Напоминание

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Беспалова Елена Александровна
Должность: зам. директора по вр
Учебное заведение: МБ НОУ "Лицей №111"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: среднее образование





Назад




ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БЕСПАЛОВА Е.А.

Заместитель директора по ВР

МБ НОУ «Лицей №111»

г.Новокузнецк

e-mail: bea09.10@mail

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое

определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)

результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда

выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)

в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов

признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это

всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и

социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также

психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и

реализации индивидуального дарования.

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные

системы ценностей у одаренных детей очень широки.

Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие

требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость,

гармонию и природу.

Не могут четко развести реальность и фантазию.

Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру

слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.

Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики,

нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми

людьми.

Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по

зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.

Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку

они способны вообразить множество опасных последствий.

Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и

весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

При этом деятельность педагогов предусматривает:

реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях

гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

создание системы развивающего и развивающегося образования на основе

психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и

раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования

личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся

внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных

дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения

доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм

творческой самореализации личности.

управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе

наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического

мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и

развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих

равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем

школьном возрасте).

Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области

науки (подростковый образ).

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но

обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического

склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем

школьном возрасте).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития

личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном

участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг,

помощи, наставничества.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим

внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными

детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы

работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих

определенными качествами:

учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на

вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с

людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с

одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие

способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие

проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и

одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы,

верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им

присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и

оберегать;

учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает

над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься

самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

увлечен своим делом;

способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

профессионально грамотным;

интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

проводником передовых педагогических технологий;

психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного

процесса;

знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными учащимися:

творческие мастерские;

групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

факультативы;

занятия исследовательской деятельностью;

городская школа для одаренных детей «Интеллект»

школа развития дошкольников «Маленький гений»

НОУ "Мыслитель"

конкурсы;

интеллектуальный марафон;

научно-практические конференции;

участие в олимпиадах;

работа по индивидуальным планам;

социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования, ВУЗами.



В раздел образования