Автор: Мирсияпова Гузалия Гильзиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ" № 17
Населённый пункт: г. Альметьевск РТ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира"
Раздел: начальное образование
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Мирсияпова Гузалия Гильзиевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МАОУ – «СОШ№17»
г. Альметьевска РТ
В статье рассматриваются пути формирования у детей экологической культуры
на уроках окружающего мира. Связь между живой и неживой природой, между
компонентами
живой
природы,
природой
и
человеком.
Повышение
интереса
у
учащихся к предмету через занимательные факты, загадки, пословицы. Изучение
экологических
связей
способствую
воспитанию
ответственного
отношения
к
природе.
Ключевые слова: живая и неживая природа, объекты природы, экологическая
культура, экологические связи, правила поведения в природе.
Природа
-
неиссякаемый
источник
духовного
обогащения
детей.
Дети
постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Впечатления от родной
природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на
отношение человека к жизни. Воспитание у людей с детских лет любви к природе –
большая и благородная задача. В ее решении важная роль принадлежит педагогам.
Чтобы
успешно
нести
эстетическую
культуру
в
жизнь,
прививать
эстетические
навыки и вкусы детей, будущие педагоги должны иметь отчетливое представление о
глубоком воспитательном воздействии природы на формирующуюся личность.
Еще К.Д.Ушинский отмечал, что прекрасный ландшафт оказывает огромное
воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать
даже влиянию педагога. У преподавателя большое поле деятельности для развития
эстетических чувств детей. Везде и всюду следует учить понимать язык природы,
видеть красоту окружающего мира.
Однако, было бы ошибкой думать, что цель
эстетического воспитания детей – лишь научить их любоваться красотой природы.
Необходимо
формировать
у
них
творческий,
созидательный
подход
к
оценке
природы. Ведь и сама природа в ее активности, вечном «созидании» способна
пробуждать в человеке творческие начала, воодушевлять его на деятельность во имя
идеалов добра.
В
течении
ряда
лет
наша
школа
работает
над
формированием
у
детей
экологической культуры.
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно
формирование экологического сознания. Экологически образованная личность,
зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение
к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек
экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь
под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.
Исходя
из
этого,
мы
ставим
вопрос:
в
чем
сущность
экологического
просвещения
в
начальных
классах
и
какие
понятия
доступны
для
восприятия
младших школьников?
Какие же экологические связи устанавливаются на уроках?
На доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и
живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями,
животными),
между
природой
и
человеком.
Через
познание
данных
связей
и
отношений
ученики
изучают
окружающий
мир
и
в
этом
им
также
помогают
экологические
связи.
Их
изучение
позволяет
школьникам
приобрести
основы
диалектико-материалистического
мировоззрения,
способствует
развитию
логического мышления, памяти, воображения, речи.
Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно
повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса
интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том
случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д.,
поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным.
Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно
сложные
связи,
существующие
в
природе,
теоретический
уровень
материала
повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и
это способствует развитию интереса.
Изучение
экологических
связей,
способствует
повышению
экологической
культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.
Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия
вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное
экологическое воспитание школьников.
В
курсе
«Окружающего
мира»
можно
выделить
три
уровня
изучения
природы.
Первый уровень: объекты природы рассматриваются в их отдельности, без
акцентирования
внимания
нас
связях
между
ними.
Это
важный
уровень,
без
которого
изучение
последующих
уровней
будет
затруднено,
но
им
нельзя
ограничиваться.
Второй уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимной связи.
Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания.
Третий
уровень:
рассматриваются
уже
не
просто
предметы
природы,
а
процессы. На предыдущих уровнях изучались предметы, а на этом изменения,
которые с ними происходят. Какие природные изменения нас интересуют в природе
прежде всего?
Во-первых, сезонные - в их основе лежит действие природных факторов; во-
вторых, изменения, вызванные деятельностью человека. Эти процессы возникают в
природе благодаря факторам, которые передаются по цепочке существующих связей.
Третий уровень изучения природы помогает учащимся на основе экологических
знаний объяснить явления природы, а в некоторых случаях и предсказать их.
Для полноценного экологического воспитания необходимо изучение природы
на всех трех уровнях.
Рассмотрим некоторые связи, изучаемые на уроках «Окружающего мира».
Связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло,
свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых
организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на
организмы. Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде
обитания.
Например,
известно,
как
ярко
проявляются
способности
живых
организмов к жизни в воде. У организмов, обитающих в наземно-воздушной среде,
прослеживается
очень
интересная
форма
связи
с
неживой
природой:
движение
воздуха - ветер служит средством распространения плодов и семян целого ряда
растений, а сами эти плоды и семена имеют хорошо заметные приспособительные
признаки.
Между неживой и живой природой существуют связи и обратного характера,
когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду.
Например, изменяют состав воздуха. В лесу, благодаря растениям, в почве больше
влаги, чем на лугу, в лесу другая температура, другая влажность воздуха.
Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения
служат животным пищей (пищевая связь); создают среду их обитания (насыщают
воздух кислородом); дают им убежище; служат материалом для построения жилищ
(например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения.
Например, распространяют их плоды и семена, в связи с чем у некоторых плодов
имеются специальные приспособления (семена лопуха).
Между животными разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые
связи. Это отражено в понятиях "насекомоядные животные", "хищные животные".
Интересны
связи
между
животными
одного
вида,
например,
распределение
гнездовой или охотничьей территории, забота взрослых животных о потомстве.
Существуют своеобразные связи между грибами, растениями и животными.
Растущие в лесу грибы своей подземной частью грибницей срастаются с корнями
деревьев,
кустарников,
некоторых
трав.
Благодаря
этому
грибы
получают
от
растений
органические
питательные
вещества,
растения
от
грибов
-
воду,
с
растворимыми
в
ней
минеральными
солями.
Некоторые
животные
питаются
грибами и лечатся ими.
Перечисленные
виды
связей
между
неживой
и
живой
природой,
между
компонентами живой природы проявляются в лесу, на лугу, в водоеме, благодаря
чему последние становятся не просто набором разных растений и животных, а
природным сообществом
Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой.
Причем,
человек
рассматривается
как
часть
природы,
он
существует
внутри
природы и неотделим от нее.
Связь
между
человеком
и
природой
проявляется,
прежде
всего,
в
той
многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни
людей.
Вместе
с
тем
они
проявляются
и
в
обратном
воздействии
человека
на
природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и
отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и
другое). Воздействие человека на природу может быть прямым - сбор дикорастущих
растений на букеты, истребление животных на охоте; и косвенным - нарушение
местообитания живых организмов, то есть нарушение того состояния неживой или
живой природы, которое для данных организмов необходимо: загрязнение воды в
реке
приводит
к
гибели
рыбы,
вырубка
старых
дуплистых
деревьев
ведет
к
уменьшению численности птиц, живущих в дуплах и так далее.
Получая определенную систему знаний на уроках "Окружающий мир», ученики
также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как
через
экологическое
просвещение
воспитывается
ответственное
отношение
к
природе.
Экологическое воспитание учащихся должно проводиться систематически, с
использованием местного краеведческого материала.
Надо
активно
вовлекать
младших
школьников
в
посильные
для
них
практические дела по охране местных природных ресурсов.
Из
выше
изложенного
следует,
что
воспитание,
основанное
на
раскрытии
конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы
поведения в природе.