Автор: Шачкова Галина Михайловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №4" им. А.А. Леонова
Населённый пункт: г. Гагарин Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка родительского собрания
Тема: "Духовно-нравственное воспитание в школе и дома"
Раздел: среднее образование
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
для родителей пятиклассников
Тема: «Духовно-нравственное воспитание в школе и дома»
«Нельзя врачевать чужие души, не излечив себя,
приводить в порядок чужое душевное хозяйство с
хаосом в собственной душе, нести мир другим, не
имея его в себе».
(Священник Александр Ельчанинов)
Цель: повышение уровня духовно-нравственных устоев у родителей.
Подготовка:
1. Тестирование родителей на тему «Мой стиль воспитания ребенка в семье».
2. Изготовить карточки со списком качеств нравственного человека.
3. Заранее подготовить и раздать родителям памятки “Основы нравственных отношений в
семье”, «Памятка родителям от детей».
4. Подбор пословиц, высказываний мудрых о нравственном воспитании детей.
Главным методом проведения собрания является диалог.
Формы работы – групповая, интерактивная с использованием кейс-технологии, ролевое
моделирование ситуаций.
Ход собрания.
I. Вступительное слово классного руководителя.
Добрый вечер, уважаемые родители! На ваших столах лежат фигурки. Сейчас я буду задавать
вам вопросы, а вы будете отвечать «да» или «нет». Когда вы будете отвечать «нет», нужно
отрывать от фигурки маленький кусочек. Итак, начнём…
1) Считаете ли вы, что в вашей семье царит взаимопонимание с детьми?
2) Часто ли дети говорят с вами по душам?
3) Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
4) Часто ли бываете вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
5) Можете ли вы в любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
А теперь посмотрите на фигурку и задумайтесь, ведь это ВАШ ребёнок. Конечно, вы
догадались, что тема нашего родительского собрания называется
«Духовно-нравственное воспитание в школе и дома».
Кто из вас знает, почему возникла в данное время проблема духовности, нравственности?
Предполагаемые ответы. Дети не знакомы с традициями нашего народа, у них нет
представлений о нормах морали и нравственности. Воспитание ребенка превращается в
подготовку к учебе, реализации удачной карьеры. Утратили в современном обществе свою
значимость понятия: добродетель, милосердие, совесть. Подростки избивают друг друга на
глазах у других, и никто не может заступиться, а ведь это наши с вами сегодняшние дети. И
если мы не вложим уже сейчас понятия нравственности, сочувствия, взаимопомощи,
толерантности, то пожнем, плохой урожай.
Обобщение. И действительно, каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от
тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его
деятельность, таков мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде
всего? Конечно, же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность,
цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую
активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира и огромную роль в
формировании культуры человека играют традиции, обычаи, ценности народа, созданные
предками. А для этого мы должны знакомить детей с этими традициями и ценностями.
А как вы думаете, кто именно несет ответственность за воспитание и обучение своих детей?
Вы правы, в первую очередь родители несут ответственность за воспитание детей перед
Богом и обществом.
Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:
Семья - 50%
СМИ, телевидение - 30%
Школа - 10%
Улица - 10%.
Поэтому сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье.
II.Тестирование родителей
Для начала я предлагаю вам пройти тест «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?» Из трех
ответов на каждый вопрос выберите один.
Постарайтесь быть максимально честными при ответах на вопросы.
1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.
2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и разбираетесь с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.
3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:
а) начнете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете
рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.
4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:
а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.
5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,
что впредь опозданий не будет;
в) накажете.
Посмотрите, каких букв у вас больше, и определите, к какому типу родителя вы относитесь:
А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает
его потребности.
Б
–
это
тип
родителя,
признающего
право
ребенка
на
личный
опыт,
даже
ошибки,
и
пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.
В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания
является порицание и наказание.
Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените
характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Природа не терпит пустоты.
Если мы не заполним душу ребенка чем-то добрым, найдется кто-то другой, который
заполнит ее дурным. Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна
окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их
принятие, дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют
толерантность ребенка. Итак, мы вложили в ребенка одно нравственное качество –
толерантность.
Скажите, а какие ещё нравственные качества вы знаете? Предлагаю вам посмотреть список
таких качеств.
Карточка с нравственными качествами
Активность, благодарность, благородство, вежливость, великодушие, верность, выдержка,
высокомерие, героизм, грубость, гуманизм, деликатность, добро, долг, достоинство, зависть,
зазнайство, индивидуализм, искренность, карьеризм, корыстолюбие, лицемерие, любовь,
малодушие, мещанство, мужество, ненависть, обязанность, ответственность, патриотизм,
предательство, принципиальность, скромность, смелость, совесть, сознательность,
сочувствие, справедливость, требовательность, трудолюбие, тщеславие, трусость, уважение,
убеждённость, цинизм, человечность, честолюбие активность, благодарность, благородство,
вежливость, великодушие, верность, выдержка, высокомерие, героизм, грубость, гуманизм,
деликатность, добро, долг, достоинство,зависть, зазнайство, индивидуализм, искренность,
карьеризм, корыстолюбие, лицемерие, любовь, малодушие, мещанство, мужество, ненависть,
обязанность, ответственность, патриотизм, предательство, принципиальность, скромность,
смелость, совесть, сознательность, сочувствие, справедливость, требовательность,
трудолюбие, тщеславие, трусость, уважение, убеждённость, цинизм, человечность,
честолюбие.
III.Работа со списком.
-Какие нравственные качества вы хотели бы сформировать у ваших детей?
-Почему вы считаете их наиболее важными?
-А как их можно сформировать? Давайте попробуем этому поучится.
IV.Практическая работа родителей.
-Предлагаю вам разделиться на 3 группы и вместе обсудить предложенные ситуации.
СИТУАЦИЯ №1(1 группа)
Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить
ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала
уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.
Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта? ( Родители должны предъявлять
единые требования к ребёнку. )
СИТУАЦИЯ №2:
Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети.
Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех
предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая
ситуация? (Основы трудолюбия должны закладываться с детства.)
СИТУАЦИЯ №3:
Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол.
После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание, так как не мог справиться сам.
Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы
думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи? (Уважительного
отношения членов семьи друг к другу.)
Спасибо вам. С заданием вы справились отлично. Давайте же будем заботиться о своих
детях, будем наполнять их души и сердца солнечным светом, добрыми словами и добрыми
делами! И наши дети обязательно будут брать с нас пример.
V. «Настоящим человеком становится только тот, - писал В.А. Сухомлинский, - у кого в душе
возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение,
порождают страсти и поступки. Как можно больше поступков, побуждаемых благородными
желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил
воспитания подростков».
Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными
чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание,
сочувствие, сопереживание, бескорыстие…
Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача
вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье.
Во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравственные потребности.
В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно,
должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа
особенностей собственной личности.
В-четвёртых, они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а также чётко
представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.
В заключении, я хотела бы рассказать ещё одну историю. Многие годы по морскому
побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая
старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она
что - то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их себе в
сумку. Детям было любопытно посмотреть, что кладёт старушка в сумку, но родители
велели им держаться от неё подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь,
что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на её приветствие. Только
когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому,
чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги…
Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни! Сколько таких людей, как
старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и
доброту, а мы понимаем лишь спустя годы, если вообще понимаем, что они значили в нашей
жизни, какое тепло излучали их сердца и души. Давайте сегодня задумаемся о том, как мы
строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого
сердца.
VI. Работа с памятками.
Памятка родителям от ребенка
1.Не балуйте меня, вы меня этим портите.
Я очень хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я прошу. Я просто
испытываю вас.
2.Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.
Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
3.Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить.
Это ослабит мою веру в вас.
4.Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.
Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
5.Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
6.Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.
Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
7.Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.
Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с
глазу на глаз.
8.Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех.
Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
9.Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.
Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.
10.Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.
Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко
мне столько внимания.
11.Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.
Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам
вопросы и буду искать информацию на стороне.
12.Не беспокойтесь, что мы проводим вместе, мало времени.
Значение имеет то, как мы его проводим.
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.
И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.
Памятка “Основы нравственных отношений в семье”:
Проявилась заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним –
подражая, он очень скоро вернет это вам.
Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком,
и он учится лжи и лицемерию.
Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам –
это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок вырастет и станет отзываться
так же о вас.
Поведение – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых
обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.
VII. Итог собрания. Рефлексия.
Твори добро, твори добро. Нет большей радости. И жизнью жертвуй, и спеши
Не ради славы или сладостей, а по велению души.
Когда кипишь судьбой униженный, ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной сиюминутного суда.
Постой. Остынь. Поверь – действительно всё встанет на свои места
Ты сильный! Сильные не мстительны! Оружье сильных – доброта!
Подводя итоги собрания, подчеркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно,
но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг
к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая
себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто
усугубляете ситуацию.
Надеюсь, наше собрание было конструктивным. Успехов вам, дорогие мои родители!
Спасибо за работу.