Автор: Щетинина Марина Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №12
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: консультация
Тема: "Работы с родителями по обеспечению здоровья детей."
Раздел: дошкольное образование
Работы с родителями по обеспечению здоровья
детей.
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить;
забота о здоровье детей - это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский.
Полноценное
физическое
развитие
и
здоровье
ребёнка
-
это
основа
формирования личности.
Пo определению всемирной организации здравоохранения (В.О.З.)
Здоровье
-
это
состояние
полного
физического,
психического
и
социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или каких –
нибудь врожденных дефектов.
Здоровье зависит от образа жизни человека и среды, в которой он обитает
на 50%. Наши дети много времени проводят в ДОУ и, поэтому, очень важно
беречь и сохранять здоровье детей на этом этапе развития.
Существует
множество
факторов,
обеспечивающих
сохранение
и
укрепление здоровья детей:
1.
соблюдение режима дня;
1.
рациональное питание и режим питания;
2.
пребывание на воздухе;
3.
закаливание;
4.
двигательная активность;
5.
соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил.
6.
психологическая безопасность детей в ДОУ.
На этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей ещё недостаточно
прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать
мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ
жизни (З.О.Ж.).
Причиной
формирования
определенного
отношения
к
здоровью
являются непосредственно взрослые как носители определенных физических
и психических качеств. Родители, пренебрежительно относящиеся к своему
здоровью, не могут сформировать правильного отношения к здоровью у
своего ребенка, но тем не менее каждый родитель хочет видеть своих детей
здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так,
чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими
людьми. А ведь за всем этим стоит в том числе и здоровый образ жизни.
Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему,
способность противостоять вредным влияниям.
1
Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для того, чтобы
ребенок
рос
всесторонне
развитым
и
здоровым,
необходимо
их
взаимодействие.
Как
показывает
практика,
ни
одна,
даже
самая
лучшая
оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если
ее задачи не решаются совместно с семьей. Именно детский сад является
местом педагогического просвещения родителей. И поэтому первой нашей
задачей
было
объяснить
родителям
то,
что
они
несут
всю
полноту
ответственности за развитие, обучение и сохранение здоровья своего ребенка,
а задача воспитателя - помочь им в этом.
Для
того,
чтобы
родители
стали
проявлять
больший
интерес
к
воспитанию своих детей в детском саду, нужно, чтобы они видели результаты
работы
воспитателей
по
сохранению
здоровья
детей,
слышали
о
своем
ребенке
позитивное,
встречали
доброе
отношение
воспитателей.
Мы
организовали родителей для создания благоприятных условий по решению
оздоровительных задач, объясняя это тем, что большую часть времени дети
проводят в детском саду (10 часов).
Особое значение в пропаганде здорового образа жизни в ДОУ придается
наглядным
средствам,
которые
призваны
познакомить
родителей
с
условиями, задачами, содержанием и методами воспитания здоровых детей,
преодолеть
их
зачастую
поверхностные
суждения
о
важности
здорового
образа жизни детей, оказывать семье практическую помощь. Особой формой
наглядной пропаганды здоровье сохранения детей среди родителей являются
валеологические газеты, папки-передвижки, в которых отражаются самые
актуальные
проблемы
здорового
образа
жизни
детей
и
безопасности
жизнедеятельности.
Здесь
мы
подобрали
рекомендации
специалистов
по
интересующей родителей проблеме здоровьетворения и здоровьесохранения
детей. Тематика газет, консультаций разнообразна: «Если у ребенка ОРВИ»;
«Витаминотерапия в оздоровлении детей»; «Если ребенок один дома», и т.д.
Материалы наглядной пропаганды должны привлекать внимание родителей,
поэтому
воспитателю
необходимо
приложить
немало
усилий,
чтобы
они
дошли до адресата. Тексты должны быть интересны и понятны родителям.
Для
поддержания
«обратной
связи»
с
семьей
мы
решили
воспользоваться
такой
формой
взаимодействия,
как
система
заданий
родителям на выходные дни, т.е. то, что мы делали в детском саду, закрепить
дома. Мы анализируем вместе с родителями, почему дети заболели, что
послужило причиной. Поэтому, посоветовавшись с медсестрой, мы решили
обогатить
и
расширить
формы
работы
по
оздоровлению:
проводим
витаминизацию
(витаминные
дни;
дети
принимают
поливитамины
и
аскорбиновую кислоту). Также дети пьют отвар шиповника, это помимо
соблюдения
режима
дня,
закаливания,
прогулки.
Рекомендуем
родителям
создавать
благоприятные
условия
для
организации
физкультурно-
оздоровительной
работы
с
детьми
дома.
Ведь
часть
времени
активного
бодрствования дети проводят в семье.
Один из способов воздействия на детей (в семье) — любимая игрушка,
которая становится главным действующим лицом. Следуя правилам игры,
2
ребенок
должен
помогать
игрушке
выполнять
нужные
действия:
делать
зарядку, умываться, одеваться на прогулку, убирать со стола, ложиться спать и
т.д.
Подобный
прием
можно
использовать
при
проведении
неприятных
процедур: инъекций, прививок, приема таблеток и др.
Методические рекомендации родителям:
1. Формируйте у детей положительное отношение к своему здоровью.
Помните,
что
ваше
отношение
к
собственному
здоровью
влияет
на
отношение к здоровью у ребенка!
Задание. Попробуйте каждый новый день начинать с утренней зарядки,
использовать различные средства закаливания, выполнять правила личной
гигиены.
2. Используйте опосредованное воздействие на ребенка, проводите игры,
рассказывайте стихи, потешки, читайте книги.
Задание. Попробуйте провести игры: «Утро Даши», «У Мишки день
рождения», «В гостях у Острозуба».
3. Формируйте у детей навыки безопасного поведения.
Задание. Напишите «Сигналы тревоги» и проведите беседу «Домашние
опасности».
4.
Употребляйте
формулы
приветствия,
прощания,
благодарности
в
соответствии с нормами этикета.
Задание. Вспомните, как вы разговариваете, друг с другом в семье, как
обращаетесь
друг
к
другу.
Понаблюдайте
за
ребенком,
какие
формы
обращения он использует в своей речи.
5. Воспитывайте у детей чувство долга, ответственности, человечности.
6. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
Поэтому проводим беседы с родителями, даем консультации на темы:
1. Топтыжкины неприятности (о плоскостопии).
2. Охраняйте позвоночник ребёнка.
3. О профилактике стоматологических заболеваний.
4. Чтоб глаза были здоровы.
5. Учите детей правильно дышать.
6. Как правильно закаливать ребенка.
7. Правильное питание залог здоровья.
8. Воспитание здорового ребёнка.
3
Список литературы:
1.
Тарасова Т.А., Власова Л.С. «Я и мое здоровье: Практическое пособие
для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7
лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры. – М.: Школьная
Пресса, 2008.
2.
Банникова
Л.П.
«Программа
оздоровления
в
дошкольных
образовательных учреждениях: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007.
3.
Гаврючина
Л.В.
«Здоровьесберегающие
технологии
а
ДОУ:
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
4.
Терпугова
Е.А.
«Валеологическое
воспитание
детей
дошкольного
возраста:
методическое
пособие
для
педагогов/
Е.А.Терпугова.
Ростов
н/Д:Феникс, 2007.
5.
Белых М.А., Климова В.К. «Дошколная валеология» 2001.
6.
Павлова
М.А.,
Лысогорская.
«Здоровьесберегающая
система
дошкольного
образовательного
учреждения»:
модели
программ,
рекомендации,
разработки
занятий/авт.
–
со ст.
М . А . П а вл о ва ,
М.В.Лысогорская, канд. псих. наук. – Волгоград: Учитель, 2009.
7.
Кулик Г.И., СергиенкоН.Н «Школа здорового человека» программа
для ДОУ.
4