Напоминание

"Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр"


Автор: Альбрехт Галина Исидоровна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ сад№49
Населённый пункт: Г.Сыктывкар Р.Коми
Наименование материала: проект
Тема: "Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ ПО ФЭМП «ИГРОВАЯ МАТЕМАТИКА» 12 января 2014 г. Проект

по ФЭМП «Игровая математика» старшая группа Воспитатель 1 категории

геоборд, развивающие занятия с детьми, рАа

г. Оглавление

АКТУАЛЬНОСТЬ Задача дошкольного воспитания состоит прежде всего в

создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его

возрастных возможностей и способностей. Обучению дошкольников

элементарным математическим представлениям должно отводиться важное

место – это вызвано целым рядом причин:

Обилием информации,

получаемой ребёнком;

Желанием сделать процесс обучения более

интересным;

Стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше,

научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется

главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо

ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные

ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать

самостоятельные решения. Известно что с самого рождения ребенок является

первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для

него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно,

что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность

детей в этом возрасте очень высокая. Каждый ответ на детский вопрос

рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник еще не может найти

ответы на все интересующие его вопросы — ему помогаем мы - педагоги. В

нашем дошкольном учреждении, наряду с объяснительно - иллюстративным

методом обучения, используются методы проблемного обучения. (Вопросы,

развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций,

экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность и т. д.).

Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер:

логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по

математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или

конструкторских заданий. Соколова Л.И.ПРОЕКТ ПО ФЭМП «ИГРОВАЯ

МАТЕМАТИКА» 12 января 2014 г. Для закрепления полученных знаний,

умений и навыков широко используем комплексные тематические занятия, на

которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется

взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании

разнообразных видов деятельности. В своей работе мы широко используем

разнообразные формы проведения подобных занятий: от путешествий до

занятий с элементами драматизации. Однако взаимосвязь между разделами

программы не дает такой результативности в развитии познавательных

творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как

взаимопроникновение этих разделов друг в друга. Поэтому назрела

необходимость во внедрении проектного метода обучения в развитии

познавательной и творческой активности детей. В основе метода проектов

лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно

конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном

пространстве, развитие критического и творческого мышления, как раз то,

что и требуется в нашем современном мире. Проектная работа способствует

развитию умений, которые будут востребованы не только в будущей

профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека. К их

числу относятся: 1. Умение решать проблемы 2. Умение работать в команде 3.

Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии 4.

Умение критически относиться к проблемам 5. Умение ставить цели и

определять задачи Соколова Л.И.ПРОЕКТ ПО ФЭМП «ИГРОВАЯ

МАТЕМАТИКА» 12 января 2014 г. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ

ПРОЕКТ «ИГРОВАЯ МАТЕМАТИКА» В старшей группе проведён

познавательно - творческий проект «Игровая Математики» состоящий из 3-х

этапов: Подготовительного, Основного, Заключительного. Проблема:

неумение детьми применять математические знания в нестандартных

ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнить её до конца. По

длительности – краткосрочный. (1 неделя). По типу – познавательно -

творческий. Цель проекта: развитие интереса к предмету математики, как к

«сухой» науке, учить детей решать нестандартные задачи в командах, где

развивается чувство взаимовыручки, сопереживания, ответственности за

свою команду и желания дойти до конца, выполнить все задания. Задачи

проекта: Образовательные задачи: 1. Способствовать формированию умения

применять математические знания в нестандартных практических задачах. 2.

Закрепить навыки количественного и порядкового счёта; 3. Закрепить знания

о временных представлениях (времена года, дни недели); 4. Закрепить знания

детей о свойствах геометрических фигур; 5. Научиться решать веселые

математические задачи и головоломки. Развивающие задачи: 1. Развивать

мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение,

планирование; 2. Развивать смекалку, воображение, логическое мышление; 3.

Развивать счётные навыки, способность производить действия в уме; 4.

Способствовать формированию расширенного кругозора. Воспитательные

задачи: 1. Содействовать поддержанию интереса к математике,

формированию умения трудиться в коллективе; 2. Доставить детям радость

от проведения совместных, командных, развивающих, интеллектуальных игр,

проводя в жизнь девиз «Учись – играя»; Соколова Л.И.ПРОЕКТ ПО ФЭМП

«ИГРОВАЯ МАТЕМАТИКА» 12 января 2014 г. 3. Развивать у детей

доброжелательную атмосферу командной игры; 4. Развивать чувство

ответственности, сопереживания и взаимовыручки внутри команды; 5.

Поддерживать интерес к играм с математическим содержанием; 6.

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и решать

её самостоятельно. Планируемый результат: Научить детей работать в

командах, чётко понимать задание, правильно и быстро его выполнять.

Вызывать сопереживание за игроков своей команды и при необходимости

всегда быть готовым прийти на помощь в трудной ситуации. Учить

поддерживать положительный эмоциональный настрой до конца игры и

радоваться успехам своих товарищей, а также применять математические

знания для решения задач практического характера. Дети должны научиться:

- ставить цель и задачи проекта,

-планировать свою деятельность,

-

разбиваться на группы,

-выполнить задание аккуратно, до конца,

-распределить роли внутри группы,

-определить необходимые для

реализации проекта материалы,

-представить результат проделанной

работы. Соколова Л.И.ПРОЕКТ ПО ФЭМП «ИГРОВАЯ МАТЕМАТИКА» 12

января 2014 г. ЭТАП1: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 1.1. Методическое

обеспечение проекта Первым шагом внедрения в практику работы

проектного метода началось с изучения специальной методической

литературы. Затем подготовлено методическое обеспечение:

дидактические, пальчиковые, подвижные игры математического содержания:

«Сложи круг», «Сложи квадрат», «Живые цифры», «Живая неделька»,

«Волшебные палочки»;

настольно-печатные: «Что за чем?», «Весёлая

логика», «Геометрические формы», «Запоминайка» и др.,

собрана подборка

стихов о числах, геометрических фигурах, задачи в стихах.

Подобран

фольклорный материал: загадки, пословицы, скороговорки математического

содержания.

Составлена схема, разработан конспект реализации проекта.

В родительском уголке размещена информация о проекте: проблема, цели,

задачи.

Консультация «Что воспитывают в детском саду», памятки по

формированию элементарных математических понятий.

Родителям дано

задание – разучить с детьми пословицы и поговорки о дружбе, труде, учёбе,

лени.

В индивидуальных беседах старалась убедить в необходимости

развития исследовательской, познавательной, речевой деятельности детей.

1.2. Формы и методы работы с детьми

Знакомство с литературными

произведениями, сочинение сказок, рассказов. Разучивание физ. минуток,

песен, стихов, пословиц, скороговорок математического содержания.

Дидактические, подвижные игры.

Наблюдения, исследования во время

прогулки, домашние задания, беседы, игры.

Выкладывание геометрических

фигур и цифр из палочек

Рисование палочками на снегу, земле.

Организации предметно-познавательного пространства в группе. С этой

целью, в группе создан математический уголок, в котором размещены и

активно используются детьми Соколова Л.И.ПРОЕКТ ПО ФЭМП

«ИГРОВАЯ МАТЕМАТИКА» 12 января 2014 г. o Дидактические игры; o

Настольно-печатные издания; o Книги, журналы. o В свободном пользовании

карандаши, фломастеры, альбомы, раскраски математического содержания; o

Изготовлены наглядные пособия: «Числовая лесенка» и «Числовой ряд». 1.3.

Моделирования ситуации в игровой форме, выявление проблемы- задания В

математическом уголке имеются у воспитанников математическая копилка, в

которой помещаются заработанные полоски, за активные действия при

решении заданий в течении недели, в результате в конце недели подводится

итог и награждение отличившихся. Но Соколова Л.И.ПРОЕКТ ПО ФЭМП

«ИГРОВАЯ МАТЕМАТИКА» 12 января 2014 г. проблема в том, что данная

оценка осуществляется индивидуально, только



В раздел образования