Автор: Павлова Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях участия студентов в профессиональном конкурсе "Молодые профессионалы" (WORLDSKILLS RUSSIA): проблемы и решения. Реализация основ робототехники в образовательном процессе.
Раздел: среднее профессиональное
Павлова Т.М., преподаватель профессиональных дисциплин
ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж», г.Тула
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях
участия
студентов
в
профессиональном
конкурсе
«Молодые
профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA): проблемы и решения.
Реализация основ робототехники в образовательном процессе.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают
актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. его
профессиональной
компетентности.
Развитие
профессиональной
компетентности
–
это
динамичный
процесс
усвоения
и
модернизации
профессионального
опыта,
ведущий
к
развитию
индивидуальных
профессиональных
качеств,
накоплению
профессионального
опыта,
предполагающий
непрерывное
самообразование,
саморазвитие
и
самосовершенствование педагога.
Формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций
признается
одной
из
значимых
задач
современного
профессионального
образования.
Проанализировать,
насколько
будущий
педагог
готов
к
самостоятельной
профессиональной
деятельности
позволяют
конкурсы
профессионального
мастерства,
такие
как
чемпионат
«Молодые
профессионалы»
(WorldSkills
Russia). WORLDSKILLS
RUSSIA
–
это
международное
некоммерческое
движение,
целью
которого
является
повышение
престижа
рабочих
профессий
и
развитие
профессионального
образования
путем
гармонизации
лучших
практик
и
профессиональных
стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов
профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем
мире в целом.
Данный конкурс позволяет реализовать установки формирования общих
и
профессиональных
компетенций
WorldSkillsRussia
по
заявленным
специальностям и интересы работодателей в части освоения основных и
дополнительных
видов
профессиональной
деятельности.
Все
конкурсные
задания
чемпионата «Молодые
профессионалы»
(WorldSkillsRussia)
учитывают требования ФГОС и направлены на развитие у участников общих
и профессиональных компетенций, необходимых для организации всех видов
деятельности. В
компетенции
«Дошкольное
образование»
одним
из
конкурсных
заданий
является
разработка
и
проведение
занятия
по
робототехнике для детей дошкольного возраста.
Осуществляя подготовку
студентов
колледжа
к
демонстрации
данного
задания,
возникла
необходимость в выделении междисциплинарного курса «Теоретические и
методические
основы
организации
конструктивной
деятельности
дошкольников
с
практикумом»
(ПМ
02
Организация
различных
видов
деятельности
и
общения
детей
дошкольного
возраста)
по
специальности
44.02.01
Дошкольное
образование.
В
таблице
1
представлен
календарно-
тематический план указанного выше МДК.
Таблица 1.
Содержание междисциплинарного курса «Теоретические и методические основы
организации конструктивной деятельности дошкольников с практикумом»
Наименование
разделов, тем, занятий
Кол-во
часов
Форма занятия
Раздел 1 Теоретические основы организации конструктивной
деятельности дошкольников
6
Тема 1.1. Характеристика конструктивной деятельности в
условиях введения ФГОС дошкольного образования
3
Понятие конструктивной деятельности.
1
Лекционное занятие
Виды конструирования в дошкольной образовательной организации
(доо)
1
Лекционное занятие
Применение современных конструкторов в дошкольной
образовательной организации (доо)
1
Лекционное занятие
Тема 1.2. Развитие дошкольника в творческой конструктивной
деятельности
3
Сущность детского конструктивного творчества
1
Лекционное занятие
Этапы и условия развития конструктивного творчества
1
Лекционное занятие
Роль и место проблемных задач в развитии творческого
конструирования
1
Лекционное занятие
Раздел 2 Методические основы организации конструктивной
деятельности дошкольников
52
Тема 2.1. Содержание конструирования в дошкольной
образовательной организации (доо)
2
Выполнение анализа комплексных программ дошкольного
образования по конструированию
1
Практическое занятие
Выполнение анализа специализированных программ дошкольного
образования по конструированию
1
Практическое занятие
Тема 2.2. Организация конструктивной деятельности в
дошкольной образовательной организации
4
Формы организации обучения дошкольников конструированию
1
Лекционное занятие
Выявление специфики формирования творчества в разных видах
технического конструирования
1
Практическое занятие
Выявление специфики формирования творчества в разных видах
художественного конструирования
1
Практическое занятие
Изучение методических принципов организации обучения
конструированию детей 2-7 лет
1
Практическое занятие
Тема 2.3. Содержание работы по обучению детей
конструированию из строительного материала
4
Технология обучения детей 2-4 лет конструированию из
строительного материала
1
Лекционное занятие
Технология обучения детей 5-7 лет конструированию из
строительного материала
1
Лекционное занятие
Разработка конспекта совместной деятельности по конструированию
с детьми
2
Практическое занятие
Тема 2.4. Содержание работы по обучению детей
конструированию из деталей конструкторов
3
Технология обучения детей конструированию из LEGO
1
Лекционное занятие
Овладение методами руководства конструированием из LEGO в
младшем возрасте.
1
Практическое занятие
Овладение методами руководства конструированием из LEGO в
старшем возрасте
1
Практическое занятие
Тема 2.5. Использование робототехнических образовательных
23
наборов в работе с дошкольниками
Понятие и структура образовательной робототехники
1
Лекционное занятие
Изучение содержания базового и ресурсного набора LEGO Education
WeDo
1
Практическое занятие
Установка программного обеспечения LEGO WeDo. Интерфейс
программы.
1
Практическое занятие
Изучение основ алгоритмизации в записи на графическом языке.
Соблюдение ТБ
1
Практическое занятие
Изучение основ зубчатой, коронной, ременной и червячной передачи
1
Практическое занятие
Создание конструкции цикла «Простые механизмы» (танцующие
птицы, умная вертушка, обезьянка-барабанщица)
1
Практическое занятие
Программирование и демонстрация конструкции. Соблюдение ТБ
1
Практическое занятие
Создание конструкции цикла «Звери» (голодный аллигатор, рычащий
лев, порхающая птица)
1
Практическое занятие
Программирование и демонстрация конструкции. Соблюдение ТБ
1
Практическое занятие
Создание и программирование конструкции цикла
«Футбол» (нападающий, вратарь, ликующие болельщики)
1
Практическое занятие
Создание и программирование конструкции цикла «Приключения»
(самолет, спасение от великана, непотопляемый парусник)
1
Практическое занятие
Определение целей, задач конспекта конструирования с учётом
формы организации (по образцу, схеме, условиям)
1
Практическое занятие
Определение содержания руководства конструированием с
элементами программирования
1
Практическое занятие
Демонстрация разработанного конспекта
2
Практическое занятие
Создание конструкции из ресурсного набора LEGO WeDo (качели,
карусель, мельница, робот-лягушка)
1
Практическое занятие
Программирование и демонстрация конструкции
1
Практическое занятие
Изучение образовательного робототехнического модуля «Технолаб»
1
Практическое занятие
Изучение среды программирования RoboPlus
1
Практическое занятие
Создание робота (божьей коровки, кузнечика, таракана, жука-рогача)
1
Практическое занятие
Овладение дистанционным управлением роботами
1
Практическое занятие
Создание робота (зайца, тюленя)
1
Практическое занятие
Овладение дистанционным управлением роботами
1
Практическое занятие
Методика организация занятий с использованием «Технолаб»
1
Лекционное занятие
Разработка
фрагмента
конспекта
совместной
деятельности
с
использованием «Технолаб»
1
Практическое занятие
Демонстрация фрагмента разработанного конспекта
1
Практическое занятие
Тема
2 . 6 .
С од е ржа н ие
р а бо т ы
по
о бу ч е н ию
д е т е й
конструированию из бумаги
8
Изучение техник конструирования из бумаги
1
Лекционное занятие
Технология обучения младших дошкольников конструированию из
бумаги
1
Лекционное занятие
Овладение
приёмами
конструирования
из
бумаги
в
младшем
возрасте.
1
Практическое занятие
Технология обучения старших дошкольников конструированию из
бумаги
1
Лекционное занятие
Овладение приёмами конструирования из бумаги в старшем возрасте
1
Практическое занятие
Овладение
методами
руководства
конструированием
из
бумаги
в
младшем и старшем возрасте.
1
Практическое занятие
Разработка конспекта совместной деятельности по конструированию
с детьми
1
Практическое занятие
Демонстрация фрагмента разработанного конспекта
1
Практическое занятие
Тема
2 . 7 .
С од е ржа н ие
р а бо т ы
по
о бу ч е н ию
д е т е й
конструированию из природного и бросового материала
5
Изучение приёмов обработки природного и бросового материала
1
Лекционное занятие
Технология обучения младших дошкольников конструированию из
1
Лекционное занятие
природного и бросового материала
Технология обучения старших дошкольников конструированию из
природного и бросового материала
1
Лекционное занятие
Разработка конспекта совместной деятельности по конструированию
с детьми
1
Практическое занятие
Демонстрация фрагмента разработанного конспекта
1
Практическое занятие
Дифференцированный зачёт
2
Практическое занятие
На
этапе
введения
в
робототехнику
планом
предусмотрено
использование конструкторов
компании
Lego
-
Lego
Education
WeDo. В
детском саду используют конструктор Перворобот WeDo (9580, версия 2.0),
который позволяет строить модели машин и животных, программировать их
действия и поведение. Набор Перворобот Lego Education WeDo поделён на
две части: базовый и ресурсный.
Базовый набор содержит минимальное
количество деталей. Ресурсный набор состоит только из дополнительных
деталей
в
достаточно
существенном
количестве.
Данная
модель
подразумевает под собой индивидуальный подход ребёнка к заданиям в
первую очередь, а групповая работа детей над одним проектом - это уже
следующая
ступень
обучения.
Несколько
уроков
курса
посвящено
о з н а ком л е н и ю
с
ко н с т ру кто р ом Robotis D R E A M
( н а
п р и м е р е
образовательного робототехнического модуля ТЕХНОЛАБ).
На
практических
уроках
представленного
выше
курса
студенты
демонстрируют все этапы обучения детей конструированию:
1. Знакомство
с
конструктором
и
инструкциями
по
сборке,
изучение
технологии соединения деталей.
2. Сборка простых конструкций по образцу.
3. Усовершенствование предложенных разработчиками моделей, создание
моделей с более сложным соединением.
4. Переход
от
конструирования
по
образцу
к
конструированию
по
замыслу.
5.
Представление своей работы зрителям.
Основной метод, который используется при изучении робототехники, -
это
метод
проектов.
Под
методом
проектов
понимают
технологию
организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает
собственные
задачи,
и
технологию
сопровождения
самостоятельной
деятельности учащегося.
Проектно-ориентированное обучение – это систематический учебный
метод, вовлекающий учащихся в процесс приобретения знаний и умений с
помощью
широкой
исследовательской
деятельности,
базирующейся
на
комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях.
Основные этапы разработки Лего-проекта:
1. Обозначение темы проекта.
2. Цель и задачи представляемого проекта. Гипотеза.
3. Разработка механизма на основе конструктора Лего-модели.
4. Составление программы для работы механизма.
5. Тестирование модели, устранение дефектов и неисправностей.
Представленное в плане содержание педагогической работы в колледже
будет способствовать подготовке студентов к конкурсам профессионального
мастерства.
В условиях модернизации профессионального образования, по мнению
Белогуровой Я. Г.,
участие обучающихся в конкурсах профессионального
мастерства
способствует
использованию
теоретических
и
практических
знаний при решении социальных и профессиональных задач, формированию
практического
опыта
и
овладению
инновационными
способами
профессиональной деятельности. При этом возникает необходимость более
эффективного
моделирования
процесса
профессиональной
подготовки
специалиста.
Во-первых, взаимодействии преподавателей колледжа и работодателей
(производственная практика).
Во-вторых, включать в учебный процесс активные методы обучения и
конкурсные
задания,
требования
к
которым
в
целом
совпадают
с
требованиями конкурсов.
В-третьих,
в
процессе
профессиональной
подготовки
можно
использовать
«занятие-конкурс»
это
контрольно-проверочное
занятие,
предполагающее
выполнение
комплексных
заданий
с
учетом
требований
чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia).
В-четвертых,
можно
включить
конкурсные
задания
чемпионата
«Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) в общеколледжный конкурс
профессионального мастерства в сфере дошкольного образования.
Способов
организации
педагогической
деятельности
обучающихся,
позволяющих
им
быть
готовым
к
конкурсным
испытаниям
различного
уровня, значительно больше, нежели представлено. Как раз в поиске новых
методов
и
форм
профессиональной
подготовки
и
будет
проявляться
творческий подход, профессионализм, как преподавателей колледжа, так и
работодателей, социальных партнеров.
Чемпионат
«Молодые
профессионалы»
(WorldSkillsRussia)
может
выступать
средством
формирования
общих
и
профессиональных
компетенций
обучающихся,
способствуют
выявлению
талантливой
молодежи, привлечению студентов к научно-исследовательской деятельности
и популяризации педагогической профессии.
Список литературы
1. Белогурова Я. Г. Конкурсы профессионального мастерства как средство
развития общих и профессиональных компетенций обучающихся // Молодой
ученый. — 2016. — №15.1. — С. 49-52.
2. Корягин А.В. Образовательная робототехника (LEGO WeDo). Сборник
методических рекомендаций и практикумов [Текст]/А.В. Корягин – М.:ДМК
Пресс, 2016. – 254 с.