Напоминание

"Сказка в музыке"


Автор: Бородина Ирина Георгиевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 953
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: конспект комлексно-тематического занятия
Тема: "Сказка в музыке"
Дата публикации: 12.09.2017
Раздел: дошкольное образование





Вернуться назад




Департамент Образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Города Москвы школа № 953, дошкольное отделение №3

КОНСПЕКТ

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«СКАЗКА В МУЗЫКЕ»

Для детей старшего дошкольного возраста

с задержкой психического развития

Составила

Музыкальный руководитель:

Бородина Ирина Георгиевна,

Высшая квалификационная категория.

2017 год

Задачи в соответствии с ФГОС по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие.

*воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение

самостоятельно объединяться для игры, договариваться, помогать друг другу;

*воспитывать организованность, дисциплинированность, чувство

коллективизма;

*расширять представления о правилах поведения в общественных местах;

*воспитывать уважительное отношение к окружающим; формировать умение

слушать собеседника, не перебивать его;

*приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду;

формировать активную жизненную позицию через участие в совместной

деятельности с детьми и взрослыми;

2. Познавательное развитие.

* развивать любознательность;

*использовать в процессе ознакомления с музыкой

произведения художественной литературы, искусства;

*развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать,

выделять характерные признаки предметов, явлений;

* совершенствовать умение ориентироваться в пространстве,

понимать смысл пространственных отношений;

Речевое развитие.

*поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми

разнообразными впечатлениями и знаниями;

*совершенствовать речь как средство общения;

*приучать детей к самостоятельности суждений;

*уточнять высказывания детей, помогать им более точно

Характеризовать объект, учить высказывать предположения и делать

простейшие выводы;

4.Художественно-эстетическое развитие.

* продолжать формировать интерес к музыке и искусству;

* формировать музыкальную культуру на основе знакомства с

классической музыкой;

*обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать

эмоциональный отклик при восприятии музыки;

* совершенствовать музыкальную память через узнавание

произведений по отдельным фрагментам (вступление,

музыкальная фраза);

* знакомить с музыкальными инструментами симфонического

оркестра, формировать умение определять их звучание при

прослушивании знакомых произведений;

* развивать чувство ритма, умение передавать через движения

характер музыки, ее эмоционально-образное содержание;

*учить детей создавать сюжетные композиции на темы литературных

произведений

5.Физическое развитие.

*совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

*воспитывать у детей стремление участвовать в играх с

элементами соревнования;

*способствовать развитию выразительности движений, умению

Передавать простейшие действия некоторых персонажей;

Предварительная работа:

*знакомство детей с произведениями композиторов-классиков о различных

сказочных персонажах, беседы о характере музыкальных произведений,

средствах музыкальной выразительности;

*рассматривание иллюстраций с музыкальными инструментами, которые

своим звучанием передают тот или иной образ сказочного героя;

*разучивание музыкальных игр, танцев, сценок;

*создание мультимедийной презентации

Ход занятия.

Задачи:

Оборудование и атрибуты:

Экран для показа слайдов, музыкальные инструменты, разноцветные

платочки, костюм богатыря, элементы костюма Бабы Яги, водоросли и

ободки для русалок.

Музыкальный руководитель (далее М.Р.).

Ребята, мы с вами слушаем много разной классической музыки и уже знаем о

том, что музыка может о многом рассказать. Скажите, о чем нам рассказывает

музыка? (ответы детей). Правильно, музыка нам рассказывает о временах

года, явлениях природы, о животных и птицах, о людях, их настроении, об

игрушках. Музыка бывает разная по настроению, по своей выразительности.

Музыка помогает понять настроения и чувства героев, когда мы смотрим

кинофильмы, мультфильмы. И мы с вами знаем, что о многих сказочных

персонажах композиторы сочинили музыку. Мы ее слушали, обсуждали ее

настроение; говорили, какие музыкальные инструменты помогают нам

понять характер и действия этих сказочных героев. И сегодня мы с вами

вспомним некоторые из этих произведений, на некоторое время превратимся

в тех или иных сказочных персонажей.

Звучит пьеса Г.Свиридова «Колдун», дети узнают произведение.

На экране появляется слайд – Колдун.

М.Р. с детьми обсуждают характер музыки, средства музыкальной

выразительности.

Дети слушают произведение А.Лядова «Кикимора»

Слайд – Кикимора.

Дети высказывают свои мнения, отношение к этому произведению.

М.Р. Да, мы знаем, что кикимора живет на болоте. Это водоем. Какие еще

водоемы вы знаете? (дети отвечают)

На экране рассматривают болото, озеро, реку.

Каких жителей водоемов вы знаете? (снова слушаем ответы детей) В нашей

группе есть сказочные жители водоема - прекрасные русалки.

Девочки исполняют песню и танец Русалок (музыка и слова З. Роот)

М.Р. Ребята, мы с вами читали много сказок, которые сочинил А.С.Пушкин.

Вспомните, какие? (Читает отрывок из «Сказки о царе Салтане», дети

называют) А сейчас мы посмотрим, с чего же начинается эта сказка.

Инсценирование отрывка «Три девицы под окном…»

М.Р. Русский композитор Николай Римский-Корсаков создал музыку, в

которой изобразил персонажей из этой сказки. На музыкальных занятиях мы

слушали некоторые произведения. Давайте сегодня послушаем их еще раз.

Звучит пьеса Н.Римсого-Корсакова «Полет шмеля»

На экране появляется слайд – Шмель из «Сказки о царе Салтане». М.Р. с

детьми обсуждают характер музыки, средства музыкальной

выразительности, определяют, какой инструмент передает нам полет

шмеля.

Слайд- скрипач.

Звучит пьеса Н.Римсого-Корсакова «Белка»

Слайд- Белка.

М.Р. с детьми обсуждают характер музыки, средства музыкальной

выразительности, определяют, какой инструмент передает нам песенку и

танец белочки.

М.Р. предлагает послушать отрывок из сказки:

Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Вот что чудом-то зовут.

Дети импровизируют танец белочки с платочками.

Звучит пьеса Н.Римсого-Корсакова «33 богатыря»

Слайд- 33 богатыря.

М.Р. предлагает послушать отрывок из сказки:

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

М.Р. Наши мальчики тоже растут богатырями. Посмотрите, как важно и гордо

они шагают, как будто вышли на защиту своих близких.

Мальчики шагают по залу под музыку марша, впереди- ребенок в костюме

богатыря («Черномор») в доспехах.

Звучит пьеса Н.Римсого-Корсакова «Царевна-Лебедь»

Слайд- Царевна -Лебедь.

М.Р. с детьми обсуждают характер музыки, средства музыкальной

выразительности.

М.Р. предлагает послушать отрывок из сказки:

А у князя женка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

М.Р. Давайте вспомним еще одного сказочного персонажа из другой сказки

А.С.Пушкина, прослушав музыкальный отрывок.

Звучит отрывок из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила» «Марш

Черномора».

Слайд- Черномор.

М.Р. с детьми обсуждают характер музыки, ее настроение, характер героя,

средства музыкальной выразительности.

Дети играют на музыкальных инструментах в оркестре под

произведение «Марш Черномора».

Звучит пьеса А.Лядова «Баба Яга».

М.Р. Вы узнали это произведение?

На экране появляется слайд –Баба Яга.

М.Р. О чем нам рассказывает эта музыка? Какое произведение по своему

характеру? Что вы можете сказать о музыкальных инструментах, на которых

исполняется это произведение? (ответы детей)

В зал влетает Баба Яга (взрослый, переодетый Бабой Ягой)

Б.Я. Ага! Обо мне вспоминаете? Всякие нехорошие слова про меня

говорите? Ох, я вас сейчас! (пугает детей метлой)

Воспитатель. Баба Яга, не сердись на ребят и не обижай их, а лучше поиграй!

Проводится игра «Баба Яга»

Описание игры: дети встают в круг, Баба Яга в середине. На протяжение

всех слов Баба Яга то пугает детей, то дразнит их.

Дети:

В темном лесе есть избушка, стоит задом наперед.

( идут по кругу, в конце на прыжке поворачиваются в другую сторону)

В той избушке есть старушка, Бабушка Яга живет.

( идут в обратную сторону)

У нее глаза большие, словно огоньки горят.

( разжимают и сжимают кулачки подобно открывающимся глазам)

Ух! (приседают) Сердитая какая! Дыбом волосы стоят.

( встают и поднимают руки вверх)

Баба Яга:(обиженно) И как вам не стыдно дразнить меня, старушку!

Дети: Баба Яга, прости нас, мы больше не будем.

Воспитатель. А теперь вместе попляшите.

Пляска Бабы Яги и детей. (музыка русская народная по выбору М.Р.)

Баба Яга. Ох, и развеселилась же я! Наплясалась, а теперь спою. А вы,

ребята, мне похлопаете.

Частушки Бабы Яги.

Б.Я. Пора мне возвращаться в свою сказку! До свидания!

М.Р. А теперь я предлагаю вам нарисовать персонажи из тех сказок, о

которых мы слушали музыку.

После рисования дети рассматривают и обсуждают работы.



В раздел образования