Развитие музыкальности и выразительности на уроках ритмики.
Автор: Малушина Наталия Анатольевна Должность: препадователь хореографических дисциплин Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств" г. Зеи Населённый пункт: г. Зея Амурская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Развитие музыкальности и выразительности на уроках ритмики. Раздел: дополнительное образование
Хореограф-преподаватель МАЛУШИНА НАТАЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА.
Развитие музыкальности и
выразительности на уроках ритмики.
На протяжении моей 28-летней работы в качестве хореографа, я пришла к выводу, что
качественный подбор музыкального материала и хорошее сопровождение хореографической
композиции далеко не все требования в современное время.
Что же нужно знать и уметь современному хореографу, и, что может еще дать хороший педагог-
профессионал, чтобы достичь желаемого результата в творчестве.
Анализируя этот важный обсуждаемый вопрос, я пришла к соответствующему выводу, что наряду
с первостепенной задачей хореографа сделать красивый танец под интересную музыку, но и
наиважнейшая часть работы хореографа заключается также в следующем:
- научить детей слышать и слушать музыку, понимать ее и любить
- развивать эмоциональную выразительность детей, тем самым помогать и содействовать в
творческой работе педагога-хореографа.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография
занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они так
же развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а так
же помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития
ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего
мира и творческой одаренности.
Танцевальное искусство включает в себя развитие чувства ритма, умение слышать и понимать
музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную
силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность у малышей. Занятия хореографией
дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые
в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, оказывают положительное воздействие
на здоровье детей.
Занятия танцем формирует правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры
поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.
В начале XX века швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему
музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и
популярных методик музыкального образования в мире. Далькроз справедливо полагал, что
посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия
танцами не только развивают музыкальность, но и помогают раскрывать себя эмоционально и
музыкально в творчестве, воспитать внимание, волю и коммуникабельность. Это доказывают и
недавно проведенные исследования американских ученых, подтвердивших, что дети,
занимающиеся танцами, опережают своих сверстников в развитии и добиваются больших успехов
в жизни.
Если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух и если он при этом подвижен,
эмоционален и артистичен, ему необходимы занятия детскими танцами.
На занятиях хореографией и портерной гимнастикой в хореографических ансамблях, педагоги,
прежде всего, стремятся развивать музыкальную и эмоциональную выразительность детей в
танце, учат их координировать движения, развивать гибкость и пластику, изучают с детьми
основные позиции и положения рук и ног в танце.
На занятиях хореографии во время наших музыкальных разминок, я знакомлю детей с историей
возникновения танца, который танцуют дети в данный момент, а так же с особенностью
ритмической структуры данного музыкального сопровождения. Учу детей декламировать стихи
под музыку, эмоционально изображать движения животных, развивать творческое воображение
путем непосредственного свободного движения под музыку. Рассказываю об особенностях
различных жанров танцев: классические, народные, бальные, современные и др.
Цель разминок на уроках хореографии:
Раскрытие творческих способностей ребенка в танце посредством глубокого и осмысленного
восприятия музыкального произведения. Большое влияние на раскрытие своих творческих
музыкальных способностей оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное
произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце.
Музыкально-танцевальные игры:
«Ветерок»
Этюд, способствующий вентиляции легких.
Упражнение выполнять стоя и сидя. Условия - в полную силу грудной клетки набрать воздух (вдох),
задержать дыхание как можно дольше, затем резко, шумно вытолкнуть воздух из легких (выдох) и
расслабиться. Затем повторить все снова. Вариант этого этюда: можно предложить детям в конце
музыкальной фразы изобразить как «ветерок» постепенно затих и успокоился в конце этюда, т.е.
происходит постепенная релаксация у детей до полного расслабления мышц лица.
«Наши ножки»
Стихотворение под музыку с движением способствует развитию танцевальной памяти,
воображению, эмоциональности.
«Маленькие ножки идут по дорожке, Большие ноги идут по дороге».
Дети, произносят 1ю строку стихотворения тихим спокойным голосом с маленькими шагами идут
в круг или по тропинке под негромкую музыку, спокойно, 2ю строчку говорят громко под звонкую
музыку весело с большим шагами.
Такие стихи, этюды и разминки решают двойную задачу: различные движения сочетаются с
эмоциями, характерным настроением, помогают детям развивать музыкальную и эмоциональную
выразительность на танцевальных занятиях и не разрушают способность ребенка играть и верить
в то, во что они играют. Основные принципы методики сводятся к тому, чтобы, используя
музыкальные навыки детей и небольшой запас танцевальных движений, научить их не бояться
танцевать под любую музыку.
В музыкально-танцевальных играх дети часто создают определенный образ и передают в
движении разнообразные чувства.
Танцевальные занятия в хореографическом коллективе играет не только прикладную роль, но и
имеет также важное значение, как самостоятельная часть учебного процесса. В процессе рабочих
моментов используются также видео- и аудиозаписи, благодаря наглядности и эмоциональному
воздействию музыки они способствуют более лучшему усвоению учебного материала и помогают
более ярко представить конечный результат, к которому стремится педагог на своих занятиях.
Элементарные понятия, с которыми знакомятся учащиеся начальных классов
- характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер;
- динамические оттенки в музыке (форте, пиано), характер исполнения (легато, стаккато)
-характер танца, жанры танца
- способы различия жанров танца по: костюму, по музыке, и по движениям.
Первое знакомство с танцем происходит на занятии с помощью танцевальных упражнений,
музыкальных игр и танцевальных композиций. Разумеется, в первый год работы идет интуитивное
восприятие материала. Хореограф должен использовать музыку и виды танцев, которые могут
быть доступны и понятны для детского восприятия по стилю, жанру и характеру, иметь яркую
выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок.
Знакомство с основами актерского мастерства происходит также во время танцевального занятия.
Для переключения внимания, во время короткого отдыха от физической нагрузки, педагог
объясняет детям анатомические особенности строения лица, работу мышц лица и их значение для
выражения человеческих эмоций (улыбка, грусть, удивление, размышление и т.д.)
Подобным же образом, в игровой форме, можно познакомить детей с анатомией частей тела -
суставов и мышц, объяснив особенности их работы в процессе выполнения тех или иных
движений. Эти знания помогают детям более ярко раскрывать свою эмоциональную
выразительность в творчестве, развивать музыкальность в танце, осознанно усваивать
танцевальный материал и избегать возможных травм. Сведения по ритмике и основам актерского
мастерства будут активно использоваться на практике при разучивании и исполнении
музыкальных игр, танцев-игр, а в последствии при изучении нового танцевального репертуара.
Характер музыки и танца
Дети учатся слушать музыку, воспринимать ее характер, отражать его в движении и пластике на
занятиях партерной гимнастике. Определенное время, в конце каждого занятия педагог уделяет
внимание музыкально-танцевальным импровизациям, что способствует более яркому раскрытию
и развитию музыкальной и эмоциональной выразительности детей в творчестве и танцевальных
выступлениях на концертных выступлениях.
Темп
Выполняются движения с различной амплитудой, разной силой мышечного напряжения в
зависимости от динамических оттенков музыкального сопровождения.
Основные методические приемы для развития музыкальности и эмоциональной выразительности
на занятиях хореографии:
- выразительное исполнение музыкального материала;;
-художественное и словесное вступление перед слушанием музыки;
-образное сравнение и объяснение с музыкальным персонажем поможет правильно и
выразительно его выполнить;
-музыкально-ритмические упражнения учат детей ориентироваться в пространстве, закрепляет
основные виды движений, способствует освоению основных элементов танцев.
Из этого следует, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ
работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. С помощью
специальных упражнений для развития музыкальности и эмоциональной выразительности,
возможно развить и воспитать те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и
помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас.
Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и
помогают познать себя.
Таким образом, с первых дней занятий ребенка в хореографическом коллективе, необходимо
начинать с развития эмоциональной выразительности, а также музыкальности, что в свою очередь
способствует успешной работе, а сам процесс занятий приносит детям истинную радость и
способность к самовыражению в творчестве.