Автор: Губайдуллина Зельфия Рашитовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 14
Населённый пункт: Город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Методы обучения математики"
Раздел: среднее образование
Методы обучения математики.
Губайдуллина Зельфия Рашитовна, (zulfiy55555@mail.
ru) учитель математики
МБОУ СОШ № 14 г. Казани
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет
задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому
материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся
поиски новых эффективных методов обучения и таких методических
приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы
их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся
зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько
умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на
уроках каждый ученик работал активно и увлеченно и использовать это как
отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого
познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте,
когда еще формируются , а иногда и только определяются постоянные
интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период
нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. При
изложении новой темы использую вопросно-ответный метод. Отвечая на мои
вопросы, учащиеся самостоятельно приходят к некоторым выводам. Этот
метод призван активизировать мыслительную деятельность учащихся класса
их интерес к новой теме.
Иногда новую тему разбираем вместе с учащимися по учебнику. Таким
образом, учу их самостоятельности. На случай, если по какой то причине
учащийся пропустил урок, то смог бы самостоятельно изучить пропущенную
тему.
После изучения новой темы, решаем несколько типичных примеров. На
втором уроке отвожу 5-10 минут на повторение изученного материала. Затем
весь урок идет закрепление знаний, проведение консультаций,
контролирование знаний. Пишу на доске номера заданий. Учащиеся решают
задания. Я по одному вызываю учащихся проверяю ответы, ход решения,
консультирую, отмечаю правильно выполненные номера. Иногда поручаю
ученикам, которые выполнили все задания проконсультировать отстающих
товарищей. И к концу урока уже известен уровень знаний каждого ученика.
Таким образом, происходит зачет по пройденному материалу и у меня
создается четкое представление о работоспособности, настроении и
полученных знаниях каждого ученика. В течении урока учащиеся могут
изменить свою оценку, т.к. оценки выставляю в свою тетрадь. Помочь
ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал
помогает создание проблемных ситуаций на уроке.
Как же создать проблемные ситуации?
Например: 1)Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные
ошибки.
Тема: «Линейные уравнения с одной переменной»
Решаю уравнение на доске.
(3х+7)*2-3=17
6х+14-3=17
6х=0
Х=0
При проверке, конечно же ответ не сходится. Проблемная ситуация.
Учащиеся ищут ошибку. Таким образом, решают проблему. После этого
учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя.
Результат внимательность и заинтересованность на уроке.
2)Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.
На прошлом уроке, ребята, мы измеряли длину и ширину нашего класса и по
формуле нашли его периметр.
Р=(а+в)*2=(6+5)*2=22 м
Посмотрите, пожалуйста, на пол. Краска сносилась. Вам нравится? Мне тоже
не нравится. Я думаю, что летом надо покрасить пол. Давайте с вами
посчитаем, сколько денег нужно на покраску пола в классе, если одна банка
краски стоит 200 рублей и ее хватит, что бы покрасить 35 квадратных метров.
Проблемная ситуация. Для решения этой задачи нам нужно найти площадь
пола.
3)Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и
сравнение. Пятикласснице Тане учительница дала задание сосчитать, сколько
треугольников изображено на рисунке. Таня нашла пять треугольников. Лена
нашла семь треугольников. Кто из них прав. Попробуем посчитать вместе.
В формировании интереса учащихся к изучению математики большое
значение имеют дидактические игры. Игра- творчество, игра-труд. В процессе
игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить
самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись,
дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в
необычных ситуациях, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей
включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не
подвести товарищей по игре.
Например: Дидактические игры «Магические квадраты», «Лучший счетчик»,
«Математическая эстафета», «Цепочка». Конкурсы «Художник»,
«Викторина».
Математические эстафеты, турниры, конкурсы и другие дидактические игры
хорошо уживаются с серьезным учением. Включение в урок игр и игровых
моментов помогает делать процесс обучения интересным и занимательным,
создает у детей бодрое рабочее настроение.
Литература
1.Я.И. Груденов Совершенствование методики работы учителя математики
Москва «Просвещение», 1990
2.В.Г. Коваленко Дидактические игры на уроках математики Москва
«Просвещение», 1990