Автор: Козионов Сергей Анатольевич
Должность: преподаватель обж
Учебное заведение: ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж
Населённый пункт: с,Дуван,Башкортостан
Наименование материала: методика проведения комбинированного урока по дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности
Тема: Изучение технических средств тушения пожара
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж
Методика проведения
практического занятия
по дисциплине «Основы безопасности жизнедея-
тельности»
Подготовил преподаватель дисциплины
Козионов С.А.
Рассмотрена на заседании цикловой
комиссии общих гуманитарных и соци-
ально-экономических дисциплин
Протокол №___ от «__»______ 200__ г.
Председатель комиссии ____________
Дуван 2017
Аннотация
В методической разработке представлена методика проведения прак -
тического занятия по теме «Изучение технических средств тушения пожара».
Методическая разработка содержит:
План урока
Методику проведения урока
Инструкционно- технологическую карту
Фотографии макетов и плакатов
При проведении занятия используются макеты огнетушителей ОХП-10, ОУ-2,
ОП-4, ОП-1, рабочий огнетушитель ОП-4.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей раз-
личных дисциплин при подготовке практических занятий.
2
Содержание
Введение ……………………………………………………………………. 4
План урока……………………………………………………………………5
Методика проведения урока…………………………………………………7
Заключение………………………………………………………………… ..10
Приложение 1. Инструкционно-технологическая карта…………………..11
Приложение 2. Фотографии плакатов………………………………………16
Приложение 3. Фотографии макетов……………………………………….17
Литература…………………………………………………………………….19
3
Введение
С начала 2017 года на территории Республики Башкортостан произошло
более 4 тысяч пожаров. Основные причины пожаров на предприятиях:
-
нарушение технологического режима - 33%
-
неисправность электрических установок - 16%
-
самовозгорание промасленной ветоши и других материалов, склонных к
самовозгоранию - 10%
В
соответствии
с
«Правилами
противопожарной
безопасности
в
РФ»
предприятия, независимо от деятельности и формы собственности, обеспечива-
ются первичными средствами пожаротушения, в том числе огнетушителями.
Кроме этого, любое транспортное средство (автомобиль, трактор, комбайн) так-
же комплектуется огнетушителем.
В зависимости от применяемого в них огнетушащего вещества, огнету-
шители подразделяются на 5 классов: водные, пенные, углекислотные, порош-
ковые, хладоновые. Каждый класс огнетушителей предназначен для тушения
огня в зависимости от технологии производства, свойств применяемого сырья,
условий, исключающих появление вредных побочных явлений при реагирова-
нии огнетушащего средства с горящим веществом. Углекислотный огнетуши-
тель прекрасно тушит возгорания электрооборудования, но не рекомендуется
для тушения пожара в закрытых помещениях. Пенные огнетушители вырабаты-
вают большое количество пены (отношение объема пены к объему раствора, из
которого она образуется, от 10 до 120), применяются для тушения горючих и
легковоспламеняющихся жидкостей, но запрещаются к использованию
при
тушении пожара в электроустановках.
Главная задача средних специальных учебных заведений – подготовка
студентов к предстоящей трудовой деятельности.
В труде специалиста большое место занимают умения и навыки – способ-
ность использовать полученные знания на производстве. Важное место в изуче-
нии дисциплины занимает ознакомление студентов с техническими средствами
тушения пожара. Поэтому умение пользоваться огнетушителями различных ти-
пов, полученное студентами на занятиях в нашем учебном заведении, поможет
им на производстве и в повседневной жизни.
4
План открытого урока
по дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности
Занятие № 8
Дата: 23. 10 .2017 г.
Группа 118
Специальность:
35.02.07.
Механизация сельского хозяйства
Норма времени: 70 мин.
Преподаватель: Козионов С.А.
Место проведения: аудитория №307
Тема: Изучение технических средств тушения пожара.
Вид занятия: практическое
Тип урока: урок формирования, применения знаний, умений и навыков
Цели занятия:
1 . Образовательная –проверить уровень усвоения теоретических знаний,
необходимых для выполнения практического задания, развить и за-
крепить полученные знания по техническим средствам пожаротуше-
ния, научить студентов выбирать средства тушения пожара в зависи-
мости от вида загорания.
2. Воспитательная – воспитание познавательного интереса к дисциплине,
ответственности и собранности, привитие навыков самостоятельной
работы .
3 . Развивающая – развитие умения применять теоретические знания на
практике; умения анализировать и правильно применять в работе тех-
нические средства тушения пожара.
Методы обучения:
1.
наглядно-иллюстрационный
2.
информативно-развивающий
3.
частично-поисковый
Межпредметные связи:
«Безопасность
жизнедеятельности»
,
«Тракторы
и
автомобили»,
«СХМ»,
«ЭМТП», «Физика», «Химия».
Внутрипредметные связи:
Раздел 2: Государственная система обеспечения безопасности граждан.
.
Обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия:
Плакаты по устройству огнетушителей.
2. Технические средства обучения:
Макеты огнетушителей ОХП-10, ОУ-2, ОП-4.
Огнетушитель ОП-4.
5
П К IBM PC Celeron® D CPU
2.066 GHz/512 МБ ОЗУ/HDD 160
GB/DVD-RW,
Мультимедийный проектор
3. Раздаточный материал:
Инструкционно- технологические карты.
4. Литература:
Изотов Б.И, «Безопасность жизнедеятельности на
произ-
водстве» изд. Колос, 2013г.
Требования к результатам усвоения учебного материала.
Студенты должны знать: вещества и средства, применяемые для тушения по-
жара.
Студенты должны уметь: применять первичные средства пожаротушения
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выпол-
нения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профес-
сиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать
и контролировать работу с принятием на себя ответственности за результат вы-
полнения заданий.
Содержание занятия:
1. Организационный момент (1 мин).
Приветствие.
Определение отсутствующих студентов.
Организация внимания студентов.
2. Сообщение темы, цели и формы урока (2 мин).
3. Проверка и актуализация опорных знаний и действий студентов (18
мин).
а)Перечислите пассивные меры защиты от огня.
6
б)Перечислите активные меры защиты от огня .
в).Просмотр фильма о пожаре
4.
Анализ задания, раскрытие способов его выполнения (2 мин).
5
Изучение назначения технических средств тушения пожаров.(10мин.)
6
Выполнение практической части работы (40 мин):
a.
Изучить устройство и принцип работы химических пенных огне-
тушителей ОХП-10 и ОХВП-10
b.
Изучить устройство и принцип работы углекислотных огнетуши-
телей ОУ-2, ОУБ-3.
c.
Изучить устройство и принцип работы порошковых
огнетуши-
телей ОП-1, ОП-10А.
7
Инструктаж по технике безопасности (3 мин).
8
Демонстрация пожарного гидранта.(5мин.)
9
Практическое применение огнетушителя ОП-4 при тушении возгорания
(тушение возгорания) (10 мин).
10..Подведение итогов занятия (2 мин)
11.Сообщение домашнего задания (2 мин). Б. Изотов. Безопасность жизнеде-
ятельности на производстве. – М.: Колос , 2013. стр.329-342.
Методика проведения урока
1.
Организационный момент.
Приветствие. Преподаватель и студенты приветствуют друг друга.
Определение отсутствующих студентов. Дежурный сообщает об отсутствую-
щих студентах. Преподаватель отмечает отсутствующих в классном журнале.
Организация внимания студентов. Преподаватель настраивает студентов на ра-
боту, предлагает им сосредоточиться и быть внимательными на протяжении
всего занятия. Создает непринужденную обстановку на уроке.
2.Сообщение темы, цели и формы урока.
Преподаватель сообщает тему
урока: «Изучение технических средств
тушения пожара».
Тема и цели занятия на слайде.
3.Проверка и актуализация опорных знаний и действий студен-
тов.
Прежде чем приступить к основной цели занятия – практическому изучению
7
огнетушителей
различных
типов,
рекомендуется
проверить
теоретические
знания студентов, полученных при изучении темы «Аварийно-спасательные и
другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций.»
Преподаватель предлагает:
перечислить способы прекращения горения
перечислить вещества и материалы, являющиеся огнегасящими средства-
ми
перечислить первичные средства пожаротушения
После того, как студенты ответят на поставленные вопросы, преподава-
тель рассказывает, какие огнетушащие вещества используются в различных ти-
пах огнетушителей, их преимущества и недостатки, количество огнетушителей
в зависимости от вида производственных помещений и транспортных средств.
На плакате показывает расположение огнетушителей в производственных
помещениях и транспортных средствах.
4.Анализ задания, раскрытие способов его выполнения.
Рекомендуется разделить студентов на 3 группы по видам изучаемых ог-
нетушителей. Первая группа изучает пенные огнетушители ОХП-10. Вторая
группа изучает углекислотные огнетушители ОУ-2. Третья группа изучает по-
рошковые огнетушители ОП-1, ОП-10. Преподаватель раздает инструкционно-
технологические карты, плакаты и макеты огнетушителей. Определяет порядок
смены учебных мест и время работы на каждом учебном месте.
5. Выполнение практической части работы.
Студенты первой группы изучают устройство и принцип работы химиче-
ских пенных огнетушителей ОХП-10 и ОХВП-10. При этом пользуются описа-
нием огнетушителей, изложенном в инструкционно- технологической карте, ри-
сунком на плакате и макетом огнетушителя ОХП-10. В тетради записывают на-
значение, устройство, технические характеристики и действие химических пен-
ных огнетушителей, виды возгораний, для тушения которых используются дан-
ные огнетушители, а также случаев, в которых нельзя применять огнетушители
этого типа.
Студенты второй группы изучают устройство и принцип работы угле-
кислотных огнетушителей ОУ-2, ОУБ-3. При этом пользуются описанием огне-
тушителей, изложенном в инструкционно- технологической карте, рисунком на
плакате и макетом огнетушителя ОУ-2. В тетради записывают назначение,
устройство, технические характеристики и действие углекислотных огнетуши-
телей, виды возгораний, для тушения которых используются данные огнетуши-
тели, а также случаев, в которых нельзя применять огнетушители этого типа.
Студенты третьей группы изучают устройство и принцип работы по-
рошковых огнетушителей ОП-1, ОП-4. При этом пользуются описанием огнету-
шителей, изложенном в инструкционно- технологической карте, рисунком на
плакате и макетом огнетушителя ОП-1, ОП-4. В тетради записывают назначе-
8
ние, устройство, технические характеристики и действие порошковых огнету-
шителей, виды возгораний, для тушения которых используются данные огнету-
шители.
Преподаватель контролирует самостоятельную работу студентов, пере-
ходя от одной группы к другой. При этом рассказывает особенности работы
каждого вида огнетушителя, показывая на макете принцип их действия.
6.
Инструктаж по технике безопасности.
Перед практическим применением огнетушителя ОП-4 для тушения воз-
горания преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности:
Огневая камера находится на улице, поэтому студенты долж-
ны одеться перед выходом на улицу
Ветошь перед зажиганием пропитывается горючей жидко-
стью. Необходимо следить, чтобы горючая жидкость не попа-
ла на одежду и кожу, и не пролилась на землю вне камеры го-
рения.
При разжигании камеры горения студенты должны находить-
ся на расстоянии 4-5м от очага горения.
Во время тушения возгорания не направлять раструб огнету-
шителя на людей. При попадании огнегасящего вещества на
одежду и кожу, необходимо принять меры к их очистке. При
попадании в глаза и рот, необходимо промыть их чистой во-
дой. Порошок, находящийся в огнетушителе, не ядовит и не
токсичен.
После использования огнетушитель нагревается, поэтому его
не рекомендуется заносить в помещение и располагать вблизи
горючих веществ.
7. Практическое применение огнетушителя ОП-4 при тушении возгора-
ния.
Очаг горения находится на улице в огневой камере. После того, как за-
жженная ветошь, пропитанная горючей жидкостью, разгорится, один из студен-
тов берет огнетушитель ОП-4, приводит его в действие, направляет раструб на
очаг горения, нажимает на спусковой рычаг огнетушителя и струей огнетуша-
щего вещества гасит огонь. Преподаватель контролирует работу студентов, пра-
вильность их действий и соблюдение техники безопасности.
10 .Подведение итогов занятия. Рефлексия.
В заключение урока преподаватель предлагает студентам оценить свои
действия при работе на каждом учебном месте, отметить наиболее активных
9
студентов, выставляет итоговую оценку каждому студенту и благодарит всех за
внимание.
9. Сообщение домашнего задания.
Б.Изотов Безопасность жизнедеятельности на производстве. – М Колос
2000 стр. 329-342
Заключение
Кейс-технология и рефлексия как условие продуктивного обучения в усло-
виях реализации ФГОС
В свете модернизации образования в Российской Федерации принципи-
ально
изменяется
позиция
преподавателя.
Он
перестает
быть
носителем
«объективного знания», которое он пытается передать студенту. Его главной за-
дачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и само-
стоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность уча-
щихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.
Кейс – практическая задача содержит небольшой или средний объем ин-
формации в цифровом виде или в виде эксперимента.
Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого ученика в
самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия яв-
ляется обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлек-
сию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом
преподаватель играет роль организатора, а главными действующими лицами
выступают студенты.
Для чего нужна рефлексия?
Если студент понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему
пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом
уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оце-
нивать свой труд и работу своих сокурсников, то процесс обучения становится
намного интереснее и легче как для студента, так и для преподавателя.
Для лучшего усвоения студентами учебного материала мною использова-
лись как информационно- развивающие методы обучения (рассказ, объяснение),
так и репродуктивное (выполнение практического задания).
При рассмотрении основного материала урока предпочтение было отдано
беседе, при этом наиболее важные аспекты темы были отображены на слайдах.
Если имеется возможность использования мультимедийного проектора, то при
10
проведении
урока
рекомендуется
демонстрация
фильма
«Пожарная
защита
производственных объектов».
После изучения огнетушителей основных типов с целью закрепления
темы проводится практическое использование огнетушителя ОП-4 при тушении
возгорания.
Демонстрация практического применения огнетушителя является самой
важной составляющей проведенного занятия, так как позволяет студентам, ре-
ально потушив огонь с помощью огнетушителя, не только научиться пользо-
ваться им, но и прививает уверенность в действенности данного средства пожа-
ротушения и своих возможностей при борьбе с огнем.
Считаю, что урок достиг поставленной цели – каждый студент смог пока-
зать имеющиеся и приобретенные знания, умения и навыки и получить заслу-
женную оценку. В целом урок или его отдельные элементы имеют место для
дальнейшего совершенствования и использовании при изучении дисциплины
Основы безопасности жизнедеятельности , а также представляет интерес для
преподавателей других дисциплин при организации и проведении подобных
уроков.
Литература
1. Б.Изотов Безопасность жизнедеятельности на производстве М. : Ко-
лос, 2013г.
2. В.А. Девисилов Охрана труда М.: Форум- Инфра- М, 2015г.
3. Г.И. Беляков Охрана труда М. : Колос, 1995
11
12
Приложения
Приложение 1
13
Инструкционно- технологическая карта
на
выполнение
практической
работы
№2
Рассмотрена
на
заседании
цикловой
комиссии общих гуманитарных и со-
циально-экономических дисциплин
«______»_________________200 г.
Протокол №__________________
Председатель___________________
Наименование работы Изучение технических средств тушения пожаров.
Цель:
Ознакомиться с устройством и принципом работы средств тушения пожаров.
Норма времени:
2 часа
Материально-техническое
оснащение:
1 .Плакаты по устройству технических средств пожаротушения.
2.Раздаточный материал
3. Учебник «Охрана труда» В.А. Девисилов
4. Макеты огнетушителей.
5. Огнетушитель ОП-4.
Литература к изучению для выполнения практической работы:
Учебник «Охрана труда» В.А.Девисилов
После выполнения практической работы студент должен
Знать: устройство и принцип работы средств тушения пожаров
Уметь: пользоваться огнетушителями ОП-4.
Содержание
работы
1.Выдача заданий и инструктаж по методике выполнения заданий.
2 Инструктаж по ТБ .
3.Подведение итогов урока.
4.Контрольные вопросы.
5.Домашнее задание.
Задания
1.Изучить устройство разных типов огнетушителей.
2.Потушить очаг горения огнетушителем.
Задание 1. Изучить устройство различных типов огнетушителей.
А) Ознакомиться с устройством и принципом работы химических пенных
огнетушителей
ОХП-10
и
химических
воздушно-пенных огнетушителей
ОХВП-10.
14
Действие химических пенных огнетушителей ОХП-10, применяемых
для
тушения загораний различных материалов, в том числе ЛВЖ, основано на об-
разовании пены при смешивании щелочной и кислотной частей заряда. Они
неэффективны при тушении веществ, горение которых происходит без доступа
воздуха. Их нельзя применять для тушения электроустановок, находящихся
под напряжением, а также для тушения щелочных металлов. Огнегасящий
эффект достигается изоляцией горящего вещества и снижением концентра-
ции кислорода в зоне горения диоксидом углерода СО, выделяющимся при
разрушении пузырьков пены.
Конструктивно
огнетушитель
ОХП-10
представляет
собой стальной
корпус 1 , в который помещена щелочная часть заряда (8,5л). Она состоит из
водного раствора гидрокарбоната натрия (КаНСОз) — 400 г и солодкового экс-
тракта — 50 г. Для повышения стойкости пены в щелочную часть добавляют
небольшое
количество
вспенивателя
(паста
РАС или карбоксиметилцеллюло-
за). Кислотная часть заряда (450 г) помещена
в
полиэтиленовый
стакан
и
представляет собой смесь серной кислоты Ш5О4 с сульфатом железа Ре2(8О4)з
и сульфата алюминия А12(5О4)з. В нерабочем состоянии кислотная часть заря-
да закрыта в стакане клапаном 4, который укреплен на штоке 7 и прижимается
к седлу стакана пружиной. С другой стороны шток клапана крепится к эксцен-
триковой рукоятке 6 . Для приведения в действие огнетушителя следует повер-
нуть вверх рукоятку 6 и перевернуть огнетушитель. При этом шток 7 с клапа-
ном 4 , сжимая
пружину,
переместится к головке и обеспечит соединение
щелочной и кислотных частей заряда через отверстие 5. В результате реакции
выделяется большое количество диоксида углерода, который интенсивно
вспе-
нивает
раствор
и
при
достижении
давления 0,1 МПа разрывает запорную
мембрану 9 и выбрасывает пену струей
через
спрыск 8 . Кратность
образуе-
мой пены 6, объем ее 43л, длина струи пены 6м, время выброса пены 60с.
Температурные пределы использования огнетушителя: от 2 до 30 "С. При
добавлении в щелочную часть заряда огнетушителя этиленгликоля, препятству-
ющего замерзанию, его можно использовать и при отрицательных температу-
рах.
Конструкция
химического
воздушно-пенного
огнетушителя
ОХВП-10
аналогична ОХП-10. Разница состоит в том, что в огнетушителе ОХВП-10 на
спрыск наворачивается пенная насадка, которая перемешивает химическую пену
с воздухом. Рабочий заряд огнетушителя ОХВП-10 состоит из щелочной части,
в
которую
входят
гидрокарбонат
натрия
(450 г), пенообразователь ПО-1
(500см) и вода
<Х (8л), а также водного раствора серной
кислоты
плотностью 1,51 (200 см
3
).
Огнетушитель ОХВП-Ю приводится в действие так же, как и ОХП-10. Об-
разующаяся при смешивании щелочной и кислотной частей пена под действием в
пенную насадку.
Проходя через распылитель, она дробится на мелкие капли,
засасывает окружающий воздух через окна 8 в задней части насадки, перемеши-
вается с ним, продавливается через сетку и выбрасывается наружу. Объем выра-
батываемой пены достигает 500 л при кратности до 55, длина струи 3...5 м, время
действия огнетушителя 40...60 с.
15
Б) Ознакомиться с устройством и принципом действия углекислотных ог-
нетушителей ОУ-2 и ОУ-5
Углекислотные огнетушителя ОУ-2 и ОУ-5 предназначены для тушения
небольших загораний различных веществ (кроме веществ, горение которых мо-
жет происходить без доступа воздуха) и электроустановок, находящихся под
напряжением не выше 1000 В, и применяются в диапазоне температур от —
40 до + 50 град.Ц.
Огнетушители ОУ-2 и ОУ-5 представляют собой толстостенные стальные
баллоны / вместимостью соответственно 2 и 5 л, в горловины которых вверну-
ты запорные головки с сифонной трубкой 2 и раструбами 9. Запорные головки
имеют
предохранительные
мембраны 3 , рассчитанные на давление разрыва
16...19 МПа.
В качестве рабочего заряда в огнетушителях ОУ-2 и ОУ-5 используется
сжиженный
углекислый
газ
под
давлением 6,0
МПа.
Для
приведения
в
действие
огнетушителя
необходимо
выдернуть
предохранительную
чеку 8,
нажать на пусковой рычаг, который открывает запорный клапан 4. После это-
го диоксид углерода проходит через сифонную трубку 2, раструб 9 и выбрасыва-
ется наружу в виде белых снегообразных хлопьев с температурой — 78,5-°С.
Огнегасящий эффект заряда ОУ-2 основан
на разбавлении концентрации
кислорода в зоне горения (горение прекращается при концентрации диоксида
углерода в воздухе не менее 30 %) и снижении температуры очага горения за
счет поглощения теплоты при переходе диоксида углерода из твердого
состоя-
ния в газообразное.
Масса заряда у огнетушителей ОУ-2 и ОУ-5 составляет соответственно 1,4 и
3,5 кг, длина струи выброса заряда 1,5 и 4,5 м, продолжительность выброса
15 с.
При использовании углекислотных огнетушителей следует помнить, что
диоксид углерода — токсичный газ, его содержание в воздухе до 10 % опас-
но, а при 20 % — смертельно опасно для человека (может наступить паралич
органов дыхания).
В) Ознакомиться с устройством и принципом работы углекислотно-
бромэтиловых огнетушителей ОУБ-3 и ОУБ-7.
Огнетушители ОУБ-3 и ОУБ-7 предназначены для тушения небольших заго
раний всех видов горючих и тлеющих материалов, а также электроустановок,
находящихся под напряжением до 380 В. Они непригодны для тушения щелоч-
ных, щелочно-земельных металлов и сплавов на их основе, так как в этом случае мо
жет произойти взрыв или усиление горения, а также для тушения других материа-
лов, горение которых может происходить без доступа воздуха. Эти огнетушители
16
применяют в диапазоне температур от —60 до +55 °С.
Огнетушители ОУБ-3 и ОУБ-7 представляют собой тонкостенные
балло-
ны с сифонной трубкой 2 внутри баллона и пусковыми головками рычажного
типа с распылителями. В качестве огнетушащего заряда применяется состав
4ЦЦ (97 % бромистого этила и 3 % жидкого диоксида углерода). Для выталки-
вания заряда в корпус огнетушителей нагнетается воздух под давлением 0,8
МПа. Огнегасящий эффект достигается химическим торможением реакции го-
рения бромистым этилом (он в несколько раз выше, чем у углекислотных ог-
нетушителей). Диоксид углерода добавляется в заряд для улучшения распыле-
ния.
Чтобы
привести
в
действие
огнетушитель,
необходимо
вытащить
предохранительную чеку, нажать на пусковой рычаг 5, который через шток 6
открывает
запорный
клапан 3. Под действием сжатого воздуха заряд проходит
по сифонной трубке 2 и выбрасывается наружу через распылитель 4 в виде
мелкодисперсного аэрозоля. Вместимость баллона огнетушителей ОУБ-3 3,3
кг, ОУБ-7
7,4 л, масса заряда соответственно 3,5 и 8,0 кг, продолжитель-
ность выброса 20 и 30 сек, длина струи выброса 3…4 м.
В
огнетушителе
ОУБ-3
могут
применяться
другие
заряды:
хладон
114В2, тетрафтордибромэтан, тогда ему присваивается марка ОХ-3;
Огнегасящий эффект по времени подавления одинакового очага горе-
ния у хладонового заряда в 12 раз сильнее, чем у диоксида углерода.
Г) Ознакомиться с устройством и принципом работы ручных порош-
ковых огнетушителей ОП-1 «Момент-2П» и ОП-10А.
Порошковые
огнетушители
предназначены
для
тушения ЛВЖ и ГЖ,
твердых горючих материалов, щелочных металлов, установок, находящихся под
напряжением, а также для тушения очагов пожаров в помещениях, где находятся
ценные материалы, В качестве рабочих зарядов в порошковых огнетушителях
наиболее распространены порошки ПСБ-3 (гидрокарбонат натрия, аэросил и не-
фелиновый концентрат), П-1А (аммофос и аэросил), ПФ (фосфорно-аммоний-
ные соли, аэросил и тальк), ПС (карбонат натрия, графит), СИ-2 (силикагель
МСК, хлад он 114В2) и др. Порошок выбрасывается из корпуса огнетушителя из-
быточным давлением рабочего газа (диоксид углерода, азот, воздух).
Огнегасящий эффект заряда основан на ингибировании химических реак-
ций горения и разбавлении концентрации кислорода в зоне горения продуктами
разложения порошков.
Огнетушитель ОП-1 «Момент-2П» представляет собой пластмассовый кор-
пус 1 вместимостью 1 л, в котором находится порошковый состав. На корпус
наворачивается
гол о в к а 1 2 . На
ней
установлен
рычаг
включения
огнетушителя, шток 8 с клапаном 6 и иглой, корпус стаканчика 4 для
бал-
лончика 3 с
рабочим газом (диоксидом углерода) и сифонная трубка 2.
Для приведения в действие огнетушителя необходимо резко поднять вверх
до отказа рычаг 11. В результате этого хвостовик 10 рычага нажимает на шток
8. Последний, сжимая пружину, перемещается вниз, открывает клапан 6 и про-
калывает иглой мембрану 5 газового баллончика. Газ из баллончика по сифон-
17
ной трубке 2 поступает в корпус 1 огнетушителя, псевдоожижает порошковый
состав. При этом под действием пружины и давления газа клапан 6 вновь за-
крывается. В дальнейшем при подъеме рычага 11 порошок выбрасывается че-
рез щелевую насадку 7, при опускании рычага подача порошка прекращается.
Масса порошкового заряда огнетушителя 0,9 кг, время выброса
заряда
6...8
с,
давление
газа
в
баллончике
0,8
МПа,
в корпусе. огнетушителя 0,6
МПа. Температурный предел использования от —25 до +35 °С.
Огнетушитель ОП-10А представляет собой стальной корпус 1
с
порош-
ковым
составом. В
корпусе 1 установлен
баллончик 9 с рабочим газом для
выброса порошка. Газ в баллончике удерживается
мембраной 5. Для приведе-
ния в действие огнетушителя необходимо сорвать пломбу и выдернуть чеку 6.
При этом конусная часть чеки 6 перемещает шток с иглой 8, которая прокалы-
вает мембрану 5 газового баллончика 9. Газ выходит из баллончика 9, проходит
по
трубке 3 и поступает в корпус огнетушителя, псевдоожижает порошковый
состав
и
по
стальной
трубке 2 , гибкому
резиновому шлангу 4 поступает к
запорному пистолету П. После нажатия ручки 10 клапан открывается и порош-
ковый состав через щелевидную насадку 12 выбрасывается наружу.
Масса заряда огнетушителя 10 кг, начальное рабочее давление 1,2 МПа,
продолжительность действия 18. ..20 с. Температурный предел использования
±50 "С.
Задание 2. Потушить очаг горения огнетушителем.
Получить у преподавателя горючее вещество (дерево, промасленную ве-
тошь и т. п.). Уложить на дно огневой камеры.
Подготовить к работе огнетушитель ОП-4 и установить его
рядом с ка-
мерой.
Поджечь горючее вещество и, после того как оно разгорится, нажать на
спусковой рычаг огнетушителя, направить раструб на очаг горения. Прекратить
подачу диоксида углерода при полном
прекращении горения. В отчете начер-
тить принципиальные схемы ручных огнетушителей ОХП-10,ОУ-5, ОП-10А.
Приложение 2
Фотографии плакатов и слайдов к практическому занятию
18
Приложение 3
Фотографии макетов огнетушителей.
19
20