Автор: Старостина Екатерина Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Колыванский детский сад "Радуга"
Населённый пункт: р.п. Колывань, Новосибирская область
Наименование материала: план-конспект занятия
Тема: "Насекомые-наши знакомые".
Раздел: дошкольное образование
Учитель-логопед МБДОУ
«Колыванский детский сад «Радуга»
Старостина Екатерина Николаевна
Новосибирская область, р.п. Колывань
«Насекомые-наши знакомые»!
Логопедическое занятие для детей старшей группы.
Лексическая тема «Насекомые»
Дети заходят в зал, оформленный в виде луга.
ЛОГОПЕД: Ребята, сегодня мы с вами оказались на весеннем лугу,
посмотрите, как красиво!!!
Злые ветры налетают,
И метели заметают,
И трескучий мороз
Заморозил нас до слёз.
Мы по лету заскучали.
На полянку мы позвали
Наших летних всех знакомых
Самых разных …(насекомых)
Фея к нам пришла лесная.
Чтоб проверить, как мы знаем
Внешний вид их и повадки,
Загадает нам загадки.
А вот и фея!
Входит ФЕЯ!
Проговаривают чистоговорку -пчела села на цветок, пьет она душистый сок
(Тихо, громко, шепотом, быстро, медленно)
Затем фея загадывает детям загадки о насекомых:
НАД ЦВЕТКОМ ПОРХАЕТ, ПЛЯШЕТ,
ВЕЕРОМ УЗОРНЫМ МАШЕТ. (бабочка)
НЕ ЗВЕРЬ, НЕ ПТИЦА,
НОСОК КАК СПИЦА,
ЛЕТИТ – КРИЧИТ,
СЯДЕТ – МОЛЧИТ. (комар
ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ЛЕТАЕТ,
ВАМ НАДОЕДАЕТ,
НОЧЬ НАСТАНЕТ,
ТОГДА ПЕРЕСТЕНЕТ. (муха)
В ЛЕСУ У ПНЯ
БЕГОТНЯ, СУЕТА,
НАРОД РАБОЧИЙ
ВЕСЬ ДЕНЬ ХЛОПОЧЕТ. (муравей)
НА ЛУГУ ЖИВЁТ СКРИПАЧ,
НОСИТ ФРАК И ХОДИТ ВСКАЧЬ. (кузнечик)
МОДНИЦА КРЫЛАТАЯ,
ПЛАТЬЕ ПОЛОСАТОЕ,
РОСТОМ ХОТЬ И КРОХА,
УКУСИТ – БУДЕТ ПЛОХО. (пчела)
ГДЕ СЛАДКО, ТАМ ОНА КРУЖИТ,
КАК ПЧЕЛА.
ОНА И ЖАЛИТ И ЖУЖЖИТ,
КАК ПЧЕЛА.
И ПОПАДАЕТСЯ В КОМПОТ,
КАК ПЧЕЛА.
ВОТ ТОЛЬКО МЁДУ НЕ ДАЕТ,
КАК ПЧЕЛА. (оса)
ГОЛУБОЙ АЭРОПЛАНЧИК
СЕЛ НА ЖЕЛТЫЙ ОДУВАНЧИК (стрекоза)
ДВА РОГА – НЕ БЫК,
ШЕСТЬ НОГ БЕЗ КОПЫТ (жук)
Спасибо тебе Фея, что ты рассказала нам о самых маленьких обитателях
нашей планеты, до свидания!!!
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется жадина, она
вам знакома, я буду показывать картинки, а вы говорите о тех кто там
нарисован МОЙ, МОЯ, либо МОИ
Отлично справились, а теперь подключайте к игре свои ушки, слушайте
внимательно слова, и найдите самое длинное слово
ОСА, ГУСЕННИЦА, ПАУК
СТРЕКОЗА, ЖУК, МУХА
ШМЕЛЬ, УЛЕЙ, МУРАВЕЙНИК
Хорошо, а дальше давайте сосчитаем, сколько слогов в словах, и на какой
звук они начинаются и заканчиваются
МУХА
СТРЕКОЗА
ОСА
Молодцы ребята, следующее задание под названием « СКАЖИ НАОБОРОТ»
Кому я подам шар, должен будет продолжить предложение
НАПРИМЕР: Комар злой, а бабочка, наоборот, – добрая.
Шмель большой, а божья коровка… – маленькая.
Пчела полезная, а муха… – вредная.
Оса живет на улице, а таракан… – дома.
Кузнечик прыгает, а муравей… – ползает.
Жук жужжит, а паук… – молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар… – медленно.
Очень хорошо ребята, а теперь скажите мне, что такое УЛЕЙ? что такое
МУРАВЕЙНИК?
кто скажет чем они отличаются?
А чем похожи?
чем отличается бабочка от птицы?
А чем похожи?
Ой, я вижу, кто-то хочет влететь к нам в группу, но никак не решается
Появляется бабочка,
НО ЧТО-ТО ОНА ГРУСТНАЯ
Здравствуйте ребята!
Грущу я потому, что проснулась, огляделась вокруг, а я совершенно одна!
И зеркальце свое с осени найти не могу, не оттаяло еще наверно! В нем я
могла увидеть, как выгляжу, свои особенности.
Поэтому совсем не помню как должны выглядеть мои подружки, которые
скоро тоже проснуться, и боюсь что я их от цветов отличить не смогу.
ЛОГОПЕД: а мы с ребятами сейчас расскажем какая ты!!!
Обогащение словаря прилагательными и глаголами.
- Бабочка какая?
(красивая, разноцветная, легкая, пестрая, прекрасная, редкая, большая,
маленькая, воздушная, нарядная, яркая, ночная, первая, невесомая, крупная,
мелкая, большекрылая)
-Бабочка что делает?
(порхает, кружится, летает, садится, радует, удивляет, забавляет,
изумляет, собирает (нектар), украшает, машет (крыльями)…
Я думаю, твоему горю мы сможем помочь, но сначала, чтобы тебе не было
так грустно, приглашаем станцевать с нами весенний вальс.
ЛОГОРИТМИКА.
Звенят ручьи в апреле,
Ласкает солнце нас.
На луг мы прилетели
И здесь танцуем вальс.
Мы крылышки расправим,
Красив на них узор.
Мы кружимся, порхаем-
Какой кругом простор!
Душистыми цветами
Весна встречает нас,
И кажется, что с нами
Весь луг танцует вальс!
Мне стало намного веселее, спасибо!!!
Начинает искать что-то в корзинке:
Ой, я тут кое- что вспомнила, у меня же были фотографии моих подружек!!!
Достает схематические рисунки…
Но они на весеннем солнышке все выгорели, как же мне быть?
Может, ребята, вы мне поможете?
Дети обводят схемы по контуру и штрихуют их.
Бабочка: Какие красивые бабочки получились, кажется теперь я смогу их
узнать, если встречу!
ЛОГОПЕД: дорогая бабочка, а чтобы тебе было еще проще, мы с ребятами
поможем тебе найти их среди цветов!!!(на проекторе изображение бабочек
среди цветов, нужно найти как можно больше бабочек)
НАХОДИМ!!!
Большое спасибо ребята!!! Без вашей помощи мне было бы очень трудно
отыскать подружек! ВРУЧАЕТ КОНФЕТЫ!
Мне пора, скоро они проснуться, полечу встречать!!!
До свидания!
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Ребята, о ком мы сегодня говорили?
Каких насекомых вы знаете?
Кто приходил к нам в гости?
Понравилось ли вам на весеннем лугу? Будем возвращаться сюда еще?