идеальности

(высокого

КПД)

(максимально

использовать

возможности,

знания,

интересы самих учащихся);

обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой

системы приемов обратной связи).

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать

домашнее

задание

параграф,

прочитанный

по

учебнику.

Затем

ставит

оценку,

спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и

задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить

мотивацию

ребенка

к

познанию

окружающего

мира,

продемонстрировать

ему,

что

школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот –

необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее

применения в реальной жизни.

Если

говорить

о

конкретных

методиках,

обучающих

универсальным

учебным

действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала

на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение

системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и

многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего

распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед

классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с

изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также

взаимодействие

самих

учеников.

Ученик

должен

стать

живым

участником

образовательного

процесса.

На

сегодняшний

день

некоторые

дети

так

и

остаются

незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и

поняли во время занятия. А если нет?

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать

в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит

гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети

в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем

классом

и

отвечать

учителю.

«Высший

пилотаж»

в

проведении

урока

и

идеальное

воплощение

новых

стандартов

на

практике

это

урок,

на

котором

учитель,

лишь

направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут

урок сами.

При посещении уроков необходимо акцентировать внимание на дидактические

требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в

целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами,

с учетом:

требований к результатам освоения основной образовательной программы;

требований к структуре основной образовательной программы начального общего

образования;

требований

к

условиям

реализации

основной

образовательной

программы

начального общего образования.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1.Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа,

учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых

знаний.

2. Урок закрепления знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет

целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений

самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных

знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить

уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

При

реализации

ФГОС

учителю

важно

понять,

какие

принципиально

новые

дидактические

подходы

к

уроку

регламентируют

нормативные

документы.

Если

сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало.

Произошло

смещение

акцентов

на

результаты

освоения

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования.

Они

представлены

в

виде

личностных,

метапредметных

и

предметных

результатов.

Можно,

конечно,

провести

параллели

с

обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают

результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на

основе

деятельностного

подхода,

цель

которого

заключается

в

развитии

личности

учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может

развиваться

при

пассивном

восприятии

учебного

материала.

Именно

собственное

действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит,

образовательная

задача

состоит

в

организации

условий,

провоцирующих

детское

действие.

В

качестве

примера

можно

привести

задания

традиционных

учебников

и

учебников по ФГОС.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается

такая

особая

единица

учебного

процесса,

в

которой

дети

с

помощью

учителя

обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные

действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и

т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится

задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной

деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

возраста ребенка;

специфики учебного предмета;

меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

предъявить противоречивые факты, теории;

обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму

по

содержанию

прочитанного

текста,

алгоритм

по

определенному

правилу

или

выполнение

задания:

объяснить

содержание

прочитанного

текста

ученику

младшего

класса или практическая работа и т.д.

При

этом

изучаемый

учебный

материал

выступает

как

материал

для

создания

учебной

ситуации,

в

которой

ребенок

совершает

некоторые

действия

(работает

со

справочной

литературой,

анализирует

текст,

находит

орфограммы,

группируя

их

или

выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е.

приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора

разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно,

чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал

приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:

проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей

самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого

потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить

портрет выпускника начальной школы.

если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в

среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного

процесса,

самостоятельно

анализировать

свою

деятельность

и

вносить

в

нее

коррективы.

таким

образом,

в

отличие

от

стандарта

2004

года

новые

ФГОС

вносят

существенные

изменения

в

цели,

содержание

и

организацию

учебно-

воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей

образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя,

обеспечивающего ее.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм,

его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс,

без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса

в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной

подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать

делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего

умения быстро перестраиваться.

Список литературы:

1.Примерная

основная

образовательная

программа

образовательного

учреждения.

Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго

поколения)

2.Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования/ Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение,

2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного

образования. Дидактические требования к современному уроку.



В раздел образования