Автор: Альбрехт Галина Исидоровна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ сад№49
Населённый пункт: Г.Сыктывкар Р.Коми
Наименование материала: проект
Тема: "Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ ПО ФЭМП «ИГРОВАЯ МАТЕМАТИКА» 12 января 2014 г. Проект
по ФЭМП «Игровая математика» старшая группа Воспитатель 1 категории
геоборд, развивающие занятия с детьми, рАа
г. Оглавление
АКТУАЛЬНОСТЬ Задача дошкольного воспитания состоит прежде всего в
создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его
возрастных возможностей и способностей. Обучению дошкольников
элементарным математическим представлениям должно отводиться важное
место – это вызвано целым рядом причин:
Обилием информации,
получаемой ребёнком;
Желанием сделать процесс обучения более
интересным;
Стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше,
научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется
главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо
ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные
ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать
самостоятельные решения. Известно что с самого рождения ребенок является
первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для
него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно,
что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность
детей в этом возрасте очень высокая. Каждый ответ на детский вопрос
рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник еще не может найти
ответы на все интересующие его вопросы — ему помогаем мы - педагоги. В
нашем дошкольном учреждении, наряду с объяснительно - иллюстративным
методом обучения, используются методы проблемного обучения. (Вопросы,
развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций,
экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность и т. д.).
Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер:
логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по
математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или
конструкторских заданий. Соколова Л.И.ПРОЕКТ ПО ФЭМП «ИГРОВАЯ
МАТЕМАТИКА» 12 января 2014 г. Для закрепления полученных знаний,
умений и навыков широко используем комплексные тематические занятия, на
которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется
взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании
разнообразных видов деятельности. В своей работе мы широко используем
разнообразные формы проведения подобных занятий: от путешествий до
занятий с элементами драматизации. Однако взаимосвязь между разделами
программы не дает такой результативности в развитии познавательных
творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как
взаимопроникновение этих разделов друг в друга. Поэтому назрела
необходимость во внедрении проектного метода обучения в развитии
познавательной и творческой активности детей. В основе метода проектов
лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического и творческого мышления, как раз то,
что и требуется в нашем современном мире. Проектная работа способствует
развитию умений, которые будут востребованы не только в будущей
профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека. К их
числу относятся: 1. Умение решать проблемы 2. Умение работать в команде 3.
Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии 4.
Умение критически относиться к проблемам 5. Умение ставить цели и
определять задачи Соколова Л.И.ПРОЕКТ ПО ФЭМП «ИГРОВАЯ
МАТЕМАТИКА» 12 января 2014 г. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ «ИГРОВАЯ МАТЕМАТИКА» В старшей группе проведён
познавательно - творческий проект «Игровая Математики» состоящий из 3-х
этапов: Подготовительного, Основного, Заключительного. Проблема:
неумение детьми применять математические знания в нестандартных
ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнить её до конца. По
длительности – краткосрочный. (1 неделя). По типу – познавательно -
творческий. Цель проекта: развитие интереса к предмету математики, как к
«сухой» науке, учить детей решать нестандартные задачи в командах, где
развивается чувство взаимовыручки, сопереживания, ответственности за
свою команду и желания дойти до конца, выполнить все задания. Задачи
проекта: Образовательные задачи: 1. Способствовать формированию умения
применять математические знания в нестандартных практических задачах. 2.
Закрепить навыки количественного и порядкового счёта; 3. Закрепить знания
о временных представлениях (времена года, дни недели); 4. Закрепить знания
детей о свойствах геометрических фигур; 5. Научиться решать веселые
математические задачи и головоломки. Развивающие задачи: 1. Развивать
мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение,
планирование; 2. Развивать смекалку, воображение, логическое мышление; 3.
Развивать счётные навыки, способность производить действия в уме; 4.
Способствовать формированию расширенного кругозора. Воспитательные
задачи: 1. Содействовать поддержанию интереса к математике,
формированию умения трудиться в коллективе; 2. Доставить детям радость
от проведения совместных, командных, развивающих, интеллектуальных игр,
проводя в жизнь девиз «Учись – играя»; Соколова Л.И.ПРОЕКТ ПО ФЭМП
«ИГРОВАЯ МАТЕМАТИКА» 12 января 2014 г. 3. Развивать у детей
доброжелательную атмосферу командной игры; 4. Развивать чувство
ответственности, сопереживания и взаимовыручки внутри команды; 5.
Поддерживать интерес к играм с математическим содержанием; 6.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и решать
её самостоятельно. Планируемый результат: Научить детей работать в
командах, чётко понимать задание, правильно и быстро его выполнять.
Вызывать сопереживание за игроков своей команды и при необходимости
всегда быть готовым прийти на помощь в трудной ситуации. Учить
поддерживать положительный эмоциональный настрой до конца игры и
радоваться успехам своих товарищей, а также применять математические
знания для решения задач практического характера. Дети должны научиться:
- ставить цель и задачи проекта,
-планировать свою деятельность,
-
разбиваться на группы,
-выполнить задание аккуратно, до конца,
-распределить роли внутри группы,
-определить необходимые для
реализации проекта материалы,
-представить результат проделанной
работы. Соколова Л.И.ПРОЕКТ ПО ФЭМП «ИГРОВАЯ МАТЕМАТИКА» 12
января 2014 г. ЭТАП1: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 1.1. Методическое
обеспечение проекта Первым шагом внедрения в практику работы
проектного метода началось с изучения специальной методической
литературы. Затем подготовлено методическое обеспечение:
дидактические, пальчиковые, подвижные игры математического содержания:
«Сложи круг», «Сложи квадрат», «Живые цифры», «Живая неделька»,
«Волшебные палочки»;
настольно-печатные: «Что за чем?», «Весёлая
логика», «Геометрические формы», «Запоминайка» и др.,
собрана подборка
стихов о числах, геометрических фигурах, задачи в стихах.
Подобран
фольклорный материал: загадки, пословицы, скороговорки математического
содержания.
Составлена схема, разработан конспект реализации проекта.
В родительском уголке размещена информация о проекте: проблема, цели,
задачи.
Консультация «Что воспитывают в детском саду», памятки по
формированию элементарных математических понятий.
Родителям дано
задание – разучить с детьми пословицы и поговорки о дружбе, труде, учёбе,
лени.
В индивидуальных беседах старалась убедить в необходимости
развития исследовательской, познавательной, речевой деятельности детей.
1.2. Формы и методы работы с детьми
Знакомство с литературными
произведениями, сочинение сказок, рассказов. Разучивание физ. минуток,
песен, стихов, пословиц, скороговорок математического содержания.
Дидактические, подвижные игры.
Наблюдения, исследования во время
прогулки, домашние задания, беседы, игры.
Выкладывание геометрических
фигур и цифр из палочек
Рисование палочками на снегу, земле.
Организации предметно-познавательного пространства в группе. С этой
целью, в группе создан математический уголок, в котором размещены и
активно используются детьми Соколова Л.И.ПРОЕКТ ПО ФЭМП
«ИГРОВАЯ МАТЕМАТИКА» 12 января 2014 г. o Дидактические игры; o
Настольно-печатные издания; o Книги, журналы. o В свободном пользовании
карандаши, фломастеры, альбомы, раскраски математического содержания; o
Изготовлены наглядные пособия: «Числовая лесенка» и «Числовой ряд». 1.3.
Моделирования ситуации в игровой форме, выявление проблемы- задания В
математическом уголке имеются у воспитанников математическая копилка, в
которой помещаются заработанные полоски, за активные действия при
решении заданий в течении недели, в результате в конце недели подводится
итог и награждение отличившихся. Но Соколова Л.И.ПРОЕКТ ПО ФЭМП
«ИГРОВАЯ МАТЕМАТИКА» 12 января 2014 г. проблема в том, что данная
оценка осуществляется индивидуально, только