Педагогическое призвание и педагогические способности.
Автор: Каменева Татьяна Борисовна Должность: преподаватель Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа № 1 имени М. И. Глинки г. Смоленска" Населённый пункт: г. Смоленск Наименование материала: статья Тема: Педагогическое призвание и педагогические способности. Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 1 имени М. И. Глинки г. Смоленска»
Педагогическое призвание и
педагогические
способности.
Каменева Татьяна Борисовна
Преподаватель МО
духовых и ударных инструментов
1
План работы
1.Педагогическое призвание и педагогические способности.
Введение.
педагогическое призвание.
Педагогическая профессия.
Педагогические способности.
Заключение
2
1
Педагог как часть целостного педагогического
процесса выполняет следующие функции.
Функция руководителя, организатора (организует и руководит
учебной деятельностью).
Адаптивная
функция
(помогает
детям
приспособиться
и
реализовать свои возможности в меняющихся условиях)
Функция
превращения
объекта
воспитания
в
субъекта
П ре в ра ще ние
об ще с т ве нно
знач имого
с од е ржа ния
в
а к т
индивидуального познания (размышления над знаниями учащегося)
В
педагогиче ской
деятельно сти
учитель
з а н и м а е т
определенную позицию. В позиции педагога проявляется его личность,
характер
социальной
ориентации,
тип
гражданского
поведения
и
деятельности.
Именно
в
ней
учитель
выражает
себя
как
субъект
педагогической
деятельности.
Совокупность
профессионально
обусловленных
т ребований
к
учителю
определяет ся
к а к
профессиональная готовность к педагогической деятельности. С одной
стороны,
это
взаимосвязь
научно-теоретической
и
практической
подготовки,
а
с
другой
стороны
–
психологическая
и
физическая
готовность
педагога.
В
деятельности
учителя
идейная
убежденность
определяет
все
другие
свойства
и
характеристики
личности,
выражающие
его
социально-нравственную
направленно сть,
включающую в себя:
1)
интерес
к
профессии
педагога
(является
основой
педагогической
направленности
и
выражается
в
положительном
эмоциональном
отношении
к
детям,
к
родителям,
педагогической
деятельности
в
целом
и
к
конкретным
ее
видам,
в
стремлении
к
овладению педагогическими знаниями и умениями),
2 ) педагогическое призвание (склонность к профессии педагога,
выражающаяся в осознании способности к педагогическому делу, иногда
3
может
проявиться
только
при
включении
в
практиче скую
педагогическую деятельность),
3) профессиональные педагогические намерения и склонности.
Педагогическая
профессия
относится
к
профессиям
типа
"Человек-Человек".
Этот
тип
профессий
определяется
следующими
качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с
людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя
на место другого человека, способностью быстро понимать намерения,
помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться
во взаимоотношениях людей, способностью хорошо помнить, держать в
уме знание о личных качествах многих и разных людей, и т.д. Человеку
этой профессиональной схемы свойственны:
1)
умение
руководить,
учить,
воспитывать,
"осуществлять
полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей";
2) умение слушать и выслушивать;
3) широкий кругозор;
4) речевая (коммуникативная) культура;
5) наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека,
его
поведению,
умение
или
способность
мысленно
представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не
приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по
опыту";
6)
"проектировочный
подход
к
человеку,
основанный
на
уверенности, что человек всегда может стать лучше";
7) способность сопереживания;
8) наблюдательность;
9)
"глубокая
убежденность
в
правильности
идеи
служения
народу в целом";
10) умение решать нестандартные ситуации;
11) высокая степень саморегуляции.
4
Это
как
бы
обобщенный
портрет
субъекта
профессии
типа
"Человек-Человек". Входящая в данный тип педагогическая профессия
предъявляет еще целый ряд специфических требований, среди которых
профессиональная компетентность и дидактическая культура являются
основными. "Противопоказаниями к выбору профессий данного типа
являются
дефекты
речи,
невыразительная
речь,
замкнутость,
погруженность
в
себя,
необщительность,
выраженные
физические
недостатки, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к
людям.
Структура
профессионально
необходимых
свойств
педагога
может быть представлена следующими блоками характеристик.
•
объективные
характеристики:
профессиональные
знания,
профессиональные умения, психологические и педагогические знания;
•
субъективные
характеристики:
психологические
позиции,
установки,
личностные
особенности.
К
важным
профессиональным
качествам, педагогическая эрудиция,
педагогическое (практическое и
диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая
импровизация,
педагогическая
наблюдательность,
педагогический
оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и
педагогическая рефлексия.
Дидактические способности - способности
передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей,
преподносить
им
материал
или
проблему
ясно
и
понятно,
вызывать
интерес к предмету, - возбуждать у учащихся активную самостоятельную
мысль.
Учитель
с
дидактическими
способностями
умеет
в
случае
необходимости
соответствующим
образом
реконструировать,
адаптировать
учебный
материал,
трудное
делать
легким,
сложное
-
простым,
непонятное,
неясное
-
понятным.
Профессиональное
мастерство включает способность не просто доходчиво преподносить
знания,
популярно
и
понятно
излагать
материал,
но
и
способность
5
организовать
самостоятельную
работу
учащихся,
самостоятельное
получение
знаний,
умно
и
тонко
"дирижировать"
познавательной
активностью учащихся, направлять ее в нужную сторону.
Академические способности - способности к
соответствующей
области
наук
(математике,
физике,
биологии,
литературе и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме
учебного
курса,
а
значительно
шире
и
глубже,
постоянно
следит
за
открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом,
проявляет
к
нему
большой
интерес,
ведет
хотя
бы
очень
скромную
исследовательскую работу.
Перцептивные способности - способности проникать
во
внутренний
мир
ученика,
воспитанника,
психологическая
наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося
и
его
временных
психических
состояний.
Способный
учитель,
воспитатель
по
незначительным
признакам,
небольшим
внешним
проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии
ученика.
Речевые способности - способности ясно и четко
выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и
пантомимики.
Речь
педагога
всегда
отличается
внутренней
силой,
убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение
мысли ясное, простое, понятное для учащихся.
Организаторские способности - это, во-первых,
способности
организовать
ученический
коллектив,
сплотить
его,
воодушевить
на
решение
важных
задач
и,
во-вторых,
способности
правильно
организовать
свою
собственную
работу.
Организация
собственной
работы
предполагает
умение
правильно
планировать
и
самому
контролировать
ее.
У
опытных
учителей
вырабатывается
своеобразное чувство времени - умение правильно распределять работу
во времени, укладываться в намеченные сроки.
6
Авторитарные способности - способность
непосредственного
эмоционально-волевого
влияния
на
учащихся
и
умение
на
этой
основе
добиваться
у
них
авторитета
(хотя,
конечно,
авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе
прекрасного
знания
предмета,
чуткости
и
такта
учителя
и
т.д.).
Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных
качеств
учителя,
в
частности
его
волевых
качеств
(решительности,
выдержки, настойчивости, требовательности и т.д.), а также от чувства
собственной ответственности за обучение и воспитание школьников, от
убежденности
учителя
в
том,
что
он
прав,
от
умения
передать
эту
убежденность своим воспитанникам.
Коммуникативные способности - способности к
общению
с
детьми,
умение
найти
правильный
подход
к
учащимся,
установить
с
ними
целесообразные
с
педагогической
точки
зрения
взаимоотношения, наличие педагогического такта.
Педагогическое воображение (или прогностические
способности)
-
это
способность,
выражающаяся
в
предвидении
последствий
своих
действий,
в
воспитательном
проектировании
личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика
получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных
качеств воспитанника.
Способность к распределению внимания одновременно
между несколькими видами деятельности имеет особое значение для
работы учителя.
Способный,
опытный
учитель
внимательно
следит
за
содержанием и формой изложения материала, за развертыванием свой
мысли (или мысли ученика), в то же время держит в поле внимания всех
учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность,
непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец,
следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой,
7
походкой). Под собственно способностями можно понимать именно те
индивидуально-психологические
особенности
человека,
которые
не
только обеспечивают ему успешность в какой-либо деятельности, но и
повышают
его
конкурентоспособность,
т.е.
успешность
в
ситуации
соперничества
(соревнования)
с
другими
на
любом
поприще.
В
повышении
конкурентоспособности
человека,
решающая
роль
принадлежит такому психическому процессу, как воображение, именно
способность придумать и реализовать нечто новое дает преимущество
одному
человеку
перед
другими.
Поэтому
развитость
воображения
(креативность)
можно
считать
ключевым
компонентом
перцептивных
способностей. Важным свойством педагогической деятельности является
сопротивление
"синдрому
эмоционального
сгорания"
и л и
психофизиологического
истощения.
"Синдром
эмоционального
сгорания"
сказывается
сильнее
у
учителей,
проявляющих
профессиональную
непригодность.
Качество
сопротивляемости
развитию
этого
действительно
субъектного
синдрома
(так
как
он
развивается
в
процессе
и
результате
деятельности)
предопределяется
индивидуальными
психофизиологическими
и
психологическими
особенностями,
которые
в
значительной
мере
обусловливают
и
сам
синдром
сгорания.
Каждая
способность,
как
терминальная,
так
и
инструментальная,
предполагает
существование
потенциальнойи
морфологической основы то есть задатка). Поэтому дифференциальная
диагностика общих и специальных способностей, предрасполагающих к
успешности
овладения
деятельностью
и
совершенствованию
в
ней,
должна
осуществляться
на
трех
уровнях.
При
психодиагностике
педагогов
необходимо
учитывать
их
специализацию,
так
как
от
нее
зависит преобладающее значение терминальных или инструментальных
способностей.
Для
воспитателей
и
учителей
начальных
классов
решающее значение имеют инструментальные способности, поскольку
они обеспечивают эмоциональную идентификацию учителя с ребенком,
8
личностный
рост
учителя
(его
конкуренцию
с
самим
собой)
и
выражаются в стиле педагогической деятельности, ориентированном на
развитие ребенка. Для успешной деятельности учителей-предметников
определяющее
значение
имеют
терминальные
способности,
так
как
именно
они
обеспечивают
их
конкурентоспособность
относительно
других учителей, поскольку для достижения более высоких результатов в
обучении по сравнению со своими коллегами они, опираясь на свое
воображение, изобретают новые, эффективные формы, средства, методы
обучения,
что
находит
свое
выражение
в
стиле
педагогической
деятельности, ориентированном на результативность. Психологический
портрет
учителя
любого
учебного
предмета,
включает
следующие
структурные компоненты:
1) индивидуальные качества человека, т.е. его особенности как
индивида - темперамент, задатки и т.д.;
2) его личностные качества, т.е. его особенности как личности -
социальной сущности человека;
3) коммуникативные (интерактивные) качества;
4) статусно-позиционные, т.е. особенности положения, роли,
отношений в коллективе;
5) деятельностные (профессионально-предметные);
6)
внешнеповеденческие
показатели.
Одним
из
основных
профессионально
значимых
качеств
личности
педагога
является
его
"личностная
направленность".
Личностная
направленность
является
одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в
профессионально-педагогической деятельности.
Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, три типа
направленности:
1) истинно педагогическую,
2) формально педагогическую
9
3) ложно педагогическую. Только первый тип направленности
способствует
достижению
высоких
результатов
в
педагогической
деятельности.
Основным
мотивом
истинно
педагогической
направленности
является
интерес
к
содержанию
педагогической
деятельности.
В
педагогическую
направленность
как
высший
ее
уровень
включается
призвание, которое соотносится в своем развитии с потребностью в
избранной деятельности. На этой высшей ступени развития - призвания -
педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих
учеников.
Эффективность преподавания учителя, следовательно,
может,
с
одной
стороны,
определяться
количеством
поддающихся
обучению
учеников,
с
другой-количеством
учеников,
положительно
относящихся к урокам данного учителя. Таким образом, в идеале самый
высокий
уровень
педагогического
мастерства
преподавателя
должен
характеризоваться тем, что число поддающихся обучению учеников и
число
положительно
относящихся
к
обучению
равно
ста
процентам.
Хороший учитель - это тот, у которого "все дети хотели и могли с
помощью учителя хорошо учиться". Мастер педагогического труда - это
прежде
всего
высококомпетентный
в
психолого-педагогической
и
в
собственно предметной области специалист, умеющий репродуцировать
на высоком уровне профессиональные знания, умения и навыки.
Существует два вида результатов педагогической деятельности:
один из них - функциональные продукты деятельности (урок, занятие,
методика
и
т.п.).
Другой
(и
главный)
-
психологические
продукты
деятельности
(психические
новообразования
в
личности
учащихся).
Главным, конечным результатом педагогической деятельности является
сам учащийся, развитие его личности, способностей, знаний и навыков.
Уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности, а
также от степени развития профессионально-педагогического мышления.
10
Педагогическое творчество эффективно там и тогда, когда оно опирается
на высокую профессионально-педагогическую компетентность.
Хотя
педагогов,
создающих
объективно
новые
технологии
обучения или воспитания, очень мало, но уже любой урок, практическое
занятие, удачно комбинирующее известные методы и методики, в той или
иной мере является результатом творчества. Создание новой системы из
известных
элементов
-
уже
проявление
творчества.
Построение
и
проведение каждого занятия требует творческого подхода, так как урок -
это всегда разное социально-психологическое состояние группы, разные
индивидуальности и соответственно разные схемы проведения урока,
разные методы обучения.
Список литературы
11
1. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И. А. Каирова, О.
С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1975;
2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999,
№4.;
3. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975;
4. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для
студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИФК и ФПК – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999;
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов.
«Питер», 2000г.
6. Н. Гилярова. Научные труды Московской государственной
консерватори имени П. И. Чайковского. Сб. 61. М., МГК, Рус.
7. Обозрение, 1895, №7
12