Напоминание

"Работа методиста с педагогами дошкольного учреждения по организации самостоятельной музыкальной деятельности."


Автор: Чаплыгина Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №754 "Солнышко"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа методиста с педагогами дошкольного учреждения по организации самостоятельной музыкальной деятельности."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа методиста с педагогами дошкольного учреждения по

организации самостоятельной музыкальной деятельности.

Актуальной задачей для всех отраслей педагогики становится поиск новых

форм

и

методов,

способствующих

всестороннему

развитию

детей

дошкольного возраста.

Музыкальная

деятельность

создает

необходимые

условия

для

формирования

лучших

качеств

личности

ребенка

и

закладывает

основы

общей культуры человека.

Влияние музыки в развитии самостоятельной деятельности детей очень

велико. Музыка, как и любое другое искусство способно воздействовать на

общее

развитие

ребенка,

побуждать

к

нравственно-эстетическим

переживаниям,

к

преобразованию

окружающего

мира.

Наряду

с

художественной

литературой,

театром,

изобразительным

искусством

она

выполняет важную социальную функцию.

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный

педагогический

процесс,

направленный

на

воспитание

музыкальной

культуры,

«это

первые

шаги»,

раскрывающие

детям

содержание

элементарных сведений и знаний о музыке, видах, способах музыкальной

деятельности.

В практике дошкольных учреждений развитие самостоятельных способов

деятельности

ребенка

средствами

музыки

не

реализуется

полностью.

Причинами

является

недостаток

времени

воспитателей,

музыкальное

занятие не является источником самостоятельной музыкальной деятельности.

Подготовка к праздникам является основной задачей музыкальных занятий.

Успех музыкального развития детей зависит как от всего педагогического

коллектива

дошкольного

учреждения

так

и

от

родителей,

ведь

вне

музыкальных

занятий

имеются

иные

возможности

обогащения

детей

музыкальными

впечатлениями,

разнообразные

формы

осуществления

в

музыкальной деятельности

в повседневной жизни детского сада и семье.

Родители

не

всегда

понимают

значение

музыкальной

деятельности

для

дошкольников, отдавая предпочтение другим видам деятельности (обучение

чтению, счету).

Сами родители

практически не занимаются музыкальным развитием

ребенка, лишая его музыкальной культуры. Домашняя фонотека, ограничена

популярно – развлекательными мелодиями.

В организации музыкальной деятельности в детских садах, воспитатели

практически не принимают участие, не используют в достаточном количестве

музыку в своей педагогической работе. Слабо владеют методами косвенного

руководства самостоятельной музыкальной деятельностью, ограничивая тем

самым

музыкальное

развитие

детей

вне

учебной

деятельно сти.

Самостоятельная

музыкальная

деятельность

одна

из

сложных

форм

музыкальной деятельности, так как она возникает не только при условии

интереса ребенка к музыке, его стремления выразить свои художественные

переживания от встречи с ней, но и от наличия устойчивых певческих,

музыкально-ритмических двигательных навыков, навыков восприятия

и

игры на музыкальных инструментах.

Одним из условий, которые обеспечивают самостоятельные музыкальные

проявления

детей

является

умение

педагога

использовать

музыкальный

репертуар

в

повседневной

жизни

детского

сада.

Ведь

этот

материал

по

тематике, технике исполнения должен быть доступен и привлекателен для

ребенка.

Известно,

что

самостоятельные

музыкальные

действия

детей

выражаются в двух основных формах: сюжетно-ролевой игре и упражнениях

автодидактического

типа.

Поэтому

очень

важно

предоставить

детям

необходимые пособия,

оборудование, чтобы они могли воплотить свои

игровые замыслы.

Сложность возникновения активной самостоятельной деятельности в том,

что в отличии

от доступности рисования, пересказа,

художественного

моделирования, которые к тому же,

относительно оснащены предметами,

музыкальная

деятельность

детей

предполагает

высокое

качество

воспитывающего

и

развивающего

обучения

на

музыкальных

занятиях,

дифференцированный

подход

к

индивидуальному

обучению

детей

музыкальным

руководителем

и

умелое

косвенное

руководство

этой

деятельностью в быту воспитателем. Причиной выбора детьми того или

иного вида художественной деятельности зависит от наличия пособий в

группе.

Таким образом определяются следующие необходимые условия для

самостоятельной музыкальной деятельности:

1.

Наличие

устойчивых

умений

и

навыков

детей,

полученных

на

музыкальных занятиях.

2.

Запас

музыкальных

впечатлений

детей,

полученных

на

праздниках

и

развлечениях.

(От

просмотра

концертов,

музыкальных

спектаклей,

от

участия

в

музыкальных

играх,

играх-

драматизациях,

танцевальных

и

оперных миниатюрах).

3. Оборудование для самостоятельной музыкальной деятельности.

Правильный подбор игрушек и приспособлений для каждой группы, с

учетом

возрастных

особенностей

детей,

целесообразное

их

размещение,

периодичность

внесения

создают

ту

необходимую

окружающую

предметную

среду,

которая

стимулирует

самостоятельную

музыкальную

деятельность,

так

как

в

групповых

комнатах

создается

обстановка,

вызывающая у детей интерес к музыкальному искусству.

4. Косвенное руководство воспитателя.

5. Использование музыки в других видах деятельности.

6. Интерес в семье.

Успех развития у детей самостоятельной музыкальной деятельности

определяется взаимодействием сотрудников, что заставляет музыкального

руководителя

и

воспитателя,

выполнять

обязанности

в

учебно-

воспитательном процессе.

Сформировать у детей представления обо всем многообразии жанров,

видов, форм музыкального искусства и умение оценивать их по достоинству

можно

будет

лишь

тогда,

когда

они

по

собственной

инициативе

будут

слушать музыку,

петь, играть на музыкальных инструментах, исполнять

игры и пляски. Инициативность как качество личности неразрывно связана с

самостоятельностью.

Проявляя

активность,

дети

сознательно

усваивают

знания, приобретают умения и могут самостоятельно применять их в своей

деятельности.

Известно,

что

склонность

к

музыкальной

деятельности

является важным фактором музыкальной одаренности. Педагогам нужно ее

«рассмотреть» в ребенке, строя процесс обучения так, чтобы дети понимали,

почему к ним предъявляются те или иные требования, зачем они должны их

выполнять. С Шоломович указывает, что в детских садах воспитатели иногда

принимают

за

самостоятельную

музыкальную

деятельность

некое

ее

подобие

подражание

детей

взрослым.

Дети

копируют

их

манеру

исполнения песен, танцев, поведение в определенных ситуациях, но при этом

не согласовывают свои действия, ни с характером музыки, ни со средствами

музыкальной

выразительности.

Особенно

это

очевидно,

когда

дети

организуют игры в «концерты», «музыкальное занятие». Конечно, в таких

играх

присутствуют

некоторые

элементы

самостоятельной

музыкальной

деятельности: пение песен, проведение хороводной игры. Однако говорить о

самостоятельности музыкальных

проявлений можно только в том случае,

если они сформированы на определенном качественном уровне.

Важнейшей особенностью самостоятельной деятельности детей является

то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве

взрослых, так как предполагает особую непринужденную обстановку. В

содержание

самостоятельной

музыкальной

деятельности

прежде

всего

входит то, чему дети научились с помощью взрослых.

Музыкальная самостоятельная деятельность способствует развитию

координации слуха, голоса и движения, тонального и ритмического чувства;

воспитанию любви к музыке и пению; обогащению эмоциональной жизни

детей и взрослых. Музыкальная самостоятельная деятельность тесно связана

с

музыкальной

игрой.

Занимавшиеся

поют,

водят

хороводы,

исполняют

пляски,

подбирают

мелодии

на

детских

и

настоящих

музыкальных

инструментах.

Музыкальная

самостоятельная

деятельность

дошкольников

имеет

различные источники: это музыкальные занятия, на которых дети разучивают

песни,

игры,

танцы.

Полученные

на

занятиях

знания

дети

переносят

в

самостоятельную деятельность; это праздники, развлечения. На них дети

незамедлительно

откликаются

в

своих

играх:

чем

ярче

полученные

впечатления, тем интереснее детям музицировать.

Известный педагог М.А. Данилов самостоятельную деятельность ставит в

прямую зависимость от такого руководства детьми, которое побуждает их

действовать

сначала

по

заданию

и

с

помощью

взрослого,

а

затем

ограничиваться своими силами. Таким образом подчеркивается динамическое

единство известного и неизвестного, привычных и незнакомых действий.

В теории дошкольной педагогики представлены многочисленные

исследования самостоятельности как черты личности, которая формируется

в различных видах деятельности.

Самостоятельная музыкальная деятельность определяется как комплекс

элементов связанных с направленностью и избирательностью действий, с

качеством

имеющихся

у

детей

знаний

и

опыта

умений,

с

волевой

устремленностью.

Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом,

достижением

культуры.

На

протяжении

своей

жизни

человек

осваивает

различные виды деятельности, в результате которых у него формируются

психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают

особую значимость, протекают наиболее успешно.

В изобретательных отношениях, склонностях к определенным видам

деятельности проявляются личностные качества человека. В деятельности

совершенствуется восприятие, память, мышление, воображение, ощущения.

В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные

действия,

которые

ведут

к

определенному

внешнему

результату,

и

внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания

психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так

же

и

музыкальная

деятельность

состоит

из

многочисленных

действий.

Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к

песне,

старается

вовремя

начать

ее,

улавливает

заданный

темп,

при

ее

исполнении

отражает

несложные

оттенки,

одновременно

со

своими

сверстниками

заканчивает

исполнение.

Как

видим,

действия

могут

быть

внешними, предметными:

ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на

инструменте

и

т.д.,

а

так

же

внутренними:

воспринимая

музыку,

он

проникается

ее

эмоциональной

настроенностью,

сравнивает

сольное

и

хоровое звучание,

прислушивается к собственному пению. Если действие

повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык.

Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми,

более сложными действиями.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы,

средства

познания

детьми

музыкального

искусства

(

а

через

него

и

окружающей жизни и самого себя), с помощью которого осуществляется и

общее

развитие.

Деятельность

это

ряд

законченных

действий,

подчиненных общей цели, поэтому самостоятельную деятельность следует

рассматривать с этой точки зрения как комплекс действий: возникновение

замысла, реализация замысла, развертывание деятельности и ее заключение.

Предположительно

намечается

следующая

структура

самостоятельной

деятельности.

1.

Возникновение

художественных

замыслов

(цели)

как

проявление

интересов

ребенка,

продиктованных

внутренними

мотивами

и

обусловленных

имеющимся

художественным

опытом.

Внешне

это

выражается

в

самостоятельном

выборе

ребенком

того

или

иного

вида

художественной

деятельности,

нахождении

формы

ее

организации,

привлечении сверстников

к участию в установлении взаимоотношений и

распределении

ролей,

в

подготовке

материальных

условий,

в

их

осуществлении.

2. Реализация замысла, которая определяется уровнем владения, способами

переноса имеющегося опыта в новые условия, проявляется в применении

адекватных

приемов

действий

воспроизводящих

и

творческих,

ранее

усвоенных, но видоизмененных детьми.

3.

Самостоятельные

действия,

стремление

приблизиться

к

поставленной

цели,

совершенствование

ребенком

своих

действий,

высказываемые

предложения по их дальнейшему развертыванию и окончанию. { 10.170 }

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском

саду

один

из

показателей

высокого

уровня

развития

детей,

характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками,

способностью

переносить

разнообразные

музыкальные

действия

в

повседневную

жизнь.

Ребенок

должен

уметь

применять

накопленный

музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых

условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам

и желаниям.

Опираясь

на

многолетние

исследования

лаборатории

эстетического

воспитания НИИ дошкольного воспитания, проведенные под руководством

Н.А. Ветлугиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная

деятельность

дошкольников

успешно

развивается

при

правильной

постановке

музыкального

воспитания

и

в

детском

саду,

и

в

семье.

Самостоятельная

музыкальная деятельность осуществляется в процессе

слушания музыки, сюжетно – ролевых игр, пения, исполнения хороводных

плясок,

игр,

музыкально-дидактических

упражнений,

игры

на

детских

музыкальных инструментах.

Известно, что игра является основной формой организации жизни детей в

детском саду. Применение музыки обогащает и углубляет ее содержание.

Например, старшие дети любят играть в «оркестр», «музыкальные занятия».

В игре в «оркестр» выбирают «дирижера» и под его руководством исполняют

знакомые песни на различных воображаемых музыкальных инструментах:

балалайке, скрипке, трубе, пианино, барабанах. Игры на музыкальные темы

оказывают положительное влияние на всестороннее развитие детей. Они

закрепляют

певческие

умения,

полученные

на

занятиях,

развивают

музыкальный

слух и память, помогают выявить интересы детей. В играх

дети поют без музыкального сопровождения, что очень ценно для развития

музыкального слуха.

Театрализованные

игры

пользуются

у

детей

низменной

любовью.

Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы

кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в то или иной

образ. Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними,

предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда

готовы прийти к нему на помощь.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим

миром

через

образы,

краски,

звуки.

Большое

и

разностороннее

влияние

театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как

сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время

игры чувствует себя расковано, свободно.

Сам педагогический процесс омузыкаливания бытовых шумов (звон,

шорох, шуршание, стук) основан на стремлении ребенка самостоятельно

организовать звуки, превращая их тем самым в музыку.

Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта, им надо

«попробовать» ее в порядке простого испытания, не «догадываясь о ней», а

«пребывания

в

ней»

-

петь,

играть

на

инструментах,

танцевать,

самому

придумывать и изменять. По мнению современного немецкого педагога и

замечательного

музыканта

В.Вюжиа,

духовный

опыт

человечества,

запечатленный в музыке, становится достоянием учащихся только в том

случае,

если

они

сами

приступают

к

творческой

воспроизводящей

деятельности.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в

дошкольном возрасте. Игры в сказки с шумовым оформлением являются и

эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития

мелкой моторики слуховой памяти и фантазии у детей.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие

ребенка:

1. Ребенок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в

игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными

эмоциями.

2.

Звукоподражание

на

различных

шумовых

и

детских

инструментах

различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует

развитию творческой фантазии.

3. Совместное

музицирование и игровая деятельность взрослого и детей

формирует навыки общения.

4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро

реагировать на отдельные слова сказок.

5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания

и громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

6.

Формируются

навыки

сотрудничества

и

сотворчества.

Развивается

выдержка.

Форма организации музыкального воспитания в повседневной жизни

детского сада предусматривает два вида руководства со стороны воспитателя,

музыкального руководителя, родителей: прямое и косвенное. Во время игр,

упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по

желанию

детей

и

взрослого.

Но

в

развлечения,

праздниках,

утренней

гимнастики это происходит, как правило, по инициативе педагога; при этом

он должен, конечно, учитывать возможности, интересы и пристрастия детей.

Говоря о косвенном влиянии педагога на детское музицирование, мы

имеем

в

виду

особые,

очень

тонки

методические

приемы,

а

именно

предварительное

планирование

и

создание

условий,

стимулирующих

эту

деятельность,

и

ненавязчивый

характер

действий

самого

педагога.

Предложения его должны быть лаконичны и идти как бы от соучастника:

«Поиграем в праздник»; «Интересно теперь послушать как Катя, сыграет на

металлофоне эту попевку»; «А хотите, я вам покажу музыкальную сказку?».

Это не инструкция, как надо действовать, а лишь побуждение. Взрослый идет

навстречу желаниям ребят – ведь самостоятельная музыкальная деятельность

происходит в часы игр и может развернуться как в помещении, так и на

воздухе, если позволяют погодные условия. Конечно, дети поют или играют

по своему желанию. Но педагог наблюдает, почему некоторые из них не

участвуют, - от того ли, что не интересуются, стесняются, или не находят

контакта

с

другими

детьми.

В

таких

случаях

делается

попытка

заинтересовать, помочь каждому проявить себя.

Создается атмосфера непринужденности и особого расположения к этой

деятельности. В этих условиях воспитатель не регистратор, не руководитель,

наблюдающий

за

дисциплиной,

а

активный

соучастник

музицирования.

Участие его состоит не столько в исполнении песен, сколько

в создании

воображаемых обстоятельств недавно прошедших празднеств, развлечений

или затеваемой игры, в стимулировании общего настроения, которое так

сближает ребят, создает дружный коллектив.

Самостоятельная музыкально – игровая деятельность возникает по

инициативе детей, но она педагогически обусловлена и требует косвенного

руководства ее протекания со стороны педагога. Педагог создает в группе

поисковую

ситуацию,

располагающую

детей

к

активной

деятельности

(неожиданно заменяет игрушки, вносит новые, побуждает к играм и т.д.),

регулирует

протекание

самостоятельной

деятельности

(озадачивает

детей

неожиданной

информацией,

включается

сам

в

игровые

действия,

демонстрирует способы действий и т.д.)

Руководство педагога, взрослого должно носить косвенный характер,

чтобы поддерживать инициативу детей, подсказать, как лучше выполнить

задуманное, но не с помощью инструкций или прямого вмешательства в их

действия.

Педагог

заботится

о

развитии

самостоятельной

музыкальной

деятельности,

используя

различные

методические

приемы,

исходя

из

конкретной ситуации, возрастных

и индивидуальных особенностей детей.

Музыкальная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и

проходит,

казалось

бы,

без

непосредственного

руководства

воспитателя.

Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой

деятельностью.

Особенности воздействия воспитателя заключаются в том, что он

незаметно

для

ребенка

побуждает

его

к

деятельности,

создавая

благоприятные педагогические условия. Каковы же эти условия?

Прежде всего, обучение на художественных занятиях строится так, чтобы

дети действовали не только по прямому указанию воспитателя, но и без его

помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания,

то

он

сумеет

так

же

действовать

и

вне

занятий:

организовать

игры

драматизации, по собственному желанию петь, рисовать.

Другое педагогическое условие – влияние праздников и развлечений.

Ребенок получает массу впечатлений от звучания музыки, песен, красочного

художественного

оформления

помещения,

костюмов.

Он

приобщается

к

общественным явлениям, отраженным в художественно – образной форме, и

это

становится

косвенным

побудителем,

вызывающим

у

него

желание

передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме

рисунка, игре, танце.

Следующее условие – предоставление детям в свободное использование

различных материалов (музыкальных инструментов). Каждый выбирает те

из них, которые нужны ему в данный момент. Все эти предметы располагают

в местах, удобных для самостоятельной игровой деятельности детей.

На занятиях, праздниках, во время развлечений дети пользуются одними и

теми же художественными материалами. Но если на занятиях им показывают,

как пользоваться этими материалами, то в своих играх они выбирают их по

собственному желанию, применяя при этом уже усвоенные приемы.

Итак, чтобы занятия оказали наиболее сильное влияние на развитие

самостоятельной детской деятельности, педагог должен:

- подобрать музыкальный репертуар, легко усваиваемый детьми, доступный

им по тематике;

-

продумать

возможность

использования

детьми

в

часы

досуга

пособий,

музыкальных инструментов, которые использовались на занятиях;

- применять разнообразные приемы, побуждающие детей самостоятельно

заниматься разными видами музыкальной деятельности.

Итак, мы видим, что способы косвенного влияния на развитие детской

художественной самостоятельной деятельности тесно связаны между собой.

Методы косвенного руководства требуют гибкого и чуткого подхода к

каждому ребенку с учетом его индивидуальности. Поэтому педагог должен

повседневно совершенствовать свое мастерство, увлекать детей любимым

делом, устанавливать контакт с каждым из них, влиять своим примером,

владеть в меру своих возможностей способами художественной практики,

ведь это входит в арсенал педагогических средств.

Важное педагогическое условие, обеспечивающее успех развития детского

музицирования

это

предметно-пространственная

среда

и

оборудование.

Пение,

игра

на

различных

музыкальных

инструментах

создают

шум,

дополнительную слуховую нагрузку. Вместе с тем музыкальная деятельность

требует

спокойной

обстановки,

некоторой

изоляции.

Важным

аспектом

является:

- оборудование групповых помещений;

- обеспечение детей всеми видами деятельности;

-

соответствие

физиологическим,

психологическим,

санитарно-

гигиеническим требованиям и требованиям безопасности.

Если для рисования, рассматривания книг с иллюстрациями выделена своя

зона «уголок», то для музыкальных занятий детей такого «уголка» не бывает.

Однако как показала практика такой музыкальный «уголок» можно всегда

устроить. Например, в группе поставить шкаф с музыкальными пособиями,

отделить его экраном, раздвижной, складывающейся ширмой.

Если спальня достаточно просторна то «уголок» можно сделать и в ней.

Важно чтобы отведенное для музыкальных занятий место своим внешним

оформлением

привлекало

детей

и

было

доступно.

Дети

стремятся

все

рассмотреть,

повертеть,

хотят

узнать

назначение

дидактических

игр,

наглядных пособий, музыкальных инструментов.

В музыкальном воспитании дошкольников применение наглядных пособий

имеет особое значение. Сложность и своеобразие музыки, особенность ее

восприятия требует привлечения вспомогательных средств, игр, наглядных

пособий, музыкальных инструментов.

На это обратили внимание видные советские педагоги. Б.М. Теплов

отмечал

что

«музыка,

взятая

сама

по

себе

может

только

выражать

эмоциональное

содержание,

но

вместе

с

другими

внемузыкальными

средствами

познания

познавательное

значение

музыки

развивается

до

широчайших пределов».

В музыкальных уголках следует периодически помещать портреты

композиторов.

В целом все пособия и оборудования можно разделить на 2 типа:

1.

Требующие

участия

педагога

аудиовизуальные

средства

(диафильмы,

диапозитивы, магнитофонные записи) и технические (телевизор, радио).

2. Используемые детьми самостоятельно детские музыкальные инструменты

музыкальные

игрушки:

пианино,

балалайки,

деревянные

ложки,

металлофоны, ударно-клавишные духовые, клавишно-язычковые, струнные).

В музыкальном уголке могут также быть немузыкальные, но звучащие

предметы такие как:

Баночки

из-под

кофе,

чая,

сока,

наполненные

горохом,

фруктовыми

косточками, камешками, песком, скрепками, пуговицами.

Шуршащие

«метелки»

из

обрезков

магнитофонной

ленты,

бумаги,

полиэтилена.

Желательно

изготавливать

подобные

звучащие

предметы

игрушки на глазах у детей, или вместе с ними.

Настольные

музыкально

дидактические

игры

(развивающие

звуковысотный

слух:

«Качели»,

«Эхо»,

«Бубенчики»,

«Лесные

гости»,

«Ритмическое

лото».

Развивающие

тембровый

слух:

«Узнай

свой

инструмент». Развивающие динамический слух: «Громко-тихо», «Кто самый

внимательный».

Музыкально – дидактические игры должны быть интересными и красочно

оформлены. Игры в которых дети принимали участие, становятся наиболее

любимыми и желанными.

В музыкальных уголках кроме музыкальных инструментов должны быть

комплекты различных кукольных театров, элементы костюмов, всевозможные

атрибуты.

Оборудование музыкального уголка следует периодически обновлять,

учитывая интересы и желание детей.

Необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной

деятельности

является

создание

определенной

материальной

среды:

«музыкальных уголков», «зон», т.е. места отведенного для самостоятельных

музыкальных

занятий.

Здесь

имеется

набор

технических

средств,

необходимых для самостоятельных занятий: аудиозаписи, музыкальные игры

и инструменты. Некоторые из технических средств (телевизор, магнитофон)

требуют

участия

взрослого,

другие

(детские

музыкальные

инструменты,

дидактические

игры,

дидактическое

лото)

могут

использоваться

детьми

самостоятельно.

Здесь

же

следует

вывешивать

и

периодически

менять

портреты композиторов – классиков, авторов музыки для детей.

Но важно с самого начала приучать ребенка к бережливости. Отбор

по с об ий

и

инс т руме нтов

с лед уе т

д е лат ь

с

уч е том

с т е п е н и

заинтересованности

и

овладения

детьми

приемов

игры.

Оборудование

музыкального

уголка

следует

периодически

менять,

обновлять,

учитывая

интересы и желания детей.

Музыкальная зона должна содержать определенный набор предметов. В

целом пособия можно разделить на два вида:

-

пособия,

требующие

участия

взрослого

(аудиовизуальные

средства:

диафильмы, диапозитивы, магнитофонные записи) и технические (телевизор,

радио).

-

пособия,

которыми

ребенок

может

пользоваться

самостоятельно:

(инструменты:

металлофоны,

цитры,

триолы

и

др.;

настольно

дидактические игры, комплекты и атрибуты кукольных театров, элементы

костюмов, художественные игрушки).

В группах раннего возраста необходимые пособия вносятся в игровую

зону, ибо у детей еще нет опыта музыкальной деятельности, они не могут

исполнять музыку, а лишь играют в неё, включают ее элементы в сюжетно –

ролевые игры.

Во второй младшей группе это музыкальные игрушки: неваляшки,

шарманки, молоточки, цилиндры, кубики и т.д. Дети обследуют игрушки,

пытаются извлечь отдельные звуки или фиксированную мелодию.

В средней группе набор пополняется: ударные инструменты, бубен,

барабан,

треугольник,

губная

гармошка,

металлофон,

а

также

духовые

инструменты (дудочки, звучащие на одном звуке).

Для

старшей

группы

желательно

иметь

детские

музыкальные

инструменты: металлофоны, триалы, цимбалы, цитры и др. Расширяется

набор пособий и музыкальных игр. Например, дидактическая игра «Сложи

картинку

и

спой

песенку»

(несколько

картинок,

соответствующие

содержанию песен, разрезают на 4 или 6 частей, а затем складывают); лото

«на чем играют?» (воспитатель за ширмой извлекает звуки на различных

инструментах – дети фишками закрывают соответствующие картинки). Здесь

уже необходим магнитофон.

В подготовительной группе значительно возрастает количество пособий:

ноты – самоделки, фланелеграфы, музыкальные дидактические настольно –

печатные

игры.

На

фланелеграфе

можно

выкладывать

различные

длительности, элементарные ритмические рисунки попевок, звуковысотные

соотношения. При этом можно пользоваться вырезанными из плотной бумаги

большими

и

маленькими,

соответственно

долгим

и

коротким

звукам

цветными кружочками, квадратиками или различными картинками, которые

условно

обозначают ноты (вишенки, флажки

и т.д.). Для закреплений

знаний, полученных на занятиях,

следует использовать настольные игры:

«До – ми – до», «Сложи песенку», «Музыкальное лото», звуковысотные

лесенки.

Постепенно увеличивается набор музыкальных инструментов за счет

гуслей, домбр, аккордеона.

Диафильмы

с

музыкальным

сопровождением,

увлекательные

мультфильмы с занимательными персонажами вызывают у детей желание

повторять полюбившие ему музыкальные произведения.

Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности в

семье. Самые распространенные из них – это детское музыкальное радио – и

телепередачи.

Любовь

родителей

к

пению,

игре

на

музыкальных

инструментах,

коллекционирование

звукозаписей

оказывают

влияние

на

музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование.

Родителям надо помнить, что там, где старшие любят музыку, поют,

играют на музыкальных

инструментах, создается особенно благоприятная

среда для рассвета дарования ребенка. В семье необходим благоприятный

микроклимат, атмосфера внимания к музыкальной деятельности ребенка, как

бы наивна она не была. Очень важен индивидуальный подход к каждому,

кто стремиться утвердиться в своих художественных проявлениях. Родители

могут

предложить

детям

прослушать

произведения

П.И.Чайковского,

Р.Шумана,

Баха

и

других

композиторов.

Пояснения

взрослых

перед

прослушиванием или после него еще больше привлекают внимание ребенка

к тем или иным особенностям музыки. Он должен чувствовать себя членом

маленького, но близкого коллектива, где получает полную поддержку в своих

начинаниях.

Родители

должны

помогать

ребенку

постоянно

и

целенаправленно, не отступая перед трудностями.

Обучение должно развивать у каждого ребенка музыкальные способности.

Тогда не только на занятиях но и вне их он потянется к музыке,

активно

будет ею заниматься. Слушая музыку на занятиях дети должны знать, что в

дальнейшем

сами

будут

заниматься

музыкальной

деятельностью:

петь,

двигаться

под

музыку,

высказываться

о

содержании

песни.

Если

дети

воспринимают

музыку

осознанно,

то

это

способствует

их

музыкальному

развитию.

Следовательно,

для

развития

самостоятельной

музыкальной

деятельности, как и для успешного обучения детей необходимо активное,

сознательное усвоение предлагаемого на занятиях материала.

У детей дошкольного возраста самостоятельность на занятиях выражается

прежде всего в исполнении без участия взрослых песен, игр, плясок третьего

этапа

обучения.

Но

сюжетные

игры,

инсценировки

песен

дети

самостоятельно выполняют с первого этапа обучения на основе образного

слова педагога и слушание музыкального произведения. Они самостоятельно

размышляют и высказываются об услышанных произведениях: определяют

их характер, средства выразительности, жанр, строение.

Указание и демонстрация образа применяются тогда, когда надо обучить

точному воспроизведению заданного, например какого либо элемента танца,

интонации.

Предметно – развивающая среда должна быть ребенку, располагающей,

комфортной,

уютной,

благожелательной,

безопасной,

вызывающей

положительное эмоциональное отношение.



В раздел образования