Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ
Автор: Щурова Галина Алексеевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №14" Населённый пункт: г.Курск Курская область Наименование материала: статья Тема: Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ Раздел: среднее образование
Активизация познавательной деятельности на уроках географии
через использование ИКТ
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного
человека,
не
знающего
основ
географии.
География
расширяет
общий
кругозор
человека,
воспитывает
его
в
духе
гуманизма
и
патриотизма.
Изучение
географии
прививает
любовь
к
Родине,
к
родным
местам,
к
природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.
Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не
только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить
грамотно работать с разнообразными носителями информации.
Сегодня одним из направлений модернизации системы географического
образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.
Это
позволяет
активизировать
аналитическую
деятельность
обучаемых,
углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие
возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление,
восприятие, память школьников.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в
России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие
личности
современного
ребенка.
Мощный
поток
новой
информации,
рекламы,
применение
компьютерных
технологий
на
телевидении,
распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров
оказывают
большое
влияние
на
воспитание
ребенка
и
его
восприятие
окружающего
мира.
Поэтому
необходимо
научить
каждого
ребенка
за
короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в
практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно
организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и
увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
1
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание
традиционных
методов
обучения
и
современных
информационных
технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на
уроке
позволяет
сделать
процесс
обучения
мобильным,
строго
дифференцированным и индивидуальным.
Глубоко
изучив
методологические
основы
познавательной
деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы
«Активизация
познавательной
деятельности
на
уроках
географии
через
использование ИКТ». Причиной этого явилось наблюдение общего снижения
интереса школьников к учебной деятельности. Анализ исследований ученых-
педагогов
(Б.Г.
Ананьев,
М.Ф.
Беляев,
Л.И.
Божович,
Л.А.Гордон,
С.Л.
Рубинштейн
и
др.),
а
также
результаты
собственных
диагностик
образовательной практики, которые свидетельствуют о том, что более чем у
половины моих учеников, школьников подросткового возраста, наблюдается
нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к
обучению.
Показателями
этого
являются
несформированность
умений
работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение
организовать
само стоятельную
деятельно сть
по
выполнению
исследовательских
работ,
четко
выражать
свои
мысли
и
анализировать
способы собственной деятельности при работе с географическими данными.
В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный
взгляд
на
мир,
задерживается
развитие
самосознания
и
самоконтроля,
формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка
списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения,
методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения
географических
знаний,
помогают
распознать
в
каждом
школьнике
его
индивидуальные
особенности
и
на
этой
основе
воспитывать
у
него
стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только
при целостном подходе к учебной деятельности.
2
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив
и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно и
целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование
познавательных
интересов
учащихся
на
уроках
географии
через
использование ИКТ, на создание общей системы учебной и воспитательной
работы.
Анализ обозначенных проблем определил цель моей педагогической
деятельности как обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками
систематизированных
знаний
по
географии
через
формирование
познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию,
потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ-компетентности.
В связи с этим определяются задачи :
1.
Обеспечение качества усвоения знаний по географии.
2.
Развитие общеучебных умений и навыков.
3.
Содействие развитию ИКТ-компетентности.
4.
Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию
их личности.
При
организации
и
осуществлении
учебно-познавательной
деятельности,
стимулировании
и
мотивации,
контроле
и
самоконтроле
в
своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы
в
преподавании
географии,
активно
использую
новые
информационные
технологии.
Выделяю три основные формы работы с ИКТ на уроках географии.
Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе .
Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна
даже
самых
лучших
учебников
мы
видим
лишь
верхушку
айсберга
называемого
Землей.
Компьютер
позволяет
накапливать
и
сохранять
дидактическую базу, решать проблему наглядности.
3
Если
раньше
стояла
проблема
обеспечения
учебного
процесса
географическими картами, то, например, с использованием интерактивной
доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере
необходимости,
вывести
на
экран
и
использовать
в
учебном
процессе.
Особенно
это
касается
курса
экономической
географии,
где
данные
об
экономическом
состоянии
стран
мира
меняются
постоянно.
Каждый
год
происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с
опозданием,
поэтому
приходится
обращаться
к
более
мобильным
источникам, в том числе к Интернет.
Собирая
нужные
документы
(фотографии,
статьи,
рисунки)
по
конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных
сценариев
уроков,
для
контроля
знаний
учащихся,
подготовки
к
ЕГЭ,
выполненных
в
программе
для
создания
презентаций Power
Point.
Презентации
с
помощью
данной
программы,
при
необходимости
можно
изменять и дополнять.
Приведу пример использования программы Power Point при изучении
темы «Урбанизация». В ходе урока ученики должны получить представления
о
разных
городах
нашей
страны,
функциях
городов,
их
проблемах.
Программа
позволила
мне
в
нужной
последовательности
составить
план
урока,
используя
материал
учебника,
ресурсы
Интернет,
мультимедийное
пособие – виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Программа позволяет
не повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что
экономит время урока. Кроме этого, она помогает слабым учащимся увидеть
ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс
усвоения.
Все
это
сопровождается,
по
возможности,
фотографиями,
что
позволяет получить представление о конкретных городах. Да и сам процесс
работы на уроке ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с
интересом ищут ответы, анализируют, высказывают свое мнение.
4
В результате – при правильном распределении внимания учащихся,
задействуются три механизма восприятия:
1. зрительно-образное, связанное с фотографиями,
2. слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что я говорю,
3.дополнительное
зрительное
сознательное,
связанное
с
одновременным чтением дополнительного материала. Таким образом, все
перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и
способствуют формированию верных географических представлений.
Информационно-коммуникативных
средств,
которые
можно
использовать
в
общеобразовательной
школе,
достаточно
много.
Несомненным
прогрессом
педагогической
практики
географического
образования
признано
внедрение
в
учебный
процесс
мультимедийных
электронных
учебников.
Мультимедийные
учебники
для
6-10
классов
позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время
подготовки к нему.
В
2005
году
на
уроках
я
начала
использовать
мультимедийные
учебники
по
географии
для
6-10
классов,
электронную
энциклопедию
и
коллекцию мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия. Диски содержат
большое количество информации по предмету, делая процесс обучения еще
более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в
себе
различные
видеосюжеты,
фотографии,
биографии
исторических
личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в
файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков
можно использовать и независимо от программы.
Но
помимо
готовых
электронных
образовательных
ресурсов
мной
создана и собрана достаточно большая собственная коллекция-копилка по
различным темам и разделам школьной программы. Познакомиться с ней вы
можете на сайте nesmelova.
ucoz.
ru/
5
Вторая
форма
работы
–
это применение
ИКТ
для
организации
самостоятельной
работы,
проектной
и
исследовательской
деятельности
учащихся по географии вне школьных занятий.
Учителя географии часто сталкиваются с работой со статистическим
материалом, трудность работы с ним заключается в его быстром устаревании,
сложности
усвоения.
Для
решения
этой
проблемы
удобно
использовать
технологию учебных проектов. Например, по теме «Страны-малютки» проект
содержит
несколько
интересных
картосхем,
диаграмм,
пирамид,
дополняющих и углубляющих информацию учебника, для создания которых
учащиеся собирали статистический материал в сети Интернет и ежедневной
прессе.
Продуктом
этого
проекта
–
презентацией
я
пользуюсь
при
объяснении темы «Страны Европы». Работая над созданием презентации,
ребята использовали программу Power Point, которой обучились на уроках
информатики.
Таким
образом,
внедрение
в
учебный
процесс
современных
информационных
компьютерных
технологий,
обеспечивает
единство
образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
В моих планах – возможность
проводить уроки с использованием
Интернет, т.е. с непосредственным выходом в сеть. С применением Интернет
на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к
любому предмету школьной программы, в том числе и к географии, особенно
это касается материала, изучаемого в старших классах, так как ученики
открывают для себя мир в целом и каждой страны в отдельности.
Большое
внимание
в
своей
педагогической
деятельности
я
уделяю
учебно-исследовательской и реферативной работе с учащимися:
а) в учебном процессе;
б) во внеурочное время.
Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации
краеведческого
принципа
обучения
географии
и
актуален
при
изучении
региональной географии.
6
Этапами исследовательской деятельности является:
Знакомство со статистическими данными переписи населения.
Обсуждение социальных проблем.
Социологический опрос населения по данной проблеме.
Обработка полученных результатов и их анализ. Построение графиков
в программе Excel
Составление компьютерной презентации.
Самостоятельное представление результатов исследования работы на
конференции.
Особая
ценность
этих
работ
заключается
в
следующих
«ключевых»
словах:
междисциплинарность – проекты включают несколько дисциплин и
требуют от ребенка поиска и соединения различных знаний;
оригинальность
–
в
основе
проекта
–
нестандартная
идея,
оригинальный способ решения задачи;
технологичность
–
поскольку
в
школе
имеется
необходимое
компьютерное
оборудование
и
цифровые
устройства
(сканеры,
принтеры, видеокамера, мультимедиа) и с ними интересно работать;
завершенность – проект интересен в готовом виде и его интересно
преподносить аудитории.
С лучшими проектами учащихся «Геоэкология моего города», «Исчезающие
населенные пункты Курского края» вы также можете познакомиться на моем
школьном сайте.
Третья
форма
–
это применение
информационных
технологий
для
обеспечения
познавательного
досуга
(использование
развивающих
игр,
электронных энциклопедий и т.д.).
Всем известно, что различные формы внеучебной деятельности имеют
сравнимую, а иногда большую эффективность в образовательном процессе.
Опыт
нашей
школы
свидетельствует,
что
существует
достаточное
количество областей внеурочной деятельности учащихся, которые поддаются
7
информатизации.
Так,
например,
возможно
комплексное
использование
средств ИКТ:
в подготовке и проведении общешкольных праздников;
в
организации
работы
в
классных
коллективах
при
подготовке
классных часов, родительских собраний, интеллектуальных игр и др.;
в
работе
кружков,
секций
и
объединений
дополнительного
образования;
в организации работы с органами ученического самоуправления.
Один
из
примеров
освоения
учащимися
основ
социа льного
проектирования
и
ИКТ
–
проект
проведения
расширенного
заседания
учениче ского
актива.
Заседание
проходит
с
и с п о л ь з о ва н и е м
медиатехнологий.
Старшеклассники
предварительно
самостоятельно
проходят все этапы работы с информацией – создание, поиск, сбор, анализ
информации
о
деятельности
детской
организации
и
делятся
опытом
с
младшими.
Средства
ИКТ
позволяют
информировать
учащихся
о
туристических
мероприятиях,
предоставить
учащимся
и
их
родителям
исчерпывающую
информацию
о
предстоящих
путешествиях.
Выполняя
рабочие
снимки
цифровым фотоаппаратом, перенося их на компьютер, анализируя, выбирая
информацию
в
Интернете,
учащиеся
знакомятся
с
позитивными
возможностями информационных технологий, приобщаясь к современным
средствам
коммуникаций.
И
как
результат
–
повышается
познавательная
творческая активность учащихся. Информационные технологии подняли на
более высокий уровень организацию воспитательной работы в школе.
Использую
ИКТ
и
в
организации
дополнительного
образования.
Деятельность
кружка
«Школьная
газета
«Калейдоскоп»,
который
я
веду,
невозможна без современных медиасредств. Выпуск газет осуществляется
параллельно с компьютерной обработкой материала, печатью фотографий,
сканированием, поиском информации в Интернете, работой с
компакт-
дисками.
8
Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и
внеурочное
время
интересной,
повышают
мотивацию
ученика,
ускоряют
подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.
Я
могла
бы
еще
продолжить
свое
повествование
о
том,
как
можно
повысить желание ученика учиться, познавать этот удивительный предмет –
география, но позволю себе сделать выводы.
Внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники
в
образовательный
процесс
позволяет
изменять
традиционную
систему
образования.
Это
относится
и
к
географии,
в
которой
наряду
с
традиционными
формами,
методами
и
средствами
обучения,
заложены
огромные
возможности
для
применения
компьютерных
технологий
мультимедийных средств.
Следует
отметить,
что
использование
ИКТ
дает
учителю
широкие
возможности
планировать
свой
урок,
составлять
конспект
занятия,
использовать
кинофрагменты,
электронные
презентации
и
осуществлять
контроль усвоения знаний.
На
уроках
географии
важно
создать
атмосферу
интереса
к
знаниям,
стремление
искать,
исследовать,
творить,
развивать
смекалку.
Поэтому
необходимо
искать
самые
разнообразные
пути
и
приемы
поддержания
познавательных
интересов
учащихся
в
любом
виде
их
познавательной
деятельности, любом направлении.
Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и
творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в
прямой
зависимости
от
использования
инновационных
технологий
в
преподавании предмета.
Школьник
становится
активным,
заинтересованным,
равноправным
участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа
действий,
что
позволяет
развить
стремление
к
знаниям,
повышается
мотивация
к
обучению.
При
сочетании
ИКТ
с
традиционными
и
9
нетрадиционными
методами
и
приемами
обучения
у
детей
развивается
образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого
подхода
в
преподавании
географии
является
важным
средством
для
формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого
воспитания и развития.
Думаю, что яркой иллюстрацией того, что моя система работает, являются
полученные результаты:
1.
Качество знаний.
2.
Рост мотивации, интерес к предмету.
3.
Активная проектная и исследовательская деятельность учащихся.
4.
Участие в конкурсах, конференциях, фестивалях различного уровня.
Таким
образом,
использование
современных
информационно-
коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности –
это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более
эффективно решать стоящие перед ними задачи.
10