Сценарий мероприятия к Дню славянской письменности и культуры
Автор: Тихомирова Татьяна Александровна Должность: заместитель заведующего по вмр Учебное заведение: МАДОУ д/с "Звёздочка" Населённый пункт: Нижегородская область город Шахунья Наименование материала: Сценарий Тема: Сценарий мероприятия к Дню славянской письменности и культуры Раздел: дошкольное образование
Сценарий праздника «День славянской письменности и культуры»
Цель: познакомить с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями
славянской азбуки , рассказать о зарождении письменности , об истоках русской
письменности , о славянской азбуке , о первых книгах на Руси, о культурном наследии
русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры ,
способствовать развитию чувства любви и уважения к культуре русского народа, к
родному языку.
Оснащение: Мультимедийная презентация, книжная экспозиция, березта, писало, перо,
чернила, бумага, восковая дощечка.
Ход праздника:
I. Выходит ведущий.
Гой, вы славные наши гостюшки , разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о
святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы,
раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые
батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать,
узорами их вышивать.
А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать . И
явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Родом они были из
государства Византия и славянской земли - города Солуни. Дома два брата говорили
на славянском языке , а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат
Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам , а для этого нужно было
придумать славянские буквы . Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта
создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука
была готова. Но придумать - это полдела. Надо перевести с греческого языка
на славянский книги , чтобы славянам было что читать . Это оказалось очень трудным
делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат
Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863
году.
Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской культуры и
письменности . Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских
странах , в Болгарии, например, этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень
красочно и по-настоящему празднично .
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им , борцам суровым!
Слава нашей стороне !
Слава русской старине !
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли.
Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности .
Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры . Без
культуры, грамоты, письменности не может жить нация , народ, государство.
Чтец:
Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.
Ведущий:
Письменность – настоящее сокровище, которым овладел человек.
Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные
предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что
обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы
рисовать.(рисунок №1)
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние
люди. Это первые шаги человека к созданию письменности . Постепенно люди стали
заменять рисунки символами. (рисунок №2)
Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие « письма » на
расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному.
Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть
буквами. Так зародилась письменность .
Вы видите (рисунок 3) изображение двух братьев в монашеском одеянии – Кирилл и
Мефодий. Эти святые издавна считались покровителями «книжных людей» – учащих и
учащихся. С 1987 года в нашей стране к этому празднику стали приурочиваться Дни
славянской письменности и культуры . Но это не только сегодняшняя традиция, и сто
лет назад в русских школах этот праздник отмечался особо торжественно, ведь
заканчивался очередной учебный год.
Звучит колокольный звон, выходят чтецы.
1:
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые, Кирилл и Мефодий,
За труды свои прославляются .
2:
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных ,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
3:
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими ,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
4:
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные ,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы? Мы - славяне !
5:
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы? Мы - славяне !
Ведущий:
Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира . Они говорили:
разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля?
Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Богом, и всем нужна
грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.
Чтец:
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах,
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
(Н. Кончаловская)
Ведущий: (указывая на плакаты с азбуками)
Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки . Название азбуки «Глаголица»
происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её
создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и
просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. Всего 43
буквы-сестрицы, именно они стали основой современной русской азбуки.
Чтец:
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.
Пройдя под солнцем просвещенья
Из дальней славной старины ,
Мы и сейчас, славяне-братья ,
Первоучителям верны!
К апостолам высокославным
Любовь святая глубока.
Дела Мефодия – Кирилла
В славянстве будут жить века !
Ведущий:
В настоящее время старославянский язык мертвый – на нем не говорят и не пишут.
Заглянем вглубь веков и посмотрим, что же было до появления кириллицы.
Буквица - это алфавит славян , применявшийся на обширной территории,
принадлежавшей русам. Также существовали руница (жреческое письмо , глаголица
(торговое письмо , черты и резы (простейшие из письмен ). Самой большой была
Всеясветная грамота - 147 символов.
Буквица известна нам лучше всего - под именем Кириллицы, обрезанная и подчищенная
от лишних букв, звуков.
Древнеславянская Буквица имела 49 Буквиц. Современная - только 33.
Для перевода Библии на наш язык византийские монахи Кирилл и Мефодий переделали
нашу древнеславянскую буквицу , а непонятные им буквы убрали (те, которых не было
в греческом). Непонятными эти буквы были ещё и потому, что звуки, ими обозначаемые, в
греческих словах не встречались. У греков и поныне всего 24 буквы.
Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших
предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки,
аз, земля. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые
забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».
«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».
В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов
начинается путь каждого из нас в мир знаний.
Ребята, вы знаете пословицы о пользе учения?
• Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
• Идти в науку – терпеть муку.
А вы знаете, что означает - "Аз-Буки-Веди"? "Я буквы знаю", говорит нам азбука.
Представляете - три буквы скрывают в себе целую фразу! Для наших предков-
славян азбука не просто была собранием букв, а отражением гармонии мира в слове.
1 чтец:
Так вот они - наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно-строгие строки,
Литая славянская вязь .
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную твердость глагол.
2 чтец:
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
«Я есмь!» - заявила Вселенной,
«Я есмь!» - заявила векам.
(Автор: В. Сидоров. «Кириллица»)
Ведущий:
В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне вовсе не имели книг , потому
что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь .
После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих
простейших знаков латинские и греческие буквы.
Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности
славянской речи .
И явились на Русь два просветителя, братья мудрые…
С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется
литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды. Знакомство с
экспозицией.
Книги были очень дорогими. Изготовление древних рукописных книг было делом
трудоемким. Материалом для них служил пергамен (рисунок 4) - кожа особой выделки.
Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти
и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили
пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали
пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по
восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок брошюровки сохранился по
сей день . Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества
листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных - целое стадо! По
свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже 14-15 вв., за кожу для книги было
уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.
Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и
даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей
требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы,
чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий
песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным
перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.
Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого
цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду
опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет.
Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо
железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие
другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость.
Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета. К сожалению, древнейших
книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств 11-
12 вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.
Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом
- вязью. (рисунок 5)
Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название - вязь, образуя
текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и
Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов
древнего письма до 19 в . сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих
книгах и декоративных надписях. (рисунок 6)
На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не
делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без
привычных нам интервалов между словами. Экономя место, некоторые, преимущественно
гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком - титло - горизонтальной линией.
Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых. Из Византии была
заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения - силу.
Долгое время не существовало нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали
слово, с которого начиналась следующая страница.
Любопытны и некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных нам
знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная из
византийской письменности . Ставили ее произвольно, иногда определяя границы между
словами, иногда обозначая конец фразы. В 15-16 вв. письменность усложнилась . В
книгах появились, например, запятые - для обозначения пауз, точка с запятой, заменявшая
знак вопроса.
Труд писца бел нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день удавалось
написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но и красиво.
Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно
делали заставку - небольшую орнаментальную композицию часто в форме рамки вокруг
названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в тексте - инициал- писали крупнее
и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы,
фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят - писать с
красной строки. Завершался раздел - концовкой - небольшим рисунком, например,
изображением двух птиц, похожих на павлинов.
1чтец:
Из колодезной, синей такой глубины
Вырастает мой Китеж, четыре стены,
Золочёный конёк, ставни-кружево – врозь…
Розовеет восток. Озаряется Рось.
Деревянная сказка, озёрный покой,
Для чего мне твой берег, ажурный такой?
В прихотливых изгибах узорочья крыш?
Да пастуший рожок? Да свирельный камыш?
2 чтец:
Видно, память архивная стала болеть,
Если нечего в дебрях бетонных жалеть –
Так хотя бы тебя поманить из глубин,
Из кириллицей сотканных песен-былин.
Деревянная сказка, забытая Рось,
Ты стрелой пробиваешь мне душу насквозь.
И не знаю, зачем так бывает нужна,
Как вода из колодца, твоя старина….
Историк: (в мантии и конфедератке)
На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту (рисунок 7). Береста
- очень удобный материал для письма , хотя и требовал определенной подготовки.
Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые
ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму.
Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой - писалом - из
кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде
лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла
текстам сохраняться в земле столетиями.
Со временем появились более удобные станки, а с ними и современная азбука.
(восковые дощечки +береста)
Чтец:
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.
Ведущий:
Сегодня, думаю, стоит поговорить еще и о нотном письме , так как многие из вам
занимаются музыкой. Во многом появление нот обязано потребностью человека хранить
информацию о придуманной им мелодии и передавать ее следующим поколениям.
История нот насчитывает не одно тысячелетие со времен возникновения первых
музыкальных инструментов. Правда в те времена нотной грамоты не было и звуки,
издаваемые музыкальными инструментами, записывались в виде обозначений,
придуманных самим музыкантом: черточки, точки, различные завитушки. Древние
сборники писались крюками – безлинейными нотами. Такие крюки еще
называли «топориками» или «кондакарные» ноты (от слова КОНДАК – стих) (листки с
нотами и книга). Этот вид нотного письма исчез в 13 веке . Позднее, эти символы стали
записывать на горизонтальных линиях. Но различное обозначение нот у каждого
музыканта вносило хаос в музыкальный мир – это и стало предпосылкой появления нот
похожих на современные. Они должны были внести порядок в процесс записи
музыкальных композиций и сделать их легко читаемыми для других людей.
Инсценировка «АЗБУКА»
Буквы А, З, Б, У, К, А – 6 детей
Вбегает ребенок с буквой «А» на табличке.
Буква «А»:
Беда, беда!
Ведущий:
Что случилось?
Буква «А»:
Пропало слово, слово пропало!
Ведущий:
Какое слово?
Буква «А»:
Жило-было слово.
Играло, училось, ходило в школу
И вообще жило замечательно.
Ведущий:
Но вот, что было в нем примечательно,
Слушало учителей своих оно невнимательно,
И никак не могло запомнить, что же оно означает.
И, вот как, ребята, в жизни бывает:
Однажды слово, проснувшись рано,
Оделось, умылось, взяло корзину,
И пошло в лес – за грибами,
Не далеко тут — рядышком с нами.
Долго ходило, проголодалось,
Село на пенечек — съело пирожочек,
Встало, споткнулось вдруг, упало и рассыпалось!
Буквы растерялись, перемешались и потерялись.
И осталась у нас одна — буковка «А».
А слово-то не знало, что оно означает,
И как слову собраться снова – буква «А» не знает.
А пока буковка «А» плачет –
Наша с Вами основная задача – помочь ей!
Вот такое, ребята, у нас с Вами задание!
А в каждом задании – есть свои правила.
Мы, ребята, с вами должны помочь букве «А» собрать пропавшее слово. Но для этого, нам
нужно разгадать все буквы, которые составляли это слово. Буквы будут читать нам
стихотворения, а мы с вами постараемся их отгадать и составить все слово. Наша задача:
внимательно слушать стихотворения и назвать букву, которая в этом стихотворении
повторяется чаще остальных. Ну, как вы думаете, ребята, отгадаем мы сегодня слово?
Поможем нашей букве «А»?
Дети отвечают.
Вдруг вбегает вторая буква «А».
Ведущий:
А, вот и наша вторая буква. Ну, как (обращается к букве, помнишь свое стихотворение.
2-я буква «А»:
Помню!
Ведущий:
Ну, тогда читай, а мы с ребятами внимательно будем его слушать и постараемся тебя
отгадать.
2-я буква «А»:
Александра и две Али
Астры в садике сажали,
А Артур и два Алёшки
Алфавит читали кошке.
Ведущий:
Ну, как, ребята, что это за буква, догадались?
Дети отвечают и говорят как эта буква звучит на кириллице.
Ведущий:
Ну вот, ребята, у нас с вами есть уже целых две буквы «А» из пропавшего слова.
В зал входит ребенок с табличкой (буква «К»).
Буква «К»:
Здравствуйте! Я буква, только не знаю, какая, я потерялась (вздыхает).
Ведущий:
Здравствуй! А, ты, наверное, буква из пропавшего слова?
Буква «К»:
Да.
Ведущий:
Ну что же, тогда ты не потерялась, а скорее нашлась! Мы тут с ребятами как раз помогаем
твоим друзьям (показывает на две буквы А) разгадать пропавшее слово. Давай, скорее,
читай свое стихотворение, а ребята будут тебя угадывать!
Буква «К»:
Куклу Катеньку Камилла
Кашей манною кормила:
«Кушай, Катя, кушай, детка,
К чаю есть у нас конфетка»
Ведущий: Ну что, ребята, это за буква, догадались?
Дети отвечают.
Входит ребенок с табличкой (буква «З»).
Ведущий: Ну, вот, ребята, к нам пришла еще одна буква! Давайте послушаем ее
стихотворение и постараемся угадать!
Буква «З»:
«Зоя, Зиночка, Захар!
Закипает самовар!
Земляника нынче к чаю.
Заходите — угощаю!»
Историк: Так, что же это за буква? Вы, ребята, конечно же догадались?
Дети отвечают.
Историк:
Теперь у нас уже целых 4 буквы, ребята. Скоро мы с Вами составим и все слово!
В зал входит ребенок с табличкой (буква «У»)
Ведущий:
А вот и еще одна буква. Ну что же, читай свое стихотворения, а ребята будут внимательно
слушать – и постараются тебя отгадать.
Буква «У»:
У Ульянки день рожденья .
Ух, какое угощенье:
Утка, устрицы, урюк –
Угощайтесь, все вокруг!
Ведущий:
Так что же, ребята, это за буква?
Дети отвечают.
Ведущий:
Правильно! Молодцы. Буква «У» в русском алфавите, а на славянском алфавите она
называется «УК». Итак, у нас, дорогие друзья, уже целых 5 букв – скажу вам по секрету,
нам осталось отгадать только еще одну букву, и мы с вами сможем составить все слово
целиком!
В зал входит ребенок с табличкой (буква «Б»)
Ведущий:
А вот и наша последняя буква! Ну что же, ребята, давайте внимательно послушаем
стихотворение, и угадаем ее!
Буква «Б»:
Бэлла, Боря и Булат
Бублики весь день едят .
Бобик крутится у ног:
Бобик бублик съесть не смог.
Дети отвечают.
Ведущий:
Правильно, ребята. Вторая буква русского алфавита – буква «Б», а в славянском алфавите
она называется «БУКИ».
Ну что же - все буквы мы с вам отгадали — остается теперь из них составить слово
целиком.
Все буквы встают в ряд, дети с помощью ведущего составляют слово «Азбука».
Звон колокольчика. Входит буква Глаголь.
Глаголь:
-Здравствуйте! Я буква «Глаголь».
Ведущий:
-Какое у тебя красивое имя! А что оно означает?
Глаголь.
Глаголить – значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько… подумать. В
народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь».
Много пословиц сложено о пользе учения. Некоторые из них я вам сейчас зачитаю, а
последнее слово в них вы назовете сами.
(Называет начало пословицы, ученики договаривают)
1. Аз, буки, веди, страшны как… медведи.
2. Что написано пером, не вырубишь… топором.
Звон колокольчика. Входит буква:
Добро.
Добрый день ! Меня зовут «Добро».
Ведущий.
Какое у тебя доброе имя!
Добро.
Доброта – лучшая черта характера человека.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Ведущий.
К нам из азбуки спешит новая гостья!
Звон колокольчика. Заходит буква:
Люди.
Я буква «Люди».
Люди вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить.
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.
Дети поют Песню: «Вот что значит настоящий добрый друг….»
Звон колокольчика. Входит буква:
Мыслите.
Здравствуйте! Меня зовут «Мыслите».
Ведущий.
Какая мудрая буква к нам явилась!
Мыслите.
Я принесла вам загадки. Отгадайте их.
1) Семя плоско,
Поле гладко,
Кто умеет,
Тот и сеет,
Семя не всходит,
А плод приносит. (Бумага и написанные на ней слова.)
2) Носила меня мать,
Уронила меня мать,
Подняли меня люди,
Понесли в торг торговать,
Отрезали мне голову, стал я пить
И ясно говорить. (Гусиное перо).
Наши предки писали гусиными перьями, очень редко лебедиными, а в одной рукописи
упоминается перо павье – павлинье.
Гусиные перья подвергали особой обработке: втыкали на короткое время в песок или золу,
а затем соскабливали ненужные перепонки.
3)Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга).
Ведущий:
В старину книги писались от руки. Работа подвигалась медленно. На изготовление одной
– единственной рукописи – книги уходило иногда пять – семь лет. Писец должен был
обладать четким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а
рисовалась.
Подбирались тщательно чернила, писали даже растворенным золотом или серебром.
Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло
выражение – начать с красной строки.
Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок,
обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные
застежки. В старину любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит». Такая книга
стоила больших денег.
Ведущий.
Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие,
И только одна из них –
Буква рычащая.
Звенит колокольчик. Входит буква.
Рцы.
Здравствуйте! Я - буква "Рцы".
Недаром я собой горжусь,
Ведь - я начало слова "Русь".
Ведущий.
Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.
Гимн “ Слава вам , братья, славян просветители” .
(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача).
Слава Вам , братья, славян просветители ,
Церкви Славянской Святые Отцы !
Слава Вам , правды Христовой учители,
Слава Вам , грамоты нашей творцы! / 2 раза
Будьте ж славянству звеном единения ,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил! / 2 раза
Ведущий:
43 буквы-сестрицы смотрят на нас и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет
в следующий раз. А теперь встречайте современную русскую азбуку.
Звучит музыка.
Выходит русский алфавит.
Русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Ведущий:
Мы Отчизне верно служим,
Ты - один из сыновей.
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине своей!
Ждет тебя за труд награда -
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней!
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым,
Слава нашей стороне !
Слава русской старине !