Напоминание

"Значение изучения сонатин в начальных классах ДШИ"


Автор: Руденко Мария Юрьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №1" Саратовского муниципального района
Населённый пункт: р.п. Красный Октябрь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Значение изучения сонатин в начальных классах ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Значение

изучения

сонатин

в

начальных

классах

Руденко Мария Юрьевна

Преподаватель МБУДО №ДШИ №1»

Саратовского муниципального района

Саратовской области

С

самыми

несложными

произведениями

крупной

формы

сонатинами

,

учащиеся

знакомятся

уже

в

конце

первого

класса

.

Это

сонатины

Д

.

Штейбельта

,

Т

.

Салютринской

,

К

.

Рейнеке

.

Живая

ритмика

и

штрихи

,

яркие

динамические

сопоставления

,

удобные

игровые

приемы

увлекают

детей

при

разучивании

.

В

дальнейшем

дети

переходят

к

знакомству

с

творчеством

А

.

Диабелли

,

Ф

.

Кулау

,

М

.

Клементи

,

которые

знакомят

их

с

особенностями

музыкального

языка

классицизма

,

классической

формой

и

служат

подготовительным

этапом

к

сонатам

Моцарта

,

Бетховена

и

Моцарта

.

Благодаря

прозрачночности

фактуры

,

большое

значение

приобретают

штрихи

,

которые

придают

мелодии

особые

оттенки

выразительности

,

точность

звукоизвлечения

,

внимательное

отношение

к

паузам

,

точное

выполнению

длительностей

,

четкость

ритмики

.

Основной

трудностью

в

воплощении

сонатной

формы

является

контрастных

образов

и

соблюдение

единства

целого

.

После

ознакомления

с

характером

музыки

и

формой

сонатины

следует

перейти

к

тщательной

работе

над

отдельными

темами

,

добиваясь

выявления

их

индивидуальных

особенностей

.

Работая

над

побочной

партией

,

ученик

учится

исполнять

лирические

мелодии

,

требующие

мягкой

певучести

и

прозрачности

звука

,

выразительности

штрихов

.

Надо

обратить

внимание

ученика

на

типичное

сопровождение

в

виде

«

альбертиевых

»

басов

,

которые

должны

исполняться

плавно

,

с

чуть

заметной

опорой

на

бас

и

очень

прозрачно

.

Нижние

звуки

не

следует

задерживать

пальцами

.

Полезно

при

разучивании

заменять

фигурации

аккордами

.

Ученик

должен

знать

,

что

в

классических

сонатинах

роль

педали

мала

.

Ее

относительно

мало

,

чтобы

не

затушевывать

ясность

мелодических

линий

и

сопровождения

.

Работу

над

отдельными

построениями

необходимо

сочетать

с

их

объединением

.

На

этом

этапе

важной

задачей

становится

достижение

темпового

единства

.

Очень

важно

научить

ребенка

находить

основной

темп

сонатины

.

Для

этого

полезно

найти

такой

2

эпизод

,

в

котором

темп

ощущается

яснее

,

характернее

,

а

затем

этот

темп

перенести

на

начало

.

Следует

обратить

внимание

на

то

,

что

изучение

сонатин

требует

от

ученика

определенных

пианистических

навыков

,

беглости

и

ловкости

.

Плохо

,

когда

сонатное

allegro

звучит

в

вялом

,

замедленном

темпе

.

Педагог

должен

заранее

подготовить

ученика

к

умению

играть

«

быстро

и

весело

».

Хорошей

базой

могут

служить

этюды

К

.

Черни

,

Гермера

,

Л

.

Шитте

.

Они

служат

подготовительной

базой

к

овладению

классической

фактурой

.

Если

ученик

не

способен

справляться

с

такими

задачами

,

целесообразно

выбрать

для

него

круг

фортепианных

сонатин

в

умеренном

темпе

или

использовать

в

его

развитии

форму

вариаций

.

Крупная

форма

даже

на

начальном

этапе

требует

значительно

больше

временных

затрат

.

Причем

важно

работать

без

торопливости

,

т

.

к

.

поспешность

и

поверхностность

при

разучивании

произведений

крупной

формы

приводит

к

плохим

результатам

.

Чем

раньше

ученик

овладеет

навыками

разучивания

произведений

крупной формы, тем богаче и разнообразнее будет его репертуар в старших

классах, тем больших успехов достигнет он в обучении игре на фортепиано.

3



В раздел образования