Напоминание

"Сказкотерапия с элементами фольклора в воспитании детей дошкольного возраста"


Автор: Ваганова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - д/с "Сказка" ОП "ЦРР - д/с "Солнышко"
Населённый пункт: Республика Мордовия,г.Ковылкино
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия с элементами фольклора в воспитании детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Сказка»

обособленное подразделение «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко»

«Сказкотерапия

с элементами фольклора

в воспитании детей

дошкольного возраста»

(Доклад на конференции педагогов ДОУ)

Выполнила: Ваганова И.А.,

воспитатель

Ковылкино 2017

Как сказал Василий Александрович Сухомлинский :

«Сказка развивает внутренние

силы ребенка, благодаря которым человек не может делать добра, т.е. учит

сопереживать»

Задачи сказкотерапии включают в себя :

- Развитие речи детей;

-Выявление и поддержание творческих способностей;

- Снижение уровня тревожности и агрессивности;

-Развитие способности к естественной коммуникации;

-Развитие умения преодолевать трудности и страхи;

-Формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

Сказкотерапия

для

дошкольников

–это

современное

средство,

широко

используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач.

Обыгрывание

ситуаций

с

любимыми

героями

сказок

позволяет

легко

добиться

замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение

знакомо

каждому

человеку

с

детства.

Сказка

это

один

из

первых

видов

художественного

творчества,

с

которым

знакомится

ребенок.

Наверное,

нет

ни

одного малыша, который был бы равнодушен к сказке.

С а м о

с л о в о СКАЗКА

это

устное,

художественное

произведение,

преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера,

с установкой на вымысел.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого

развития

личности,

расширения

сознания

и

совершенствования

взаимодействия

через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о

душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном

сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

В

настоящее

время

сказка

стала

все

чаще

использоваться

в

качестве

терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач:

обогащение

внутреннего

мира

ребенка,

определение

модели

поведения

и

нахождение

выхода

из

проблемной

ситуации

(отношения

между

сверстниками,

родителями

и

детьми

и

т.д.),

коррекция

психической

и

эмоционально-волевой

сферы, развития.

В каких

случаях

используется сказкотерапия для дошкольников?

Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально

развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии

также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения,

особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с

нарушением

слуха,

зрения,

интеллектуальной

недостаточности,

речи,

аутистического спектра и др. и т.д.

ВИДЫ СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Сами по себе сказки разделяют на шесть видов:

1. народные (фольклорные, а также мифы и легенды разных народов)

2. художественные (наиболее привычные, распространённые сказки)

3.

авторские

художественные

сказки (современный

вариант

повествования,

реалистичные сюжеты, сказки различных авторов)

4. дидактические (например, математическое уравнение как основа для сказочного

сюжета)

5.психокоррекционные

(сказки

с

обязательным

набором

сюжетных

линий,

где

герой всегда побеждает зло)

6. психотерапевтические (сказки, где героям нужно сделать выбор, то есть сказки, в

которых обозначена проблема, вопрос)

Правила

организации сказкотерапии

для дошкольников:

Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует

обыграть,

проинсценировать,

тщательно

проанализировать,

сделать

оценки

и

выводы по ее содержанию;

Содержание

сказки

должно

соответствовать

возрасту,

потребностям

и

возможностям ребенка;

Содержание

сказки

и

используемые

методические

приемы

по

ее

анализу

должны в полной мере решать поставленную задачу;

Передача

ребенку

знаний,

правил

поведения,

сглаживание

конфликта

в

процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в

уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке;

Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может

быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем

описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к

героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения

Основой для планирования занятий по сказкотерапии являются разработки

Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой,

Д.Ю.

Соколова,

Т.М. Грабенко и

других

авторов

методик

по

креативной

терапии.

Используются

психотерапевтические,

психокоррекционные,

дидактические

и

медитативные

сказки,

написанные

ими

специально для сказкотерапии.



В раздел образования