Напоминание

"Роль философии в осмыслении современного искусства"


Авторы: Тощева Елена Евгеньевна, Валова Мария Андреевна
Должность: преподаватель истории искусства, преподаватель вокала
Учебное заведение: ГБПО ИО Иркутский региональный колледж педагогического образования, ГБПОУ Иркутский областной музыкальный колледж им Ф.Шопена
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль философии в осмыслении современного искусства"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Роль философии в осмыслении современного искусства

Социально-культурная ситуация в современной России - это время отрицания и

переоценки традиционного искусства. Изменения в художественно-эстетической культуре

послужило взрывоподобное развитие

научно-технического прогресса, повлиявшего на

изменения

менталитета,

психики,

духовные

установки

в

человеке.

Вместо

истинной

картины

мира

человек

удовлетворяется

множеством

условных,

знаково-произвольных

картин, заменяющих ему объективную реальность. Доминирующей становится визуальная

культура, культура экрана телевизора и монитора. Новые формы искусства – инсталляции,

перформансы,

хепенинги,

боди-арт,

арт-практики,

арт-проекты,

динамические

и

виртуальные

модели

изменили

критерии

оценки

современного

искусства.

Традиционные ценности Культуры – истины, добра, красоты, святости, используемые до

ХХ века, явились несостоятельными при анализе артефактов современности. О.Аронсон

и

О.Петровская

в

работе

«По ту сторону воображения сделали

сделали попытку

сопоставить некоторые аспекты современной философии и искусства. Они правомерно

отмечают, что остро существует проблема восприятия современного искусства, но нет

языка,

адекватного

для

его

описания,

нет

привычки

его

просмотра

и

осмысления.

Используя философские концепции, они выходят на некие дополнительные по отношению

к

традиционному

анализу

задачи.

Связывая

артефакты

искусства

с

размышлениями

философов,

авторы

показывают,

что

современное

искусство

ставит

проблемы,

аналогичные

философским,

часто

находя

способы

выражения

для

таких

явлений

и

процессов, для которых ещё нет соответствующих дискурсивных форм. Для анализа

произведений искусства постмодернизма уже стало принятым употреблять такие понятия

и

термины,

как

симулякр,

деконструкция,

интертекстуальность,

мозаичность,

нониерархичность, лабиринт, ризома, телесность, соблазн, желание, парадоксальность,

маргинальность. Поэтому воззрения на искусство У. Эко, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийара,

Ж.

Делеза,

И.

Хассана,

Ж.

Деррида

и

некоторых

других

современных

философов

позволяют понять не только сферу в различных областях человеческой деятельности, но и

художественной

сфере.

Современное

искусство

становится

иррациональным,

симулятивным,

утрачивая

коммуникативную

функцию.

Основным

объе ктом

постмодернизма является Текст. Постмодернизм открыто признает, что текст не отражает

реальности,

а

творит

иную

знаковую

реальность,

точнее

множество

условных

реальностей. Рефлексия и теоретизирование проникает в искусство (концептуализм), в то

время как «художественность» – в философию, узаконив афоризм, метафору, нарратив как

основные

приемы

философствования.

Философия

способна

современные

артефакты

наполнить смыслом, начать диалог, побуждая к размышлению, сохранить индивидуальное, искать

духовные

поиски.

Философию

и

искусство

роднит

и

сам

способ

творчества

особая

роль

интуиции,

свободного,

игрового

момента,

вдохновения

и

спонтанности.

Роль

«читателя»

произведений

искусства

и

философских

текстов

это

роль

со-творчества,

а

не

«усвоения»

готового.

Вместо истинной картины мира человек удовлетворяется множеством условных,

знаково-произвольных картин, заменяющих ему объективную реальность.

Н. Бердяев, один

из основателей экзистенциальной философии, писал в своей книге «Смысл творчества», что

философия ни в каком смысле не есть наука и не должна быть научной, что философия – это

искусство,

которое

принципиально

отлично

от

поэзии,

музыки

или

живописи

и

является

искусством познания. С искусством философию роднит то, что она является творчеством и

стихией

свободы,

а

не

подчинением

«мировой

данности»,

что

философия,

как

и

искусство,

предполагает одаренность и связана с личностью творца. Изменение образа философии и способов

философствования в ХХ веке сближает философию с искусством и играет огромную роль в его

осмыслении.



В раздел образования