Автор: Руденко Мария Юрьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №1" Саратовского муниципального района
Населённый пункт: р.п. Красный Октябрь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Значение изучения сонатин в начальных классах ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
Значение
изучения
сонатин
в
начальных
классах
Руденко Мария Юрьевна
Преподаватель МБУДО №ДШИ №1»
Саратовского муниципального района
Саратовской области
С
самыми
несложными
произведениями
крупной
формы
–
сонатинами
,
учащиеся
знакомятся
уже
в
конце
первого
класса
.
Это
сонатины
Д
.
Штейбельта
,
Т
.
Салютринской
,
К
.
Рейнеке
.
Живая
ритмика
и
штрихи
,
яркие
динамические
сопоставления
,
удобные
игровые
приемы
увлекают
детей
при
разучивании
.
В
дальнейшем
дети
переходят
к
знакомству
с
творчеством
А
.
Диабелли
,
Ф
.
Кулау
,
М
.
Клементи
,
которые
знакомят
их
с
особенностями
музыкального
языка
классицизма
,
классической
формой
и
служат
подготовительным
этапом
к
сонатам
Моцарта
,
Бетховена
и
Моцарта
.
Благодаря
прозрачночности
фактуры
,
большое
значение
приобретают
штрихи
,
которые
придают
мелодии
особые
оттенки
выразительности
,
точность
звукоизвлечения
,
внимательное
отношение
к
паузам
,
точное
выполнению
длительностей
,
четкость
ритмики
.
Основной
трудностью
в
воплощении
сонатной
формы
является
контрастных
образов
и
соблюдение
единства
целого
.
После
ознакомления
с
характером
музыки
и
формой
сонатины
следует
перейти
к
тщательной
работе
над
отдельными
темами
,
добиваясь
выявления
их
индивидуальных
особенностей
.
Работая
над
побочной
партией
,
ученик
учится
исполнять
лирические
мелодии
,
требующие
мягкой
певучести
и
прозрачности
звука
,
выразительности
штрихов
.
Надо
обратить
внимание
ученика
на
типичное
сопровождение
в
виде
«
альбертиевых
»
басов
,
которые
должны
исполняться
плавно
,
с
чуть
заметной
опорой
на
бас
и
очень
прозрачно
.
Нижние
звуки
не
следует
задерживать
пальцами
.
Полезно
при
разучивании
заменять
фигурации
аккордами
.
Ученик
должен
знать
,
что
в
классических
сонатинах
роль
педали
мала
.
Ее
относительно
мало
,
чтобы
не
затушевывать
ясность
мелодических
линий
и
сопровождения
.
Работу
над
отдельными
построениями
необходимо
сочетать
с
их
объединением
.
На
этом
этапе
важной
задачей
становится
достижение
темпового
единства
.
Очень
важно
научить
ребенка
находить
основной
темп
сонатины
.
Для
этого
полезно
найти
такой
2
эпизод
,
в
котором
темп
ощущается
яснее
,
характернее
,
а
затем
этот
темп
перенести
на
начало
.
Следует
обратить
внимание
на
то
,
что
изучение
сонатин
требует
от
ученика
определенных
пианистических
навыков
,
беглости
и
ловкости
.
Плохо
,
когда
сонатное
allegro
звучит
в
вялом
,
замедленном
темпе
.
Педагог
должен
заранее
подготовить
ученика
к
умению
играть
«
быстро
и
весело
».
Хорошей
базой
могут
служить
этюды
К
.
Черни
,
Гермера
,
Л
.
Шитте
.
Они
служат
подготовительной
базой
к
овладению
классической
фактурой
.
Если
ученик
не
способен
справляться
с
такими
задачами
,
целесообразно
выбрать
для
него
круг
фортепианных
сонатин
в
умеренном
темпе
или
использовать
в
его
развитии
форму
вариаций
.
Крупная
форма
даже
на
начальном
этапе
требует
значительно
больше
временных
затрат
.
Причем
важно
работать
без
торопливости
,
т
.
к
.
поспешность
и
поверхностность
при
разучивании
произведений
крупной
формы
приводит
к
плохим
результатам
.
Чем
раньше
ученик
овладеет
навыками
разучивания
произведений
крупной формы, тем богаче и разнообразнее будет его репертуар в старших
классах, тем больших успехов достигнет он в обучении игре на фортепиано.
3