Автор: Полосина Елена Анатольевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ "Школа №37"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок и пути его совершенствования в условиях ФГОС
Раздел: среднее профессиональное
Современный урок и пути его совершенствования в условиях ФГОС
Подготовила доклад:
Полосина Елена Анатольевна,
учитель технологии
МКОУ «Школа №37»
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов
2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы? Большие надежды на
кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго
поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни»
п р и ш ё л
л о з у н г
« О б р а з о в а н и е
н а
п р о т я ж е н и и
в с е й
ж и з н и » .
Принципиальным отличием - современного подхода является ориентация стандартов на
результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается
не
только
предметные
знания,
но
и
умение
применять
эти
знания
в
практической
деятельности.
Современному
обществу
нужны
образованные,
нравственные,
предприимчивые
люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно
принимать
решения,
прогнозируя
их
возможные
последствия;
отличаться мобильностью;
быть способны к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое
процветание.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно
преодолевается
авторитарный
стиль
общения
между
учителем
и
учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
с
учениками
и
умеет
направлять
учеников
на
сотрудничество
с
учителем
и
одноклассниками;
учитель урока - дети;
учет уровня и хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете
должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко
сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок
должен
быть
проблемным
и
развивающим:
учитель
сам
нацеливается
на
сотрудничество
организует
проблемные
и
поисковые
ситуации,
активизирует
деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как
профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической
техники:
свобода
выбора
(в
любом
обучающем
или
управляющем
действии
ученику
предоставляется право выбора);
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать
ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в
форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
идеальности
(высокого
КПД)
(максимально
использовать
возможности,
знания,
интересы самих учащихся);
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой
системы приемов обратной связи).
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать
домашнее
задание
–
параграф,
прочитанный
по
учебнику.
Затем
ставит
оценку,
спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и
задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить
мотивацию
ребенка
к
познанию
окружающего
мира,
продемонстрировать
ему,
что
школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот –
необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее
применения в реальной жизни.
Если
говорить
о
конкретных
методиках,
обучающих
универсальным
учебным
действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала
на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение
системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и
многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего
распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед
классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с
изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также
взаимодействие
самих
учеников.
Ученик
должен
стать
живым
участником
образовательного
процесса.
На
сегодняшний
день
некоторые
дети
так
и
остаются
незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и
поняли во время занятия. А если нет?
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать
в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит
гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети
в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем
классом
и
отвечать
учителю.
«Высший
пилотаж»
в
проведении
урока
и
идеальное
воплощение
новых
стандартов
на
практике
–
это
урок,
на
котором
учитель,
лишь
направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут
урок сами.
При посещении уроков необходимо акцентировать внимание на дидактические
требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в
целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами,
с учетом:
требований к результатам освоения основной образовательной программы;
требований к структуре основной образовательной программы начального общего
образования;
требований
к
условиям
реализации
основной
образовательной
программы
начального общего образования.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1.Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа,
учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых
знаний.
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет
целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений
самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных
знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить
уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
При
реализации
ФГОС
учителю
важно
понять,
какие
принципиально
новые
дидактические
подходы
к
уроку
регламентируют
нормативные
документы.
Если
сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало.
Произошло
смещение
акцентов
на
результаты
освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования.
Они
представлены
в
виде
личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов.
Можно,
конечно,
провести
параллели
с
обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают
результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на
основе
деятельностного
подхода,
цель
которого
заключается
в
развитии
личности
учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может
развиваться
при
пассивном
восприятии
учебного
материала.
Именно
собственное
действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит,
образовательная
задача
состоит
в
организации
условий,
провоцирующих
детское
действие.
В
качестве
примера
можно
привести
задания
традиционных
учебников
и
учебников по ФГОС.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается
такая
особая
единица
учебного
процесса,
в
которой
дети
с
помощью
учителя
обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные
действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и
т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится
задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной
деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
возраста ребенка;
специфики учебного предмета;
меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
предъявить противоречивые факты, теории;
обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму
по
содержанию
прочитанного
текста,
алгоритм
по
определенному
правилу
или
выполнение
задания:
объяснить
содержание
прочитанного
текста
ученику
младшего
класса или практическая работа и т.д.
При
этом
изучаемый
учебный
материал
выступает
как
материал
для
создания
учебной
ситуации,
в
которой
ребенок
совершает
некоторые
действия
(работает
со
справочной
литературой,
анализирует
текст,
находит
орфограммы,
группируя
их
или
выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е.
приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора
разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно,
чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал
приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей
самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого
потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить
портрет выпускника начальной школы.
если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в
среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного
процесса,
самостоятельно
анализировать
свою
деятельность
и
вносить
в
нее
коррективы.
таким
образом,
в
отличие
от
стандарта
2004
года
новые
ФГОС
вносят
существенные
изменения
в
цели,
содержание
и
организацию
учебно-
воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей
образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя,
обеспечивающего ее.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм,
его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс,
без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса
в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной
подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать
делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего
умения быстро перестраиваться.
Список литературы:
1.Примерная
основная
образовательная
программа
образовательного
учреждения.
Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго
поколения)
2.Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования/ Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение,
2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного
образования. Дидактические требования к современному уроку.