Напоминание

"Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира"


Автор: Мирсияпова Гузалия Гильзиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ" № 17
Населённый пункт: г. Альметьевск РТ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира"
Раздел: начальное образование





Назад




ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Мирсияпова Гузалия Гильзиевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МАОУ – «СОШ№17»

г. Альметьевска РТ

В статье рассматриваются пути формирования у детей экологической культуры

на уроках окружающего мира. Связь между живой и неживой природой, между

компонентами

живой

природы,

природой

и

человеком.

Повышение

интереса

у

учащихся к предмету через занимательные факты, загадки, пословицы. Изучение

экологических

связей

способствую

воспитанию

ответственного

отношения

к

природе.

Ключевые слова: живая и неживая природа, объекты природы, экологическая

культура, экологические связи, правила поведения в природе.

Природа

-

неиссякаемый

источник

духовного

обогащения

детей.

Дети

постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Впечатления от родной

природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на

отношение человека к жизни. Воспитание у людей с детских лет любви к природе –

большая и благородная задача. В ее решении важная роль принадлежит педагогам.

Чтобы

успешно

нести

эстетическую

культуру

в

жизнь,

прививать

эстетические

навыки и вкусы детей, будущие педагоги должны иметь отчетливое представление о

глубоком воспитательном воздействии природы на формирующуюся личность.

Еще К.Д.Ушинский отмечал, что прекрасный ландшафт оказывает огромное

воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать

даже влиянию педагога. У преподавателя большое поле деятельности для развития

эстетических чувств детей. Везде и всюду следует учить понимать язык природы,

видеть красоту окружающего мира.

Однако, было бы ошибкой думать, что цель

эстетического воспитания детей – лишь научить их любоваться красотой природы.

Необходимо

формировать

у

них

творческий,

созидательный

подход

к

оценке

природы. Ведь и сама природа в ее активности, вечном «созидании» способна

пробуждать в человеке творческие начала, воодушевлять его на деятельность во имя

идеалов добра.

В

течении

ряда

лет

наша

школа

работает

над

формированием

у

детей

экологической культуры.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно

формирование экологического сознания. Экологически образованная личность,

зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение

к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек

экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь

под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.

Исходя

из

этого,

мы

ставим

вопрос:

в

чем

сущность

экологического

просвещения

в

начальных

классах

и

какие

понятия

доступны

для

восприятия

младших школьников?

Какие же экологические связи устанавливаются на уроках?

На доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и

живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями,

животными),

между

природой

и

человеком.

Через

познание

данных

связей

и

отношений

ученики

изучают

окружающий

мир

и

в

этом

им

также

помогают

экологические

связи.

Их

изучение

позволяет

школьникам

приобрести

основы

диалектико-материалистического

мировоззрения,

способствует

развитию

логического мышления, памяти, воображения, речи.

Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно

повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса

интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том

случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д.,

поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным.

Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно

сложные

связи,

существующие

в

природе,

теоретический

уровень

материала

повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и

это способствует развитию интереса.

Изучение

экологических

связей,

способствует

повышению

экологической

культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия

вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное

экологическое воспитание школьников.

В

курсе

«Окружающего

мира»

можно

выделить

три

уровня

изучения

природы.

Первый уровень: объекты природы рассматриваются в их отдельности, без

акцентирования

внимания

нас

связях

между

ними.

Это

важный

уровень,

без

которого

изучение

последующих

уровней

будет

затруднено,

но

им

нельзя

ограничиваться.

Второй уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимной связи.

Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания.

Третий

уровень:

рассматриваются

уже

не

просто

предметы

природы,

а

процессы. На предыдущих уровнях изучались предметы, а на этом изменения,

которые с ними происходят. Какие природные изменения нас интересуют в природе

прежде всего?

Во-первых, сезонные - в их основе лежит действие природных факторов; во-

вторых, изменения, вызванные деятельностью человека. Эти процессы возникают в

природе благодаря факторам, которые передаются по цепочке существующих связей.

Третий уровень изучения природы помогает учащимся на основе экологических

знаний объяснить явления природы, а в некоторых случаях и предсказать их.

Для полноценного экологического воспитания необходимо изучение природы

на всех трех уровнях.

Рассмотрим некоторые связи, изучаемые на уроках «Окружающего мира».

Связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло,

свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых

организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на

организмы. Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде

обитания.

Например,

известно,

как

ярко

проявляются

способности

живых

организмов к жизни в воде. У организмов, обитающих в наземно-воздушной среде,

прослеживается

очень

интересная

форма

связи

с

неживой

природой:

движение

воздуха - ветер служит средством распространения плодов и семян целого ряда

растений, а сами эти плоды и семена имеют хорошо заметные приспособительные

признаки.

Между неживой и живой природой существуют связи и обратного характера,

когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду.

Например, изменяют состав воздуха. В лесу, благодаря растениям, в почве больше

влаги, чем на лугу, в лесу другая температура, другая влажность воздуха.

Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения

служат животным пищей (пищевая связь); создают среду их обитания (насыщают

воздух кислородом); дают им убежище; служат материалом для построения жилищ

(например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения.

Например, распространяют их плоды и семена, в связи с чем у некоторых плодов

имеются специальные приспособления (семена лопуха).

Между животными разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые

связи. Это отражено в понятиях "насекомоядные животные", "хищные животные".

Интересны

связи

между

животными

одного

вида,

например,

распределение

гнездовой или охотничьей территории, забота взрослых животных о потомстве.

Существуют своеобразные связи между грибами, растениями и животными.

Растущие в лесу грибы своей подземной частью грибницей срастаются с корнями

деревьев,

кустарников,

некоторых

трав.

Благодаря

этому

грибы

получают

от

растений

органические

питательные

вещества,

растения

от

грибов

-

воду,

с

растворимыми

в

ней

минеральными

солями.

Некоторые

животные

питаются

грибами и лечатся ими.

Перечисленные

виды

связей

между

неживой

и

живой

природой,

между

компонентами живой природы проявляются в лесу, на лугу, в водоеме, благодаря

чему последние становятся не просто набором разных растений и животных, а

природным сообществом

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой.

Причем,

человек

рассматривается

как

часть

природы,

он

существует

внутри

природы и неотделим от нее.

Связь

между

человеком

и

природой

проявляется,

прежде

всего,

в

той

многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни

людей.

Вместе

с

тем

они

проявляются

и

в

обратном

воздействии

человека

на

природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и

отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и

другое). Воздействие человека на природу может быть прямым - сбор дикорастущих

растений на букеты, истребление животных на охоте; и косвенным - нарушение

местообитания живых организмов, то есть нарушение того состояния неживой или

живой природы, которое для данных организмов необходимо: загрязнение воды в

реке

приводит

к

гибели

рыбы,

вырубка

старых

дуплистых

деревьев

ведет

к

уменьшению численности птиц, живущих в дуплах и так далее.

Получая определенную систему знаний на уроках "Окружающий мир», ученики

также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как

через

экологическое

просвещение

воспитывается

ответственное

отношение

к

природе.

Экологическое воспитание учащихся должно проводиться систематически, с

использованием местного краеведческого материала.

Надо

активно

вовлекать

младших

школьников

в

посильные

для

них

практические дела по охране местных природных ресурсов.

Из

выше

изложенного

следует,

что

воспитание,

основанное

на

раскрытии

конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы

поведения в природе.



В раздел образования