Автор: Халиманова Людмила Васильевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №443 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми с ОНР"
Раздел: дошкольное образование
Использование здоровье сберегающих технологий
в работе с детьми с ОНР.
Актуальная тема во все времена – это здоровье человека. Для реализации этой
задачи в ДОУ используются здоровье сберегающие технологии - это система для создания
оптимальных условий для сохранения, укрепления и развития физического, духовного,
эмоционального, личностного и интеллектуального здоровья дошкольников.
Цель здоровье сберегающих технологий в ДОУ: обеспечить дошкольнику высокий
уровень
реального
здоровья, вооружив
его
необходимым
багажом
знаний,
умений,
навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру
здоровья. Основными компонентами системы здоровье сберегающих технологий являются
:физкультурные занятия самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя
гимнастика
(традиционная,
дыхательная,
звуковая),двигательно-оздоровительные
физкультминутки ,физические упражнения после дневного сна - бодрящая гимнастика,
физические
упражнения
в
сочетании
с
закаливающими
процедурами,
физкультурные
прогулки
(в
парк,
стадион),физкультурные
досуги,
спортивные
праздники,
оздоровительные процедуры в водной среде. Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой
частью
физкультурно-оздоровительной
работы.
Комплексы
дыхательной
гимнастики
способствуют
выработке
правильного
дыхания,
предупреждению
простудных
заболеваний. Каждое утро в нашей группе (ОНР) начинается с дыхательной гимнастики,
которую мы проводим вместе с детьми.
Упражнения
подбираются
в
соответствии
с
тематическим планированием, что позволяет не только развивать правильное речевое
дыхание, но лучше усвоить изучаемый материал.
Гимнастика выполняется часто в
игровой форме, например, «Птичий двор», дети имитируют звуки, которые издает петух,
курица, гусь, индюк и т.д. Нравится детям самим составлять игры «Путешествие в
Африку»,
«Путешествие
Умки»
или
«Поездка
в
лес».
Правильное
дыхание
-
это
возможность для детей выполнять глубокий вход и правильно постепенно производить
выдох, с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Многие родители не
придают значения и считают, что дыхательная гимнастика не имеет большого влияния на
развития речи детей, но это ошибочное мнение. Правильное речевое дыхание позволяет
ребенку
добиваться
максимального
звука,
плавности,
четкости
и
длительности
произносимой речи. Для детей мы используем комплексы дыхательной гимнастики, где
учитывается
доступность
выполнения,
оздоровление,
укрепление
дыхательной
мускулатуры, а самое главное правильное звукопроизношение. Выполняя дыхательные
упражнений
в
игровой
форме
у
ребенка
с
начала
дня
поднимается
настроение,
положительный эмоциональный настрой снимает напряжение и способствует улучшению
психологического
климата
во
всей
группе.
Это
особенно
важно
при
наличии
гиперактивных
детей.
Таким
образом,
мы
одновременно
решаем
несколько
задач:
развиваем голос и правильное звукопроизношение, формируем осмысленную моторику и
двигательное воображение, оздоравливаем детей. А главное – всё это доставляет им
огромное удовольствие
Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга
мы используем пальчиковую гимнастику. Как воспитатель
в детском саду я сталкиваюсь с проблемой развития речи
детей. Отставание в развитии речи осложняет организацию
жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики
не
позволяет
организовывать
разнообразную
игровую
деятельность.
Дети
не
справляются
даже
с
самими
простыми
игровыми
заданиями:
«Построй
домик
из
кубиков», «Собери башенку из колечек», «Покорми куклу».
Налицо тревожная тенденция снижения уровня развития
кистевой моторики у детей дошкольного возраста. Жизнь
показывает, что у медали две стороны. Так, следствием
развития
цивилизации
является
общее
моторное
отставание
у
детей.
Ведь
куда
проще
и
быстрее
использовать соответствующую машину, чтобы почистить,
постирать,
взбить,
связать.
Любой
дошкольник
умеет
пользоваться
компьютером,
телефоном,
но
не
каждый
сможет выложить узор из мозаики, застегнуть пуговицы,
завязать шнурки. В результате то, что облегчает жизнь и экономит время, лишает ребёнка
возможности больше работать руками. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют
особое
развивающее
воздействие.
Использование
пальчиковых
игр
и
упражнений
помогают детям: сделать рывок в развитии речи-улучшить произношение и обогатить
лексику
;развивать
внимание,
терпение,
умение
концентрироваться
на
выполняемых
действиях ;развивать фантазию, проявлять творческие способности; развивать память
ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность
движений; в результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу,
хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение навыком письма.
В этом
помогают
пальчиковые
игры.
(родители
являются
активными
участниками
коррекционного процесса). Необходимо помнить три важных правила: пальцы правой и
левой рук следует нагружать равномерно; после каждого упражнения нужно расслаблять
пальцы (например, потрясти кистями рук); поскольку пальчиковая гимнастика оказывает
комплексное
воздействие,
она
должна
использоваться
на
всех
образовательных
деятельностях в ДОУ. В нашем ДОУ
дети любят шарики с колючками (Су-
Джок).
Прокатывая
его
между
ладонями,
они
массируют
мышцы
руки.
Это
ещё
не
всё.
В
каждом
шарике
есть
“волшебное”
колечко,
которое
помогает
стимулировать
работу
внутренних
органов.
Для
развития
мелкой
моторики
кисти
кроме
пальчиковой
гимнастики
можно использовать следующие виды
деятельности:
массаж
кистей
рук
с
использованием
чистоговорок,
скороговорок;
игры
на
координацию
движений
(с
резиновыми
и
тряпочными
мячами,
магнитными
удочками);
«пальчиковый
театр»;
выкладывание узоров из мелких камешков, круп; вязание, шитьё, вышивание; завязывание
и
развязывание
узелков;
застёгивание
и
расстёгивание
пуговиц
различной
величины;
комкание и сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки); лепка из
глины
или
пластилина;
нанизывание
бисера,
пуговиц;
нанизывание
колец
различной
величины на стержень; копирование узоров, рисунков.
У детей с речевой патологией наблюдаются нарушения общей и мелкой моторики,
плохая
координация
движений
–
отсюда
неточность,
неловкость,
суетливость,
неуверенность
при
выполнении
разных
движений,
особенно
мелких.
Организованная
двигательная активность ребёнка тесно взаимосвязана с его речью. Образные двигательно-
речевые
миниатюры,
которые
можно
охарактеризовать
как
ритмические
упражнения,
помогут преодолеть недостатки, как в области совершенствования движений, так и в
речевой области.
Использование
здоровье
сберегающих
технологий
предполагает
не
только
ежедневную работу с детьми в ДОУ, но и работу с родителями: очные консультации,
рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдения
личной
гигиены,
пользы
дополнительных
прогулок
занятий;
заочные
консультации
родителей
с
использованием
интернет-ресурсов,
родительские
собрания,
папки-
передвижки, анкетирование родителей, совместные акции педагогов, родителей и детей:
спортивные
праздники,
дни
здоровья;
памятки,
буклеты
из
серии
«Пальчиковая
гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых дверей
Таким образом, здоровье сберегающие технологии можно рассматривать как одну
из
самых
перспективных
систем
21-го
века
и
как
совокупность
методов
и
приемов
организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.