Напоминание

"Факультативный курс по химии 11 кл"


Автор: Есакова Елена Алексеевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 12 г. Челябинск"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Факультативный курс по химии 11 кл"
Раздел: полное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

" СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12

г. Челябинск"

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 12»

_____________ Т.М.Большакова

Рабочая программа факультативного курса по

химии в 11 классах "Химическая лаборатория

знаний"

Разработал: учитель Есакова Е.А.

2017-2018 учебный год

Планирование составлено в соответствии с нормативными документами:

Федеральный

закон

от

29.12.2012

г.

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от

06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // consultant; garant

Федеральный

компонент

Государственного

образовательного

стандарта

общего

образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05. 03. 2004 г. № 1089 «Об

утверждении

федерального

компонента

государственных

стандартов

начального

общего,

основного общего и среднего (полного) общего образования».

Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования

к

условиям

и

организации

обучения

в

образовательных

учреждениях»

/

Постановление

Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600

(Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 11 классов, которые сделали выбор

соответствующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к химии.

Цель курса:

расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся

по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной

активности и самостоятельности.

Задачи курса:

• закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их

применению при решении задач и упражнений;

• исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить

способы решения комбинированных задач;

• формировать целостное представление о применении математического

аппарата при решении химических задач;

• развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;

• способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе

совместной работы

• создать учащимся условия в подготовке к сдаче ЕГЭ.

Теоретической базой служит курс химии основной школы. Расширяя и углубляя

знания, полученные на профильном уровне учащиеся совершенствуют умения и

навыки

по

решению

расчетных

задач

и

упражнений

(типовых

и

повышенного

уровня

сложности

в

том

числе.

комбинированных).

В

качестве

основной

формы

организации

учебных занятий предлагается проведений семинаров, на которых дается краткое объяснение

теоретического материала, а так же решение задач и упражнений по данной теме. Для

повышения

интереса

к

теоретическим

вопросам

и

закрепления

изученного

материала,

предусмотрены

уроки-практикумы

по

составлению

схем

превращений,

отражающих

генетическую связь между классами неорганических и органических веществ и составлению

расчетных задач, с указанием способов их решения.

При разработке программы элективного предмета акцент делался на те вопросы,

которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются

недостаточно полно или не рассматриваются совсем, но входят в программы

вступительных экзаменов в вузы. Задачи и упражнения подобраны, так что занятия по их

решению проходят параллельно с изучаемым материалом на уроках. Большинство задач и

упражнений взято из КИМов по ЕГЭ предыдущих лет, что позволяет подготовить учащихся к

сдаче ЕГЭ.

Формы контроля за уровнем достижений учащихся - текущие и итоговые

контрольные работы.

Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю в 11 классах).

Содержание программы учебного курса

Тема 1. Химический элемент (3 часа)

Строение и состав атома. Составление электронных и электронно-графических

формул

атомов

химических

элементов.

Валентность

и

степень

окисления

химических

элементов.

Периодический

закон.

Сравнительная

характеристика

химических

элементов

по

их

положению в порядковой системе химических элементов и строению атома.

Тема 2. Вещество (9 часов)

Постоянная Авогадро. Вычисление структурных единиц в определённом количестве, массе

или

объёме

вещества.

Уравнение

Менделеева-

Клайперона.

Способы

выражения

концентрации

растворов

(массовая,

молярная)

Правило

смешения

растворов,

(«правило

креста»). Кристаллогидраты.

Тема 3. Химические реакции (12 часов)

Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.

Термохимические уравнения реакций. Тепловой эффект реакции. Закон Гесса.

Энтальпия реакций. Скорость химической реакции. Химическое равновесие.

Константа равновесия. Реакции в растворах электролитов. Гидролиз солей, рH растворов.

Тема 4. Познание и применение веществ (10 часов)

Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходящего

вещества, содержащего примеси.

Вычисление

массы

(объёма)

компонентов

смеси

веществ

полностью

или

частично

взаимодействующие с реагентом.

Электролиз расплавов и растворов солей. Стереометрические схемы реакций и

расчёты по ним.

Учебно-тематическое планирование 11 класс(35 часов)

№ п/п

Название темы

Всего

часов

Пр.з

К.р.

Тема 1

Химический элемент

3

Тема 2

Вещество

9

1

Тема 3

Химические реакции

12

2

1

Тема 4

Познание и применение веществ

11

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного предмета ученик должен

Знать/понимать:

• Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса

атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация,

гидролиз, электролиз, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, химическое

равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология,

структурная и пространственная изомерия;

• Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон

постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и

термодинамике;

Классификацию

и

номенклатуру:

неорганических

и

органических

соединений;

Уметь:

• Называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

• Определять: валентность и степень окисления химических элементов, характер среды в

водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под

влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным

классам органических соединений;

• Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

Осуществлять

самостоятельный

поиск

химической

информации

с

использованием

различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных

баз данных, ресурсов Интернета).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни для:

•безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного

оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; •объяснения отдельных фактов

и природных явлений; критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Календарно-тематическое планирование 11 класс

№ п/п

Наименование темы

Количест

во часов

Дата

Тема 1. Химический элемент

3

1(1)

Строение атома. Изотопы. Составление электронных и электронно-

графических формул атомов химических элементов

1

2(2)

Валентность и степень окисления

1

3(3)

Периодический закон. Сравнительная характеристика химических элементов

по их положению в периодической системе и строению атома

1

Тема 2. Вещество

9

1(4)

Задачи на расчёты масс, объёма веществ и числа частиц в этих веществах

2

2(5)

Расчёты с применением уравнения Менделеева – Клайперона

1

3(6)

Задачи с использованием разных способов выражения концентрации

растворов

2

4-5 (7-8)

Расчёты, связанные с приготовлением растворов. Правило смешения

растворов, («правило креста»)

2

6(9)

Кристаллогидраты

1

7(10)

Обобщение и систематизация знаний по темам №1, 2

1

8(11)

Контрольная работа №1

1

9(12)

Анализ контрольной работы

1

Тема 3. Химические реакции

12

1-2 (13-

14)

Цепочки превращений, отражающие генетическую связь между классами

неорганических и органических веществ.

2

3 (15)

Расчёты по термохимическим уравнениям реакций. Тепловой эффект

химической реакции. Закон Гесса

1

4-5 (16-

17)

Вычисление скорости химической реакций. Расчёты, связанные с

использованием понятия «температурный коэффициент химической

реакции»

2

6(18)

Химическое равновесие

1

7(19)

Упражнение в составлении уравнений реакций, идущих в растворах

электролитов

1

8(20)

Урок-практикум: составление и решение схем превращений неорганических

веществ в растворах электролитов

1

9(21)

Урок – практикум: определение рH растворов, составление уравнений

реакций гидролиза солей.

1

10(22)

Обобщение и систематизация знаний по теме №3

1

11(23)

Контрольная работа №2

1

12(24)

Анализ контрольной работы

1

Тема 4. Познание и применение веществ

11

1(25)

Вычисление массы и объёма продуктов реакции по известной массе или

объёму веществ, содержащих примеси

1

2-3(26-

27)

Задачи на вычисление массы (объёма) компонентов смеси веществ,

взаимодействующих с реагентом или частично взаимодействующих

2

4(28)

Расчёты по теме «Электролиз»

1

5-6(29-

30)

Решение задач с использованием стехиометрических схем.

2

7-8(31-

32)

Решение комбинированных задач.

2

9-10(33-

34)

Обобщение и систематизация знаний по теме №4

2

11(35)

Подведение итогов (резерв)

1

Контрольная работа №1 «Вещества и их свойства».

Вариант 1

Часть А:

А 1. По данным элементарного анализа вещество содержит кальций, серу, кислород. Это

вещество

является:

а) оксидом,

б) основанием,

в) кислотой,

г) солью.

А 2. Имеются два утверждения: 1. если на внешнем энергетическом уровне атома

содержится один

электрон, то это атом металл, 2. если на внешнем энергетическом

уровне атома содержится семь электронов, то этот атом неметалл, можно сказать, что:

а) оба утверждения верны,

б) оба утверждения неверны,

в) первое утверждение верно, второе - нет,

г) второе утверждение верно, первое - нет.

А 3. Какое из веществ не образуется при электролизе водного раствора бромида калия:

а) калий,

б) бром, в) водород,

г) гидроксид калия.

А 4. При взаимодействии с каким веществом железо окисляется до степени окисления +3:

а) с хлором,

б) с хлороводородной кислотой,

в) с сульфатом меди (2),

г) все выше приведенные ответы верны.

А 5. Укажите электронную формулу атома неметалла, проявляющего наиболее сильные

окислительные свойства:

а) 1s

2

2s

2

2p

6

3s

2

3p

4

,

б) 1s

2

2s

2

2p

5

,

в) 1s

2

2s

2

2p

6

3s

2

3p

5

,

г) 1s

2

2s

2

2p

4

.

А 6. При взаимодействии с каким веществом бром проявляет восстановительные свойства:

а) с магнием, б) с сероводородом, в) с пропеном, г) верного ответа среди перечисленных

нет.

А 7. Расположите кислородсодержащие кислоты хлора в порядке усиления их кислотных

свойств:

1. HClO

2

, 2. HClO

4

, 3. HClO, 4. HClO

3

.

а) 4, 3,2,1,

б) 3,1,4,2, в) 2,4,1,3,

г) 1,4,2,3.

А 8. Сырьем для производства азотной кислоты в промышленности служит:

а) нитрат серебра, б) аммиак, в) азот, г) оксид азота (4).

А 9. Разбавленная серная кислота реагирует со всеми веществами группы:

а) Fe, CO

2

, CaCO

3

,

б) CuO, Mg(OH)

2

, Ba(NO

3

)

2

, в) Ag, Na

2

O, NH

3

, г) KOH,

CH

3

COONa, LiCl.

А 10. Расположите вещества в порядке усиления основных свойств:

1) анилин, 2)гидроксид натрия, 3) метиламин, 4) аммиак:

а) 2,4,1,3,

б) 1,3,4,2,

в) 1,4,3,2,

г) 3,2,1,4.

А 11. Сокращенное ионное уравнение OH

-

+ NH

4

+

→ NH

3

· H

2

O соответствует

взаимодействию:

а) гидроксида натрия с аммиаком,

б) гидроксида железа (2) с хлоридом

аммония,

в) гидроксида бария с сульфатом аммония,

г) гидроксида калия с нитратом аммония

.

А 12. Основным оксидом является:

а) Al

2

O

3

,

б) BaO ,

в) BeO,

г) SO

2

.

А 13. Соединения, имеющие функциональную группу NH

2

относятся к:

а) кислотам,

б) аминам,

в) спиртам,

г) эфирам.

А 14. Какой из признаков не относится к металлам:

а) пластичность, б) электропроводность, в) хрупкость,

г) ковкость.

А 15. Амфотерным соединением не является:

а) Mg(OH)

2

,

б) Zn(OH)

2

, в) Be(OH)

2

, г) аминоуксусная кислота.

Часть Б:

Б 1. Определите название неметалла, для атома которого число электронов на внешнем

уровне равно числу энергетических уровней?

(напишите ответ в именительном падеже).

Б 2. Серебряную проволоку растворили в азотной кислоте. К полученному раствору

добавили избыток гидроксида натрия. Укажите класс веществ, к которому относится

выпавший осадок?

(ответ напишите в именительном падеже, единственном числе).

Б 3. Как называется окислительно – восстановительный процесс, протекающий на электродах

при пропускании электрического тока через раствор или расплав электролита?

(ответ напишите в именительном падеже).

Б 4. Как изменяется кислотный характер оксидов в ряду: SO

3

→ P

2

O

5

→ SiO

2

→ H

2

O.

(ответ укажите в форме глагола).

Б 5. Как изменяются основные свойства летучих водородных соединений элементов главной

подгруппы 5 группы периодической системы с увеличением порядкового номера?

(ответ укажите в форме глагола).

Часть С:

С 1. При окислении 2,19 г металла образуется 2,67 г амфотерного оксида состава MeO.

Определите этот металл?

С 2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых, используя этан и неорганические

вещества, можно получить этиловый эфир уксусной кислоты.

С 3. Составьте уравнения реакций по следующей схеме:

Cu → CuSO

4

→ Cu(NO

3

)

2

→ CuO → X → Cu(OH)

2.

Укажите условия осуществления реакций.

С 4. Рассчитайте объем углекислого газа, который можно получить из 100 г известняка,

содержащего 10% примесей?

С 5. Назовите конечный продукт Х в цепочке превращений, осуществите данное

превращение:

+Cl

2

+NaOH t

O

+HCl

Fe → A → Б → С → Х

Контрольная работа №1 «Вещества и их свойства».

Вариант 2

Часть А:

А 1. Основным оксидом является вещество с формулой:

а) BaO,

б) BeO,

в) Al

2

O

3

,

г) SO

2

.

А 2. Соединение, имеющее функциональную группу – С=О относят к классу:

Н

а) спиртов,

б) карбоновых кислот, в) альдегидов,

г) эфиров.

А 3. Амфотерным соединением не является:

а) гидроксид магния, б) гидроксид железа (3), в) аминоуксусная кислота, г) гидроксид

цинка.

А 4. Металл, способный вытеснить водород из воды при комнатной температуре:

а) Cu,

б) Zn, в) Fe,

г) K.

А 5. Для получения лития используют следующий метод:

а) электролиз раствора LiCl,

б) электролиз расплава LiCl,

в) восстановление LiCl магнием,

г) прокаливание карбоната лития с углем.

А 6. Даны: сажа, графит, фуллерен, алмаз. Количество химических элементов, образующих

эти

вещества:

а) 1,

б) 2,

в) 3,

г) 4.

А 7. Для нейтрализации серной кислоты можно использовать вещество с формулой:

а) HNO

3

, б) CH

3

OH, в) Mg(OH)

2

, г) NaHSO

4

.

А 8. Едкие щелочи разрушают растительные и животные ткани. Таким свойством

обладает:

а) KOH, б) Cu(OH)

2

, в) Mg(OH)

2

, г) C

2

H

5

OH.

А 9. Переменную степень окисления в соединениях проявляет:

а) магний,

б) марганец, в) натрий, г) стронций.

А 10. Восстановительные свойства в ряду химических элементов Bе – Mg – Na – K:

а) изменяются периодически, б) не изменяются,

в) ослабевают, г) усиливаются.

А 11. Простое вещество сера взаимодействует с каждым из веществ ряда:

а) HCl, Na, O

2

,

б) Mg, O

2

, H

2

, в) K, Zn, Na

2

SO

4

, г) Al, H

2

O, O

2

.

А 12. Высший оксид и гидроксид элемента главной подгруппы 5 группы периодической

системы

соответствует общим формулам:

а) ЭO

2

и Н

2

ЭО

3

,

б) Э

2

O

5

и НЭО

3

,

в) ЭO

3

и Н

2

ЭО

4

,

г) Э

2

O

7

и НЭО

4

.

А 13. Переход S

-2

→S

+4

можно осуществить при взаимодействии веществ, формулы

которых:

а) H

2

S и O

2

,

б) H

2

S и H

2

O,

в) H

2

S и NH

3

, г) Na

2

S и HCl.

А 14. Элементом Э в генетическом ряду Э → ЭО

2

→ Na

2

ЭО

3

→ Н

2

ЭО

3

является:

а) алюминий,

б) азот,

в) сера,

г) фосфор.

А 15. Амфотерным соединением является:

а) Mg(OH)

2

,

б) Zn(OH)

2

, в) Fe(OH)

2

,

г) Сu (OH)

2

.

Часть Б:

Б 1. Определите название неметалла, для атома которого число электронов равно 35?

(напишите ответ в именительном падеже).

Б 2. Как называют вещества мылкие на ощупь, окрашивающие фенолфталеин в малиновый

цвет?

(напишите ответ в именительном падеже).

Б 3. Как называются вещества, которые являются акцепторами катионов водорода?

(ответ напишите в именительном падеже).

Б 4. Как изменяется кислотный характер оксидов в ряду: N

2

O

5

→ P

2

O

5

→ As

2

O

5

.

(ответ укажите в форме глагола).

Б 5. Как изменяются основные свойства высших оксидов соединений элементов главной

подгруппы 2 группы периодической системы с увеличением порядкового номера?

(ответ укажите в форме глагола).

Часть С:

С 1. Приведите несколько примеров реакций из органической и неорганической химии с

участием

воды.

С 2. Растворится ли целиком образец сплава меди с никелем, если его обработать

концентрированной серной кислотой? Запишите необходимые уравнения реакции.

С 3. Составьте уравнения реакций по следующей схеме:

Fe → FeCl

2

→ Fe(OH)

2

→ Fe(OH)

3

→ Fe

2

O

3

→ Fe

.

Укажите условия осуществления реакций.

С 4. 16, 2 г алюминия вступило в реакцию с неизвестным галогеном, при этом образовалось

160,2 г соли. Определите галоген?

С 5. Назовите конечный продукт Х в цепочке превращений, осуществите данное

превращение:

+O

2

+H

2

SO

4

+NaOH t

O

Cu → A → Б → С → Х

Пояснительная записка

Контрольная работа составлена на основании Сборника самостоятельных работ по

химии 11 класс, авторы И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская, Москва «Русское слово»

2008г, и Учебно-методического комплекса «Химия. Подготовка к ЕГЭ», под редакцией

В.Н.Доронькина, Ростов-на-Дону «Легион» 2013г.

Цель:

проконтролировать уровень усвоения учащимися знаний и умений по теме: «Вещества

и их свойства»

Количество часов в неделю: 1

Форма контроля: письменная, тестовая

Вид контроля: тематический.

Уровень «А» – тесты на выбор одного правильного ответа

Уровень «В» – свободный ответ

Уровень «С» – задания, требующие развёрнутого ответа

Порядок оценивания:

задания уровня «А» – 1 балл

задания уровня «В» – 2 балла

задания уровня «С» – максимальное 3 балла за каждое

Максимальное количество баллов: 40

Оценка:

«5» - 96 – 100% от 38 до 40 правильных ответов

«4» - 76 – 95% от 30 до 37 правильных ответов

«3» - 50 – 17% от 20 до 29 правильных ответов

«2» - 20 – 50% от 8 до 19 правильных ответов

«1» - менее 20% - менее 8 правильных ответов

Эталоны ответов

№ п/п

1 вариант

2 вариант

А1

г

а

А2

а

в

А3

а

а

А4

а

г

А5

б

б

А6

г

а

А7

б

в

А8

б

а

А9

б

б

А10

в

г

А11

г

б

А12

б

б

А13

б

а

А14

в

в

А15

а

б

Б1

водород

бром

Б2

оксид

щелочь

Б3

электролиз

основаниия

Б4

ослабевают

ослабевают

Б5

ослабевают

усиливаются

С1

С4

20,16 л

бром

С5

FеСl

3

СuО

Итоговая контрольная работа по курсу химии

Вариант 1

А1. К основным оксидам относится:

1)оксид брома(VII); 2) оксид натрия; 3) оксид серы(IV); 4) оксид алюминия

А2. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между оксидом алюминия и серной кислотой

равна:

1) 6; 2) 8; 3) 10; 4) 12.

А3. Электрический ток проводит:

1) водный раствор глюкозы; 2) водный раствор хлорида натрия;

3) расплав серы; 4) расплав оксида кремния.

А4. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической

лаборатории?

А. Твердую щелочь нельзя брать руками.

Б. Чтобы определить газ по запаху, необходимо наклониться над сосудом и глубоко вдохнуть.

1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А5. Массовая доля кислорода в карбонате кальция равна:

15 %; 2) 27 %; 3) 48 %; 4) 54 %.

Часть 2 Ответом к заданию В1 является последовательность двух цифр, которая

соответствует номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в строку ответа.

В1. Выберите уравнения реакций, в которых элемент азот является восстановителем.

1) N

2

+ O

2

= 2NO; 2) 2NO + O

2

= 2NO

2

;

3) N

2

+ 3H

2

= 2NH

3

; 4) N

2

+ 3Mg = Mg

3

N

2

;

5) N

2

+ 6Li = 2Li

3

N.

Ответ: ………………… .

В задании В2 на установление соответствия запишите в таблицу цифры выбранных вами

ответов. Получившуюся последовательность цифр запишите в строку ответа.

В2. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

Исходные вещества

Продукты реакции

А) SO

2

+ H

2

O → .

1) H

2

SO

4

.

Б) SO

3

+ NaOH → .

2) H

2

SO

3

.

В) H

2

SO

4

+ Na

2

O → .

3) SO

3

+ H

2

.

4) Na

2

SO

4

+ H

2

O.

5) Na

2

SO

4

+ H

2

.

А

Б

В

В3. Решить цепочку С → СН

4

→ С

2

Н

6

→ С

2

Н

4

→ спирт → альдегид → кислота →

хлоруксусная кислота → глицин

С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие

превращения:

Al → AlCl

3

→ X → Al

2

O

3

→ NaAlO

2

.

Уравнение 1- расставить коэффициенты методом электронного баланса

Уравнение 2- написать полное ионное уравнение и сокращенное ионное уравнение.

C2. Найти объем газа, который выделился при сжигании 10 кг угля

С3 Эндотермическая реакция взаимодействия азота и кислорода. В какую сторону сместится

равновесие, если систему нагреть.

Итоговая контрольная работа по курсу химии

Вариант2

А1. К кислотным оксидам относится:

1) оксид бария; 2) оксид калия; 3) оксид фосфора(V); 4) оксид меди(II).

А2. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между кальцием и ортофосфорной кислотой

равна:

1) 9; 2) 10; 3) 11; 4) 12.

А3. В ряду Se-Te-Po металлические свойства – 1) нарастают 2) не изменяются 3) ослабевают

4) изменяются периодически

А4. Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами:

1) хлорида натрия и нитрата серебра; 2) серной кислоты и нитрата натрия;

3) сульфата калия и хлорида меди(II); 4) соляной кислоты и сульфата натрия.

А5. В реакцию с раствором гидроксида натрия вступает:

1) оксид меди(II); 2) водород; 3) серебро; 4) соляная кислота.

Часть 2 Ответом к заданию B1 является последовательность двух цифр, которая

соответствует номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в строку ответа.

B1. Выберите уравнения реакций, в которых элемент железо является окислителем.

1) 2Fe + 3Cl

2

= 2FeCl

3

;

2) FeO + H

2

= Fe + H

2

O;

3) Fe + H

2

O = FeO + H

2

;

4) Fe

3

O

4

+ 4CO = 3Fe + 4CO

2

;

5) 4Fe(OH)

2

+ O

2

+ 2H

2

O = 4Fe(OH)

3

.

Ответ: ……………. .

В задании В2 (на установление соответствия) запишите в таблицу цифры выбранных вами

ответов. Получившуюся последовательность цифр запишите в строку ответа.

В2. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

Исходные вещества

Продукты реакции

А) Ca(OH)

2

+ CO

2

→ .

1) CaCO

3

+ H

2

.

Б) CaCO

3

+ HCl → .

2) CaCO

3

+ H

2

O.

В) Ca + H

2

O → .

3) CaCl

2

+ H

2

O + CO

2

.

4) CaO + H

2

.

5) Ca(OH)

2

+ H

2

.

А

Б

В

В 3 Решите цепочку С → СаС

2

→ С

2

Н

2

→ бензол → нитробензол → фениламин → СО

2

С

6

Н

12

О

6

(развернутая форма) → глюконовая кислота

С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие

превращения:

Н

2

S→ SO

2

→ SO

3

→ X → BaSO

4

.

Уравнение 1- расставить коэффициенты методом электронного баланса. Уравнение 4 -

написать полное ионное уравнение и сокращенное ионное уравнение.

С2. Определить массу угля, которую необходимо сжечь, чтобы получить100 л углекислого

газа

С3. Хлор взаимодействует с водородом. В какую сторону сместится равновесие при

повышении концентрации хлора

Пояснительная записка

Работа предназначена для итогового контроля учащихся 11 класса. Контрольная работа

составлена на основании Сборника самостоятельных работ по химии 11 класс, авторы

И.И.Новошинский,

Н.С.Новошинская,

Москва

«Русское

слово»

2008г,

и

Учебно-

методического

комплекса

«Химия.

Подготовка

к

ЕГЭ»,

под

редакцией

В.Н.Доронькина,

Ростов-на-Дону

«Легион»

2013г.

КИМ

включает

два

варианта.

Позволяет

проконтролировать уровень усвоения тем: ОВР, реакции ионного обмена, Периодический

закон

и

Периодическая

система

химических

элементов,

свойства

основных

классов

органических и неорганических веществ, химическое равновесие и условия его смещения. На

выполнение работы отводится 45 минут (1урок). Работа состоит из 3 частей, включающих

11 заданий.

Цель:

проконтролировать уровень усвоения учащимися знаний и умений по курсу химии.

«Итоговая контрольная работа»

Количество часов в неделю: 1

Форма контроля: письменная, тестовая

Вид контроля: тематический.

Уровень «А» – тесты на выбор одного правильного ответа

Уровень «В» – свободный ответ

Уровень «С» – задания, требующие развёрнутого ответа

Порядок оценивания:

задания уровня «А» – 1 балл

задания уровня «В» – 2 балла

задания уровня «С» – максимальное 3 балла за каждое

Максимальное количество баллов: 20

Оценка:

«5» - 96 – 100% от 19 до 20 правильных ответов

«4» - 76 – 95% от 15 до 18 правильных ответов

«3» - 50 – 17% от 10 до 14 правильных ответов

«2» - 20 – 50% от 4 до 9 правильных ответов

«1» - менее 20% - менее 4 правильных ответов

Эталоны ответов

№ п/п

1 вариант

2 вариант

А1

2

3

А2

2

1

А3

2

1

А4

1

1

А5

3

4

Б1

1,2

2,4

Б2

А-2, Б-4, В-4

А-2, Б-3, В-5

Б3

уравнения

уравнения

С1

уравнения

уравнения

С2

18,67 м

3

53,57 г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. А.Э.Антошин Химия .Решение задач Москва 2016г.

2.В.В.Еремин Подготовка к ЕГЭ 2017 Диагностические работы Москва Изд.МЦНМО 2017г.

3.Е.В.Савинкина Химия ЕГЭ Экспресс-Диагностика 11 класс Изд.Национальное образование

Москва 2013г.

4.О.Ю.Косова Химия в расчетных задачах Челябинск "Взгляд" 2006г.

5.О.Ю.Косова Л.Л,Егорова Химия Контрольно-тренировочные упражнения Расчетные задачи

Челябинск "Взгляд" 2006г.

6.Л.И. Пашкова «ЕГЭ 2018 Химия. Сборник заданий» Москва. Эксмо, 2017г.

7.Материалы сайта ФИПИ 2016 – 2017 года.



В раздел образования