Автор: Рамиева Рамзия Хасановна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО "ДМШ №6"
Населённый пункт: Набережные челны
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Концертмейстер и его работа в классе струнно-смычковых инструментов"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
«Концертмейстер и его работа в классе
струнно-смычковых инструментов»
Преподаватель: Рамиева Рамзия
Хасановна
Набережные Челны
2017
Содержание
1.
Введение
2.
Основная часть
a)
Элементы мастерства концертмейстера
b)
Общая эрудированность
c)
Беглая читка с листа,транспонирование
d)
Скрипка-любимый инструмент у татар
e)
Концертмейстер и солист-единое целое
3.
Заключение
Введение
В наше время одной из самых распространенных и востребованных
стала профессия пианиста-концертмейстера.
Концертмейстер-пианист очень
востребован в ДШИ и ДМШ, как и в любой другой сфере, где есть
необходимость в концертмейстерах. Их роль многогранна, поэтому пианист
должен обладать серьезными профессиональными навыками и умениями.
Концертмейстеру приходиться работать с различными инструментами в
ДШИ и ДМШ, знать особенности исполнения на этих инструментах и их
возможности. Исполняя огромное разнообразие репертуара, концертмейстер
должен хорошо разбираться в различных жанрах и стилях, владеть способами
их воплощения на фортепиано и научить ученика-солиста этому. «… в
деятельности концертмейстера объединяются педагогические,
психологические, творческие функции» - пишет Е.М. Шендерович [1].
Концертмейстер вместе с педагогом приобщает ребенка к прекрасному,
прививая любовь к мировому музыкальному наследию. Концертмейстер и
педагог становятся музыкальными наставниками для учеников.
Рассмотрим какими навыками и умениями должен обладать хороший
пианист-концертмейстер. Это означает хорошее владение роялем как
технически, так и музыкально, общую музыкальную одаренность, хороший
музыкальный слух, артистичность чтобы быть надежной опорой для ученика-
солиста в момент концертного выступления. К профессионализму
концертмейстера относится умение читать разную фактуру, беглое чтение с
листа, транспонирование, общая музыкальная эрудиция. От мастерства
концертмейстера зависит успех юного музыканта. Главной задачей любого
исполнительского союза концертмейстера и солиста является баланс
звучания, который зависит от различных факторов – акустики помещения,
тембра голоса или инструмента, а также рояля, на котором приходится
аккомпанировать пианисту, слышание солиста с постоянным контролем
звукового баланса, все это является составляющей мастерства
концертмейстера. От концертмейстера в классе струнных инструментов
требуется большой круг навыков: знание скрипичных штрихов,
прислушиваясь к ним, уметь подражать им на фортепиано, добиваясь
качественной ансамблевой игры. В кантиленной музыке концертмейстер
очень чутко ведет партию фортепиано при исполнении скрипачом
флажолетов, а также при ведении солистом длинных фраз должен уметь
контролировать сильные доли фортепианной партии, добиваясь цельности во
фразировке. Скрипка – это инструмент, звучащий в среднем и высоком
регистре, а значит концертмейстеру приходится уделять внимание среднему и
низкому регистру, выстраивая и выравнивая общее гармоническое звучание.
Так же недопустимо форсирование звучания рояля в верхних регистрах, здесь
главенствует скрипка. Главная задача концертмейстера, используя свое
мастерство, отойти на второй план, при этом подчеркнуть сильные стороны
солиста. Чаще всего от пианиста требуется ну очень деликатная манера
сопровождения, особенно с маленькими начинающими скрипачами.
Концертмейстеру также приходится проявить чудеса импровизации при
выходе малышей на сцену, чтобы малыш, при его малых возможностях,
почувствовал себя скрипачом, увидел гордость родителей за его успехи.
В
концертах мы всегда слышим скрипку в союзе с роялем, который создает для
нее гармоническую опору, фактурно обогащает ее звучание. Природа
струнных инструментов певческая, близка человеческому голосу. Поэтому в
скрипичной музыке звучит великолепно кантилена. У татарского народа
скрипка стала любимым народным инструментом, многие люди из народа
играли на ней любительски. Тонкая проникновенность, богатая
эмоциональная выразительность прекрасно отражала всю глубину татарской
музыки, изобилие насыщенной мелизматики. Поэтому в творчестве татарских
композиторов много прекрасной скрипичной музыки. И, конечно же,
учащиеся играют много обработок, переложений и других произведений,
приобщаясь к красоте национальной музыки, наряду с классикой. При игре
национальной музыки многое зависит от опыта и глубины понимания
особенностей исполнения такой музыки, эрудированности самого
концертмейстера, благодаря которому ученик поймет и постигнет красоту
исполнения национальной музыки. Ведь постижение азов любой
национальной культуры дает толчок духовного развития. Но, прежде чем
выйти на сцену, концертмейстер должен многое отработать в классе с
учеником. Уже при первом ознакомлении с произведением, чаще в
исполнении концертмейстера и педагога, либо Интернет-ресурсов, важно
влюбить ученика в музыку, которую ему предстоит постичь. При этом
концертмейстер должен создать вариант исполнения приближенный к
сценическому. Фактуру местами можно облегчить, но темп, ритмический
рисунок и линия баса, как гармоническая основа, должны быть точными. Чем
лучше концертмейстер владеет техникой читки с листа, тем легче и ярче
проходит ознакомление с новым произведением. На начальном этапе
освоения произведения концертмейстер помогает ученику разучить партию,
читая три строчки, подыгрывает ему. При таком варианте ученик попутно
учится чисто интонировать свою партию. Параллельно отрабатываются
штрихи, агогика, выверяем конечные темпы. Начиная с первых лет обучения,
что очень важно, ученик должен знать и уметь показывать ауфтакт. Вначале
это делает в младших классах концертмейстер-либо кивок головы или любой
другой показ. А далее научить самого ученика давать ауфтакт -коротким
поднятием грифа скрипки. Природа возникновения звука рояля и скрипки
различны. У рояля он угасает после удара по клавише, а у скрипки поющая
природа звука, близка к вокальному. Поэтому концертмейстер чаще
использует деликатную манеру игры при сопровождении скрипки. Понимая,
что каким бы ярким не был концертмейстер, солист- главнее. Выход на сцену
–важный момент. Здесь от ловкости и опыта пианиста зависит многое: есть
дети которые от волнения теряются на сцене, а другие раскрываются.
Настроить ребенка на выразительную игру, увлечь зрителей ярким
выступлением, концентрироваться на исполнении, быть надежной опорой на
сцене –вот задачи стоящие перед концертмейстером.
Заключение
Исходя из вышесказанного видно, что концертмейстер в детской школе
искусств должен быть не только прекрасным исполнителем, педагогом,
хорошим психологом и другом для юных музыкантов. Задача
концертмейстера развить эстетичность, привить любовь к прекрасному и
творческому самовыражению. Это достигается только благодаря чуткости,
дружбе и взаимопониманию с юными солистами, которые будут уверены в
своем концертмейстере. С удовольствием выйдут играть на сцену с любящим
их и любимым концертмейстером.
Список литературы
1.
Шендерович Е.М В концертмейстерском классе: Размышления
педагога. - М.:Музыка, 1996
2.
Крючков Н. Искусство аккомпанемента, как предмет обучения. Л., 1961
3.
Островская Е.А Концертмейстерское искусство: педагогика,
исполнительство и психология // Фундаментальные исследования. –
2009. №1