Автор: Долгановская Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СШ с.Выползово
Населённый пункт: с.Выползово Сурский район Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формы организации учебной деятельности школьников на интерактивной основе".
Раздел: среднее образование
Формы
организации
учебной
деятельности
школьников
на
интерактивной основе.
Ф.И.О. Долгановская Т.Н.,
учитель русского языка и литературы МОУ СШ с. Выползово Сурского
района Ульяновской области.
Понятие формы организации учебной деятельности школьников.
Под формой организации учебной деятельности мы будем понимать
внешне согласованную деятельность учителя и учащихся, осуществляемую в
определенном порядке.
Организация учебной деятельности, в каких бы формах она не проявлялась,
зависит
от
задач
урока,
его
содержания
и
методов
обучения.
Форма
организации
учебной
деятельности
сама
оказывает
влияние
на
каждый
компонент.
Благодаря
этому
она
выступает
самостоятельным
источником
развития личности школьника.
В современной дидактике различают следующие формы организации
учебной
деятельности
школьников:
индивидуальная,
парная,
групповая,
коллективная,
коллективный
способ
обучения,
личностно-ролевая,
фронтальная.
Рассмотрим каждую из названных форм организации учебной деятельности
отдельно.
Индивидуальная форма организации учебной деятельности – это такая
форма, когда учитель работает с каждым учеником отдельно.
Целесообразно эту работу вести на том месте, где сидит ученик, а не у
доски. На своем месте ученик чувствует себя более комфортно. Это может
быть опрос, разъяснение, оказание конкретной помощи. Класс в это время
работает самостоятельно. Желательно продумать возможность проработать с
каждым учеником индивидуально во время изучения темы.
Преимущества индивидуальной формы организации учебной деятельности
– общение с учеником один на один. Недостатки – требует много времени и
умения сочетать эту работу с работой класса.
Парная форма организации учебной деятельности – это такая форма, когда
два ученика работают вместе.
В таблице представлены варианты взаимодействия школьников.
Варианты взаимодействия школьников
Непосредственный диалог
Обсуждение общей проблемы
Поиск ответа на вопрос
Взаимоконтроль
Взаимопомощь
взаимообучение
Достаточно этой формы организации учебной деятельности:
Общение в процессе усвоения знаний, постоянный контроль.
Недостатки: слабое развитие навыков общения, возможны конфликты.
Групповая форма организации учебной деятельности – это разбиение
класса на группы по 4-5 человек. Один ученик в группе – старший. Старшего
называют
звеньевым,
консультантом,
помощником
учителя,
младшим
учителем и так далее.
Групповая форма организации учебной деятельности предназначена для
совместного
решения
группой
учеников
определенных
задач
урока.
Это
самостоятельное
выполнение
задания
и
его
проверка
в
группе,
самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос. Старший группы
является связующим звеном между группой и учителем. Роль старшего в
группе – организация работы членов группы и оказание помощи отдельным
ученикам в выполнении задания при затруднении.
Преимущества групповой формы организации учебной деятельности –
работаю все ученики и при затруднения получают своевременную помощь
при
затруднениях
от
старшего
или
педагога.
Недостатки
–
возможны
конфликты, шум во время работы.
В условиях школы, когда формируется самооценка ребенка, необходимо
продумать варианты, чтобы в роли старшего побывали все ученики класса, а
не
только
самые
подготовленные.
Роль
старшего
заставляет
учеников
работать более интенсивно, чтобы оправдать доверие учителя.
Работа в группах может быть дифференцированно – групповой. В этом
случае группы формируются по уровню подготовленности школьников, и
каждая получает задание соответствующего уровня сложности.
Дифференцированно – групповая форма организации учебной деятельности
1 уровень 2 уровень 3 уровень
«на 3» «на 4» «на 5»
Задание для каждого уровня различные. Уровень определяет сам ученик. В
случае затруднения, ему помогает учитель.
Работа в группах может быть кооперировано – групповой. В этом случае
общее
задание
делится
на
число
групп,
и
каждая
группа
получает
определенную часть.
Кооперировано – групповая форма организации учебной деятельности.
Каждая
группа
выполняет
одну
часть
общего
задания.
По
завершению
первого
этапа
работы
идет
объединение
школьников
в
новые
группы
и
начинается второй этап работы – взаимообмен полученными заданиями в
новых группах.
Каждый член группы представляет другим ученикам задание, выполненное
в первой группе.
Например, экскурсия на природу. Одна группа наблюдает за деревьями, другая – за
насекомыми,
третья
–
за
животными,
четвертая
–
за
небом
и
т.
д.
Каждая
группа
записывает свои наблюдения, а на уроке идет взаимообмен полученными наблюдениями в
новых группах. Аналогично работу можно выполнить на уроках литературы при изучении
творчества писателей и на других уроках.
Кол л е кт и в н а я
ф о рм а
о р г а н и з а ц и и
у чеб н о й
д е я т ел ь н о с т и
предусматривает разбиение класса на 2-3 группы чаще всего по рядам и
проведения соревнования между ними.
Эта форма организации учебной деятельности предполагает наличие
единой цели, которая объединяет детей, разделение труда (каждый выполняет
какую-то конкретную часть задания) и взаимной зависимости всех членов
коллектива.
Желание выполнить задание, не подвести своих товарищей мобилизует
внутренние
ресурсы
и
возможности
учащихся,
активизирует
учебную
деятельность,
совершенствует
знания,
способствует
развитию
интереса
к
процессу добывания знаний.
Преимущества
данной
формы
организации
учебной
деятельность,
совершенствует
знания,
способствует
развитию
интереса
к
процессу
добывания знаний.
Преимущества данной формы организации учебной деятельности –
взаимопомощью
и
взаимоподдержка. Недостатки
-
обязательно
есть
проигравшая
сторона,
что
очень
ранит
самолюбие
детей.
В
том
случае
необходима
поддержка педагога, проигравшей группе детей.
Коллективный способ обучения (сокращенно КСО)
– эта такая форма
организации
учебной
деятельности,
когда
один
учит
всех,
а
все
учит
каждого.
Специфика этой формы организации учебной деятельности заключается в том, что
она используется чаще всего при закреплении знаний и умений, реже при изучении нового
материала.
Алкоголизм коллективного способа обучения (КСО)
1.
Каждый получает карточку с заданием. На обратной стороне верно
выполненное задание.
2.
Ученик выполняет задание и проводит самопроверку.
3.
Взаимообмен заданиями и взаимопроверка
.
Это может быть в форме «ручейка» или в форме «лучиков».
Преимущества этой
формы
организации
учебной
деятельности
–
каждый
выступает
в
роли
ученика
и
в
роли
учителя,
идет
постоянный
контроль
за
выполнением
задания,
исключается
возможность
ошибки,
ученики
получают
индивидуальную
помощь
от
своих
товарищей,
идет
взаимообучение.
Сложности
организации
работы
школьников
в
режиме
КСО
–
движение
в
классе, шум, подготовка большого числа раздаточного материала для работы.
Личностно
– ролевая форма организации учебной деятельности
– это
такая
форма,
где
роль
учителя
на
отдельных
этапах
урока
выполняет
ученик.
Передача
части
функций
учителя
школьникам
развивает
чувство
ответственности
у
ребенка,
самостоятельности,
умения
управлять
своим
поведением
и
другие.
Ученик
может
объяснить
новый
материал,
может
оказывать
индивидуальную
помощь
отдельным
школьникам,
заменяя
учителя, может контролировать знания отдельных детей.
Преимущества данной формы организации учебной деятельности в
том, что дети лучше понимают друг друга и, объясняя материал, ученик сам
успешнее разбирается в нем.
Сложность
личностно – ролевой формы организации учебной деятельности
заключается в том, что требуется значительная предварительная работа со школьником и в
то же время существует опасность ошибки со стороны школьника, которая может иметь
тенденцию к закреплению.
Фронтальная
форма
организации
учебной
деятельности
предпологает
взаимодействие учителя со всем классом.
При
проведении
фронтальной
работы
учитель
имеет
возможность
побеседовать
с
большим
числом
учащихся
и
на
этой
основе
составить
представления учебным материалом.
Организация процесса обучения на интерактивной основе.
Несмотря на существенные сложности деятельности учителя в роли
фасилитатора,
организовать
учебный
процесс
на
интерактивной
основе
возможно, если учитель:
готов включится в обсуждение с учащимися практически любого вопроса;
умет различать процесс обсуждения и его содержание;
знает,
как
целесообразнее
разместить
участников
при
обсуждении
различных вопросов;
четко
улавливает
отношение
участвующих
сторон
к
предмету
и
ходу
обсуждения и использует это грамотно в учебном процессе;
оптимально распределяет время для обсуждения возникающих проблем;
организует учебную среду для эффективного взаимодействия учащихся;
побуждает к высказыванию каждого учащегося и соблюдению им правил
взаимодействия;
проявляет открытость (не стесняется учиться на опыте других);
стимулирует творчество учащихся;
фиксирует успехи группы в совместной выработке результатов, отмечает
их;
сохраняет непредвзятость и отстраненность, не принимает точку зрения ни
одной стороны и выделяет сильные позиции каждой из них;
помогает учащимся преодолеть барьеры в совместной деятельности;
отслеживает
динамику
групповой
деятельности
и
принимает
на
себя
ответственность не только за содержание, но и за процесс поиска;
помнит об общих задачах обсуждения и удерживает детали.
Перечень
этот
можно
было
бы
продолжить,
но
важно
понять,
что
фасилитатор
обогащает
учебный
процесс
главным
образом
за
счет
использования потенциала учащихся, понимание этого позволяет поменять
позицию учителя в учебном процессе и построить его на интерактивной
основе.
Заинтересованность учителя в изменении своей деятельности позволит
развивать
интерес
учащихся
к
обучению,
преодолевать
возникающие
трудности в организации учебного процесса, искать и находить оптимальные
варианты проведения занятий с учащимися, приносящими удовлетворение.
Ярким
примером
преподавательской
этики
может
быть
моральная
ответственность учителя за обучение всех учащихся, а не только лучших. Это
значит, что, будучи учителем, вы должны приложить все усилия, чтобы
помочь
тем
учащимся,
которые
испытывают
трудности
в
учебе.
Ниже
приведен пример из кодекса Ассоциации учителей Нью-Йорка:
1.
Учителя
развивают
интеллектуальный,
физический,
эмоциональный,
социальный и гражданский потенциал каждого учащегося.
2. Учителя создают, поддерживают и сохраняют условия для перспективного
обучения учащихся.
3. Учителя сотрудничают с коллегами и другими специалистами в интересах
развития учащихся.
4.
Учителя сотрудничают с родителями и местным сообществом в целях
установления доверия друг к другу и уважения конфиденциальности.
6. Учителя содействуют успешному развитию интеллектуальной и этической
базы учащихся.
При использовании интерактивной методики учителю необходимо:
- определить условия для выполняемого задания;
- определить порядок работы;
- помочь определить некоторые идеи;
- руководить выработкой и обменом идей между учащимися (защищая право
каждого высказаться и быть услышанным);
-
задавать
вопросы,
которые
помогут
учащимся
лучше
уяснить
рассматриваемые идеи.
Для того, чтобы все ученики были вовлечены в общеклассную работу и не
отвлекались,
следует
мотивировать
их
деятельность.
Для
вызова
положительной
мотивации
учителю
предлагаем
следующие
практические
указания:
1. Говорите на темы, которые вашему классу или вашей группе интересны.
2. Объясняйте детям, почему та или иная тема интересна.
3.
Объясняйте детям, почему от них требуется совершить то или иное
действие.
Смотри в приложении №1.
Структура планирования системы личностно-ориентированных занятий
представлена
в
приложении.
Из
схемы
видно,
что
установочные
и
индивидуальные
цели
обучения
формулируются
на
основе
конкретных
условий
обучения,
с
учетом
целей
учителя
и
учеников.
Данные
цели
достигаются
разными
путями,
зависящими
от
выбора
базовой
технологической структуры занятий, оптимального набора форм и методов
обучения, индивидуальных программ учеников.
Технологическая структура занятий
.
Начальным этапом конструирования системы занятий по определенной теме
или
разделу
является
выбор
технологической
структуры
этих
занятий.
Возможны следующие типы таких структур:
1.
Последовательная
структура.
Все
вопросы
темы
изучаются
последовательно
в
соответствии
с
порядком,
предложенным
учебной
программой
или
учебником.
Материал
творчески
перерабатывается
учениками постепенно, шаг за шагом. В ходе занятий ученики выполняют и
обсуждают творческие работы по изучаемым вопросам. Данная структура
оптимальна для традиционной классно-урочной формы обучения.
2. Блочная структура. Материал темы рассматривается сразу как единый
логический блок, который затем прорабатывается на отдельных занятиях.
Ученики составляют и защищают собственные концепты темы в начале и в
конце ее изучения. Диагностике и оценке подлежат изменения в ученических
концептах. Реализация данной структуры занятий эффективна как в классно-
урочной форме обучения, так и в форме «погружения».
3. Разнородные концепты. Последовательно рассматриваются различные
концепты
всей
темы:
исторический,
методологический,
экологический,
технический и др., имеющие знаковую, образную или символическую форму
представления
информации.
Концепты
предлагаются
учителем,
а
также
могут
составляться
учениками.
Такая
система
занятий
эффективна
в
метапредметном
обучении,
поскольку
развивает
разнонаучный
подход
к
изучению единых образовательных объектов.
4.
Однородная деятельность.
Учебные занятия по теме проводятся на
основе одной ведущей деятельности, например практикум по эксперименту
или решению задач, когда вся тема изучается на основе опытов, либо с
помощью задач. Происходит «погружение» учеников в определенный вид
деятельности.
Выбранный
вид
деятельности
предполагает
многообразие
способов
ее
осуществления.
Например,
ученики
могут
решать
задачи
индивидуально, парами, в группах, составлять их самостоятельно и выносить
на
коллективную
защиту,
решать
задачи
во
время
олимпиад
и
т.д.
Образовательной
доминантной
в
данном
случае
выступает
предметная
деятельность
учеников,
содержание
материала
оказывается
вторичным
и
вариативным.
5. Групповая работа. Тема изучается дифференцированно, ученики делятся
на
группы
по
целям,
склонностям
или
желаниям,
например:
теоретики,
экспериментаторы, историки. Все группы занимаются одновременно, каждая
–
по
своему
плану,
разрабатывая
тему
в
своем
аспекте.
Периодически
проводятся коллективные уроки, где группы обмениваются полученными
результатами, обсуждают возникшие проблемы, корректируют дальнейшую
работу.
Для
обозначения
общих
«связок»
в
работе
применяются
лекции
учителя. Эта система занятий боле вариативна, чем предыдущая, поскольку
предполагает выбор учениками доминирующих видов их деятельности.
6. Ситуативная структура. Структура занятий опирается на технологические
этапы создания и развития образовательной ситуации: на первых занятиях
происходит
обеспечение
мотивации
деятельности,
постановка
проблемы;
затем
организуется
индивидуальная
или
коллективное
ее
решение,
демонстрация и обсуждение полученных результатов; после этого изучаются
культурно-исторические
аналоги,
формулируются
результаты,
проводится
рефлексия и оценка индивидуальной и коллективной деятельности.
Вся структура интерактивного урока представлена в технологической карте
урока.
Игровые технологии на уроке
.
Основу использования игровых технологий составляет активизирующая и
интенсифицирующая деятельность обучаемых.
Игровая деятельность призвана выполнять определенные функции. К таким
функциям относятся:
развлекательная;
коммуникативная;
самореализации;
игротерапевтическую;
диагностическую;
межнациональной коммуникации;
социализации.
Структура игры как процесса включает (по Г.К. Селевко):
a)
роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в)
игровое
употребление
предметов,
т.
е.
замещение
реальных
вещей
игровыми, уловными;
г) реальные отношения между играющими;
д)
сюжет
(содержание)
–
область
действительности,
условно
воспроизводимая в игре.
Таким
образом,
игра
используется
для
решения
комплексных
задач
усвоения
нового
закрепления
материала,
развития
творческих
способностей, формирования общих учений.
Существуют различные модификации игр.
Имитационные игры
Имитироваться может учебно-воспитательный процесс школы, конкретная
деятельность
учителя,
классного
руководителя,
завуча,
директора
школы,
педагогического совета школы.
В
сценарий
такой
игры
входит
описание
структуры
и
назначения
имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры
Эти игры направлены на обработку выполнения конкретных форм учебно
-воспитательного процесса (урок, воспитательное мероприятие).
Ролевые игры
В
них
отрабатывается
тактика
поведения,
действий,
выполнения
конкретных специфических операций (действия учителя, действия классного
руководителя, действия завуча).
Деловой театр
В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение учителя в конкретной
обстановке.
Основная
задача
этой
игры
–
научить
будущего
учителя
ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку
своему поведению, учитывать возможности учеников, устанавливать с ними
контакты.
Игры-дискуссии
Игры-дискуссии
предусматривают
организацию
спора-дискуссии
по
конкретным
педагогическим
задачам.
Используются
различные
варианты
протекания спора-дискуссии.
Эвристический – когда одна из сторон не настаивая на своем подходе к
решению
проблемы,
используя
методы
убеждения,
интуицию
и
здравый
смысл, постепенно склоняет к своей точке зрения других участников спора.
Логический подход к ведению спора, для которого характерны жесткий
логический анализ и аргументация, благодаря чему, участники приходят к
окончательному выводу.
Софический подход, когда одна из сторон стремится победить своего
оппонета любым, даже логически неправильным путем используя софизмы.
Авторитарный подход, когда одна из сторон, опираясь на авторитеты либо
используя свой авторитет, навязывает свою точку зрения другим.
Технология прямой коллективной
«мозговой атаки»
Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества
идей,
освобождении
студентов
от
инерции
мышления,
преодоления
привычного хода мысли при решении творческой задачи. Этот метод был
предложен Л.Ф. Осборном. Основные принципы и правила этого метода –
абсолютный
запрет
критики
предложенных
участниками
идей,
а
также
поощрение всевозможных реплик и шуток. Успех применения этого метода
во многом зависит от преподавателя – руководителя занятия. Оптимальное
число
участников
«мозговой
атаки»
не
должно
превышать
15
человек.
Длительность занятия до одного часа.
Массовая «мозговая атака»
Этот метод был предложен Дж. Дональдом Филипсом. Он позволяет
существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой
аудитории (число участников от 20 до 60 человек). Всех участников делят на
малые группы численностью 5 – 6 человек. После разделения каждая малая
группа
самостоятельно
проводит
прямую
«мозговую
атаку»
творческой
задачи, проблемы в течение примерно 15 минут. После этого представители
каждой
малой
группы
сообщают
идеи,
генерированные
в
группе,
и
коллективно, под руководством преподавателя проводится их оценка. Затем
выбирается наиболее оригинальная.
«Мозговой штурм» - диалог
с деструктивной отнесенной оценкой
Этот метод предложен К.А. Александровым и модифицирован Г.Я. Бушем.
Сущность диалога состоит в активизации творческого потенциала участников
при
коллективном
генерировании
идей
с
последующей
формулировкой
контридей
Занятие проводится поэтапно следующим образом:
1-й этап – формирование малых групп, оптимальных по численности и
психологической совместимости;
2-й этап – формулирование исходной задачи, проблемы;
3-й этап – генерирование идей в каждой группе по правилам прямой
«мозговой атаки»;
4-й этап – систематизация и классификация идей;
5-й этап – деструктирование идей, то есть оценка идей на реализуемость;
6-й
этап
–
оценка
критических
замечаний,
высказанных
во
время
предыдущего этапа.
Наиболее эффективные результаты достигаются тогда, когда все участники
рационально распределяются на группы: 1) генерирования идей; 2) анализа
проблемной ситуации оценки; 3) генерирования контридей.
Технология синектики
Технология
синектики
(предложен
У.
Гордоном
в
1960
году,
США)
позволяет студентам научиться формулировать проблемы, составляющие ее
элементы, выделять главную цель поиска, искать аналогии решения задач
самого разнообразного характера: прямой (как решаются задачи, похожие на
данную), личный (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и
попытайтесь рассуждать с этой точки зрения), символический (дайте в двух
словах образное определение сути задачи), фантастический (как эту задачу
решили
бы
сказочные
персонажи).
При
этом
у
будущих
специалистов
формируется
способность
к
синектическому
мышлению;
умению
абстрагироваться, мысленно отделяться от предмета обсуждения; склонность
к раздумьям, фантазии, способность переключаться, отходить от навязчивых
идей, умение слушать других, терпимо относиться к идеям, высказанным
коллегой, привычка находить в обычном необычное и в необычном обычное,
умело пользоваться аналогиями.
Эта технология основывается на учете существенного влияния временного
фактора на творческую познавательную активность будущего учителя.
a)
у одних временные ограничения вызывают повышение активности
и достижение даже более высоких результатов, чем в «спокойной
обстановке»;
b)
другие (их больше всего) в различной степени меняют свое
поведение, снижают свои результаты и не всегда достигают
конечного решения;
c)
третья группа – временные ограничения оказывают тормозящее,
своего рода шоковое влияние, они приходят в замешательство,
поддаются панике и более или менее отказываются от решения
задачи.
2. Технология внезапных запрещений.
Технология внезапных запрещений заключается в том, что на том или
ином этапе анализа педагогической системы запрещается использовать в
действиях будущих учителей такие устоявшиеся штампы, что способствуют
разрушению этих штампов в творческой деятельности бушующих учителей,
поиску новых методов и методологических приемов организации учебно –
воспитательного процесса.
Технология новых вариантов
Технология новых вариантов заключается в требовании будущим
учителям выполнить решения педагогической задачи по другому, когда уже
имеется несколько вариантов решения.
Технология информационной недостаточности.
Технология информационной недостаточности применяется тогда, когда
ставится задача особой активности на первых этапах творческой
деятельности будущих учителей. Для этого исходное условие задачи
представляется с явным недостатком данных.
Технология информационной насыщенности.
Технология информационной насыщенности основывается на включении
в исходное условие педагогической задачи заведомо лишних сведений.
Технология абсурда.
Технология абсурда заключается в том, что предлагается будущим
учителям задачу.
Технология «черного ящика»
Решение педагогических задач на основе этой этой технологии
осуществляется посредством анализа конкретных ситуаций, которые
подбираются таким образом, что при анализе участники дискуссии невольно
затрагивают вопросы возникновения негативных явлений в школе. К этому
будущих учителей побуждают специальными, целенаправленными
вопросами, например: «К чему может привести данная ситуация ?»
Сущность метода «черного ящика» состоит в том, что причины
негативных явлений выявляются как бы косвенным путем. Здесь
развязывается творческая инициатива будущих учителей.
Технология «дневников»
Каждому выдаются карманные записные книжки. Туда в течении недели
студентам вписывают все возникающие по обсуждаемой проблеме идеи.
Технология проектного обучения.
В целом при работе над проектом учитель выполняет следующие
функции:
- помогает ученикам в поиске источников; способных помочь им в работе
над проектом;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поддерживает весь процесс;
- поддерживает и поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную связь, чтобы помогать ученикам
продвигаться в работе над проектом.
В своей статье «Метод проектов как частный случай интегративной
технологии обучения» Р. Гузеев подчеркивает:
«Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны
учеников, потому что оно:
- личностно-ориентированное;
- использует множество дидактических подходов – обучение в деле,
независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра,
эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение;
- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в
работу по мере ее выполнения;
- поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и
психомоторной областях на всех уровнях – знания, понимания, применения,
анализ, синтез;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других не
начетнически, а в конкретном деле;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего
собственного труда».
Технология проектного обучения
Этапы деятельности
Содержание деятельности
1. Подготовка
Определение темы и целей проекта
Ученики: обсуждение, поиск
информации
Учитель: заявление замысла,
мотивация,
помощь в постановке задач
2. Планирование
а) определение источников, способов
сбора, анализа информации, а также
способов представления результатов
б) установление критериев оценки
результата и процесса
Ученики: формулируют задачи и
вырабатывают план действий
Учитель: корректирует, предлагает
идеи, высказывает предложения
3. Сбор информации
(наблюдения, работа с литературой,
анкетирование, интервью,
эксперимент и т.д.)
Ученики: собирают информацию
Учитель: наблюдает, косвенно
руководит деятельностью
4. Анализ
Анализ информации,
формулирование выводов
Ученики: анализируют информацию
Учитель: корректирует, наблюдает,
советует
Технология интенсификации обучения
Эта технология раскрывает огромные резервы традиционного классно-
урочного
способа
обучения.
Целевые
ориентации
этой
технологии
заключаются в следующем:
формирование знаний, умений и навыков;
обучение всех детей с любыми индивидуальными данными;
ускоренное обучение.
К принципам этой технологии относятся:
многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий
уровень трудности, изучение крупными блоками, динамический стереотип
деятельности, применение опор, ориентировочной основы действий;
личностно-ориентированный подход;
гуманизм;
ученье без принуждения;
бесконфликтность
учебной
ситуации,
гласность
успехов
каждого,
открытие перспективы для исправления, роста, успеха;
соединение обучение и воспитания.
В процессе профессиональной подготовки будущего учителя используется
технология дифференциации обучения.
Дифференцированное обучение рассматривается как форма организации
учебного процесса, при которой преподаватель работает с группой студентов,
составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного
процесса общих качеств (гомогенная группа).
Дифференцированное
обучение
определяется
как
часть
общей
дидактической
системы,
которая
обеспечивает
специализацию
учебного
процесса для различных групп обучаемых.
Технология индивидуализации обучения
Индивидуализация обучения это;
организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов,
темпа
обучения
обуславливается
индивидуальными
особенностями
студентов;
различные
учебно-методические,
психолого-педагогические
и
организационно-управленче ские
мероприятия,
о б е с п еч и в а ю т
индивидуальный подход.
Таким образом, современный этап образования характерен внедрением в
учебный процесс педагогических технологий.
Использование педагогических технологий связано с разработкой научных
основ
образовательных
технологий,
изучением
огромного
опыта
педагогических
инноваций,
авторских
школ
и
экспериментальных
новых
технологий. Этот опыт требует систематизации и обобщения.
Педагогические
технологии
рассматриваются
как
целостные
явления.
Исследуются интегративные качества технологий, составные компоненты,
коммуникативные свойства, историчность и преемственность.
Смотри в приложении № 4.
Выводы.
Таким
образом,
процесс
развития
деятельности
и
превращения
ее
в
произвольную характеризуется двумя переходными моментами:
-
роль
других
людей
уменьшается;
дети
начинают
предвосхищать
и
принимать
компоненты
деятельности
(стимуляция
извне
замещается
«самокомандой»);
- деятельность превращается из внешне обусловленной в произвольную, и
(по А.Н.Леонтьеву)
«… по мере того как мотив, принимаемый только на
словах,
становится
силой,
организующей
поведение,
дети
начинают
совершать поступки, которые
пока не последовательны и неадекватны с
точки зрения первоначальных мотивов принятия ими деятельности».
Ш.А.
Амонашвили
предлагает
конструктивно-методическую
схему
решения учебной задачи;
-буду сам рассуждать вслух и наглядно действовать с предметами на виду у
всех;
-
буду
вовлекать
ребят
в
свободное
обсуждение,
доказательство,
опровержение;
- буду давать им специальные задания, решение которых невозможно без
напряжения
мысли,
и
помогу
им
построить
последовательный
план
умственных операций;
- буду подкреплять стремление каждого ребенка быть вдумчивым и «не
спешить языком».
Интерактивное обучение позволяет школьников активно вовлечь в процесс
обучения,
развивает
целенаправленное
взаимодействие
всех
участников
образовательного процесса и их сотрудничество в добывании и освоении
знаний, умений и навыков. Разнообразие педагогических приемов направлено
на практическое использование и совершенствование основных навыков, а
также
на
развитие
способностей
к
творческому,
дивергентному
и
латеральному
мышлению,
необходимых
каждому
человеку
для
жизни
в
современном обществе. Использование интерактивных приемов направлено
на развитие социальных навыков, способствующих решению возникающих
проблем,
разрешению
конфликтов,
достижению
консенсуса,
ведению
переговоров.
Интерактивные
приемы
обучения
способствуют
раскрытию
собственного «Я» через повышение самооценки, что в значительной степени
способствует установлению доверительных и уважительных отношений в
коллективе школьников.
Список литературы
1.
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов/Н. В.
Бордовская, А. А. Реан. – СПБ.: Изд-во «Питер», 2000.
2.
Загидулин
Р.
Р.,
Смирнова
В.
Ф.
технология
урока:
Учебно-
методическое пособие. – Ульяновск: Ул ГТУ, 2007.
3.
Зотов Ю. Б. Организация современного урока: Кнага для учителя/Ю. Б.
Зотов. – М., 1984.
4.
Кушнир А. М. Новая Россия подрастает …/ А. М. Кушнир // Народное
образование, - 1997. - № 5, С 22
5.
Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности / В. М.
Лизинский // Завуч. – 2004. - № 7. – С 75-82
6.
Палтышев Н. Н. педагогическая гармония. Киев: Магистр – S, 1996.
7.
Педагогика:
педагогические
теории,
системы
технологии:
Учебное
пособие для студентов пед. Учеб. Заведений / С. А. Смирнов, И. Б.
Котов
и
др;
Под
ред.
С.
А.
Смирнова.
–
М.:
Издательский
центр
«Академия», 1998.