Автор: Литвинова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №24 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Новошахтинск Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение детей младшего возраста к книге и чтению".
Раздел: дошкольное образование
Приобщение детей младшего возраста к книге и чтению
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как
у взрослых, так и у детей. С появлением телевидения и компьютера поток
информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают
компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше,
чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами
из
«Азбуки»
и
хрестоматий,
а
впоследствии
–
попытками
освоить
произведения школьной программы в сокращенном варианте.
В
связи
с
этим,
вопросы
воспитания
интереса
и
любви
к
книге,
стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный
текст, обогащения духовного и культурного уровня детей посредством чтения
становятся актуальными для родителей и педагогов дошкольных учреждений.
Вместе
с
тем,
при
изучении
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования,
психолого-
педагогической
литературы
было
выявлено
противоречие
между
необходимостью приобщения детей младшего возраста к книге и чтению и
недостаточной
разработанностью
педагогических
условий
в
практике
дошкольного
воспитания
[1;
2;
3].
Чтобы
приобщить
детей
младшего
дошкольного возраста к книге и чтению,
нужно способствовать созданию
педагогических условий:
- учет особенностей читателей-дошкольников младшего дошкольного
возраста;
-
создание
развивающей
среды,
способствующей
воспитанию
у
дошкольников интереса к чтению;
-
использование
различных
форм,
методов,
приемов
работы
для
формирования у детей умения слушать и понимать художественный текст;
-
включение
родителей
в
работу
по
развитию
у
детей
интереса,
способности к восприятию и интерпретации литературных произведений.
Ответив на вопросы: как привить детям любовь к художественной
литературе?
Сколько
и
когда
лучше
читать?
Какой
найти
мотив,
чтобы
повысить интерес ребенка к чтению? Какие формы работы с детьми наиболее
эффективны? Как привлечь родителей? и др.
И вот к каким выводам я пришла:
1.
Литературный
центр
для
самостоятельного
знакомства
детей
с
художественными произведениями вначале необходимо создавать с учетом
выявленных
читательских
интересов
детей.
Постепенно
книжный
фонд
центра
необходимо
обогащать
программными
произведениями,
хрестоматиями,
книжками-самоделками,
детскими
журна лами,
иллюстрационными альбомами, наборами серийных открыток и т.п.
2.
При
организации
книжного
уголка
необходимо
придерживаться
следующих правил:
-
в
книжном
уголке
должны
быть
книги
большого
формата
и
маленькие, прямоугольные и фигурные, в виде альбомов и ширмочек, с
большим
количеством
картинок,
книжки-игрушки,
книги
с
плотными
картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д.;
-
книжное
окружение,
оформляемое
для
чтения
детям,
должно
соответствовать интересам и возрасту детей;
- книги должны быть доступны для ежедневного пользования.
3.
Приучение
детей
к
самостоятельному
общению
с
книгой
предполагает сначала совместное с детьми рассматривание иллюстраций,
ежедневно,
в
свободной
форме
чтение,
рассказывание
о
правилах
пользования
книгой.
Затем
необходимо
предлагать
детям
самостоятельно
рассматривать, исследовать, изучать книги, раскрашивать раскраски.
4.
При
проведении
выставок
книги
самая
первая
выставка
должна
представлять
набор
книг
с
ярким
оформлением
и
красочными
иллюстрациями.
Далее
тематика
выставок
должна
быть
разнообразной:
выставка
авторской
книги:
выставка
книг,
оформленных
известными
художниками-иллюстраторами; выставка русских народных сказок, потешек
и песенок; выставка сборников стихотворений о природе, т.п.
5.
Знакомство
детей
со
стихотворными
текстами
необходимо
проводить на занятиях, а также во время прогулок, одевания, умывания,
кормления.
Приобщение
детей
к
миру
детской
литературы
должно
происходить ежедневно. Во всех режимных моментах использовать наиболее
близкие детям жанры – потешку, прибаутку, загадку, песенку, колыбельную.
6.
Для
приобщения
детей
к
книге
и
чтению
следует
использовать
различные приемы:
-
для
поддержания
непосредственного
отклика
и
эмоциональной
заинтересованности
выбирать
небольшие
по
объему
произведений,
с
динамичным сюжетом, повторами. Для более быстрого запоминания текста,
установления
простейших
(последовательных)
связей
в
произведении
использовать простейшие модели;
-
для
научения
детей
мысленно
представлять
события
и
героев
произведения использовать рассматривание иллюстраций, иллюстративный
комментарий, опору на личный опыт детей;
-
для
научения
слушать
литературное
произведение,
отвечать
на
вопросы,
включать
в
рассказ
взрослого
отдельные
слова
и
предложения
использовать
отраженный
пересказ.
После
того
как
малыш
овладел
пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы с
несложной фабулой;
- для развития умений анализировать, оценивать прочитанное, сюжет,
героев, замысел автора и т.п. проводить пятиминутки «Что нам читали?» с
рассказом детей о том, что им вчера читали дома, в детском саду, понравилась
ли им книга и почему; предлагать оценить иллюстрации к книге, описать
главных персонажей;
- с целью формирования интереса к книге и чтению у детей младшего
возраста проводить вечера сказок, вечера загадок, драматизацию любимых
детских произведений;
- для формирования бережного отношения к книге привлекать детей к
«скорой помощи», подбирая для этого необходимый материал.
7.
Привлечение родителей к работе по приобщению детей к книге и
чтению предполагает:
- знакомство родителей с возрастными особенностями ребенка раннего
возраста как читателя;
- расширение представлений родителей о детской литературе;
- научение родителей руководить воспитанием детей как читателей,
- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ через различные
интерактивные формы работы.
Список литературы:
1.
Тюнников
Ю.,
Мазниченко
М.
Воспитание
дошкольника
как
читателя
и
зрителя // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 31-38.
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования: Письма и приказы Минобрнауки. М.: ТЦ Сфера, 2014.
3.
Ховякова А.Л. К вопросу о формировании социальной компетентности ребенка
в
условиях
дошкольного
образовательного
учреждения
//
Актуальные
проблемы
модернизации
российского
образования:
Сборник
трудов
Всероссийской
научно-
практической конференции. - Тверь, 30.12.2009.