Автор: Васильева Яна Витальевна
Должность: воспитатель мбдоу
Учебное заведение: МБДОУ №16 "Ласточка"
Населённый пункт: станица Новорождественская Тихорецкий район Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
на тему: «Зимующие птицы»
Программные задачи:
Образовательные задачи: Дать детям представление о видах питания зимующих
птиц. Закрепить понятие « зимующие» птицы. Активизировать в речи обобщающие
слова: «дикие животные», « зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо»,
вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно,
голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.
Воспитательные задачи: Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к
птицам.
Развивающие
задачи:
Развивать
воображение,
внимание,
мышление,
целостное
восприятие предметов.
Демонстрационный
материал: иллюстрации
с
изображением
зимнего
леса
с
животными и птицами; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; модели с
видами питания зимующих птиц; конверт.
Раздаточный
материал: половина
листа
бархатной
бумаги
с
моделями
видов
питания зимующих птиц, птицы: воробей, ворона, синица, снегирь, разрезанные на
части (голова, туловище, хвост).
Оборудование:
магнитофон,
аудиозапись
с
голосами
птиц,
макеты
деревьев,
планшет, ковролин, персонаж «Воробей».
Ход занятия:
Воспитатель: Вот и пришла Зимушка – зима, завьюжила, замела пришла с морозами
трескучими, со снегами сыпучими, с ветрами вьюжными. Она не может дать ни
сочных овощей, ни сладких фруктов, ни грибов, ни яблок.
Влетает воробей: Был сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего
не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Воробей.
Воробей: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Воробей!
Воспитатель: Что случилось, Воробей?
Воробей: Так я говорю, был сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались,
ничего не пойму.
Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Воробью разобраться.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.
Воспитатель:
Посмотрите,
ребята,
как
вокруг
красиво,
какой
воздух!
Слышите
голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так
привечает?
На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка,
зайца и лису?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц.
Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?
Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Спинка зеленовата, животик желтоват,
На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. (Синица)
Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на магнитную доску.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель:
Ребята,
вы
помните,
какая
была
зима?
Зима
суровая,
вьюжная,
морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют.
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом.
Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают
в них корм.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, ребята. (Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам
расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.
Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте
договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на магнитную доску)
Синицы
питаются
зёрнышками,
крошками,
любимое
их
лакомство
–
сало,
его
обозначим:
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:
Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:
Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем
питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?
Дети
выходят
по
одному,
выбирают
карточку-модель,
называют,
что
на
ней
обозначено и говорят, какая птица этим питается.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Говорит таинственным голосом). А вы
знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли вороны,
хотите, я вас научу?
– Воробей, давай играть вместе с нами.
Физминутка «Вороны»
Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны.
Кар-кар-кар (громко)
Кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.
Кар-кар-кар (тихо)
(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).
Воробей находит под деревом конверт с перепутанным изображением птиц (ворона
– снегирь, воробей – синица):
Воробей: Ой, пока вы здесь играли, я под деревом что-то нашел!
Воробей: Кто же это не пойму?
Воспитатель:
Не
суетись,
Воробей,
мы
сейчас
с
ребятами
разберёмся.
Давайте
посмотрим, кто это на картинке. Кому принадлежит голова? Кому принадлежит
туловище?
Аналогично рассматривается второй рисунок.
Воробей: Вот теперь я узнаю птиц, как у вас ловко получается. А что это за конверт
под деревом лежит?
Дети приносят конверт.
Воспитатель:
Кто
же
его
оставил?
Давайте
сядем
на
пенёчки.
Это
конверт
от
старичка Лесовичка. Что же в нём лежит?
Воспитатель достаёт части птичек.
Воспитатель: Если сложить части птицы, то получится целая птица. Её нужно
посадить на кормушку. А как узнать какую птицу нужно посадить на кормушку?
(Есть подсказка – символ). Давайте сложим птичек на кормушках.
Воспитатель
выясняет
индивидуально
у
каждого
ребёнка
какую
птицу
он
выкладывает и почему.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте положим птиц в конверт и оставим под
деревом. То-то удивится старичок Лесовичок, когда заглянет в конверт, все птицы на
своих кормушках сидят. Птиц вы покормили, давайте угостим Воробья, ему тоже
будет нелегко зимой.
Дети угощают Воробья семечками.
Воробей: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы
улетели и что они едят. До свидания, ребята!
Дети прощаются с Воробьем.
Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два,
три, повернись, в детский сад возвратись!
Итог
– Каких птиц вы повстречали в лесу?
– Как можно назвать их одним словом?
– Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.
-Кого угостим салом?
Рябиной? Семечками? Кусочком яблока?