Автор: Вернер Эльвира Вольдемаровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад N451
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Мониторинг индивидуального развития детей как основа календарного планирования"
Раздел: дошкольное образование
«Мониторинг индивидуального развития детей как основа
календарного планирования»
Одним
из
направлений
работы
педагога
дошкольного
образовательного
учреждения является диагностика….
Продолжительное
время
диагностические
исследования
являлись
скорее
формальными, их результатами были некие обобщенные цифры, в основном
в процентном соотношении, которые чаще всего использовались для отчетов
на итоговых педагогических советах и для вышестоящих инстанции.
Сегодня,
с
выходом
Федерального
государственного
образовательного
стандарта,
изменились
подходы
к
организации
образовательной
деятельности, в том числе и к мониторингу.
Одним
из
принципов
современного
дошкольного
образования
является
«построение
образовательной
деятельности
на
основе
индивидуальных
особенностей
каждого
ребенка,
при
котором
сам
ребенок
становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования».
Целью
сегодняшнего
мониторинга
является
выявление
индивидуальных
особенностей
ребенка,
результаты
которого
должны
использоваться для решения образовательных задач.
В
нашем
дошкольном
учреждении
работа
по
организации,
апробации
и
корректировки системы мониторинга началась два года (с апреля 2015 г.).
В детском саду были проведены ряд семинаров, в том числе и о правилах
организации педагогического наблюдения. Творческой группой разработано
Положения о мониторинге индивидуальных достижений ребенка и рабочие
материалы (индивидуальные карты).
На педагогическом совете Положение было утверждено и принято решение о
начале апробации системы мониторинга с октября 2015 года.
Хочу обратить ваше внимание на само Положение о системе мониторинга
индивидуальных
достижений
детей.
Мы
не
зря
использовали
слово
«достижений»
вместо
стандартной
формулировки
«индивидуального
развития». Этим мы постарались расшатать стереотип наших педагогов о
«слабых» и «сильных» детях. У каждого ребенка любой шаг вперед – этот его
очередное достижение, радость от которого должны получить все и сам
ребенок и педагог.
В положении указаны принципы мониторинга, которые вы видите на слайде.
Целью мониторинга является индивидуализация образования (в том числе
поддержка
ребенка,
построения
его
образовательной
траектории
или
1
профессиональной
коррекции
особенностей
его
развития)
и
оптимизация
работы
с
группой
детей.
Что
требует
федеральный
государственный
образовательный стандарт.
Мы результаты мониторинга используем в календарном планировании.
Формы мониторинга (методы):
- наблюдения за ребенком,
- беседы,
- анализ продуктов детской деятельности.
В
мониторинге
принимают
участие
воспитатели
и
все
специалисты,
работающие с детьми конкретной группы, также могут принимать участие
родители наших воспитанников. На первом этапе мы решили не вовлекать
активно родителей. А самим сначала понять,
как
будет работать наша
система
мониторинга.
Но
в
нескольких
группах
воспитатели,
собирая
информацию о ребенке, посчитали необходимым обратиться к родителям, так
как
дети
по-разному
ведут
себя
дома
и
в
группе
детского
сада.
Взаимодействие педагогов и родителей стало важно и тем и другим. С одной
стороны - воспитатели смогли в полной мере рассмотреть все достижения
ребенка,
с
другой
-
родители
познакомились
и
оценили
важность
диагностики
при
планировании
и
выборе
эффективных
форм
работы
с
каждым
ребенком.
Некоторые
формы
работы
предлагали
сами
родители,
опираясь на интересы и возможности своих детей.
Рабочими
материалами
стали
критериально-ориентированные
таблицы
индивидуальных достижений детей. Изначально критерии были взяты из
примерной программы «Детство». Кто знаком с этой программой, знают, что
в ней выделены результаты образовательной деятельности по всем возрастам.
В таблице две колонки, одна из них «Что нас радует», которую мы и взяли за
основу при составлении индивидуальных карт и использовали как целевые
ориентиры для каждого возраста.
Сейчас
в
содержание
критериев
внесены
изменения,
но
форма
осталась
прежней.
По завершению наблюдений, бесед с детьми и анализа продуктов детской
деятельности, были организованы координационные совещания, в работе
которых принимали участие все педагоги, работающие с конкретной группой
детей. Результатами этих совещаний стало заполнение индивидуальных карт
и планирование форм работы с каждым ребенком. Итоги мониторинга наши
педагоги используют при календарном планировании.
После
завершения
апробации
нашей
системы
мы
предложили
педагогам
провести самоанализ деятельности по данному направлению и ответить на
2
вопросы
анкеты
(в
анкетирование
приняли
участие
все
воспитатели).
Результаты показали:
20 (более 70%) педагогов отмечали практическую значимость проведенного
мониторинга в планировании и организации образовательной деятельности,
определения форм работы с каждым ребенком, 8 педагогов - высказались о
незначительной эффективности проведенной деятельности.
Педагоги отмечали следующие проблемы:
- трудоемкость процесса мониторинга,
- нехватка знаний,
- высказывались о трудностях при планировании,
- о необходимости уточнения некоторых критерий индивидуальных
карт.
Кроме того, при заполнении карт и планировании образовательной
деятельности мы обнаружили типологизацию (для условно «похожих» детей
в
картах
повторялись
похожие
и
аналогичные
форм
работы),
а,
следовательно, выявилась возможность объединять детей по схожести форм
работы. В каждой группе рождались свои организационные идеи, одну из
которых вы видите на слайде
По результатам первого этапа апробации нашей системы мониторинга
прошел педагогический совет, на котором были отмечены успехи и проблемы
проведенной
работы.
Воспитатели
предлагали
разные
формы
обобщения
диагностического
материала
и
эффективные
формы
планирования,
представляли
опыт
использования
новых
приемов
и
методов
работы
с
детьми,
которые
были
включены
в
образовательную
деятельность
после
проведения мониторинга, отмечались изменения в организации режимных
моментов
(разные
виды
дежурств,
вечерний
и
утренний
сбор)
и
в
организации и содержании предметно-пространственной среды.
Таким
образом,
по
результатам
педагогического
совета
были
вынесены
следующие решения:
1.
Творческой группе по организации и проведению мониторинга внести
изменения в содержание карт индивидуальных достижений (провести
корректировку критериев).
2.
Организовать творческую группу по созданию методического пособия
«Что делать если…?».
Как
я
уже
отмечала,
у
многих
педагогов
были
сложности
при
формулировке форм работы с детьми, которые больше напоминали
задачи
образовательной
деятельности.
Трудности
испытывали
не
только молодые педагоги, но и стажисты. Именно такое пособие на наш
взгляд должно было решить эту проблему.
Работая над методическим пособие мы вовлекли воспитателей из разных
групп,
которые
подбирали
эффективные
формы
работы
для
конкретного
3
возраста.
Активное
участие
воспитателей,
их
профессиональный
опыт
позволили выявить и включить в пособие разные интересные формы работы
с детьми.
Таким образом у нас появилось методическое пособие
«Что делать если
…?», которое стало настольной книгой всех наших педагогов и особым
методическим
материалом
при
проведении
мониторинга
индивидуальных
достижений детей. Это пособие станет живым, постоянно наполняющимся
организмом, где будут помещаться новые находки наших педагогов.
Хочется
отметить
и
существенные
изменения
в
взаимодействии
детей
и
взрослых.
В результате поиска и планирования новых форм работы детьми в группах
появились организационные моменты, как работа с новостями, календарем
природы,
печатание
книг,
разные
виды
приветствия,
индивидуальные
выставки достижений ребенка, мастерские, виртуальные путешествия, квест-
игры, интервью, групповые сборы, разные виды дежурств.
В
развивающей
предметно-пространственной
среде
появились
«Коврик
дружбы»,
«Новости
дня»,
уголки
уединения,
мини-музей,
элементы
индивидуализации: «Мое настроение», «Здравствуйте, я пришел», «Наши
звездочки»,
«Мои
работы»,
«Мы
дежурные».
Большая
работа
была
проделана педагогами, родителями и самими детьми по изготовлению игр и
игрушек своими руками.
Анализируя
результаты
представленной
вашему
вниманию
работы,
мы
можем
сказать,
что
выстроенная
таким
образом
система
мониторинга
позволяет детскому саду создать такие условия, при которых каждый из детей
«обречен» на успех, любой из них имеет возможность реализовать свою
индивидуальность и при этом идти не строем, не в ногу, а своим собственным
шагом.
Вернер Эльвира Вольдемаровна,
старший воспитатель МКДОУ д/с 451 города Новосибирска
4