Напоминание

"Развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста".


Автор: Кириченко Любовь Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 16 "Ласточка"
Населённый пункт: станицы Новорождественской, Тихорецкого района, Краснодарского края
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический опыт: «Развитие познавательных процессов и

эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста».

Подготовила: Кириченко Любовь Ивановна, педагог-психолог МБДОУ

№ 16 «Ласточка» станицы Новорождественской.

Цель: обмен передового педагогического опыта, повышение педагогического

мастерства.

Основные функции педагога-психолога:

охрана физического и психического здоровья детей;

создание условий, которые способствуют эмоциональному благополучию

ребенка и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей

каждого.

Цель работы педагога-психолога: обеспечение психологического здоровья

детей (физического, психологического, личностного).

Направления работы:

ПСИХОДИАГНОСТИКА ПСИХОПРОФИЛАКТИКА,

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ, КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА, ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И

МЕТОДИЧЕСКАЯ

.

Содержание работы:

В работе используются такие технологии, как:

- здоровьесберегающие;

- игровые;

- личностно-ориентированные;

- информационно-коммуникационные.

Виды, используемых технологий: игры, элементы тренингов,

психогимнастика, гимнастика для глаз, артерапия, сказкотерапия, пальчиковая

гимнастика, музыкотерапия, релаксация, ИКТ.

Тема самообразования:

«Развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы у детей

дошкольного возраста».

В конце раннего возраста ребенок впервые выходит за пределы своего

семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей, что

создает предпосылки развития новой социальной ситуации. Идеальной

формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир

социальных отношений. По словам Льва Семеновича Выготского, идеальная

форма – это та часть объективной действительности, с которой человек

вступает в непосредственное взаимодействие; та сфера, куда ребенок

пытается войти.

По словам Даниила Борисовича Эльконина, дошкольник вращается вокруг

взрослого, его ф-ций, задач. Взрослый выступает для него в обобщенной

форме, как носитель общественных ф-ций в сис-ме социальных отношений

(папа, доктор, водитель). Но дети еще не в состоянии реально участвовать во

взрослой жизни, хотя и являются членами общества. Вот, как раз

противоречие этой социальной ситуации разрешается в игре как ведущей

деятельности, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых. Даниил

Борисович Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей

творческой мысли будущего человека».

В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает

законы системы человеческих отношений.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических

процессов. В процессе игры у детей произвольно развиваются внимание и

память, игровая ситуация оказывает постоянное влияние на умственное

развитие дошкольника.

Самый ответственный период для развития умственных способностей

дошкольников – от 3-7лет. Именно в это время необходимо приложить

максимум усилий для развития всех психических процессов: восприятия,

мышления, памяти, воображения и внимания. Развитие умственных

способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному

обучению. Вот поэтому и выбрана тема для работы.

Изначально свою работу я строила, опираясь на методические рекомендации

В.Л.Шарохиной и Катаевой.

Созданы рабочие программы: рабочая программа по развитию

познавательных процессов у детей дошкольного возраста и рабочая

программа по профилактике нарушений и отклонений в поведении у детей

дошкольного возраста.

Для того, чтобы осуществлять свою работу создан уютный кабинет и

наполнен необходимым оборудованием и инструментарием.

Поскольку для каждого ребенка наиболее эффективной является

эмоционально приятная деятельность, поэтому все занятия проводятся в

доброжелательной обстановке, учитываются индивидуально-типологические

особенности детей. Развивая интеллектуальные способности детей, в занятия

включаются упражнения для снятия физического и эмоционального

напряжения. Работа со старшими дошкольниками, позволяет помимо

развития необходимых познавательных процессов, мотивации, уделять

внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать

навыки общения, совместной деятельности и т.д.

Работа с родителями.

Новой и эффективной формой в работе с семьей, которая дала бы

возможность побудить интерес к жизни детей в ДОУ, помогла бы разобраться

родителям в вопросах воспитания. является родительский клуб, название

которого «Понимающие родители».

Родительский клуб – особая форма взаимодействия между участниками,

предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития

и воспитания детей.

Где царит благоприятная эмоциональная атмосфера, которая способствует

лучше воспринимать информацию, стать более откровенным, открытым для

принятия психологической помощи. Основная задача родительского клуба –

способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.

Основными направлениями деятельности клуба являются пропаганда

положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности

родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста, повышение

педагогической культуры родителей и уровень семейного воспитания.

При организации встреч используются приемы тренинговых занятий,

игровые приемы, видеоматериалы по организации жизни детей в ДОУ.

Использование игр на встречах с родителями оказалось самым эффективным

средством. В игре, в самом широком смысле этого слова, заложены

механизмы, которые пробуждают творчество, снимают эмоциональную

напряженность в отношениях, тренируют выдержку.

Все встречи планируются с учетом интересов и запросов родителей, по

результатам анкетирования.

За время существования клуба подробно представлены следующие темы:

«Кризис 3-х лет» (обсуждение симптомов кризиса ребенка);

«Семья и ее влияние на ребенка» (знакомство со стилями общения с

ребенком);

«Влияние телевизора и компьютерных игр на психическое здоровье детей»

(повышение родительской компетенции в вопросе влияния телевизора);

«Психологический климат семьи» (формирование представлений молодых

родителей о взаимоотношениях с детьми);

«Эмоциональный мир» (знакомство с особенностями развития ребенка);

«Мальчики и девочки такие разные» (определить содержание эффективного

воспитательного взаимодействия с мальчиками и девочками);

За период функционирования клуба самым сложным оказалось привлечение

самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с

посещением, низкой активностью родителей.

Тщательная подготовка к каждой встрече, четкий отбор материала,

нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость

обучения различным приемам работы с детьми – все это способствует

заинтересованности родителей к посещению клубных встреч.

Критериями эффективности работы являются:

- использование родителями предложенных материалов в работе с детьми;

- положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с

дошкольным учреждением.

Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений

каждого за счет способностей всех участников.

Проведение игровых упражнений с педагогами.

1.Упражнение «Передай штучку, которая просится в ручку»

Цель: способствует снять излишние мышечное напряжение, настрой на

работу.

Инструкция: необходимо передавая подушечку, сказать соседу слева доброе

слово или пожелание. Упражнение можно выполнять сидя.

2.Упражнение «Ладошки» (приветствие)

Цель: поднять настроение, учить быть вежливыми, развивать слуховую

память.

Взрослые выходят и встают в круг.

Ведущий прикладывает свои ладони к ладоням участников и говорит слова:

Приготовили ладошки, память свою напрягли,

Каждый вспомнит пусть немножко, мое имя назови…

3. Упражнение «Доброе животное»

Цель: настройка на работу в группе, формирование доброжелательных

отношений к сверстникам.

Все встают в круг, взявшись за руки, делают шаг назад- это вдох, шаг вперед

– выдох «животного».

4. Игра «Куб эмоций».

Цель: закрепление знаний детьми различных эмоциональных состояний

человека.

Ведущий показывает эмоцию одному ребенку, он изображает на лице с

помощью жестов и мимики, а остальные отгадывают

5. Игра «Цветные ладошки»

Цель: развивать внимание, формировать произвольное поведение.

Ведущий показывает цветные ладошки. Красная ладонь – все кричат, синяя –

шепчут, зеленая – молчат.

6. Игра «Цветик –семицветик»

Цель: развивать быстроту реакции.

1 – изобрази любого сказочного героя

2 – придумай загадку

3 – назови пять имен мальчиков

4 – скажи какого цвета твое настроение

5 – расскажи стих

6 – попрыгай на одной ноге

7. Упражнение «Волшебные очки»

Цель: развивать воображение, побуждать к раскрытию своего внутреннего

мира.

Участники одевают очки без стекол и переносятся в воображаемую

ситуацию. Каждый участник говорит о своих ощущениях. Одев очки, все

увидели «Осенний лес».

8. Упражнение на саморегуляцию «Звуковая гимнастика»

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Все участники стоят в кругу. Дыхание спокойное, ровное. Сначала делают

глубокий вдох носом, а на выдохе энергично произносят звуки.

«А»- воздействует благотворно на весь организм

«Е»- воздействует на щитовидную железу

«И» - воздействет на мозг, глаза, нос и уши

«О» -воздействует на сердце и легкие

«У»-Воздействует на органы, расположенные внизу живота

«Я» «М»-воздействет на работу всего организма

9. Массаж

Цель: развивать тактильные ощущения.

10. Артерапия «Мандала»

Цель: Снижение напряжения, раскрытие творческого потенциала.

Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или "центр".

Мандалы - это символическое изображение всей Вселенной. Это

тысячелетнее восточное искусство все больше распространяется на Западе

благодаря многочисленным лечебным свойствам. Каждая мандала содержит

знаки, которые являются отражением душевного состояния человека.

Мандалы освобождают нас от повседневного напряжения и стресса. Кроме

того, это прекрасный способ самовыражения и раскрытия творческого

потенциала. Созерцание и рисование этих фигур является источником

расслабления и энергии.

11. Рефлексия «Метод пяти пальцев»

От латинского «отражение» – умение размышлять, заниматься

самонаблюдением, самоанализом.

Мизинец-мыслительный процесс-какие знания, опыт я сегодня получил?

Безымянный – близость цели- что я сегодня делал и чего достиг?

Средний – состояние духа – каким было сегодня мое преобладающее

настроение?

Указательный – услуга, помощь- что я сегодня помог сделать, чем порадовал

или чему поспособствовал?

Большой – бодрость, физическая форма- каким было мое физ. состояние, что

я сделал для своего здоровья?



В раздел образования