Автор: Хорошева Татьяна Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО АДШИ им. К.М. Щедрина
Населённый пункт: г. Алексин Тульская обл.
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для учащихся подготовительной группы "Светлячки"
Тема: комплексная программа подготовки уч-ся к обучению в ДШИ, ДМШ
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛЕКСИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ИМ. К.М. ЩЕДРИНА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
«СВЕТЛЯЧКИ»
Программа предназначена для детей от 5 до 6 лет
Срок реализации программы 1 год
Составитель: Хорошева Т.В.
- преподаватель МАУ ДО
АДШИ им. К.М. Щедрина
Алексин
2017
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный
курс
предназначен
для
учащихся
подготовительной
группы
ДООП
«Светлячки», является первым шагом в овладении сложного языка искусства. Разностороннее
развитие
ребенка
дошкольного
возраста
предполагает
эстетическое
образование
как
необходимую составную часть общей духовной культуры.
Данная программа является модифицированной . При ее составлении использованы
программы:
«Хор»
(коллективное
музицирование)
М
–
2002
г.,
программа
«Развитие
музыкальных способностей для подготовительных отделений», методические рекомендации
для обучения певческим навыкам детей 5 – 7 лет «Учите детей петь», сост. Т.М. Орлова, С.И.
Бекина – М., Просвещение, 1987 – 1988 г.
Особенностью
данной
образовательной
программы
является
реализация
в
ней
принципа преемственности задач, содержания и методики педагогической деятельности в
едином
образовательном
комплексе
состоящем
из
пяти
предметов:
«Синтез
искусств»,
«Ритмика», «Изобразительное искусство, «Хор», «Музыкальный театр»
Основа программы – внешняя и внутренняя связь между музыкой, изобразительным
искусством и литературой.
Цель программы – введение дошкольника в мир искусства, формирование внутренней
культуры
через
освоение
детьми
общечеловеческих
ценностей
в
совместной
творческой
деятельности с преподавателем и родителями.
Задачи программы:
дать целостное представление об окружающем мире через синтез искусств;
стимулировать мотивацию детей к творчеству и познанию, как основы определения и
развития образного маршрута обучающегося;
развивать
личную
культуру,
коммуникативные
способности
детей,
детскую
одаренность.
Выстроенность
задач
и
содержания
обучения
в
целостную
систему
отразилась
в
тематическом построении занятий. Основанием для тематизма послужил единый принцип
отбора содержания воспитания и обучения детей. Это принцип формирования средствами
искусства эмоционально-ценностного отношения учащихся к различным явлениям жизни: к
природе,
человеку
,обществу,
предметам
и
событиям
окружающей
действительности.
Тематика занятий посвящена постижению детьми
эмоционально-смыслового компонента
искусства и его отражению в практической деятельности детей: в пении, рисовании, движение
под музыку, игре на музыкальных инструментах и т.д.
Объединяющим
весь
курс
является
предмет
«Синтез
искусств»,
Для
полного
и
эмоционального восприятия материала курса, рекомендуется проводить занятия
по всем
вышеперечисленным предметам, следом за уроком «Синтез».
В свою очередь темы четвертей по всем предметам собраны в определенные блоки, что
способствует
более
вдумчивому
и
результативному
овладению
предложенными
видами
творчества.
Организация педагогической работы связывается прежде всего с игрой, т.к.
игра - ведущая деятельность дошкольника. Во всех образовательных блоках предусмотрена
система
игр,
направленная
на
развитие
адекватного
эмоционального
реагирования,
на
обогащение детей эмоционально – насыщенными образами.
Первые шаги в мире искусства должны происходить в условиях доброжелательности и
уважения к личности ребенка, веры в его творческие возможности. Главное, чтобы на занятиях
царил дух сотрудничества детей с преподавателем. Следует также приветствовать инициативу
и развивать креативное мышление учащихся. За все удачи и неудачи учащиеся должны
получать словесные поощрения и наставления преподавателя.
Весь арсенал средств работает на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят. Таким
образом, общение по поводу искусства, т.е. эмоциональное вхождение в тему – это самые
важные, бесценные минуты занятий.
2
Тема обучения: «Эмоции и настроения в искусстве».
Тема I четверти: Эмоции в произведениях искусства.
Эмоции
как
более
осознанное
переживание
включает
оценку
настроения
и
его
источника.
Дети
учатся
определять
какие
эмоции
выражены
в
произведении
искусства:
одобрения или разочарования.
Тема II четверти: Оттенки эмоций в произведении искусства.
Дети должны различать одобрительные эмоции: удовлетворение, восхищение, гордость
и тому подобные и эмоции разочарования: обиду, огорчение, жалость разочарование и др..
Дети учатся воспринимать оттенки эмоций в произведении искусства и воплощать их в своей
деятельности:
в рисовании, музыкально-ритмических движениях,
в пении или в игре на
детских музыкальных инструментах.
Тема III четверти: Влияние настроения на эмоции в произведении искусства.
Дети учатся определять как настроение вызывает ту или иную эмоцию. Так, радость
может вызывать эмоцию восхищения или умиления, грусть – эмоцию досады, либо обиды.
Тема IV четверти: Взаимосвязь эмоций и настроений.
Дети должны понять, что эмоции одобрения чаще связаны со светлыми настроениями,
эмоции разочарования – с мрачным настроением, нейтральные же настроения могут вызвать и
одобрение и разочарование.
К концу обучения дети должны усвоить следующий программный минимум по всем
видам деятельности.
Синтез:
чувствовать
настроение
музыкальных,
литературных
и
художественных
произведений; понимать, какое настроение вызывает ту или иную эмоцию, воспринимать
оттенки эмоций: удовлетворение, восхищение, жалость, обида и др.; внимательно слушать
музыкальные
произведения,
узнавать
знакомые
мелодии,
картины,
литературные
произведения.
Изобразительное
искусство:
уметь
располагать
изображение
на
листе,
составлять
композиции, анализировать предмет, передавать форму, настроение
и движение в своих
работах,
использовать
различные
подручные
материалы,
уметь
пользоваться
кистью,
карандашом, лепить из пластилина или глины, уметь видеть красоту окружающего мира и
передавать настроение через различные цветовые сочетания.
Знать
понятия:
«пейзаж»,
«натура»,
«иллюстрация»,
«народно-декоративное
искусство»,
«техника коллажа»
Ритмика: самостоятельно двигаться в соответствии с началом и окончанием музыки, ее
характером,
самостоятельно
менять
движения
в
связи
с
изменением
характера
музыки,
выразительно передавать различные образы изображения животных, птиц, сказочных героев и
т.д.; уметь маршировать, танцевать под музыку, выполнять прямой галоп, пружинку, кружение
по одному и в парах, двигаться парами по кругу в хороводах и танцах, ставить ногу на носок и
на пятку, двигаться врассыпную, перестраиваться в круг и из круга врассыпную, делать
движения с предметами;
Знать понятия: «лад», «регистр», «динамика», «темп», определять на слух быстрый,
медленный, умеренный темп; мажорный и минорный лад; высокий, средний и низкий регистр;
громкую
и
тихую
и
негромкую
динамику;
связывать
перечисленные
средства
музыки
с
эмоциональной окраской художественного образа.
Хор: знать правила певческой посадки сидя и стоя, петь упражнения, попевки, песни с
музыкальным сопровождением и без него (со взрослыми), передать голосом настроение песни,
понимать содержание музыкального сочинения, петь напевным, легким, негромким голосом
слаженно
в
диапазоне
от
«ре»
до
«си» I октавы, четко произносить слова и правильно
передавать мелодию, легко брать дыхание между короткими музыкальными фразами.
Музыкальный театр: уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц,
ориентироваться
в
пространстве,
двигаться
в
заданном
ритме,
создавать
пластические
импровизации
под
музыку,
выразительно
читать
наизусть
стихотворение
и
пропевать
музыкальный номер соло или в ансамбле в движении или в разных позах, знать и четко
произносить и пропевать в разных темпах и с разными интонациями 8-10 скороговорок.
3
Занятия по программе проходят в виде групповых занятий, продолжительность урока –
30 минут, состав групп 4-10 человек.
Контроль за успеваемостью учащихся
осуществляется на контрольном уроке в мае
месяце, который может проходить в форме открытого концерта, праздника, игр-конкурсов.
Диагностика качества освоения программы:
высокий уровень – выполняет требования без посторонней помощи.
средний уровень - выполняет с помощью наводящих вопросов.
низкий уровень - выполняет с посторонней помощью.
По итогам контрольного урока оценка заносится преподавателем в анкету и родителям
даются рекомендации по выбору образовательной программы для дальнейшего обучения в
школе искусств.
Методические рекомендации по предмету «Синтез искусств»
Курс предмета «Синтез», для учащихся подготовительной группы отделения Общего
эстетического образования, является первым шагом в овладении сложного языка искусства
Основа
программы
–
внешняя
и
внутренняя
связь
между
музыкой,
изобразительным
искусством и литературой.
Формы работы:
•прослушивание музыкального материала;
•чтение литературного материала;
•просмотр аудио и видео записей, слайдов и репродукций произведений искусства;
•дидактические игры.
Оснащение кабинета: столы; стулья; доска; мел; аудио и видео аппаратура; слайды; SD-
диски; шумовые инструменты; дидактический материал; репродукции картин.
Методические рекомендации по предмету «Ритмика»
Основной целью урока ритмики является не освоение понятий, терминов музыкального
содержания, а развитие индивидуальных свойств и качеств ребенка во взаимодействии с
музыкальным искусством.
На протяжении всех занятий, преподаватель призван помогать детям почувствовать
музыку в себе и себя в музыке, а также, ощутить ее воздействующую – преобразующую силу.
От преподавателя ведущего урок ритмики требуется не только теоретическое знание
своего предмета, но и понимание внутреннего мира ребенка. И здесь все имеет значение:
интонация, взгляд, настроение и даже внешний вид. Психике детей 5 – 6 лет свойственна
легкая
ранимость
(окриком,
грубым
бестактным
замечанием).
Следует
остерегаться
и
излишних восхищений успехами ученика, так как это может так же способствовать потере
доверия детей к словам преподавателя.
Относительно введения теоретических понятий, нужно помнить, что первоначальное
восприятие музыки вызывает у детей непроизвольную и еще неосознанную двигательную
реакцию.
Каждый
ребенок
в
игре,
хотя
и
бессознательно,
уже
использует
основные
ритмические единицы: четверти, восьмые. Учитывая это, целесообразно:
а) начинать изучение соотношения длительностей не с арифметического счета, а с
представления об их временной взаимосвязи и связи с движением: четверная длительность –
шаг, восьмая – бег.
б) в названии длительностей использовать ритмослоги: «ти» - восьмая, «та» - четверть.
в)
в
ритмических
упражнениях
обозначать
длительности
условными
движениями
(«умными ладошками»): восьмые – ребром ладони о ребро другой ладони (хлопки в ладоши),
четвертные – хлопки в ладоши (ладошки вниз, как об стол)
Вводить
понятия
«четверная»,
«восьмая»
следует
лишь
тогда,
когда
дети
будут
свободно ощущать временную соразмерность звуков.
На уроках ритмики в подготовительной группе не следует давать сложных движений. В
ритмические
занятия
включаются
движения
из
области
физической
культуры
(основные
движения:
марш,
бег,
подскоки,
боковой
галоп;
гимнастические
(образные)
упражнения,
упражнения
с
предметами,
построения
и
перестроения),
из
области
танца
(элементы
народного, бального, современного танцев), сюжетно – образные движения (изображения
животных, птиц, сказочных героев и т.д.).
В процессе занятий все эти движения должны
4
изучаться
по
принципу:
от
простого
к
сложному,
то
есть
постепенно
усложняться
и
совершенствоваться. Применение образных сравнений, игровых форм, собственного показа
помогут преподавателю дольше удержать внимание и заинтересованность детей.
Каждому упражнению должно отводиться не более 3 мин., в зависимости от сложности
выполнения тех или иных движений.
Занятия могут проводиться как под «живое» музыкальное сопровождение, так и с
применением
современных
технологий
(записей
на
СD
дисках,
муз.
фонограмм,
компьютерных обработок и т.п.). К подбору музыкальных произведений преподаватель должен
относится с особой ответственностью. Используемая музыка должна представлять собой
художественную ценность, иметь ясную форму, быть выразительной и доступной для детского
восприятия.
Залогом
успеха
ритмических
занятий
также
является
квалифицированное
и
выразительное исполнение музыкальных произведений концертмейстером. Преподавателю
ритмики
(по
возможности)
рекомендуется
заблаговременно
сообщать
ему
план
урока,
раскрывать цель того или иного упражнения, знакомить концертмейстера с музыкальными
произведениями, которые будут исполняться на уроке.
Преподаватель не должен выпускать из виду межпредметную связь. Он обязан знать
содержание
программы
по
предмету
«Хор»
и
работать
в
полном
контакте
со
своими
коллегами. Также, преподавателю следует изучить возрастные особенности развития детей 5 –
6
лет.
«Перегрузить»
детей
на
уроке
ритмики
преподавателю
вряд
ли
удастся,
так
как
потребность
в
двигательной
активности
у
детей
5-6
лет
настолько
велика,
что
врачи
и
физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». Но, несмотря
на
это,
следует с осторожностью относиться к суставно–связочному аппарату, поворотам
скелета, т.к. развитие опорно-двигательной системы к 5-ти годам жизни еще не закончено.
Использование на уроках ритмики разнообразных движений на протяжении короткого отрезка
времени позволит развивать не только чувство ритма, но и укреплять скелет и мускулатуру,
стимулировать память, внимание, мышление и воображение ребенка.
Позвоночник детей 5-6 лет гибок и податлив, и очень чувствителен к деформирующим
действиям. Педагогу нужно быть очень чутким, осторожным и бережным по отношению к
своим воспитанникам.
Особое
внимание
следует
обратить
на
движения,
способствующие укреплению
скелетной
мускулатуры.
В
пятилетнем
возрасте
некоторые
суставы
формируются
диспропорционально. В связи с этим, резкие движения рук могут привести к подвывиху. А
укрепляющие движения наоборот очень полезны.
У детей
5-7 лет наблюдается незавершенность развития стопы. Поэтому, важно
предупредить появление и закрепление плоскостопия. Детям этого возраста легко даются
ходьба, бег, прыжки, но они испытывают трудности при выполнении упражнений, связанных
с работой мелких мышц. Нужно уделять большее внимание развитию мелкой моторики:
кистей, пальцев рук. Но все движения должны быть относительно спокойными, не резкими.
У
детей
5-7
лет деятельность
скелетной
мускулатуры имеет
важное
значение.
Известно, что у растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не
только возвращением к исходному уровню, но и его превышению. Поэтому, в результате
ритмических
упражнений
происходит
не
трата,
а
приобретение
энергии.
Повышаются
показатели сохранения устойчивого равновесия.
Упражнения, требующие опоры на одну ногу возможны, но их выполнение должно
быть как можно меньшим временным отрезком.
Прыжки в возрасте 5-7 лет возможны как на двух, так и на одной ноге. Причем не
только на месте, но и с продвижением.
Целесообразные, систематические занятия к 6-7ми годам позволят выполнять куда
более разнообразные и сложные упражнения на равновесие.
Дыхательные
пути
детей
5-7
лет
отличаются
от
дыхательных
путей
взрослого
человека. Вентиляция легких при выполнении хореографических движений увеличивается в 2
– 7 раз, а при беге, прыжках – еще больше. Несмотря на то, что физиологи утверждают, что
дети 5-6 лет способны (например) выполнять одни лишь прыжки 15 мин.,
преподавателю
требуется четкое планирование структуры урока. Спокойную ходьбу следует чередовать с
5
активными
видами
движений,
таких
как
бег,
прыжки.
Своевременно
нужно
проводить
дыхательную гимнастику, способствующую восстановлению сердцебиения и дыхания.
Уже в 5 лет ребята обладают достаточно высоким уровнем психического развития.
Особенно ярко выражена эмоциональность и непосредственность.
Педагогу следует учесть, что внимание в этом возрасте относительно устойчиво. И
именно в силу этой особенности, дети на занятиях часто теряют темп и ритм.
Рекомендуемая структура урока ритмики:
1.
Приветствие (поклон)
2.
Общеразвивающие
упражнения
(разминка:
марш,
бег,
подскоки,
прыжки,
боковой
галоп, образные упражнения и т.д.)
3.
Основная
часть
урока
(изучение
нового
материала
и/или
метроритмические
упражнения и/или упражнения с предметами: мячами, лентами и т.д.)
4.
Танцевальные элементы и/или постановка танца
5.
Музыкальная игра
Методические рекомендации по предмету «Изобразительное искусство»
Первые шаги в мире изобразительного искусства должны происходить в условиях
доброжелательности и уважения к личности ребенка, веры в его творческие возможности.
Главное, чтобы на занятиях царил дух сотрудничества детей с художником-педагогом.
Большое значение в работе над созданием художественных образов следует уделить
коллективному творчеству, где дети смогут сообща выявить самое главное, значительное и
интересное в своей работе. Это также способствует развитию творческой личности, умению
вести беседу, дискуссию, ведет к сплочению детского коллектива.
Занятия по изобразительной деятельности немыслимы без создания эмоциональной
атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова педагога, его диалогов с
детьми,
музыки,
зрительных
образов,
поэтического
текста,
игровых
ситуаций.
Все
это
является
составными
элементами
эмоциональной
драматургии
занятий
изобразительной
деятельностью.
Следует также приветствовать и личный творческий подход, нестандартные идеи в
выполнении работы. За все удачи и неудачи учащиеся должны получать словесные поощрения
и наставления преподавателя.
Весь арсенал средств работает на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят. Таким
образом, общение по поводу искусства, т.е. эмоциональное вхождение в тему – это самые
важные, бесценные минуты занятий.
Формы работы.
- выполнение индивидуальных заданий;
- выполнение заданий мини-группами;
Одновременное рисование на больших форматах;
- составление коллажей.
Большое
значение
отводится
анализу
работ,
их
«обыгрыванию».
Эмоциональное
отношение педагога к детской работе как к произведению творчества, видение вместе с
ребенком
ее
сильных
сторон,
художественного
замысла,
позволяет
сформировать
у
него
осознание значимости собственных достижений и бережное отношение к «продукту» своей
деятельности.
Методические рекомендации по предмету « Хор»
Пение – основной вид музыкальной деятельности детей. Это и исполнительская
практика, развивающая эмоционально-волевую сторону психики ребенка, его произвольное
внимание,
навык
самоконтроля.
Именно
через
пение
происходит
самовыражение
дошкольника, что особенно актуально в наше время. При организации занятий необходимо
руководствоваться возрастными особенностями детей.
Возрастные особенности слуха и голоса у детей 5-7 лет.
Общее
развитие
ребенка
на
6-ом
году
жизни,
совершенствование
процессов
высшей
нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового
6
аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат хрупок, раним.
Гортань с голосовыми связками недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый.
Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной
(верхний), поэтому голос у детей 5-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует
избегать формирования звука, во время которого у детей развивается несвойственное им
звучание (диапазон (ми) фа-си).
Методические рекомендации по предмету «Музыкальный театр»
Занятия по предмету «музыкальный театр» способствует у детей развитию
воображения, всех видов памяти и видов творчества (художественно-речевого, музыкально-
игрового, танцевального, сценического). Для преподавателя очень важно не ограничиваться
сценарной, режиссерской, постановочной работой с детьми-актерами, а через все виды
деятельности способствовать формированию в детях творческого начала. Преподавателю
самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и
слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства
и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко
всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога –
образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует
неоднократно поупражняться самому.
Преподаватель по предмету «Музыкальный театр» должен создавать условия для
развития
творческой
активности
детей
в
театрализованной
деятельности
(свободно
и
раскрепощено
держаться
при
выступлении
перед
взрослыми
и
сверстниками
(в
т.ч.
предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми
трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к
импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при
передаче
характерных
особенностей
персонажей,
своих
эмоциональных
состояний,
переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);
-
приобщать
детей
к
театральной
культуре
(знакомить
с
устройством
театра,
с
видами
кукольных
театров
(би-ба-бо,
настольным,
теневым,
пальчиковым
и
др.),
театральными
жанрами и пр.);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование
игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду,
при
чтении
художественной
литературы,
организации
сюжетно-ролевой
игры
и
пр.);
Занятия по предмету «Музыкальный театр» должны быть разнообразны по содержанию и
тематике, театрализованные игры должны быть включены во все формы педагогического
процесса,
педагог должен сотрудничать с детьми, а не навязывать свою точку зрения. В
театрализованной
деятельности
в
тесном
взаимодействии
с
развитием
творческих
способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы
и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных
н
о
р
м
.
Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие
эмоциональной
сферы
ребенка,
его
чувства,
восприятие
создаваемых
образов.
Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности,
содержать
образовательные
воспитательные
задачи,
выступать
как
средство
развития
психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
Подходить к организации занятий по музыкальному театру нужно с учетом возрастных и
индивидуальных
особенностей
детей,
чтобы
у
нерешительных
воспитывать
смелость,
уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива. Занятия желательно
проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении с наличием музыкального
инструмента,
аудиотехники.
Форма
одежды
облегченная,
предпочтительно
спортивная,
обязательна мягкая обувь или чешки
Активизировать речевое развитие помогает вовлечение детей в игровую деятельность.
На
занятиях
по
музыкальному
театру
дошкольников
лучше
всего
использовать
7
лингвистические игры во всем их разнообразии, так как они способствуют становлению
разнообразных
сторон
речевой
деятельности
ребенка.
Именно
благодаря
им
у
ребенка
происходит становление культуры речи и речевого общения: формируется интонационно-
динамическая выразительность речи, ее темпо-ритмические качества, четкость произношения
каждого
слова,
правильность
ударения
в
слове,
грамотность,
ясность,
умение
верно
формулировать свою мысль; развиваются монологическая и диалогическая речь; обогащается
словарный запас.
Учебно - тематический план по предмету «Синтез искусств»
I четверть
№
Раздел
Тема урока
Программные задачи
Кол – во
часов
1
Эмоции в произведениях искусства
Вступительная
беседа Я люблю
свои игрушки.
знакомство с понятием «эмоции; определение
различных эмоций; формирование умения
самостоятельного восприятия эмоций.
1
2
История
возникновения
игрушек.
Русская игрушка
знакомство с историей русской игрушки; воспитание
уважения к народным традициям; формирование
умения различать виды игрушек, их территориальную
принадлежность (матрешка, филимоновская игрушка,
дымковская игрушка).
2
3
«Детский альбом»
П.И.Чайковского
знакомство
с
творчеством
П.И.
Чайковского;
воспитание
любви
к
классическим
произведениям
искусства; формирование умения отличать различные
эмоциональные состояния в произведениях искусства.
2
4
Ожившие игрушки
знакомство
с
повадками
и
характерами
животных;
воспитание
бережного
отношения
к
окружающему
миру
и
игрушкам;
развитие
воображения
и
творческого мышления.
1
5
Кукольные театры
1. знакомство с кукольными театрами и видами кукол;
2.
воспитание
уважения
к
культурным
традициям
разных народов;
3. формирование умения отличать различные эмоци-
ональные состояния в произведениях искусства.
1
6
Моя любимая
игрушка
1. обогащение детскоголексикона;
2. воспитание чувства коллективизма;
3. развитие образногомышлния.
2
Итого
9
II
четверть
№
Раздел
Тема урока
Программные задачи
Кол – во
часов
1
Времена года – тема
всех времён и
искусств. Лето.
з н а ко м с т в о
с
п р о и з в е д е н и я м и
и с к у с с т в а
композиторов,
писателей,
художников;
восприятие
любви
к
природе;
формирование
умения
различать
оттенки эмоций в произведениях искусства.
1
2
Осень
3
3
Пришла зима – всё
кругом замела!
1
4
1
8
Оттенки эмоций в произведениях
Здравствуй, Новый
год!
Подготовка к
новогоднему
празднику
знакомство
с
традициями
встречи
Нового
года
в
разных странах; воспитание чувства коллективизма;
развитие эмоциональной отзывчивости.
5
1
Итого
7
III четверть
№
Раздел
Тема урока
Программные задачи
Кол – во
часов
1
Влияние настроения на эмоции в произведениях искусства
Сказка в гости к
нам пришла. Чему
учат сказки
знакомство
с
историей
появления
первых
сказок,
понятием
«мораль»;
воспитание
эмоциональной
отзывчивости;
развитие
воображения
и
творческого
мышления.
1
2
Сказки в творчестве
русских писателей,
композиторов,
художников
знакомство с творческим наследием русских писателей,
художников,
композиторов,
посвященным
сказочным
сюжетам;
во спитание
чувства
мило сердия
и
справедливости; развитие образной речи, расширение
словарного запаса.
3
3
Сказки гуляют по
свету
знакомство
с
творчеством
композиторов,
писателей,
художников посвященном сказочно – фантастическим
образам;
выявление
взаимосвязи
произведений
искусства
русских
и
зарубежных
п и с ат е л е й ,
художников, композиторов; воспитание эмоциональной
отзывчивости; совершенствование навыка восприятия
различных настроений.
2
4
Жанр – басня.
Басни Крылова.
Знакомство с
квартетом
знакомство с жанром «басня», историей происхождения
басен
и
их
отличительными
чертами;
воспитание
эмоциональной отзывчивости; развитие познавательной
активности
1
5
Моя любимая
сказка
знакомство
со
старыми
сказками
на
новый
лад;
воспитание чувства коллективизма; развитие навыков
речевого общения со сверстниками и взрослыми.
1
6
Весенняя сказка
«Снегурочка»
знакомство со сказкой Островского «Снегурочка»;
воспитание
любви
к
классическим
произведениям
искусства;
развитие
осознанной
эмоциональной
отзывчивости на произведения искусства.
2
Итого
10
IV
четверть
№
Раздел
Тема урока
Программные задачи
Кол – во
часов
1
Народный календарь.
Крестьянский быт
Обряды и приметы
знакомство с русскими народными обычаями,
традициями, обрядами, бытом; воспитание уважения к
народным традициям; формирование интереса к
творческой деятельности.
2
9
Взаимосвязь эмоций и настроений
2
Русский народный
костюм
знакомство
с
древнерусской
одеждой,
головными
уборами,
мужским
и
женским
русским
народным
костюмом;
воспитание
уважительного
отношения
к
к ул ьт у р н о м у
н а с л е д и ю
р у с с ко го
н а р о д а ;
формирование умения наглядного моделирования.
1
3
Паренёк с гармошкой
знакомство с русскими народными жанрами: потешки,
заклички, прибаутки, частушки; воспитание уважения
к
народным
традициям;
формирование
навыков
речевого общения.
1
4
Русские народные
пляски, хороводы
2
5
Игры и забавы на
Руси
знакомство
с
русскими
народными
плясками,
хороводами;
формирование
образно-ассоциативного
музыкального
мышления;
воспитание
чувства
патриотизма.
2
Итого
8
Резервный урок
1
Учебно - тематический план по предмету «Ритмика»
I четверть
№
Раздел
Тема урока
Программные задачи
Кол – во
часов
1
Эмоции в произведениях искусства
Любимые игрушки.
Поклон. Понятие
«вступление». Пульс.
знакомство
с
понятием
«эмоции;
определение
р азл и чн ы х
эмо ц и й ;
фо рми р о ван и е
у м е н и я
самостоятельного восприятия эмоций.
4
2
Понятие «регистр».
«Детский альбом»
П.И.Чайковский
знакомство
с
музыкой
«Детского
альбома»
П.И.Чайковского,
знакомство
с
рег ист рам и;
во спитание
любви
к
классиче ской
м у з ы ке ;
формирование
навыка
выразительного
и
точного
движения под музыку
2
3
Ожившие игрушки
знакомство
с
повадками
и
характерами
животных;
воспитание
бережного
отношения
к
окружающему
миру
и
игрушкам;
развитие
воображения
и
творческого мышления.
2
4
Закрепление
закрепления
полученных
навыков;
воспитание
чувства
коллективизма;
развитие
о б р азно го
мышления.
1
Итого
9
II четверть
№
Раздел
Тема урока
Программные задачи
Кол – во
часов
1
Мажор. Минор.
Времена года
знакомство
с
музыкой
русских
и
зарубежных
композиторов;
восприятие
оттенков
эмоций
в
произведениях
искусства;
формирование
умения
самостоятельного восприятия мажорного и минорного
ладов.
2
2
Осень
знакомство
с
музыкальными
произведениями
композиторов, посвященных осени восприятие любви
к природе; формирование умения различать оттенки
эмоций в произведениях искусства.
1
3
Музыкальные жесты:
жалость, обида,
гордость, радость,
грусть, восторг и пр.
Понятие «динамика».
знакомство с эмоциями, выраженными различными
жестами
и
интонациями;
знакомство
с
понятием
«динамика»,
восприятие
оттенков
эмоций
в
произведениях
искусства;
формирование
умения
с а м о с т о я т е л ь н о го
в о с п р и я т и я
р а з л и ч н ы х
динамических оттенков.
2
10
Оттенки эмоций в произведениях
4
Музыкальные
загадки
знакомство
с
традициями
встречи
Нового
года;
воспитание
чувства
коллективизма;
развитие
эмоциональной отзывчивости.
2
Итого
7
III четверть
№
Раздел
Тема урока
Программные задачи
Кол –во
часов
1
Влияние настроения на эмоции в произведениях искусства
Темп. Сказка в гости
к нам пришла
знакомство с героями сказок; знакомство с понятием
«темп»;
формирование
навыка
в о с п р и я т и я
настроения,
вызвавшего
ту
или
иную
эмоцию;
развитие воображения и творческого мышления.
2
2
Упражнения с
предметами
разучивание
различных
танцевальных
движений
с
предметами;
воспитание
чувства
коллективизма;
развитие
слуховой,
двигательной
и
зрительной
памяти.
3
3
Подарок мамам
знакомство
с
танцевальными,
хореографическими
композициями;
во спит ание
э м о ц и о н а л ь н о й
от зы вчи во с т и ;
чу вс т ва
от ве т с т ве н н о с т и
и
самостоятельности;
совершенствование
навыка
ощущения пространства, различных построений (круг,
колонна, линия)
2
4
Сюжетно-ролевые
игры инсценировки
знакомство
с
сюжетно-ролевыми
играми
–
инсценировками; воспитание личностного отношения
к
эмоциона льной
окраске
того
или
и н о го
музыкального
образа;
развитие
познавательной
активности
(сравнение
знакомого
настроения
с
новыми
эмоциональными
оттенками,
проведение
элементарного анализа), двигательной импровизации.
2
5
Закрепление
пройденного
материала
закрепление
пройденного
учебного
материала;
воспитание чувства коллективизма; развитие навыков
синхронизованного
выполнения
танцевальных
движений
1
Итого
10
IV
четверть
№
Раздел
Тема урока
Программные задачи
Кол –во
часов
1
Народный календарь
Знакомство с паузой
знакомство
с
русскими
народными
танцами,
хороводом;
воспитание
уважения
к
народным
традициям;
формирование
интереса
к
творческой
деятельности.
4
2
11
Взаимосвязь эмоций и
3
Фольклорные игры
знакомство
с
фольклорными
играми;
воспитание
уважительного
отношения
к
культурному
наследию
русского народа; формирование навыка двигательной
импровизации
2
4
Закрепление
пройденного
обощение полученных знаний, навыков, умений;
воспитание
навыка
восприятия
тесной
взаимосвязи
эмоций и настроений; формирование эстетического,
музыка-льного вкуса
1
5
Контрольный урок
Проверка качества усвоения учебного материала
1
Итого
8
Резервный урок
1
Учебно - тематический план по предмету «Изобразительное искусство»
1 четверть
№
Раздел
Тема урока
Программные задачи
Материал
Кол-во
часов
1
Эмоции в произведениях искусства
«Окно в
мир».
Вводный
урок.
Выявление
способностей
детей.
Цель:
знакомство
с
группой,
организация
р а б о ч е г о
п р о ц е с с а ,
в ы я в л е н и е
художественных способностей.
Задачи: 1.Учить располагать изображение на
листе,
оценивать
свои
рисунки
и
рисунки
товарищей, организовывать рабочее место.
2.
Учить
от ражать
в
рисунке
с в о и
впечатления,
развивать
т в о рч е с к у ю
активность.
3.Воспитывать уважительное отношение друг
к другу.
Графическ
ий
материал,
бумага,
любимая
игрушка.
1
2
Русская
игрушка.
Матрёшка.
Цель:
познакомить
детей
с
народной
игрушкой – матрёшкой.
Задачи:
1.Учить
работать
с
шаблонами,
работать
кистью
в
изображении
линии
и
приём «примакивания».
2.Развивать чувство цвета, уметь передавать
яркий, радостный колорит.
3.Во спитание
уважения
к
народным
традициям.
Гуашь,
бумага,
кисти,
шаблоны
матрёшек.
1
3
Русская
игрушка.
Каргопольска
я игрушка
Цель:
познакомить
с
ка р го п ол ь с ко й
игрушкой,
определить
особенность
формы,
колорита.
Задачи: 1.Учить
создавать изображение по
мотивам
каргопольких
игрушек,
учить
лепить
фигуру
из
целого
куска,
используя
приём вытягивания.
2.Развивать эстетическое восприятие.
3.Во спитание
уважения
к
народным
традициям.
Пластилин
, стеки,
доска.
1
4
Тёплые и
холодные
цвета. Жар-
птица.
Цель: Познакомить с понятием «тёплый» и
«холодный» цвет.
Задачи:
1.Учить
распознавать
«тёплые»
и
«холодные» цвета, работать кистью.
2.Развивать чувство цвета.
3.
Воспитание
любви
к
классическим
произведениям искусства.
Гуашь,
бумага,
кисти.
1
12
5
Снежная
королева.
Цель:
закрепить
понятия
«тёплый»
и
«холодный» цвет.
Задачи:1.Закрепить
умение
распознавать
«тёплый» и «холодный» цвет», использовать
его для воплощения сказочного образа.
2.Развивать чувство цвета.
3 . В о с п и т ы в а т ь
э м о ц и о н а л ь н у ю
отзывчивость.
Гуашь,
бумага,
кисти.
1
6
Ожившие
игрушки.
«Танец
маленьких
утят».
Аппликация.
Цель: познакомить детей с использованием
различных материалов в изображении.
Задачи: 1.Учить передавать форму, используя
кусочки
пряжи.
Совершенствовать
навыки
работы с ножницами и клеем.
2.Развивать
воображение
и
творческое
мышление.
3.Воспитывать
бережное
отношение
к
окружающему миру и игрушкам.
Цветной
картон, цв.
бумага,
клей ПВА,
ножницы,
нитки
(мягкие).
1
7
Кукольный
театр.
Тряпичная
(бумажная)
кукла.
Цель:
Познакомить
детей
с
лоскутной
куклой.
Задачи: 1.Учить создавать форму куклы из
лоскутов.
2.Развивать мелкую моторику руки.
3.Формировать
уважительное
отношение
к
культурам разных народов.
Ситцевые
лоскутки
20х20 (2
цветных, 1
белый),
1лоскут
5х8
1 треуг.
30х20х20,н
итки,
лента или
тесьма,
синтепон,
ножницы
1
8
Моя любимая
игрушка
Цель: Учить рисовать с натуры.
Задачи:
1.Учить
рисовать,
соблюдая
пропорциональные отношения.
2.Развивать
умение
хорошо
располагать
фигуры на листе, рисовать крупно.
3.Воспитывать
бережное
отношение
к
игрушкам.
Любой
художеств
енный
материал,
бумага,
игрушка.
2
Итого:
9
II
четверть
№
Раздел
Тема урока
Программные задачи
Материал
Кол-во
часов
1
Времена года.
Лето.
Смешенная
техника.
Цель: Учить создавать летний пейзаж.
Задача:
1.Учить
использовать
восковые
мелки
и
акварель,
закреплять
умение
передавать радость цветом.
2.Развивать чувство цвета, используя яркую,
контрастную гамму.
3 . В о с п р и я т и е
о т т е н ко в
э м о ц и й
в
произведениях искусства.
Восковые
мелки,
акварель,
бумага,
кисти
1
2
Осень.
Осеннее
дерево.
Цель:
Учить
применять
выразительные
художественные
средства
в
изображении
осеннего колорита.
Задачи: 1.Учить составлять композицию на
листе с изображением деревьев, закреплять
приём примакивания.
2.Развивать глазомер и чувство цвета.
3.Воспитывать любовь к природе.
Гуашь,
бумага,
кисти.
1
13
Оттенки эмоций в произведениях искусства
3
Осенний лес.
Аппликация.
Эмоции
радость,
веселье.
Цель:
Применение
знаний
предыдущего
занятия,
изучение
и
построение
статичной
композиции пейзажа.
Задачи:
1.Учить
вырезать
и
наклеивать,
составлять композицию.
2.Различать
и
передавать
оттенки
радости:
восторг, веселье, умиротворение.
3.Воспитание
чувства
прекрасного
в
произведениях искусства.
Цв. картон,
цв. бумага,
клей,
ножницы
1
4
Дождливый
пейзаж.
Эмоции
грусть,
печаль.
Цель:
Изучение
и
построение
динамичной
композиции.
Задачи:
1.Учить
передавать
движение
в
композиции,
закреплять
знания
рисования
деревьев,
технические
приёмы
рисования
толстых и тонких линий.
2.
Различать
и
передавать
оттенки
грусти:
печаль, уныние.
3.Учить
эмоционально
откликаться
на
произведения искусства.
Акварель,
бумага,
кисти.
1
5
Зимний
вечер.
Картина из
пластилина.
Цель: учить использовать зимнюю палитру
при выполнении зимнего пейзажа.
Задачи:
1.Учить
приёмам
работы
с
п л а с т и л и н о м
( р а з м а з ы в а н и е ,
расплющивание,
раскатывание),
Учить
изображать
особенности
цветотонального
решения
зимнего
пейзажа,
используя
пластилин.
2.Развивать мелкую моторику.
3 . В о с п и т ы в а т ь
э м о ц и о н а л ь н у ю
отзывчивость.
Картон,
пластилин,
стеки,
бисер
1
6
Мастерим
ёлочные
игрушки.
Цель: Приобретение навыков моделирования.
Задачи:
1.Продолжать
учить
работать
с
ножницами,
резать
бумагу
в
различных
направлениях, соединять вырезанные детали.
2.Развивать
фантазию,
творчество,
мелкую
моторику.
3.
Воспитывать
чувство
коллективизма,
сотрудничество.
Цв. картон,
цв. бумага,
клей,
ножницы.
2
Итого:
7
III
четверть
№
Раздел
Тема урока
Программные задачи
Материал
Кол-во
часов
1
Иллюстрация
к сказке.
Придумать
дом
сказочного
героя.
Цель: Знакомство с иллюстрацией, создание
художественного
образа
дома
сказочного
героя.
Задачи:
1.Учить
работать
графическими
материалами.
2.Развивать
фантазию,
воображение
и
творческое мышление.
3.Учить
распознавать
и
п е р е д а в ат ь
различные эмоции сказочных героев.
Бумага,
цветной
графическ
ий
материал.
1
14
Влияние настроения на эмоции в произведениях искусства
2
Иллюстрация
к сказке о
царе Салтане.
Аппликация
из салфеток.
Цель:
Создание
иллюстрации
в
технике
аппликации.
Задачи:
1.Учить
составлять
композиции
по
п р о ч и т а н н ы м
с к а з к а м ,
р а б о т а т ь
с
салфетками.
2. Развивать образное мышление и мелкую
моторику.
3.Воспитание
сострадания
и
чувства
справедливости.
Бумага,
салфетки,
клей ПВА.
3
3
Создание
декорации
для сказки
«Щелкунчик»
.
Коллективное
панно-
коллаж.
Цель:
Учить
составлять
композицию,
находить
удачное
цветовое
решение
в
пейзаж-декорации.
Задачи: 1.Продолжать знакомить с разными
видами
художественной
деятельности,
создавать
картины-декорации.
Учить
н а х о д и т ь
уд а ч н о е
и з о б р а ж е н и е
в
соответствии
с
темой
литературного
произведения.
2.Совершенствовать
технические
навыки
работы с различным материалом.
3 . В о с п и т а н и е
к о л л е к т и в и з м а ,
сотрудничества, взаимопомощи.
Ватман,
гуашь,
кисти,
цветная
бумага,
мишура,
фольга,
клей ПВА.
2
4
Лепка
животных из
басни.
Цель:
учиться
создавать
объёмный
образ
литературного героя.
Задачи:
1.Учить
соблюдать
относительную
величину
частей
фигуры
животного,
передавать характер героя басни.
2.Совершенствовть
навыки
работы
с
п л а с т и л и н о м
( п л а с т и ч е с к и й
и
конструктивный способы).
3.Во спитание
личного
отношения
к
эмоциональной окраске произведения.
Пластилин
, стеки,
доска.
1
5
Гжель.
Изучение
элементов
росписи.
Цель: познакомить с народно-декоративным
искусством - гжельской росписью.
Задачи:
1.Учить
изображать
элементы
гжельской росписи (точки, волнистые линии,
сеточку).
Познакомить
с
характерным
колоритом
росписи,
способом
изображения
мазка.
2.Развитие навыков работы с кистью.
3.Воспитание эмоциональной отзывчивости.
Акварель,
бумага,
кисти,
шаблоны
Снегурочк
и.
2
6
Портрет
Снегурочки.
Изображение
по мотивам
гжели.
Цель:
учить
передавать
образ
сказочного
героя,
применяя
в
работе
элем енты
гжельской росписи.
Задачи:
1.
Учить
изображать
фигуру
человека,
закрепить
навыки
изображения
элементов гжельской росписи.
2 .Ра зв и ват ь
во о б р а же н и е
и
у м е н и е
составлять композицию.
3.Воспитание чувства патриотизма.
1
Итого:
10
IV
четверть
№
Раздел
Тема урока
Программные задачи
Материал
Кол-во
часов
15
1
Взаимосвязь эмоций и настроений
Орнамент.
Печатаем
орнаменты.
Цель:
Расширение
представления
детей
о
декоративном
искусстве,
формирование знаний об орнаменте,
его элементах, законах организации.
З а д а ч и :
1 . У ч и т ь
с о с т а в л я т ь
композицию орнамента, познакомить
с техникой печати сырым картофелем.
2.Развивать
эстетический
вкус,
формировать понятие об условности
цвета.
3.Воспитыватьуважительное
отношение к народным традициям.
Бумага, гуашь,
сырой картофель,
салфетка.
1
2
Русский
народный
головной
убор – венец.
Аппликация.
Цель: закрепление знаний и умений
по составлению орнамента.
Задачи: 1.Продолжать учить работе в
техники
аппликации,
используя
разнообразный материал.
2 . С о в е р ш е н с т в о в а т ь
н а в ы к и
декорирования
предметов,
в
выборе
удачного цветового решения.
3 . В о с п и т а н и е
у в а ж и т е л ь н о г о
отношения к культурным традициям
русского народа.
Цв. Картон, цв.
Бумага, клей,
ножницы, вырезки
из журналов,
фантики, гель с
блёстками.
2
3
Дымковская
игрушка.
Лепка коня.
Цель:
Познакомить
с
дымковской
игрушкой,
определить
особенность
формы, колорита.
Задачи:
1.
Учить
создавать
фигуру
коня по мотивам дымковских игрушек
(конструктивный способ).
2.Развивать эстетическое восприятие.
3.Воспитание трудолюбия.
Пластилин, стеки,
доска.
1
4
Парень с
гармошкой.
Цель:
развивать
умение
лепить
человека,
передавать
в
фигуре
эмоциональное настроение.
Задачи:
1.Учить
лепить
фигуру
человека,
передавать
форму
тела,
пропорции.
2.
Развивать
глазомер,
мелкую
моторику.
3.Воспитывать трудолюбие и чувство
юмора.
Пластилин, стеки,
доска.
1
5
Филимоновск
ая игрушка.
Изучение
орнамента и
роспись
готовых
форм.
Цель: Познакомить с филимоновской
игрушкой,
определить
особенности
формы, колорита.
З а д а ч и :
1 . У ч и т ь
э л е м е н т а м
филимоновской
росписи,
составлять
композиции орнамента.
2.Развивать эстетическое восприятие,
совершенствовать
технику
работы
кистью.
3.
Воспитывать
аккуратность
и
эмоциональную отзывчивость.
Гуашь, кисти,
бумага.
2
6
Итоговый
урок.
Любой
художественный
материал, бумага.
1
Итого:
8
Резервный урок:
1
Учебно - тематический план по предмету «Хор»
16
Четверть
Раздел
Тема урока
Программные задачи
Кол-во
часов
1
Эмоции в
произведениях
искусства
Я люблю свои
игрушки
Знакомство
с
понятием
«эмоции»,
определение различных эмоций.
Воспитание чувства привязанности.
Формирование вокальной культуры.
9
2
Оттенки эмоций в
произведениях
искусства
Времена года
Восприятие
оттенков
эмоций
в
произведениях искусства
Воспитание
бережного
отношения
к
окружающему миру
Формирование вокальной культуры
7
3
Влияние
настроения на
эмоции в
произведениях
искусства
Сказка
Воспитание
уважение
к
устному
народному творчеству
Развитие
воображения
и
творческого
мышления
Формирование вокальной культуры
10
4
Взаимосвязь
эмоций и
настроений
Народный
календарь
Формирование
п о з н а ват е л ь н о го
интереса
к
русскому
народному
творчеству
Воспитание
уважения
к
народным
традициям
Формирование вокальной культуры
8
Резервный урок:
Учебно - тематический план по предмету «Музыкальный театр»
I четверть
№ Раздел
Тема урока
Программные задачи
Кол-во
часов
1
Эмоции в произведениях искусства
Вступительная
беседа
Жил-был я
Учить охотно вступать в речевое общение. Развитие
силы голоса и фонематического слуха. Развитие
зрительного и слухового внимания, мелкой и
артикуляционной моторики, координации слова с
движением. Развитие речевого дыхания.
Умение вести себя в коллективе сверстников,
слышать друг друга. Воспитывать желание прийти
на помощь, попавшему в беду.
1
2
Расскажем
мишке об
игрушках
Совершенствовать грамматический строй речи:
согласовывать числительные с существительными;
образовывать и употреблять имена прилагательные в
сравнительной степени; закреплять предлоги,
составлять предложения с предлогами.
Развивать фонематический слух.
Закреплять навыки анализа и синтеза. Воспитывать
нравственные качества (доброту, отзывчивость,
желание помогать другим).
1
Переполох в
магазине
игрушек
1
3
«Детский
альбом» П.И.
Чайковского
совершенствовать умение понимать настроение
музыкального произведения, его изобразительный
характер, учить различать средства выразительности
в соответствии с характером пьес
продолжать формировать умение вести беседу о
музыке
2
17
4
Ожившие
игрушки
Формировать умение слушать сказку и
рассматривать иллюстрации к ней. Развивать
монологическую речь, память и творческое
воображение. Воспитывать чувство сострадания
1
7
Кукольные
театры
Развивать
возможности
голосового
аппарата;
Ввести
прием
звукоподражаний,
имитирующих
г о л о с а
з н а к о м ы х
ж и в о т н ы х ;
Развивать
воображение,
создавая
образ
этих
животных,
имитируя
их
движения
и
повадки;
Формировать
дикцию
и
скорость
произношения
звукосочетаний;
активизировать
речевой
слух;
Использовать
прием
«оставленного
действия»
рассчитанный
на
узнавание
знакомого
предмета
(объекта) по общим признакам.
1
8
Моя любимая
игрушка
продолжать знакомить детей с разнообразным
миром игрушек и многообразием материалов, из
которых они сделаны;
расширять представления детей о связи образа и
материала игрушек с развитием общества;
развивать речь детей, обогащать детский словарный
запас; развивать мышление, память, внимание;
вызывать у детей положительные эмоции в процессе
взаимодействия и общения со взрослыми;
воспитывать доброжелательное отношение друг к
другу, бережное отношение к игрушкам.
2
Итого
9
II четверть
№ Раздел
Тема урока
Программные задачи
Кол –
во
часов
1
Оттенки эмоций в произведениях искусства
Времена года
Закрепить знания детей о природных явлениях по
временам года.
Развитие памяти, внимания, образного и
логического мышления. Обучение детей связно
мыслить, составлять рассказы.
1
2
Лето
обобщить, систематизировать знания детей о
времени года — лето; назвать характерные
признаки; продолжить работу по образованию
существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами; упражнять в подборе слов,
обозначающих действия, признаки; развивать
словарь, фонематический слух; координацию
движений; развивать мышление; воспитывать
внимание и волевые качества.
1
Осень
Учить охотно вступать в речевое общение. Развитие
силы голоса и фонематического слуха. Развитие
зрительного и слухового внимания, мелкой и
артикуляционной моторики, координации слова с
движением. Развитие речевого дыхания.
Умение вести себя в коллективе сверстников,
слышать друг друга. Воспитывать желание прийти
на помощь, попавшему в беду.
1
18
3
Пришла зима –
всё кругом
замела!
актуализировать знания детей о сезонных
изменениях в природе зимой.
закрепить знания детей о характерных признаках
зимы.
продолжать развивать память, внимание,
наблюдательность, воображение, фразовую,
диалоговую речь, умение высказывать свое мнение.
обогащать и активизировать словарь детей.
воспитывать положительное отношение к зиме,
любовь и уважение к красоте природы и животному
миру.
1
4
Здравствуй,
Новый год!
Подготовка к
новогоднему
празднику
Развитие силы голоса и фонематического слуха.
Развитие зрительного и слухового внимания,
координации слова с движением. Развитие речевого
дыхания.
Умение
вести
себя
в
коллективе
сверстников,
слышать друг друга. Воспитывать желание прийти
на помощь.
3
7
Итого
7
III четверть
№ Раздел
Тема урока
Программные задачи
Кол – во
часов
1
Сказка в гости
к нам пришла
Развитие у детей грамматического строя речи:
закрепление в речи предлогов (на, с, по, за, у) ;
закреплять умение образовывать и использовать в
речи
сущ.
С
уменьшительно-ласкательными
с у ф ф и к с а м и ;
у п о т р е б л е н и е
в
р е ч и
прилагательных; учить употреблять в речи формы
глаголов, обозначающих способы передвижения
животных.
Обучение
связной
речи:
закреплять
умение
строить
предложения
из
3-6
слов.
Продолжать
совершенствование фразовой речи.
Продолжать
работу
над
плавностью
речи
и
мягкостью
голоса.
Работа
над
компонентами
речи.
Развитие пальчиковой гимнастики.
Развитие у детей слухового внимания.
Развитие
эмоциональной
отзывчивости
при
восприятии
сказок,
произведений
народного
творчества.
2
19
Влияние настроения наэмоции в произведениях искусства
2
Сказки в
творчестве
русских
писателей
Ф о р м и р о в а т ь
у м е н и е
в ы с т р а и в а т ь
последовательность
событий
в
соответствии
с
логикой: составлять целостный рассказ по серии
сюжетных картинок.
Учить детей связной монологической речи.
Учить понимать образные сравнения с помощью
загадок.
Развивать
речь
детей
разными
языковыми
средствами:
освоение
звуковой
культуры
речи,
обогащение
словаря,
использование
образной
речи, построение содержательного и логичного
монолога.
Развивать
элементарные
формы
знакового
мышления.
Воспитывать у детей умение слушать друг друга
н е
п р е р ы в а я ;
в о с п и т ы в ат ь
и н т е р е с
к
художественному слову.
2
Сказки гуляют
по свету
Закреплять
знание
детей
о
русских
народных
сказках и зарубежных. Учить высказывать свое
мнение
о
произведении,
правильно
оценивать
поступки
персонажей
сказок,
с ра вн и ва я
положительное
и
отрицательное.
Развивать
логическое
мышление,
воспитывать
интерес
к
сказкам.
2
3
Жанр басни
ознакомление, закрепление и обогащение памяти
детей
новым
образом
русской
классической
литературы – баснями. Дать определение басен и
их разновидностями.
Раскрытие и уточнение отрицательных понятий и
качеств:
лесть,
неискренность,
лживость,
тщеславие, трусость. Отметить наличие в баснях
положительных
качеств
героев
–
храбрость,
честность, смелость, скромность, трудолюбие.
Создать
у
детей
отрицательное
отношение
к
неправильному
поведению
главных
персонажей
басен.
Развивать речь детей, формировать устойчивое
умение
отвечать
на
поставленные
вопросы
полным ответом.
Активизировать
словарный
запас
д е т е й ,
пополнять его новыми понятиями и устойчивыми
словосочетаниями
содействовать желанию познания нового
1
4
Моя
вообразилия
развитие
навыков
импровизации,
пантомимики,
творческой инициативы.
1
20
7
Снегурочка
Продолжать
знакомство
с
творчеством….
,
в
игровой форме повторить и закрепить у детей
знания о содержании сказок;
О бу ч ат ь
д е т е й ,
у м е н и ю
г р а м о т н о
и
аргументировано отвечать на вопрос;
Совершенствовать навыки звукового и слогового
анализа слов;
Развивать речь, логическое мышление, память,
мелкую моторику рук.
Воспитывать
интерес
к
творчеству
русского
поэта, любовь к чтению, аккуратность в работе,
желание доводить начатое до конца;
вызвать чувство удовлетворения от полученных
знаний, желание учиться.
2
Итого
10
IV четверть
№ Раздел
Тема урока
Программные задачи
Кол – во
часов
1
Взаимосвязь эмоций и настроений
Народный
календарь.
Крестьянский
быт
Обряды и
приметы
Воспитывать патриотические качества: прививать
интерес к русскому народному творчеству,
воспитывать любовь и уважение к культуре
народа, развивать у детей национальное
самосознание. Воспитывать чувство гордости за
свою страну.
Знакомить детей с фольклорными
произведениями.
Воспитывать любовь к родному языку.
Формировать познавательную активность.
2
2
3
Русский
народный
костюм
обобщить и закрепить у детей знания об истории
возникновения, видах и особенностях русского
народного костюма- воспитывать у детей
эстетический и художественный вкусы.
2
4
Русские малые
фольклорные
формы
помочь детям вспомнить малые фольклорные
формы (короткие стихи, потешки, песенки) ;
побудить их к диалогу, помогая высказывать свои
мысли.
Учить говорить спокойно, с естественной
интонацией, в умеренном темпе.
Развивать эстетическое восприятие, память.
Совершенствовать звуковую культуру речи.
Обогащать речь детей образными выражениями
2
5
6
Игры и забавы
на Руси
Приобщить детей к истокам русской народной
культуры, через русские народные подвижные
игры.
Создать условия для самостоятельного
отражения полученных знаний, умений детьми.
Воспитывать интерес и любовь к русской
национальной культуре, народному творчеству,
обычаям, традициям, обрядам, народному
календарю, к народным играм и т. Д.
2
Итого
8
Резервный урок
1
21
Список литературы по предмету «Синтез искусств»
1.
М.Л.Беэ «Жизнь города», М; ЮНИТИ,2007
2.
«Очарование русского пейзажа. Сказки для детей о художниках»_ М; ЮНИТИ, 2009
3.
О.Д. Римко «Первое путешествие в мир музыки»-СпБ; ЛАДА, 2006
4.
А.Афанасьев «Я познаю мир»-М; ВЛАДОС, 2010
5.
Д.Кук «Современное искусство» - М; ЮНИТИ, 2008
6.
Г.П.Шалапайдина «Хочу стать дизайнером»,М; ЮНИТИ, 2010
Список литературы по предмету «Ритмика»
1.
М.Б.Пустовойтова «Ритмика для детей 3-7 лет», М; Владос,2008
2.
Е.С.
Анищенкова
«Логопедическая
ритмика
для
дошкольников»,
-
М;
ОНИКС,2006
3.
Е.Жигалко «Музыка, фантазия,игра», - учебное пособие по ритмике для детей 5-
8 лет. В 2-ух частях.
4.
Е.А.Медведева «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста», 2002
5.
Е.Правдина «Методические рекомендации по ритмике» - М; ЮПИТЕР,2007
6.
«Ну-ка, детки, встаньте в круг» - танцы народов мира, 2011
Список литературы по предмету «Изобразительное искусство
1.
Белашов А.М. Как рисовать животных. – М: «Юный художник», 2002,с.3-15.
2.
Волкив И.П. Учим творчеству – М.: Педагогика, 1082.
3.
Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. – М.: Владос,
2002.
4.
Мелик Пашаев А.А., Навлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.: Искусство в
школе», 1995.
5.
Методика преподавания ИЗО/под ред. В.Кузина.- М., 1976.
6.
Методические разработки к программе «Изобразительное искусство». М., 1987.
7.
Неменский Б. Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания. Книга для
учителя. 2-е издание переработанное и дополненное – М.: Просвещение, 1987.
8.
Сокольникова
Н.М..
Изобразительное
искусство
и
методика
его
преподавания
в
начальной школе. М.: Издат.центр «Академия», 1999.
9.
Турова В. Что такое гравюра. М., 1963.
10. Фокина Л.В. Орнаменрт. Учебное пособие. – Ростов на Дону. «Феникс», 2000.
Список литературы по предмету «Хор»
1.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению – М Прометей 1992г.
2.
Галимова И. , Волжанин В. «Веселые друзья» Р –Д Феникс 2009г.
Список литературы по предмету «Музыкальный театр»
1.
Безруких М.М. Театральные ступеньки. Книга для педагогов и родителей. М.: Дрофа,
2009.
2.
Волков Б.С. Мой малыш -актер. СПб: Питер, 2011.
3.
Гризик Т.И. Как подготовить ребенка к школе. Методическое пособие для воспитателей.
М.: Просвещение, 2011.
4.
Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты,
опросники) – Волгоград: Учитель, 2008.
5.
Предшкольное
образование.
Региональная
модель.
Сборник
научно-практических
материалов. М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2010.
6.
От
рождения
до
школы.
Примерная
основная
общеобразовательная
программа
дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.:
Мозаика-Синтез, 2010.
7.
Ценарёва
Н.Н.
Формирование
навыков
публичного
выступления.
Методическое
пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009.
22
23