Автор: Муравьева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19 "Журавушка"
Населённый пункт: г. Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Консультация для родителей будущих первоклассников "Готовимся к школе"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей будущих первоклассников
«Готовимся к школе»
Скоро Ваш ребёнок пойдёт в первый класс. Перед родителями встают
вопросы:
o Как подготовить ребёнка к школе?
o На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был
менее болезненным?
Часто
родители
прибывают
в
некотором
заблуждении
по
поводу
подготовленности
их
детей
к
школьному
обучению.
Заблуждение
это
заключается
в
родительской
уверенности
в
том,
что
ребёнок
считается
подготовленным к школе, если умеет читать, писать и считать. Между тем
мало
кто
из
родителей
догадывается,
что
иногда,
даже
овладев
этими
умениями, ребёнок необязательно будет хорошо учиться в школе.
Дети
развиваются
неодинаково,
и
то,
что
естественно
для
одного
ребёнка,
для
другого
сложно
и
несвоевременно.
Но
почему-то
многие
родители считают возможным форсировать интеллектуальные способности
своих детей.
Что
же
делать
родителям,
от
действий
которых
зависит
уровень
подготовленности их ребёнка к школе? Прежде всего необходимо понять, что
надо не обучать ребёнка тому, чему будут учиться в школе, а развивать его
предпосылки
к
обучению.
Тогда
позже,
в
процессе
получения
знаний,
ребёнок будет способен их усваивать. К этому будет готов его мыслительный
аппарат, у ребёнка появятся мотивация к обучению и контроль над своими
действиями.
Часто бывает, что ребёнок хорошо считает, пишет, читает. Родители
гордятся
этим
и
при
каждой
удобной
возможности
ст ремят ся
продемонстрировать эти умения. Но при ближайшем знакомстве с таким
ребёнком оказывается, что инструкцию он почти никогда не воспринимает с
первого раза. Он просто не слышит, что от него требуется. При повторе он
улавливает инструкцию лишь частично, а при очередной допущенной ошибке
не стремиться её исправить. Такой ребёнок не способен поднять руку, чтобы
обратиться к педагогу, если не понял, не расслышал задание. Как правило, в
классе более двадцати учеников, и учителю бывает трудно контролировать
нюансы в поведении каждого из них. Если к перечисленным проблемам
добавить ещё и неумение планировать свою деятельность, неспособность
подготовиться к следующему заданию, то вырисовывается портрет ребёнка,
психологически к школе не готового.
o Школьное обучение в качестве необходимой предпосылки требует
зрелости
определённых
психических
функций
(памяти,
внимания,
мышления). Даже малыши могут долго заниматься тем, что их привлекает, а
вот выполнение неинтересной работы даже у первоклассников получается с
трудом. А на уроке отнюдь не всё бывает интересно. Поэтому внимание
ребёнка должно контролироваться с помощью волевого усилия. Если ученик
имеет малый объём памяти, то усваиваться информация может не полностью.
Однако
память
необходимо
развивать,
соединяя
с
мышлением,
иначе
осмысленное запоминание заменит зубрёжка. Ребёнок должен сначала понять
учебный
материал.
Выделить
в
нём
главное,
найти
закономерности,
проанализировать и обобщить информацию, а уже после этого - запомнить.
o У ребёнка должна быть сформирована координация работы глаз и
тонких
движений
руки.
Эта
способность
обеспечит
ребёнку
успешное
выполнение заданий по переписыванию с учебника или классной доски.
Нужно научить ребёнка не только штриховать, раскрашивать и рисовать, а и
перерисовывать или переписывать что-то, глядя на образец.
o
Первоклассник
должен
обладать
также
навыками
учебной
деятельности: уметь идентифицировать себя с классом (реагировать, когда
нет личного обращения, выделять учебную задачу, работать по словесной
инструкции, строить внутренний план умственных действий. Развить эти
навыки помогут занятия в различных кружках и спортивных секциях. Чтобы
ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши
словесные
инструкции
и
требования,
которые
должны
быть
чёткими,
доброжелательными, немногословными, спокойными.
o До школы у ребёнка нужно сформировать коммуникативные качества,
благодаря которым он сможет найти друзей в новом коллективе: способность
устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, умение слушать
собеседника и эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации
мирным путём, участвовать в коллективных формах деятельности.
o При этом от ученика требуются соблюдение общепринятых норм и
правил
поведения,
контроль
за
своими
поведенческими
реакциями
и
эмоциями.
У
ребёнка
должны
быть
сформированы
качества,
благодаря
которым он сможет осуществить эффективное взаимодействие: дружелюбие,
внимание, понимание чувств собеседника, активность, честность, доброта,
взаимовыручка.
o
Существует
ещё
и
мотивационная
готовность
к
школе.
Часто
приходится сталкиваться с тем, что в отличие от официального опроса при
неформальном общении дети признаются, в своём нежелании идти в школу.
Одни объясняют это тем, что в школе, на их взгляд, будет очень трудно.
Другие – что придётся выполнять домашние задания. А третьим вообще
бывает тяжело сформулировать своё негативное отношение к школе. Они
говорят, что просто не хотят идти в школу, а почему - не знают. Получается,
что желание, которое является движущей силой и считается самым мощным
фактором
в
достижении
успехов
детей,
у
них
отсутствует.
Часто
при
выяснении
причин
сложившейся
ситуации
выясняется,
что
родители
слишком переусердствовали в своём желании приобщить ребёнка к миру
знаний. Форсируя способности ребёнка, родители рискуют привить у него
отвращение не только к обучению в школе, но и к процессу познания вообще.
Нужно помнить, что для дошкольного возраста ведущей является игровая
деятельность. И если вы хотите познакомить ребёнка с миром цифр и букв, то
обязательно делайте это с помощью игры. Только погружаясь в царство
кубиков, бусинок, пирамидок и мячиков, вы сможете говорить с ребёнком на
его
языке.
Так,
становясь
партнёром
ребёнка
по
играм,
вы
сумеете
осторожно, шаг за шагом увлекать его чем-то более интересным. Постепенно,
слегка усложняя перед ним задачи, вы сможете аккуратно ввести его в более
сложный мир. Сажать ребёнка раньше времени за парту, ставить ему оценки
и сравнивать с более успешными детьми – значит обрекать его на муки.
Бывает, что желание учиться компенсирует даже не слишком большие знания
ребёнка. Стремясь дисциплинировать ребёнка, родители и не подозревают,
что заранее формируют страх перед школой. «В школе тебе баловаться не
дадут! », «Учитель с тобой нянчиться не станет… », «Школа – это тяжёлый
труд, а ты даже читать не умеешь… » - ребёнок, слышащий от родителей
подобные выражения, не захочет идти в школу. Иногда негативное отношение
навязывают старшие братья и сёстры, которые уже имеют свой школьный
опыт. В этом случае родители должны поговорить с ребёнком о том, что все
дети разные и поэтому не исключено, что его представление о школе будет
совсем другим. А родителям можно дать рекомендацию: делать уроки со
старшими детьми без криков и нервов. Нередко ребёнок не хочет учиться, так
как
подсознательно
перенимает
от
родителей
нежелание
развиваться
и
совершенствоваться, это происходит, если в семье наблюдается безразличное
отношение
к
книгам.
Не
проводятся
беседы
о
происходящих
в
мире
событиях, не посещаются музеи, выставки и т. д. Бывает, что родители,
наказывая ребёнка за какую-либо провинность, велят ему сесть за стол и
написать
буквы
или
взять
книгу
и
почитать.
Таким
образом,
взрослые
формируют у ребёнка неприязнь к учёбе, которая ассоциируется с наказанием
и негативными эмоциями. Итак, именно родители могут сформировать у
ребёнка положительное отношение к процессу учения, ощущение того, что
он многое умеет и обязательно справится с возникшими проблемами. А мама
и папа ему в этом помогут. Сами же родители должны создавать в семье
доброжелательную
обстановку,
в
которой
ребёнок
смог
бы
развиваться,
раскрывая свои способности.