Напоминание

"Приобщение детей младшего возраста к книге и чтению".


Автор: Литвинова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №24 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Новошахтинск Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение детей младшего возраста к книге и чтению".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Приобщение детей младшего возраста к книге и чтению

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как

у взрослых, так и у детей. С появлением телевидения и компьютера поток

информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают

компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше,

чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами

из

«Азбуки»

и

хрестоматий,

а

впоследствии

попытками

освоить

произведения школьной программы в сокращенном варианте.

В

связи

с

этим,

вопросы

воспитания

интереса

и

любви

к

книге,

стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный

текст, обогащения духовного и культурного уровня детей посредством чтения

становятся актуальными для родителей и педагогов дошкольных учреждений.

Вместе

с

тем,

при

изучении

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования,

психолого-

педагогической

литературы

было

выявлено

противоречие

между

необходимостью приобщения детей младшего возраста к книге и чтению и

недостаточной

разработанностью

педагогических

условий

в

практике

дошкольного

воспитания

[1;

2;

3].

Чтобы

приобщить

детей

младшего

дошкольного возраста к книге и чтению,

нужно способствовать созданию

педагогических условий:

- учет особенностей читателей-дошкольников младшего дошкольного

возраста;

-

создание

развивающей

среды,

способствующей

воспитанию

у

дошкольников интереса к чтению;

-

использование

различных

форм,

методов,

приемов

работы

для

формирования у детей умения слушать и понимать художественный текст;

-

включение

родителей

в

работу

по

развитию

у

детей

интереса,

способности к восприятию и интерпретации литературных произведений.

Ответив на вопросы: как привить детям любовь к художественной

литературе?

Сколько

и

когда

лучше

читать?

Какой

найти

мотив,

чтобы

повысить интерес ребенка к чтению? Какие формы работы с детьми наиболее

эффективны? Как привлечь родителей? и др.

И вот к каким выводам я пришла:

1.

Литературный

центр

для

самостоятельного

знакомства

детей

с

художественными произведениями вначале необходимо создавать с учетом

выявленных

читательских

интересов

детей.

Постепенно

книжный

фонд

центра

необходимо

обогащать

программными

произведениями,

хрестоматиями,

книжками-самоделками,

детскими

журна лами,

иллюстрационными альбомами, наборами серийных открыток и т.п.

2.

При

организации

книжного

уголка

необходимо

придерживаться

следующих правил:

-

в

книжном

уголке

должны

быть

книги

большого

формата

и

маленькие, прямоугольные и фигурные, в виде альбомов и ширмочек, с

большим

количеством

картинок,

книжки-игрушки,

книги

с

плотными

картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д.;

-

книжное

окружение,

оформляемое

для

чтения

детям,

должно

соответствовать интересам и возрасту детей;

- книги должны быть доступны для ежедневного пользования.

3.

Приучение

детей

к

самостоятельному

общению

с

книгой

предполагает сначала совместное с детьми рассматривание иллюстраций,

ежедневно,

в

свободной

форме

чтение,

рассказывание

о

правилах

пользования

книгой.

Затем

необходимо

предлагать

детям

самостоятельно

рассматривать, исследовать, изучать книги, раскрашивать раскраски.

4.

При

проведении

выставок

книги

самая

первая

выставка

должна

представлять

набор

книг

с

ярким

оформлением

и

красочными

иллюстрациями.

Далее

тематика

выставок

должна

быть

разнообразной:

выставка

авторской

книги:

выставка

книг,

оформленных

известными

художниками-иллюстраторами; выставка русских народных сказок, потешек

и песенок; выставка сборников стихотворений о природе, т.п.

5.

Знакомство

детей

со

стихотворными

текстами

необходимо

проводить на занятиях, а также во время прогулок, одевания, умывания,

кормления.

Приобщение

детей

к

миру

детской

литературы

должно

происходить ежедневно. Во всех режимных моментах использовать наиболее

близкие детям жанры – потешку, прибаутку, загадку, песенку, колыбельную.

6.

Для

приобщения

детей

к

книге

и

чтению

следует

использовать

различные приемы:

-

для

поддержания

непосредственного

отклика

и

эмоциональной

заинтересованности

выбирать

небольшие

по

объему

произведений,

с

динамичным сюжетом, повторами. Для более быстрого запоминания текста,

установления

простейших

(последовательных)

связей

в

произведении

использовать простейшие модели;

-

для

научения

детей

мысленно

представлять

события

и

героев

произведения использовать рассматривание иллюстраций, иллюстративный

комментарий, опору на личный опыт детей;

-

для

научения

слушать

литературное

произведение,

отвечать

на

вопросы,

включать

в

рассказ

взрослого

отдельные

слова

и

предложения

использовать

отраженный

пересказ.

После

того

как

малыш

овладел

пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы с

несложной фабулой;

- для развития умений анализировать, оценивать прочитанное, сюжет,

героев, замысел автора и т.п. проводить пятиминутки «Что нам читали?» с

рассказом детей о том, что им вчера читали дома, в детском саду, понравилась

ли им книга и почему; предлагать оценить иллюстрации к книге, описать

главных персонажей;

- с целью формирования интереса к книге и чтению у детей младшего

возраста проводить вечера сказок, вечера загадок, драматизацию любимых

детских произведений;

- для формирования бережного отношения к книге привлекать детей к

«скорой помощи», подбирая для этого необходимый материал.

7.

Привлечение родителей к работе по приобщению детей к книге и

чтению предполагает:

- знакомство родителей с возрастными особенностями ребенка раннего

возраста как читателя;

- расширение представлений родителей о детской литературе;

- научение родителей руководить воспитанием детей как читателей,

- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ через различные

интерактивные формы работы.

Список литературы:

1.

Тюнников

Ю.,

Мазниченко

М.

Воспитание

дошкольника

как

читателя

и

зрителя // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 31-38.

2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования: Письма и приказы Минобрнауки. М.: ТЦ Сфера, 2014.

3.

Ховякова А.Л. К вопросу о формировании социальной компетентности ребенка

в

условиях

дошкольного

образовательного

учреждения

//

Актуальные

проблемы

модернизации

российского

образования:

Сборник

трудов

Всероссийской

научно-

практической конференции. - Тверь, 30.12.2009.



В раздел образования