Программа дополнительного образования: "Я - ХУДОЖНИК" для детей с задатками одаренности подготовительной группы
Автор: Шестакова Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 35 Населённый пункт: Комсомольск - на - Амуре, Хабаровский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: Программа дополнительного образования: "Я - ХУДОЖНИК" для детей с задатками одаренности подготовительной группы Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 35
ПРОГРАММА
дополнительного образования: «Я - ХУДОЖНИК »
для детей с задатками одаренности подготовительной группы
Разработала
Шестакова Татьяна Владимировна,
воспитатель 1 квалификационной категории
Хабаровский край
г. Комсомольск-на-Амуре
2016 г.
Содержание:
1.
Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка…………………………………………………….3
1.2.Планируемые результаты………………………. …………………………4
2. Содержательный раздел
2.1.
Основные принципы, методы и приемы, условия реализации
программы……………………………………………………………………….5
2.2.
Учебный план………………………………………………………………..6
2.3.
Перспективный план занятий………………………………………………-
3.Организационный раздел
3.1.Учебно – методическое обеспечение……………………………………....12
3.2. Материально – техническое обеспечение………………………………….-
4. Литература…………………………………………………………………….13
5. Приложения …………………………………………………………………..14
Изобразительное искусство рассматривается как особый вид человеческой деятельности ,
которая опосредовано отражает объективную
2
действительность и способствует формированию
интеллектуальных, нравственных,
эстетических и эмоциональных
возможностей личности.
(Р.М. Чумичева. «Дошкольникам о живописи»)
1.
Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
Актуальность. Формирование способностей к изобразительной деятельности ценно не
только само по себе. В этом процессе ребенок приобретает такие качества, которые затем дают
толчок развитию более общих способностей, сказывающихся на успешном осуществлении
самых разнообразных видов деятельности.
Б.Г Ананьев утверждает, что если под общей
одаренностью разуметь взятую в единстве совокупность всех данных человека, от которых
зависит не только продуктивность его деятельности, в нее включается не только интеллект. Но
в единстве и взаимопроникновении с интеллектом и все другие свойства и особенности
личности,
в
частности
эмоциональной
сферы
–
эмоциональная
впечатлительность.
Эстетическое восприятие – эмоциональное познание мира, начинается с первых чувств, а в
дальнейшем опирается на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно
отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему,
живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным.
Программа:
«Я
-
художник»
предусматривает
развитие
художественных
задатков
одаренности детей, со способностями, превышающими возрастную норму более чем на 1 год
и прошедшими ранее обучение в кружках для детей 4 – 5 лет «Поэзия в рисунках детей» с
использованием смешанных техник рисования, для детей с задатками одаренности 5 – 6 лет:
«Юный
художник»
с
использованием
техники
рисования
«пластилинография».
По
результатам мониторинга дети показали высокий уровень рисования предметных и сюжетных
картин, чувство цвета, пропорции, познавательного интереса и художественного вкуса. Бутина
Альбина, Третьякова Маша, Бурлакова Маша приняли участие в выставке детских работ «Я
рисую», организованной городским художественным музеем. В марте 2016 г. работа Маши Т.:
«Закат» заняла второе во Всероссийском конкурсе с международным участием: «Лучше из
детского творчества» (Приложение 1).
В течении
2015 – 2016 учебного года я
наблюдала за умением воспитанниц рисовать
цветными восковыми мелками в ходе непосредственно – образовательной и самостоятельной
деятельностях. В результате наблюдений сделала вывод, что девочки достаточно хорошо
рисуют восковыми мелками, качество рисунков превышает возрастную норму. Поэтому было
принято решение организовать кружок художественно – эстетической направленности: «Я –
художник» с использованием пастельных мелков.
В ходе подготовки к созданию программы было проведено собрание
с родителями, на
котором я встретила огромное желание продолжить обучать детей рисованию в кружке. Они
выразили
согласие
всячески
помогать
в
организации
развивающей
среды,
приобретении
материалов для работы с детьми.
Подготовка к созданию программы включала в себя изучение методической литературы,
материалов интернет – источников, подборку
наглядных и предметных материалов. Были
обозначены
сроки
реализации
программы,
этапы
работы,
сроки
каждого
этапа,
прогнозируемы результаты, критерии оценивания результатов.
Цель программы - развитие художественных способностей в изобразительной деятельности
детей с задатками одаренности с использованием техники рисования пастельными мелками с
натуры, с образцов, по представлениям.
З адачи обучения:
3
1. Обучение приемам рисования пастельными мелками живописных произведений.
2. Развитие чувства цвета, пропорции, ритма, имеющихся задатков с использованием техники
рисования пастельными мелками.
3. Воспитание художественного вкуса.
Направления работы :
1.Основы изобразительного искусства:
– постижение основ изобразительного искусства живописи;
- овладение пастельной техникой рисования.
2. Художественная мастерская:
- формирование базовых умений, навыков.
3. Развитие творческого мышления.
Технология
- ориентация на эстетические ценности - воспитание художественного вкуса
детей,
приобретение
ими
практических
умений
и
навыков,
развитие
имеющихся
задатков
одаренности в изобразительной деятельности.
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- индивидуальные выставки детских работ в учреждении;
- участие в выставках и конкурсах различных уровней.
1.2. Планируемые результаты:
сформированность у детей художественных способностей в технике рисования
пастельными мелками с натуры, с образцов, по представлениям;
победы воспитанников во всероссийских и международных конкурсах.
Мониторинг включает диагностику развития детей по результатам наблюдения за ребенком
и по степени проявления
качеств (показателей): «сформирован», «находится в стадии
формирования», «не сформирован» в конце учебного года (Приложение № 2).
2.
Содержательный раздел.
4
2.1. Основные принципы, методы и приемы работы, условия реализации программы.
Требования к отбору материала.
Принципы:
эмоциональное отношение к деятельности;
наличие мотивации на успех, воли, познавательной потребности ребенка;
постоянно усложняющиеся задания;
наличие исполнительского и творческого компонентов, готовности к
трудовым усилиям.
Методы и приемы организации занятий:
структурирование занятий;
развитие мотивационной установки;
актуализация имеющегося опыта.
Методы и приемы, направленные на развитие способностей:
Наглядные: демонстрация наглядных средств; показ способов действия, способов работы,
последовательности их выполнения; показ образцов.
Словесные: обсуждение рассматриваемых иллюстраций, картин, содержания стихотворений;
анализ произведений живописи; самоанализ своих работ.
Практические:
использование приемов техники на практике; умение анализировать и давать
оценку своей работе, мастер – классы.
Специфические: музыкальное сопровождение, просмотр презентаций, слайдов.
Условия реализации программы:
создание эстетической предметно – развивающей среды, атмосферы
доброжелательности и заботливости по отношению ребенку, формирующей у него чувство
собственной значимости;
наличие личностно – ориентированной воспитательно – образовательной
модели развития ребенка;
взаимодействие педагога с семьями воспитанников;
участие детских работ в выставках, конкурсах различного уровня.
Требования
к
отбору
наглядных
образов
для
создания
натюрмортов,
пейзажных
произведений:
высокая художественность и достоверность;
изобразительность и выразительность художественных образов;
содержание произведений живописи, отражающее знакомые детям
явления окружающей действительности.
2.2. Учебный план.
1З
Вид занятия/жанр
Кол-во
Тема
5
на
ко
м
ст
во
с
из
об
ра
зи
те
ль
н
ы
м
и
ма
те
ри
ал
а
м
и.
№
занятий
2
Те
ор
ет
ич
ес
ко
е
за
ня
ти
е
1
Практическое занятие
на знакомство с
приемами рисования
1
Знакомство с пастельными мелками и приемами
рисования.
2
Натюрморт
13
Темы
занятий:
«Цветок
лилии»
(мастер –
класс),
«Яблоки».
«Подсолнухи
».
«Ромашки»,
«Ирисы»,
«Букет
осенних
листьев»,
6
«По
выбору».
3
Пейзаж
21
Темы занятий: «Ласточки в небе», «Поздняя
осень», «Морской пейзаж», «Рождественские
ели», «Зимний лес», «Морской пейзаж», «Лунный
свет», «Закат», «Таежная река», «Восход», «Вот и
лето пришло».
Всего занятий
36
2.3. Перспективный план занятий.
№
п/п
Тема
занятия.
Содержание работы.
СЕНТЯБРЬ
1
Знакомство с
изобразительны-
ми материалами.
Знакомство с материалами: пастельными
с карандашами, твердыми, полумягкими и мягкими мелками,
составом пастели. С бумагой различной фактуры, планшетом на
котором закрепляется бумага для рисования. Дополнительными
материалами для растушевки - губкой, кистями разных размеров,
тряпочками для протирания мелков и рук, косметическим ватными
дисками и палочками. Со свойствами мелков – сыпучестью,
ломкостью, приемами ухода и хранения мелков.
2
Знакомство с
приемами
рисования.
Практическое знакомство с приемами пастельной техники –
«цветовое пятно», «цветовой тон», «цветовая градация», «слияние
цветов», степенью насыщения бумаги, когда частицы пастели не
закрепляются на бумаге и осыпаются. Использованием ластика
при ошибочном нанесении штрихов, корректировке цвета.
3
«Яблоки»
На лист
акварельной бумаги
А-4 нанести
пастельным
карандашом
набросок силуэтов
яблок, заштриховать
яблоки концом
твердой пастели
перекрестной
штриховкой,
растушевать
пальцем, добавить
штрихи более
насыщенных
7
оттенков на бока
яблок, растушевать
ватной палочкой.
Заштриховать фон
полумягкими
мелками синего и
желтого цвета,
нанося их рядом
друг с другом,
местами один цвет
по другому.
Растушевать
пальцем для
слияния цветов.
4
«Ласточка в
небе»
На акварельной бумаге формата А-4 нарисовать
силуэт ласточки темно - серым карандашом, заштриховать
сухими мелками силуэт ласточки, используя сильный нажим мелков
черного и белого цветов, растушевать пальцем (при необходимости
нанести второй слой и растушевать). Свободную поверхность
вокруг ласточки заштриховать плашмя полумягким мелком
голубого цвета. Растушевать пальцем, смоченным
в воде. После высыхания фона, нанести контуры облаков,
заштриховать сухим белым мелком, круговыми движениями,
растушевать пальцем.
ОКТЯБРЬ
1 - 2
«Букет
осенних листьев»
На пастельную бумагу горчичного цвета формата А-4
нанести коричневым карандашом три ветки, располагая их по
диагонали и перекрестив в нижней части букета. Нанести контуры
березовых и кленовых листьев (по три) твердым мелком желтого
цвета. Закрасить листья полумягкими мелками желтого и
красного цветов перекрестной штриховкой, растушевать ватной
палочкой, при необходимости нанести дополнительный слой для
получения насыщенного цвета и растушевать. Провести по три
штриха разной длины от основания листов карандашами:
коричневого цвета на листьях березы, красного цвета на листьях
клена. Растянуть штрихи косметической палочкой. Придать
естественную «зубчатость» кромкам листьев более яркими
карандашами соответствующего цвета, заштриховать. «Перевязать»
букет ленточкой концом мелка любого цвета.
8
3 - 4
«Цветок лилии»
На бумагу для пастели бирюзового цвета формата А - 4,
нанести контур лепестков цветка, стебля и сердцевины
светло – серым пастельным карандашом. Нанесенные
ошибочно линии стереть ластиком и нанести новые. Белым
твердым пастельным мелком полностью заштриховать
лепестки, нанести штриховку повторно, растушевать для
однородного смешивания. Провести штрихи розового,
фиолетового и голубого цвета в середине лепестков по всей
длине концом твердых пастельных мелков. Смоченным в воде
указательным пальцем растянуть штрихи середины лепестка
по его длине и чуть по сторонам. Добавить фиолетовые точки с
двух сторон. Стебель и листья заштриховать полумягкими
пастельными мелками темно-зеленого и зеленого цвета,
растушевать. Нанести штрихи белого цвета твердым мелком.
Растушевать косметической палочкой. Оттенить местами
вокруг цветка бирюзовый цвет фона бумаги мягким мелком
голубого цвета, растушевать.
НОЯБРЬ
1 - 2
«Подсолнухи»
Лист акварельной бумаги формата А – 4 вертикальной линией
разделить на 2 равные части. Правую часть заштриховать
голубым и белым твердыми мелками попеременно длинными
параллельными штрихами слева направо. Для слияния и
смешивания цветов растушевать в том же направлении пальцем,
смоченным в воде. Правую часть листа заштриховать полумягкими
синим и голубым мелками попеременно длинными штрихами
сверху вниз, растушевать кисточкой веерообразной формы. На бело
– голубом фоне справа нарисовать силуэт вазы твердым синим
мелком, растушевать пальцем для слияния цветов.
В вазу поместить стебли подсолнухов, нарисовав их концом
твердого темно – зеленого мелка. Выше горлышка вазы нарисовать
листья темно – зеленым мелком, заштриховать и растушевать.
Оттенить листья редкими белыми и светло – зелеными штрихами,
растушевать палочкой. Твердым желтым мелком наметить контуры
лепестков 3 подсолнухов, выделить сердцевину коричневым цветом.
Заштриховать лепестки полумягким светло – желтым мелком,
оттенив от сердцевины оранжевыми штрихами, растушевать
косметической палочкой. Нижнюю часть вазы заштриховать светло
– голубым мелком, растереть пальцем, смоченным в воде. Вокруг
дня вазы нанести желтым мелком опавшие лепестки, заштриховать,
оттенить по краям коричневым цветом, растушевать ватной
палочкой.
3-4
«Поздняя осень»
На акварельной бумаге формата А-4 провести
линию горизонта. Заштриховать верхнюю часть листа
полумягким голубым мелком плашмя с постепенным
ослаблением силы давления мелка на бумагу. Нанести редкие
штрихи синего и серого цвета, растушевать ватным диском,
смоченнымв воде для слияния границ и смешивания цветов.
Нижнюю часть заштриховать сильным нажимом твердых мелков
коричневого, желтогои оранжевого цвета перекрестной штриховкой
и тщательно растушевать ватным диском для
создания разноцветной палитры. Твердым коричневым
9
мелком нарисовать силуэты деревьев, стоящих близко
друг к другу. Круговой штриховкой нарисовать по нескольку
листочков на деревьях. Рябину обозначить красными ягодками.
Точечно по всему листу обозначить белым мягким мелком
падающий снег.
ДЕКАБРЬ
№
п/п
Тема
занятия.
Программное
содержание.
1
«Ромашки»
На пастельную бумагу темно – синего цвета формата А - 4 нанести
серым карандашом линию стола внизу на 1/3 части листа.
Заштриховать столешницу твердым голубым мелком, растушевать
пальцем, смоченным в воде. Наметить серым карандашом силуэты
цветков и стеблей с листочками, лежащих на столешнице, выделив
сердцевину желтым цветом круговыми движениями мелка,
сердцевину растереть. Заштриховать сильным нажимом твердого б
мелка перекрестной штриховкой белого цвета лепестки и зеленого
цвета листья, растушевать косметической палочкой. Оттенить
серым мелком края лепестков.
2- 4
«Морской пейзаж»
На акварельную бумагу формата А – 3 нанести линию
горизонта между небом и морем твердым светло – серым
мелком, в верхней части листа по линии горизонта, наметить
контуры скал серым пастельным карандашом для достижения
желаемого изображения вносить поправки, используя ластик.
Заштриховать небо голубым и белым полумягкими мелками,
нанося штрихи, друг на друга. Растушевать при помощи кисти
в виде веера. Синий, белый, черный цвета нанести рядом друг с
другом цветовыми пятнами на скалы и растушевать сухим
пальцем для слияния и плавного перехода цветов друг в друга.
Заштриховать море, используя различные оттенки синего цвета,
нанося штрихи разные по силе нажима, рядом друг с другом на
всю площадь моря. Заштриховать отдельные места белым
твердым мелком штрихами разной длины. Растушевать
нанесенные цвета моря пальцами, сглаживая резкие цветовые
переходы. Затемнить места моря на 1/3 нижней части темно –
синим, серым твердыми мелками. Растушевать пальцем.
Полумягким белым мелком «постукивая» нарисовать морские
волны, кое-где немного растушевывая косметической палочкой,
смоченной в воде.
ЯНВАРЬ
1
«Рождественские
ели»
На голубую бумагу для пастели формата А - 4
нанести концом твердого коричневого мелка стволы
и ветви елей разной высоты. Нанести параллельными линиями
определенной длины иголки елей твердым темно – зеленым мелком.
Нарисовать в середине ветвей светло – зеленым мелком короткие
штрихи, слегка растушевать ватной палочкой по длине
иголок. Белым полумягким мелком точечно наложить
снег на верхние кромки ветвей, слегка растушевать косметической
10
палочкой. Заштриховать поверхность листа белыми цветовыми
пятнами мелком плашмя, растушевать ватным диском.
2 - 3
«Зимний лес»
На лист акварельной белой бумаги формата А- 3 синим
полумягким мелком нанести фон, заштриховав всю
поверхность перекрестными линиями концом полумягкого
мелка, добавить желтого цвета на середину всего листа. Все
растушевать мокрой кисточкой с ворсом в виде веера.
Разделить лист белым твердым мелком на три равные части. На
заднем и среднем планах листа нарисовать стволы и крону
деревьев небольшого размера твердым коричневым мелком. На
переднем - ствол и крону дерева, ствол ели большого размера.
Нарисовать штрихами, располагающимися рядом друг с
другом твердым мелком белого цвета иголки ели, растушевать
косметической палочкой. Заштриховать иголки по белому цвету
зеленым мелком, слегка рстушевать. Добавить несколько
штрихов светло-голубого и желтого цвета на кору деревьев.
Слегка растушевать косметической палочкой.
Между
стволами деревьев нанести цветовые пятна белого цвета для
создания мест скопления снега от деревьев, слегка
растушевать. По снегу твердым серым мелком Серым мелком
круговой штриховкой нарисовать следы зверей, растушевать
косметической палочкой.
ФЕВРАЛЬ
1
«Лунный свет»
Серый лист пастельной бумаги формата А-4
разделить пастельным мелком на две равные части. В верхней части
круговыми штрихами белым мелком в середине нарисовать круг
луны и заштриховать белым и светло – желтым мелком,
растушевать палочкой, смоченной в воде. Светло - серым и серым
мелками круговыми штрихами обвести луну, растушевать
палочкой, смоченной в воде. Нижнюю часть листа местами
заштриховать темно – серым мелкам у разделительной линии и
белыми по оставшейся части листа. Растушевать пятна пальцем,
смоченным в воде. Черным мелком нарисовать силуэт высокого
дерева. Оттенить силуэт белым мелком по верхней поверхности.
кроны.
2 - 4
«Ирисы»
На черный лист пастельной бумаги формата А-3
белым карандашом контурно нанести цветы ириса разных
размеров с распустившимися цветками и не раскрывшимися
бутонами, поместив их в горлышко вазы. Параллельными
штрихами наносимыми рядом друг с другом, не выходя за границы
лепестков, заштриховать лепестки цветов, используя оттенки
синего цвета от голубого до темно – синего, растянуть в
направлении от середины лепестка к его границе пальцем,
смоченным в воде. Заштриховать стебли, листья и бутоны зеленым
и темно – зеленым мелком, проводя линии разных
оттенков параллельно, растушевать косметической палочкой.
Добавить на лепестки штрихи темно - желтого цвета
от сердцевины на ¼ часть лепестка, белого и синего цвета, слегка
растушевать косметической палочкой, растягивая штрихи до ½
лепестков. Нанести штрихи желтого цвета на стебли, листья и
11
бутоны. Слегка растянуть палочкой, смоченной в воде. Обвести
контур лепестков концом полумягкого мелка белого цвета. Вазу
ниже горлышка заштриховать пересекающими штрихами концом
полумягкого мелка белого и голубого цветов. Растушевать
косметической палочкой, смоченной в воде.
МАРТ
1 - 2
«Закат»
На лист акварельной бумаги формата А -3 пастельным карандашом
нанести линию горизонта (2/3 листа небо, 1/3 – море). В верхней
части листа нарисовать контур солнца, закрасить солнце круговыми
штрихами твердыми мелками темно – и светло – желтым цветом
используя сильным нажим мелка на поверхность
бумаги, растушевать круговым движением пальца, смоченного в
воде. Область неба вокруг солнца заштриховать оранжевым мелком
плашмя. Растушевать ватным диском. Розовым мелком нанести
местами штрихи разной длины на полученный фон, растереть
пальцем, смоченным в воде. На нижнюю часть неба,
нанести единичные штрихи фиолетовым мелком, растянуть
пальцем. Заштриховать параллельными штрихами море синим и
темно – синим полумягким мелком. Растушевать кисточкой с ворсом
в виде веера. Нанести на поверхность моря волнообразные штрихи
белым, желтым, оранжевым мягкими мелками с сильным нажимом.
Растушевать ватной палочкой для слияния границ штриховки. На
солнечном круге нарисовать черным мелком
силуэт летящей птицы.
3 - 4
«Таежная река»
Синий лист бумаги для пастели формата А-4
разделить твердым пастельным мелком на 3 части
по диагонали от правой стороны листа к левой сверху вниз.
В верхней левой части нарисовать круг луны и
волнистую линию сопок. Заштриховать луну круговыми штрихами
мелком лимонного цвета и растушевать пальцем, смоченным в воде.
Вокруг луны ьчастично справа и слева нанести параллельные
штрихи розовым и белым мелком. Растереть плавно ватной
палочкой штриховку, растягивая вправо и влево и сливая границы
цветов. Синим мелком заштриховать оставшуюся поверхность,
растушевать пальцем. Заштриховать сопки серым и темно - синим
мелками перекрестной штриховкой. Растушевать пальцем
(косметической палочкой). На нижней линии сопок нарисовать
силуэты невысоких деревьев. Среднюю часть (реку) заштриховать
синим мелком, растушевать. На 1/3 длины реки и посередине
нанести штрихи светло - желтого цвета поперек течения реки,
растушевать палочкой. Третью часть листа заштриховать синим и
серым мелками параллельными штрихами для плавного перехода
одного цвета в другой, растушевать, нарисовать темно – зеленым
мелком высокое дерев, оттенить верхнюю часть листьев белым
мелком.
АПРЕЛЬ
1 - 4
«Восход»
На листе акварельной бумаги формата А- 3 твердым
пастельным мелком провести линию горизонта. Над линией
12
горизонта наметить контуры гор и восходящего солнца.
Заштриховать небо цветовыми пятнами, используя оттенки синего
цвета, светло - желтый и розовый мелки. Растушевать мокрым
пальцем для слияния цветов и перехода их одного в другой.
Заштриховать горы черным и темно – синим мелком, растереть
сухим пальцем. Заштриховать солнце полумягким белым и светло –
желтым мелком, слегка выводя штрихи за границу солнечного круга,
растушевать солнечный полукруг косметической палочкой,
растягивая цвет на поверхность неба. Нанести штриховку желтым
мелком на небо выше контура и по сторонам солнца, растушевать.
Заштриховать верхний край гор мелком розового цвета, слегка
растушевать. На ¼ части поверхности моря (нижней части)
наметить линию земли. Заштриховать голубым и и бирюзовым
цветом параллельными штрихами поверхность моря. Растягивая
штрихи мокрым пальцем для слияния переходов одного цвета в
другой. На середину водной поверхности параллельными
штрихами разной длины, нанести белый, светло – желтый цвет,
растушевать палочкой. Темно - коричневым мелком заштриховать
поверхность земли, растушевать.На фоне земли твердым черным
мелком ствол и крону дерева. На крону частыми точками
нанести листву полумягким белым мелком, слегка растушевать
косметической палочкой, нанести частые точки зеленого цвета и
растушевать.
МАЙ
1 -2
Натюрморт
(по выбору)
Самостоятельная работа.
Цель: определение степени проявления показателей мониторинга
развития детей.
3 -4
«Вот и
лето пришло»
(по замыслу)
3. Организационный раздел
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 6-7 лет.
Срок реализации: 5 сентября 2016 г. – 31 мая 2017 г.
Режим занятий: 1 занятие (30 минут) в неделю, всего 36 занятий.
3.1.
Учебно – методическое обеспечение программы:
Методическое обеспечение
Практический и наглядный
материал
Методическая литература:
1. Врублевская Н. Начинающему художнику. Как
рисовать пастелью. Издательство М.: Астрель, 2007.
4. Сюзен Сарбек. Рисуем маслом и пастелью.
Кристина &К 2005.
Картотеки:
па льчиковых
игр
и
упражнений, динамических пауз.
Образцы
рисунков,
выполненные
преподавателем.
Иллюстрации.
Картины художницы
г. Хабаровска Э. Гулиевой.
Поэтические
произведения
автора
–
13
дальневосточника
Г.
Пересторонина:
«Очарование лесное».
Презентации мастер – классов.
План – конспекты занятий.
.
3.2. Материально – техническое обеспечение
Материалы и инструменты:
планшет с гладкой поверхностью;
сухая пастель – полумягкие и мягкие мелки;
пастельные карандаши для рисования эскизов;
тонированная рифленая бумага с текстурой из линий и крапчатой
поверхностью;
бархатная бумага;
белый картон с шероховатой поверхность;
кисти с разных размеров и форм;
кусочки губки, косметические диски , палочки для тушовки;
ластики;
крахмал;
папки для хранения работ с листами кальки;
емкости для смачивания пальцев рук, губок , дисков, палочек;
фиксатив;
зажимы для фиксирования бумаги на планшете;
влажные салфетки для рук;
выставочный стенд
Компьютер.
4. Литература
1. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. Пособие для воспитателя
дет. Сада._ М.: Просвещение, 1985.
2.
Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн.для воспитателя дет.сада. - М.:
Просвещение, 1992.
3. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». - СПб., «Детство-Пресс», 2002.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе
группа. М.: Карапуз – дидактика, 2009.
4. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография.-М.:
МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
5. Врублевская Н. Начинающему художнику. Как рисовать пастелью. Издательство М.:
Астрель, 2007.
6. Сюзен Сарбек. Рисуем маслом и пастелью. Кристина &К 2005.
14
5. ПРИЛОЖЕНИЯ
15
Приложение 1
Маша Т. «Закат». Техника рисования – «пластилинография».
Приложение 2
Мониторинг развития. Май 2017 г.
ФИ ребенка____________________________________
Показатель
Степень проявления
Не
сформирован
Находится в стадии
формирования
Сформирован
Использование
техники
рисования
пастельными
мелками
С натуры
С образцов
По
представлениям
(по
замыслу)
В л а д е н и е
п р и е м а м и
н а н есе н и я
п а с т е л ь н ы х
м е л к о в
( с о з д а н и я
изображения):
Одного
цвета
рядом
с
другим
Смешивания цветов путем
растирания или растушевки
Развитие:
Чувства цвета
Пропорции
Ритма