Автор: Беспалова Елена Александровна
Должность: зам. директора по вр
Учебное заведение: МБ НОУ "Лицей №111"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: среднее образование
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БЕСПАЛОВА Е.А.
Заместитель директора по ВР
МБ НОУ «Лицей №111»
г.Новокузнецк
e-mail: bea09.10@mail
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)
в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов
признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это
всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и
социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также
психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и
реализации индивидуального дарования.
Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные
системы ценностей у одаренных детей очень широки.
Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие
требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость,
гармонию и природу.
Не могут четко развести реальность и фантазию.
Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру
слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.
Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики,
нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми
людьми.
Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по
зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.
Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку
они способны вообразить множество опасных последствий.
Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и
весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
При этом деятельность педагогов предусматривает:
реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях
гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
создание системы развивающего и развивающегося образования на основе
психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и
раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования
личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных
дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения
доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм
творческой самореализации личности.
управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе
наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического
мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и
развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих
равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем
школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области
науки (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но
обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического
склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем
школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном
участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг,
помощи, наставничества.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим
внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными
детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы
работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих
определенными качествами:
учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на
вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с
людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с
одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие
способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие
проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и
одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы,
верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им
присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и
оберегать;
учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает
над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься
самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного
процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися:
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
факультативы;
занятия исследовательской деятельностью;
городская школа для одаренных детей «Интеллект»
школа развития дошкольников «Маленький гений»
НОУ "Мыслитель"
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования, ВУЗами.