Напоминание

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях участия студентов в профессиональном конкурсе "Молодые профессионалы" (WORLDSKILLS RUSSIA): проблемы и решения. Реализация основ робототехники в образовательном процессе.


Автор: Павлова Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях участия студентов в профессиональном конкурсе "Молодые профессионалы" (WORLDSKILLS RUSSIA): проблемы и решения. Реализация основ робототехники в образовательном процессе.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Павлова Т.М., преподаватель профессиональных дисциплин

ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж», г.Тула

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях

участия

студентов

в

профессиональном

конкурсе

«Молодые

профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA): проблемы и решения.

Реализация основ робототехники в образовательном процессе.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают

актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. его

профессиональной

компетентности.

Развитие

профессиональной

компетентности

это

динамичный

процесс

усвоения

и

модернизации

профессионального

опыта,

ведущий

к

развитию

индивидуальных

профессиональных

качеств,

накоплению

профессионального

опыта,

предполагающий

непрерывное

самообразование,

саморазвитие

и

самосовершенствование педагога.

Формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций

признается

одной

из

значимых

задач

современного

профессионального

образования.

Проанализировать,

насколько

будущий

педагог

готов

к

самостоятельной

профессиональной

деятельности

позволяют

конкурсы

профессионального

мастерства,

такие

как

чемпионат

«Молодые

профессионалы»

(WorldSkills

Russia). WORLDSKILLS

RUSSIA

это

международное

некоммерческое

движение,

целью

которого

является

повышение

престижа

рабочих

профессий

и

развитие

профессионального

образования

путем

гармонизации

лучших

практик

и

профессиональных

стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов

профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем

мире в целом.

Данный конкурс позволяет реализовать установки формирования общих

и

профессиональных

компетенций

WorldSkillsRussia

по

заявленным

специальностям и интересы работодателей в части освоения основных и

дополнительных

видов

профессиональной

деятельности.

Все

конкурсные

задания

чемпионата «Молодые

профессионалы»

(WorldSkillsRussia)

учитывают требования ФГОС и направлены на развитие у участников общих

и профессиональных компетенций, необходимых для организации всех видов

деятельности. В

компетенции

«Дошкольное

образование»

одним

из

конкурсных

заданий

является

разработка

и

проведение

занятия

по

робототехнике для детей дошкольного возраста.

Осуществляя подготовку

студентов

колледжа

к

демонстрации

данного

задания,

возникла

необходимость в выделении междисциплинарного курса «Теоретические и

методические

основы

организации

конструктивной

деятельности

дошкольников

с

практикумом»

(ПМ

02

Организация

различных

видов

деятельности

и

общения

детей

дошкольного

возраста)

по

специальности

44.02.01

Дошкольное

образование.

В

таблице

1

представлен

календарно-

тематический план указанного выше МДК.

Таблица 1.

Содержание междисциплинарного курса «Теоретические и методические основы

организации конструктивной деятельности дошкольников с практикумом»

Наименование

разделов, тем, занятий

Кол-во

часов

Форма занятия

Раздел 1 Теоретические основы организации конструктивной

деятельности дошкольников

6

Тема 1.1. Характеристика конструктивной деятельности в

условиях введения ФГОС дошкольного образования

3

Понятие конструктивной деятельности.

1

Лекционное занятие

Виды конструирования в дошкольной образовательной организации

(доо)

1

Лекционное занятие

Применение современных конструкторов в дошкольной

образовательной организации (доо)

1

Лекционное занятие

Тема 1.2. Развитие дошкольника в творческой конструктивной

деятельности

3

Сущность детского конструктивного творчества

1

Лекционное занятие

Этапы и условия развития конструктивного творчества

1

Лекционное занятие

Роль и место проблемных задач в развитии творческого

конструирования

1

Лекционное занятие

Раздел 2 Методические основы организации конструктивной

деятельности дошкольников

52

Тема 2.1. Содержание конструирования в дошкольной

образовательной организации (доо)

2

Выполнение анализа комплексных программ дошкольного

образования по конструированию

1

Практическое занятие

Выполнение анализа специализированных программ дошкольного

образования по конструированию

1

Практическое занятие

Тема 2.2. Организация конструктивной деятельности в

дошкольной образовательной организации

4

Формы организации обучения дошкольников конструированию

1

Лекционное занятие

Выявление специфики формирования творчества в разных видах

технического конструирования

1

Практическое занятие

Выявление специфики формирования творчества в разных видах

художественного конструирования

1

Практическое занятие

Изучение методических принципов организации обучения

конструированию детей 2-7 лет

1

Практическое занятие

Тема 2.3. Содержание работы по обучению детей

конструированию из строительного материала

4

Технология обучения детей 2-4 лет конструированию из

строительного материала

1

Лекционное занятие

Технология обучения детей 5-7 лет конструированию из

строительного материала

1

Лекционное занятие

Разработка конспекта совместной деятельности по конструированию

с детьми

2

Практическое занятие

Тема 2.4. Содержание работы по обучению детей

конструированию из деталей конструкторов

3

Технология обучения детей конструированию из LEGO

1

Лекционное занятие

Овладение методами руководства конструированием из LEGO в

младшем возрасте.

1

Практическое занятие

Овладение методами руководства конструированием из LEGO в

старшем возрасте

1

Практическое занятие

Тема 2.5. Использование робототехнических образовательных

23

наборов в работе с дошкольниками

Понятие и структура образовательной робототехники

1

Лекционное занятие

Изучение содержания базового и ресурсного набора LEGO Education

WeDo

1

Практическое занятие

Установка программного обеспечения LEGO WeDo. Интерфейс

программы.

1

Практическое занятие

Изучение основ алгоритмизации в записи на графическом языке.

Соблюдение ТБ

1

Практическое занятие

Изучение основ зубчатой, коронной, ременной и червячной передачи

1

Практическое занятие

Создание конструкции цикла «Простые механизмы» (танцующие

птицы, умная вертушка, обезьянка-барабанщица)

1

Практическое занятие

Программирование и демонстрация конструкции. Соблюдение ТБ

1

Практическое занятие

Создание конструкции цикла «Звери» (голодный аллигатор, рычащий

лев, порхающая птица)

1

Практическое занятие

Программирование и демонстрация конструкции. Соблюдение ТБ

1

Практическое занятие

Создание и программирование конструкции цикла

«Футбол» (нападающий, вратарь, ликующие болельщики)

1

Практическое занятие

Создание и программирование конструкции цикла «Приключения»

(самолет, спасение от великана, непотопляемый парусник)

1

Практическое занятие

Определение целей, задач конспекта конструирования с учётом

формы организации (по образцу, схеме, условиям)

1

Практическое занятие

Определение содержания руководства конструированием с

элементами программирования

1

Практическое занятие

Демонстрация разработанного конспекта

2

Практическое занятие

Создание конструкции из ресурсного набора LEGO WeDo (качели,

карусель, мельница, робот-лягушка)

1

Практическое занятие

Программирование и демонстрация конструкции

1

Практическое занятие

Изучение образовательного робототехнического модуля «Технолаб»

1

Практическое занятие

Изучение среды программирования RoboPlus

1

Практическое занятие

Создание робота (божьей коровки, кузнечика, таракана, жука-рогача)

1

Практическое занятие

Овладение дистанционным управлением роботами

1

Практическое занятие

Создание робота (зайца, тюленя)

1

Практическое занятие

Овладение дистанционным управлением роботами

1

Практическое занятие

Методика организация занятий с использованием «Технолаб»

1

Лекционное занятие

Разработка

фрагмента

конспекта

совместной

деятельности

с

использованием «Технолаб»

1

Практическое занятие

Демонстрация фрагмента разработанного конспекта

1

Практическое занятие

Тема

2 . 6 .

С од е ржа н ие

р а бо т ы

по

о бу ч е н ию

д е т е й

конструированию из бумаги

8

Изучение техник конструирования из бумаги

1

Лекционное занятие

Технология обучения младших дошкольников конструированию из

бумаги

1

Лекционное занятие

Овладение

приёмами

конструирования

из

бумаги

в

младшем

возрасте.

1

Практическое занятие

Технология обучения старших дошкольников конструированию из

бумаги

1

Лекционное занятие

Овладение приёмами конструирования из бумаги в старшем возрасте

1

Практическое занятие

Овладение

методами

руководства

конструированием

из

бумаги

в

младшем и старшем возрасте.

1

Практическое занятие

Разработка конспекта совместной деятельности по конструированию

с детьми

1

Практическое занятие

Демонстрация фрагмента разработанного конспекта

1

Практическое занятие

Тема

2 . 7 .

С од е ржа н ие

р а бо т ы

по

о бу ч е н ию

д е т е й

конструированию из природного и бросового материала

5

Изучение приёмов обработки природного и бросового материала

1

Лекционное занятие

Технология обучения младших дошкольников конструированию из

1

Лекционное занятие

природного и бросового материала

Технология обучения старших дошкольников конструированию из

природного и бросового материала

1

Лекционное занятие

Разработка конспекта совместной деятельности по конструированию

с детьми

1

Практическое занятие

Демонстрация фрагмента разработанного конспекта

1

Практическое занятие

Дифференцированный зачёт

2

Практическое занятие

На

этапе

введения

в

робототехнику

планом

предусмотрено

использование конструкторов

компании

Lego

-

Lego

Education

WeDo. В

детском саду используют конструктор Перворобот WeDo (9580, версия 2.0),

который позволяет строить модели машин и животных, программировать их

действия и поведение. Набор Перворобот Lego Education WeDo поделён на

две части: базовый и ресурсный.

Базовый набор содержит минимальное

количество деталей. Ресурсный набор состоит только из дополнительных

деталей

в

достаточно

существенном

количестве.

Данная

модель

подразумевает под собой индивидуальный подход ребёнка к заданиям в

первую очередь, а групповая работа детей над одним проектом - это уже

следующая

ступень

обучения.

Несколько

уроков

курса

посвящено

о з н а ком л е н и ю

с

ко н с т ру кто р ом Robotis D R E A M

( н а

п р и м е р е

образовательного робототехнического модуля ТЕХНОЛАБ).

На

практических

уроках

представленного

выше

курса

студенты

демонстрируют все этапы обучения детей конструированию:

1. Знакомство

с

конструктором

и

инструкциями

по

сборке,

изучение

технологии соединения деталей.

2. Сборка простых конструкций по образцу.

3. Усовершенствование предложенных разработчиками моделей, создание

моделей с более сложным соединением.

4. Переход

от

конструирования

по

образцу

к

конструированию

по

замыслу.

5.

Представление своей работы зрителям.

Основной метод, который используется при изучении робототехники, -

это

метод

проектов.

Под

методом

проектов

понимают

технологию

организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает

собственные

задачи,

и

технологию

сопровождения

самостоятельной

деятельности учащегося.

Проектно-ориентированное обучение – это систематический учебный

метод, вовлекающий учащихся в процесс приобретения знаний и умений с

помощью

широкой

исследовательской

деятельности,

базирующейся

на

комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях.

Основные этапы разработки Лего-проекта:

1. Обозначение темы проекта.

2. Цель и задачи представляемого проекта. Гипотеза.

3. Разработка механизма на основе конструктора Лего-модели.

4. Составление программы для работы механизма.

5. Тестирование модели, устранение дефектов и неисправностей.

Представленное в плане содержание педагогической работы в колледже

будет способствовать подготовке студентов к конкурсам профессионального

мастерства.

В условиях модернизации профессионального образования, по мнению

Белогуровой Я. Г.,

участие обучающихся в конкурсах профессионального

мастерства

способствует

использованию

теоретических

и

практических

знаний при решении социальных и профессиональных задач, формированию

практического

опыта

и

овладению

инновационными

способами

профессиональной деятельности. При этом возникает необходимость более

эффективного

моделирования

процесса

профессиональной

подготовки

специалиста.

Во-первых, взаимодействии преподавателей колледжа и работодателей

(производственная практика).

Во-вторых, включать в учебный процесс активные методы обучения и

конкурсные

задания,

требования

к

которым

в

целом

совпадают

с

требованиями конкурсов.

В-третьих,

в

процессе

профессиональной

подготовки

можно

использовать

«занятие-конкурс»

это

контрольно-проверочное

занятие,

предполагающее

выполнение

комплексных

заданий

с

учетом

требований

чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia).

В-четвертых,

можно

включить

конкурсные

задания

чемпионата

«Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) в общеколледжный конкурс

профессионального мастерства в сфере дошкольного образования.

Способов

организации

педагогической

деятельности

обучающихся,

позволяющих

им

быть

готовым

к

конкурсным

испытаниям

различного

уровня, значительно больше, нежели представлено. Как раз в поиске новых

методов

и

форм

профессиональной

подготовки

и

будет

проявляться

творческий подход, профессионализм, как преподавателей колледжа, так и

работодателей, социальных партнеров.

Чемпионат

«Молодые

профессионалы»

(WorldSkillsRussia)

может

выступать

средством

формирования

общих

и

профессиональных

компетенций

обучающихся,

способствуют

выявлению

талантливой

молодежи, привлечению студентов к научно-исследовательской деятельности

и популяризации педагогической профессии.

Список литературы

1. Белогурова Я. Г. Конкурсы профессионального мастерства как средство

развития общих и профессиональных компетенций обучающихся // Молодой

ученый. — 2016. — №15.1. — С. 49-52.

2. Корягин А.В. Образовательная робототехника (LEGO WeDo). Сборник

методических рекомендаций и практикумов [Текст]/А.В. Корягин – М.:ДМК

Пресс, 2016. – 254 с.



В раздел образования