Напоминание

Консультация для родителей будущих первоклассников "Готовимся к школе"


Автор: Муравьева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19 "Журавушка"
Населённый пункт: г. Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Консультация для родителей будущих первоклассников "Готовимся к школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей будущих первоклассников

«Готовимся к школе»

Скоро Ваш ребёнок пойдёт в первый класс. Перед родителями встают

вопросы:

o Как подготовить ребёнка к школе?

o На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был

менее болезненным?

Часто

родители

прибывают

в

некотором

заблуждении

по

поводу

подготовленности

их

детей

к

школьному

обучению.

Заблуждение

это

заключается

в

родительской

уверенности

в

том,

что

ребёнок

считается

подготовленным к школе, если умеет читать, писать и считать. Между тем

мало

кто

из

родителей

догадывается,

что

иногда,

даже

овладев

этими

умениями, ребёнок необязательно будет хорошо учиться в школе.

Дети

развиваются

неодинаково,

и

то,

что

естественно

для

одного

ребёнка,

для

другого

сложно

и

несвоевременно.

Но

почему-то

многие

родители считают возможным форсировать интеллектуальные способности

своих детей.

Что

же

делать

родителям,

от

действий

которых

зависит

уровень

подготовленности их ребёнка к школе? Прежде всего необходимо понять, что

надо не обучать ребёнка тому, чему будут учиться в школе, а развивать его

предпосылки

к

обучению.

Тогда

позже,

в

процессе

получения

знаний,

ребёнок будет способен их усваивать. К этому будет готов его мыслительный

аппарат, у ребёнка появятся мотивация к обучению и контроль над своими

действиями.

Часто бывает, что ребёнок хорошо считает, пишет, читает. Родители

гордятся

этим

и

при

каждой

удобной

возможности

ст ремят ся

продемонстрировать эти умения. Но при ближайшем знакомстве с таким

ребёнком оказывается, что инструкцию он почти никогда не воспринимает с

первого раза. Он просто не слышит, что от него требуется. При повторе он

улавливает инструкцию лишь частично, а при очередной допущенной ошибке

не стремиться её исправить. Такой ребёнок не способен поднять руку, чтобы

обратиться к педагогу, если не понял, не расслышал задание. Как правило, в

классе более двадцати учеников, и учителю бывает трудно контролировать

нюансы в поведении каждого из них. Если к перечисленным проблемам

добавить ещё и неумение планировать свою деятельность, неспособность

подготовиться к следующему заданию, то вырисовывается портрет ребёнка,

психологически к школе не готового.

o Школьное обучение в качестве необходимой предпосылки требует

зрелости

определённых

психических

функций

(памяти,

внимания,

мышления). Даже малыши могут долго заниматься тем, что их привлекает, а

вот выполнение неинтересной работы даже у первоклассников получается с

трудом. А на уроке отнюдь не всё бывает интересно. Поэтому внимание

ребёнка должно контролироваться с помощью волевого усилия. Если ученик

имеет малый объём памяти, то усваиваться информация может не полностью.

Однако

память

необходимо

развивать,

соединяя

с

мышлением,

иначе

осмысленное запоминание заменит зубрёжка. Ребёнок должен сначала понять

учебный

материал.

Выделить

в

нём

главное,

найти

закономерности,

проанализировать и обобщить информацию, а уже после этого - запомнить.

o У ребёнка должна быть сформирована координация работы глаз и

тонких

движений

руки.

Эта

способность

обеспечит

ребёнку

успешное

выполнение заданий по переписыванию с учебника или классной доски.

Нужно научить ребёнка не только штриховать, раскрашивать и рисовать, а и

перерисовывать или переписывать что-то, глядя на образец.

o

Первоклассник

должен

обладать

также

навыками

учебной

деятельности: уметь идентифицировать себя с классом (реагировать, когда

нет личного обращения, выделять учебную задачу, работать по словесной

инструкции, строить внутренний план умственных действий. Развить эти

навыки помогут занятия в различных кружках и спортивных секциях. Чтобы

ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши

словесные

инструкции

и

требования,

которые

должны

быть

чёткими,

доброжелательными, немногословными, спокойными.

o До школы у ребёнка нужно сформировать коммуникативные качества,

благодаря которым он сможет найти друзей в новом коллективе: способность

устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, умение слушать

собеседника и эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации

мирным путём, участвовать в коллективных формах деятельности.

o При этом от ученика требуются соблюдение общепринятых норм и

правил

поведения,

контроль

за

своими

поведенческими

реакциями

и

эмоциями.

У

ребёнка

должны

быть

сформированы

качества,

благодаря

которым он сможет осуществить эффективное взаимодействие: дружелюбие,

внимание, понимание чувств собеседника, активность, честность, доброта,

взаимовыручка.

o

Существует

ещё

и

мотивационная

готовность

к

школе.

Часто

приходится сталкиваться с тем, что в отличие от официального опроса при

неформальном общении дети признаются, в своём нежелании идти в школу.

Одни объясняют это тем, что в школе, на их взгляд, будет очень трудно.

Другие – что придётся выполнять домашние задания. А третьим вообще

бывает тяжело сформулировать своё негативное отношение к школе. Они

говорят, что просто не хотят идти в школу, а почему - не знают. Получается,

что желание, которое является движущей силой и считается самым мощным

фактором

в

достижении

успехов

детей,

у

них

отсутствует.

Часто

при

выяснении

причин

сложившейся

ситуации

выясняется,

что

родители

слишком переусердствовали в своём желании приобщить ребёнка к миру

знаний. Форсируя способности ребёнка, родители рискуют привить у него

отвращение не только к обучению в школе, но и к процессу познания вообще.

Нужно помнить, что для дошкольного возраста ведущей является игровая

деятельность. И если вы хотите познакомить ребёнка с миром цифр и букв, то

обязательно делайте это с помощью игры. Только погружаясь в царство

кубиков, бусинок, пирамидок и мячиков, вы сможете говорить с ребёнком на

его

языке.

Так,

становясь

партнёром

ребёнка

по

играм,

вы

сумеете

осторожно, шаг за шагом увлекать его чем-то более интересным. Постепенно,

слегка усложняя перед ним задачи, вы сможете аккуратно ввести его в более

сложный мир. Сажать ребёнка раньше времени за парту, ставить ему оценки

и сравнивать с более успешными детьми – значит обрекать его на муки.

Бывает, что желание учиться компенсирует даже не слишком большие знания

ребёнка. Стремясь дисциплинировать ребёнка, родители и не подозревают,

что заранее формируют страх перед школой. «В школе тебе баловаться не

дадут! », «Учитель с тобой нянчиться не станет… », «Школа – это тяжёлый

труд, а ты даже читать не умеешь… » - ребёнок, слышащий от родителей

подобные выражения, не захочет идти в школу. Иногда негативное отношение

навязывают старшие братья и сёстры, которые уже имеют свой школьный

опыт. В этом случае родители должны поговорить с ребёнком о том, что все

дети разные и поэтому не исключено, что его представление о школе будет

совсем другим. А родителям можно дать рекомендацию: делать уроки со

старшими детьми без криков и нервов. Нередко ребёнок не хочет учиться, так

как

подсознательно

перенимает

от

родителей

нежелание

развиваться

и

совершенствоваться, это происходит, если в семье наблюдается безразличное

отношение

к

книгам.

Не

проводятся

беседы

о

происходящих

в

мире

событиях, не посещаются музеи, выставки и т. д. Бывает, что родители,

наказывая ребёнка за какую-либо провинность, велят ему сесть за стол и

написать

буквы

или

взять

книгу

и

почитать.

Таким

образом,

взрослые

формируют у ребёнка неприязнь к учёбе, которая ассоциируется с наказанием

и негативными эмоциями. Итак, именно родители могут сформировать у

ребёнка положительное отношение к процессу учения, ощущение того, что

он многое умеет и обязательно справится с возникшими проблемами. А мама

и папа ему в этом помогут. Сами же родители должны создавать в семье

доброжелательную

обстановку,

в

которой

ребёнок

смог

бы

развиваться,

раскрывая свои способности.



В раздел образования