Автор: Шепелева Наталья Юрьевна
Должность: преподаватель экономических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ Уфимский государственный колледж технологии и дизайна
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы закрепляемости выпускников специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий на рабочих местах швейных предприятий и дуальное образование как способ их решения"
Раздел: среднее профессиональное
Проблемы закрепляемости выпускников специальности 29.02.04
Конструирование, моделирование и технология швейных изделий на
рабочих местах швейных предприятий и дуальное образование как
способ их решения
В
Послании
Президента
В.В.
Путина
Федеральному
Собранию
от
01.12.2016
г.
отмечено,
что
в
легкой
промышленности
наблюдается
положительная
динамика.
Также
намечены
ключевые
направления
д а л ь н е й ш е г о
р а з в и т и я
э ко н о м и к и ,
в
т о м
ч и с л е программы
импортозамещения
и поддержки
экспорта,
технологического
обновления
производств и подготовки профессиональных кадров.
Для
современного
предприятия
легкой
промышленно сти,
функционирующего
в
условиях
реализации
задачи
импортозамещения,
характерна
быстрая
сменяемость
ассортимента.
При
открывшихся
перспективах
легкой
промышленности
в
отрасли
наблюдается
кадровый
голод. При этом отрасль значительно поменяла лицо. Теперь предприятия
легкой
промышленности
оборудованы
по
последнему
слову
техники,
производство высокотехнологично и требует от персонала высокой степени
компетентности, но не менее важен и творческий подход.
В
связи
с
этим
ГБПОУ
Уфимский
государственный
колледж
технологии
и
дизайна
видит
перспективы
дуального
обучения
и
своей
первоочередной
задачей
ставит
подготовку
практикоориентированных
специалистов, готовых к выполнению профессиональных задач, способных
решать
возникающие
проблемы
в
нестандартных
производственных
ситуациях. Будущим специалистам разъясняется, что они имеют возможность
самореализоваться.
Колледж также содействует формированию престижа
рабочих профессий.
При этом выбирая будущую специальность в сфере
легкой промышленности, выпускники должны быть уверены, что найдут
будущее место работы.
В
настоящее
время
наметилась
устойчивая
тенденция
возрастания
потребности в специалистах на предприятиях легкой промышленности и
прежде всего в швейной подотрасли. При этом особый спрос существует по
рабочей профессии «Швея». Так по данным городского Центра занятости
населения
список
наиболее
востребованных
профессий
на
предприятиях
швейной
промышленности
возглавляют
швеи,
на
втором
месте
-
конструкторы-модельеры.
Следует
отметить,
что
количество
заявок
от
работодателей,
поступающих в отдел содействия трудоустройству выпускников колледжа,
значительно
превышает
количество
студентов
выпускных
групп
специальности
29.02.04
Конструирование,
моделирование
и
технология
швейных изделий.
2013
год:
количество
выпускников
21
чел.,
количество
заявок
от
работодателей на 160 специалистов.
2014
год:
количество
выпускников
19
чел.,
количество
заявок
от
работодателей на 129 специалистов.
2015
год:
количество
выпускников
36
чел.,
количество
заявок
от
работодателей 42.
2016 год: количество выпускников
44 чел., количество заявок от
работодателей 68.
Психологом
ГБПОУ
УГКТиД
Никитиной
О.И.
был
проведен
мониторинг
мотивов
профессиональной
деятельности
специалистов
в
выпускных
группах
специальности
29.02.04
Конст руирование,
моделирование и технология швейных изделий. Мониторинг проводился по
методике
«Опросник
для
диагностики
мотивов
профессиональной
деятельности специалистов» Т.Н. Францевой.
Результаты представлены на рис.1.
Рис.1. Результаты по методике «Опросник для диагностики мотивов
профессиональной деятельности специалистов Т.Н. Францевой»
Было опрошено 42 человека. У студентов выпускных групп отмечается
преобладание нескольких мотивов: познавательный мотив (68%) и мотив
самореализации
(64%).
Поведение
мотивируется
получением
новой
информации.
Студенты
желают,
чтобы
работа
в
большей
степени
удовлетворяла
профессиональный
интерес.
Большинство
выпускников
испытывают
потребность расти и развиваться как личность, стремятся к
полной реализации своих способностей и имеют желание ощущать свою
компетентность, применять творческий подход к решению стоящих задач.
Мотив жизнеобеспечения, который включает уровень оплаты труда, у
будущих выпускников стоит на втором месте и составляет 40%. У меньшего
количества
студентов
отмечают
преобладание
таких
мотивов
как
мотив
взаимодействия
(12%)
и
мотив
признания
(12%).
Студенты
в
меньшей
степени
ориентированы
на
установление
определенного
характера
отношений,
они
не
стремятся
к
взаимопониманию,
взаимопомощи.
Не
преобладает потребность в постоянном получении похвалы окружающих, в
устойчивой
и,
как
правило,
высокой
оценке
собственных
достоинств,
необходимость уважения окружающих людей.
Отделом содействия трудоустройству выпускников колледжа ежегодно
проводится мониторинг трудоустройства. Его результаты показывают, что из
общего количества выпускников трудоустроено:
2013 год: количество выпускников 21 чел., трудоустроено 17 чел. (81%)
(4 чел. учатся по очной форме)
2014
год:
количество
выпускников
19
чел.,
трудоустроено
7
чел.
(36,8%) (12 чел. учатся по очной форме)
2015
год:
количество
выпускников
36
чел.,
трудоустроено
30
чел.
(83,3%) (6 чел. учатся по очной форме)
2016
год:
количество
выпускников
44
чел.,
трудоустроено
27
чел.
(61,4%) (17 чел. учатся по очной форме).
Из общего количества трудоустроившихся выпускников основная масса
устраивается на работу по специальности. Это можно посмотреть по годам.
2013
год:
%-нт
выпускников,
трудоустроенных
по
специальности
составляет 94,1, не по специальности – 5,9 (1 чел.)
2014
год:
%-нт
выпускников,
трудоустроенных
по
специальности
составляет 71,4, не по специальности – 28,6 (2 чел.)
2015
год:
%-нт
выпускников,
трудоустроенных
по
специальности
составляет 90, не по специальности – 10 (3 чел.)
2016
год:
%-нт
выпускников,
трудоустроенных
по
специальности
составляет 77,3, не по специальности – 22,7 (10 чел.)
Не секрет, что текучесть кадров среди молодых работников выше, чем
среди
наемных
работников
других
возрастов.
Слабая
закрепляемость
молодежи
на
предприятиях
легкой
промышленности
стала
реалией
сегодняшнего дня.
Остается проблемой то, что примерно 30% выпускников специальности
КМиТШИ
устроившись
работать
по
специальности,
вскоре
уходят
со
швейных предприятий, как правило, в торговые и устраиваются продавцами
консультантами
одежды,
тканей
и
т.д.
Легкая
промышленность
опять
остается без профессиональных кадров. Причина этого явления – отсутствие
опыта работы, низкая скорость пошива и, как следствие, низкая заработная
плата.
При этом престиж рабочих профессий трудно будет повысить, если
зарплаты останутся теми же.
Поэтому
укоренение
выпускников
специальности
29.02.04
Конструирование, моделирование и технология швейных изделий на рабочих
местах швейных предприятий г. Уфы и Республики Башкортостан является
актуальным.
К сожалению, выпускники школ не мечтают о работе на швейной
фабрике. Причины этого явления следующие:
Во-первых,
в
последнее
двадцатилетие
была
разрушена
система
подготовки кадров, в том числе из-за финансовых проблем.
Во-вторых,
в
отрасли
невысокая
зарплата,
что
сказывается
на
мотивации школьников осваивать ту или иную профессию.
Для
того
чтобы
эта
мотивация
была,
нужно
поднять
имидж
отечественной продукции.
В годы перестройки и реформирования рынок
был
заполнен
импортной
продукцией.
И
даже
сейчас
многие
наши
предприятия выпускают продукцию, где товарный знак и товарный ярлык
написаны на иностранном языке.
Технологии
шагнули
далеко
вперед,
однако
на
престижности
профессий, связанных с кройкой и шитьем, это, к сожалению, не отразилось.
Выпускники
школ
по-прежнему
стремятся
в
вузы,
а
профессию
швеи
выбирают по остаточному принципу — если не попали в высшее учебное
заведение. Работодатели тем временем хоть и не готовы платить много, могут
гарантированно предоставить рабочие места на швейных и трикотажных
предприятиях,
тем
самым
дав
старт
карьере
молодого
специалиста.
Молодежь должна понимать, что швея — это не приговор, это – только
начальный этап движения по карьерной лестнице, отправная точка. Имея
знания
о
технологическом
процессе
производства,
в
дальнейшем
можно
работать
технологом,
освоив
конструирование
можно
стать
модельером-
конструктором.
А для самых талантливых и склонных к творчеству —
открыта
дорога
в
дизайнеры
одежды.
Все
зависит
от
самого
молодого
человека, его способностей и амбиций.
В
настоящее
время
профессиональное
образование
и
сфера
труда
должны быть партнерами, которые не могут существовать друг без друга.
Надежным каналом заполнения молодежью вакансий на предприятиях
легкой
промышленности
остаются
профильные
учебные
заведения.
У
предприятий
есть
возможность
поддерживать
договорные
отношения
с
учебными заведениями по целевой подготовке специалистов и заполнять
имеющиеся вакансии. Поэтому ГБПОУ УГКТиД большое внимание уделяет
ранней
профориентации
школьников.
В
настоящее
время
в
разработке
находится проект по организации целевого набора абитуриентов в ГБПОУ
УГКТиД для подготовки высококвалифицированных специалистов для ЗАО
«Fantosh» в рамках системы непрерывного профессионального образования
«ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-РАБОТОДАТЕЛЬ». Также начата работа по введению
новой
для
Республики
Башкортостан
компетенции
Технология
моды
в
чемпионат
«Молодые
профессионалы
Республики
Башкортостан
(JuniorSkills)» 2018 года и созданию пилотной площадки на базе МБОУ СОШ
№24 и СОШ №25 Ленинского района городского округа город Уфа для
подготовки школьников от 10 до 16 лет для участия в этом чемпионате.
Формы
и
методы
практикоориентированного
профессионального
образования могут быть весьма разнообразными. Однако главное здесь –
построение устойчивой системы взаимодействия профобразования и сферы
труда, дающей студентам возможность получить значимую для человека,
общества
и
государства
квалификацию.
При
этом
большое
внимание
уделяется кластерному подходу.
В ГБПОУ УГКТиД процесс обучения организован таким образом, что
на предприятие студент попадает на втором и третьем курсах, но при этом
работодатель очень активно участвует в его подготовке с первых дней учебы.
На
первом-втором
курсах
из
числа
работодателей
привлекаются
преподаватели, выстраивается единая программа обучения, которая позволяет
студенту быть готовым к выполнению реальных заданий на рабочем месте,
продумываются и формы организации практики, когда обучение проходит в
малых
группах
и
иногда
индивидуально.
Производственная
практика
является неотъемлемым элементом профессиональных модулей. При этом
речь идет не только о решении узких профессиональных задач, но и о
развитии профессиональноориентированного мышления, в рамках которого
невозможно обойтись без общих компетенций, связанных с коммуникацией,
способностью к образованию и самообразованию.
На
основании
проведенных
исследований
для
предприятий,
заинтересованных в молодых специалистах направления Конструирование,
моделирование
и
технология
швейных
изделий,
могут
быть
предложены
следующие
мероприятия
по
привлечению
и
удержанию
молодых
специалистов
на
рабочих
местах.
Это
предложения
направлены
на
интеграцию молодежи в трудовые коллективы.
Они следующие:
1.
Рассмотреть
возможно сть
проведение
м е р о п р и я т и й ,
направленных
на
создание
положительного
имиджа
рабочего
места,
и
одновременный
поиск
талантливой
молодежи.
Материальная
помощь
одаренным
школьникам,
организация
профессиональных
конкурсов
для
старшеклассников.
2.
Рассмотреть возможность заключение трехсторонних договоров
(студент-колледж-предприятие)
на
целевую
подготовку
кадров
для
предприятий-работодателей.
3.
Рекомендовать работодателям организацию социального пакета,
который
бы
включал
дополнительные
стипендии
студентам
во
время
обучения и прохождения практики. Основанием для оплаты будут являться
хорошие оценки в зачетной книжке.
4.
Принять меры по организации найма студентов на временные
рабочие места во время каникул или организация рабочих мест по принципу
стройотряда.
5.
Рекомендовать
работодателям
организовать
патронаж
над
дипломниками, перетекающий во взаимовыгодное сотрудничество.
6.
Рассмотреть
возможность
создания
Бюро
адаптации
и
профориентации молодежи как
структурного подразделения предприятия.
7.
Рассмотреть
возможность
заключения
трудовых
договоров
молодых
специалистов
с
предприятиями
на
срок
не
менее
трех
лет
с
надбавкой к зарплате.
8.
Рекомендовать
работодателям
наставничество
как
способ
адаптации уже зачисленной в штат молодежи, а также бригадный метод
работы.
9.
Рекомендовать
работодателям
частичную
или
полную
оплату
съема жилья для иногородних молодых специалистов.