Авторы: Тощева Елена Евгеньевна, Валова Мария Андреевна
Должность: преподаватель истории искусства, преподаватель вокала
Учебное заведение: ГБПО ИО Иркутский региональный колледж педагогического образования, ГБПОУ Иркутский областной музыкальный колледж им Ф.Шопена
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль философии в осмыслении современного искусства"
Раздел: среднее профессиональное
Роль философии в осмыслении современного искусства
Социально-культурная ситуация в современной России - это время отрицания и
переоценки традиционного искусства. Изменения в художественно-эстетической культуре
послужило взрывоподобное развитие
научно-технического прогресса, повлиявшего на
изменения
менталитета,
психики,
духовные
установки
в
человеке.
Вместо
истинной
картины
мира
человек
удовлетворяется
множеством
условных,
знаково-произвольных
картин, заменяющих ему объективную реальность. Доминирующей становится визуальная
культура, культура экрана телевизора и монитора. Новые формы искусства – инсталляции,
перформансы,
хепенинги,
боди-арт,
арт-практики,
арт-проекты,
динамические
и
виртуальные
модели
изменили
критерии
оценки
современного
искусства.
Традиционные ценности Культуры – истины, добра, красоты, святости, используемые до
ХХ века, явились несостоятельными при анализе артефактов современности. О.Аронсон
и
О.Петровская
в
работе
«По ту сторону воображения сделали
сделали попытку
сопоставить некоторые аспекты современной философии и искусства. Они правомерно
отмечают, что остро существует проблема восприятия современного искусства, но нет
языка,
адекватного
для
его
описания,
нет
привычки
его
просмотра
и
осмысления.
Используя философские концепции, они выходят на некие дополнительные по отношению
к
традиционному
анализу
задачи.
Связывая
артефакты
искусства
с
размышлениями
философов,
авторы
показывают,
что
современное
искусство
ставит
проблемы,
аналогичные
философским,
часто
находя
способы
выражения
для
таких
явлений
и
процессов, для которых ещё нет соответствующих дискурсивных форм. Для анализа
произведений искусства постмодернизма уже стало принятым употреблять такие понятия
и
термины,
как
симулякр,
деконструкция,
интертекстуальность,
мозаичность,
нониерархичность, лабиринт, ризома, телесность, соблазн, желание, парадоксальность,
маргинальность. Поэтому воззрения на искусство У. Эко, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийара,
Ж.
Делеза,
И.
Хассана,
Ж.
Деррида
и
некоторых
других
современных
философов
позволяют понять не только сферу в различных областях человеческой деятельности, но и
художественной
сфере.
Современное
искусство
становится
иррациональным,
симулятивным,
утрачивая
коммуникативную
функцию.
Основным
объе ктом
постмодернизма является Текст. Постмодернизм открыто признает, что текст не отражает
реальности,
а
творит
иную
знаковую
реальность,
точнее
множество
условных
реальностей. Рефлексия и теоретизирование проникает в искусство (концептуализм), в то
время как «художественность» – в философию, узаконив афоризм, метафору, нарратив как
основные
приемы
философствования.
Философия
способна
современные
артефакты
наполнить смыслом, начать диалог, побуждая к размышлению, сохранить индивидуальное, искать
духовные
поиски.
Философию
и
искусство
роднит
и
сам
способ
творчества
–
особая
роль
интуиции,
свободного,
игрового
момента,
вдохновения
и
спонтанности.
Роль
«читателя»
произведений
искусства
и
философских
текстов
–
это
роль
со-творчества,
а
не
«усвоения»
готового.
Вместо истинной картины мира человек удовлетворяется множеством условных,
знаково-произвольных картин, заменяющих ему объективную реальность.
Н. Бердяев, один
из основателей экзистенциальной философии, писал в своей книге «Смысл творчества», что
философия ни в каком смысле не есть наука и не должна быть научной, что философия – это
искусство,
которое
принципиально
отлично
от
поэзии,
музыки
или
живописи
и
является
искусством познания. С искусством философию роднит то, что она является творчеством и
стихией
свободы,
а
не
подчинением
«мировой
данности»,
что
философия,
как
и
искусство,
предполагает одаренность и связана с личностью творца. Изменение образа философии и способов
философствования в ХХ веке сближает философию с искусством и играет огромную роль в его
осмыслении.