Напоминание

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми с ОНР"


Автор: Халиманова Людмила Васильевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №443 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми с ОНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование здоровье сберегающих технологий

в работе с детьми с ОНР.

Актуальная тема во все времена – это здоровье человека. Для реализации этой

задачи в ДОУ используются здоровье сберегающие технологии - это система для создания

оптимальных условий для сохранения, укрепления и развития физического, духовного,

эмоционального, личностного и интеллектуального здоровья дошкольников.

Цель здоровье сберегающих технологий в ДОУ: обеспечить дошкольнику высокий

уровень

реального

здоровья, вооружив

его

необходимым

багажом

знаний,

умений,

навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру

здоровья. Основными компонентами системы здоровье сберегающих технологий являются

:физкультурные занятия самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя

гимнастика

(традиционная,

дыхательная,

звуковая),двигательно-оздоровительные

физкультминутки ,физические упражнения после дневного сна - бодрящая гимнастика,

физические

упражнения

в

сочетании

с

закаливающими

процедурами,

физкультурные

прогулки

парк,

стадион),физкультурные

досуги,

спортивные

праздники,

оздоровительные процедуры в водной среде. Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой

частью

физкультурно-оздоровительной

работы.

Комплексы

дыхательной

гимнастики

способствуют

выработке

правильного

дыхания,

предупреждению

простудных

заболеваний. Каждое утро в нашей группе (ОНР) начинается с дыхательной гимнастики,

которую мы проводим вместе с детьми.

Упражнения

подбираются

в

соответствии

с

тематическим планированием, что позволяет не только развивать правильное речевое

дыхание, но лучше усвоить изучаемый материал.

Гимнастика выполняется часто в

игровой форме, например, «Птичий двор», дети имитируют звуки, которые издает петух,

курица, гусь, индюк и т.д. Нравится детям самим составлять игры «Путешествие в

Африку»,

«Путешествие

Умки»

или

«Поездка

в

лес».

Правильное

дыхание

-

это

возможность для детей выполнять глубокий вход и правильно постепенно производить

выдох, с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Многие родители не

придают значения и считают, что дыхательная гимнастика не имеет большого влияния на

развития речи детей, но это ошибочное мнение. Правильное речевое дыхание позволяет

ребенку

добиваться

максимального

звука,

плавности,

четкости

и

длительности

произносимой речи. Для детей мы используем комплексы дыхательной гимнастики, где

учитывается

доступность

выполнения,

оздоровление,

укрепление

дыхательной

мускулатуры, а самое главное правильное звукопроизношение. Выполняя дыхательные

упражнений

в

игровой

форме

у

ребенка

с

начала

дня

поднимается

настроение,

положительный эмоциональный настрой снимает напряжение и способствует улучшению

психологического

климата

во

всей

группе.

Это

особенно

важно

при

наличии

гиперактивных

детей.

Таким

образом,

мы

одновременно

решаем

несколько

задач:

развиваем голос и правильное звукопроизношение, формируем осмысленную моторику и

двигательное воображение, оздоравливаем детей. А главное – всё это доставляет им

огромное удовольствие

Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга

мы используем пальчиковую гимнастику. Как воспитатель

в детском саду я сталкиваюсь с проблемой развития речи

детей. Отставание в развитии речи осложняет организацию

жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики

не

позволяет

организовывать

разнообразную

игровую

деятельность.

Дети

не

справляются

даже

с

самими

простыми

игровыми

заданиями:

«Построй

домик

из

кубиков», «Собери башенку из колечек», «Покорми куклу».

Налицо тревожная тенденция снижения уровня развития

кистевой моторики у детей дошкольного возраста. Жизнь

показывает, что у медали две стороны. Так, следствием

развития

цивилизации

является

общее

моторное

отставание

у

детей.

Ведь

куда

проще

и

быстрее

использовать соответствующую машину, чтобы почистить,

постирать,

взбить,

связать.

Любой

дошкольник

умеет

пользоваться

компьютером,

телефоном,

но

не

каждый

сможет выложить узор из мозаики, застегнуть пуговицы,

завязать шнурки. В результате то, что облегчает жизнь и экономит время, лишает ребёнка

возможности больше работать руками. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют

особое

развивающее

воздействие.

Использование

пальчиковых

игр

и

упражнений

помогают детям: сделать рывок в развитии речи-улучшить произношение и обогатить

лексику

;развивать

внимание,

терпение,

умение

концентрироваться

на

выполняемых

действиях ;развивать фантазию, проявлять творческие способности; развивать память

ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность

движений; в результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу,

хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение навыком письма.

В этом

помогают

пальчиковые

игры.

(родители

являются

активными

участниками

коррекционного процесса). Необходимо помнить три важных правила: пальцы правой и

левой рук следует нагружать равномерно; после каждого упражнения нужно расслаблять

пальцы (например, потрясти кистями рук); поскольку пальчиковая гимнастика оказывает

комплексное

воздействие,

она

должна

использоваться

на

всех

образовательных

деятельностях в ДОУ. В нашем ДОУ

дети любят шарики с колючками (Су-

Джок).

Прокатывая

его

между

ладонями,

они

массируют

мышцы

руки.

Это

ещё

не

всё.

В

каждом

шарике

есть

“волшебное”

колечко,

которое

помогает

стимулировать

работу

внутренних

органов.

Для

развития

мелкой

моторики

кисти

кроме

пальчиковой

гимнастики

можно использовать следующие виды

деятельности:

массаж

кистей

рук

с

использованием

чистоговорок,

скороговорок;

игры

на

координацию

движений

резиновыми

и

тряпочными

мячами,

магнитными

удочками);

«пальчиковый

театр»;

выкладывание узоров из мелких камешков, круп; вязание, шитьё, вышивание; завязывание

и

развязывание

узелков;

застёгивание

и

расстёгивание

пуговиц

различной

величины;

комкание и сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки); лепка из

глины

или

пластилина;

нанизывание

бисера,

пуговиц;

нанизывание

колец

различной

величины на стержень; копирование узоров, рисунков.

У детей с речевой патологией наблюдаются нарушения общей и мелкой моторики,

плохая

координация

движений

отсюда

неточность,

неловкость,

суетливость,

неуверенность

при

выполнении

разных

движений,

особенно

мелких.

Организованная

двигательная активность ребёнка тесно взаимосвязана с его речью. Образные двигательно-

речевые

миниатюры,

которые

можно

охарактеризовать

как

ритмические

упражнения,

помогут преодолеть недостатки, как в области совершенствования движений, так и в

речевой области.

Использование

здоровье

сберегающих

технологий

предполагает

не

только

ежедневную работу с детьми в ДОУ, но и работу с родителями: очные консультации,

рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдения

личной

гигиены,

пользы

дополнительных

прогулок

занятий;

заочные

консультации

родителей

с

использованием

интернет-ресурсов,

родительские

собрания,

папки-

передвижки, анкетирование родителей, совместные акции педагогов, родителей и детей:

спортивные

праздники,

дни

здоровья;

памятки,

буклеты

из

серии

«Пальчиковая

гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых дверей

Таким образом, здоровье сберегающие технологии можно рассматривать как одну

из

самых

перспективных

систем

21-го

века

и

как

совокупность

методов

и

приемов

организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.



В раздел образования