Тема детства в классической русской литературе для детей
Автор: Махортова Марина Кирилловна Должность: преподаватель литературы для детей и юношества Учебное заведение: СПб техникум библиотечных и информационных технологий Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Статья Тема: Тема детства в классической русской литературе для детей Раздел: среднее профессиональное
Тема детства в классической русской литературе для детей.
Русская литература для детей прошла долгий путь развития. Первые попытки выделиться в
самостоятельную область культуры были предприняты еще во второй половине 15 века.
Окончательное разделение на литературу для взрослых читателей и для детей произошло в 18
веке, когда детская книга окончательно отделилась от религиозной и учебной литературы.
Значение этого периода в развитии русской детской книги очень велико: детская литература 18
века, особенно последней его трети, указала пути ее дальнейшего развития и подготовила расцвет
литературы для детей в 19 веке.
Ребенок, воспитание, книга в начальный период русской детской литературы. (18 век)
Начало 18 века совпадает со временем царствования Петра Великого, который
провозгласил: «Оградя Отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить
славу государства через искусства и науки» Это была эпоха глубоких реформ во всех областях
экономической и культурной жизни. Для грандиозных преобразований нужны были
образованные и творчески мыслящие люди, способные перенимать передовой опыт, привести в
движение внутренние силы страны: наладить производство, строить города, корабли, вооружать
армию повышать урожайность, осваивать пустовавшие земли. Решение этих задач
сопровождалось развитием просвещения, науки и культуры, в том числе детской литературы.
Почву для развития детской литературы подготовило творчество замечательных писателей 17
столетия Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Характерной особенностью творчества
Кариона Истомина является стремление всесторонне понять мир ребенка, особенности возраста,
восприятие детского языка, чтобы на основе учета этих особенностей создать понятные и
интересные произведения для детей. Наиболее ярко это проявилось в двух письмах, написанных
им от имени пятилетнего царевича Алексея к его отцу Петру Первому, находившемуся тогда в
Азовском походе. В них отразились детская наивность, непосредственность, душевная чистота и
язык, характерный для ребенка дошкольного возраста.
Значительным событием в истории детской литературы стало изданное в 1717 году
«Юности честное зерцало». Эта книга была написана по указанию Петра I близкими ему людьми.
Источником для нее служили разные русские и переводные тексты, в том числе и трактат Эразма
Роттердамского и «Домострой» Кариона Истомина. Начало «Зерцала» - букварь с алфавитом,
слогами, числами, краткими изречениями из библии. Вторая часть – правила семейного и
общественного поведения и добродетелей юноши и девушки. Именно эта вторая часть и
представляет для нас особый интерес. Книга имеет подзаголовок- «показание к житейскому
обхождению», что говорит о ее практическом назначении.
Основная идея книги: судьба молодого человека зависит не от происхождения, а от его
личных заслуг. На страницах «Зерцала» предлагаются правила, касающиеся отношений молодых
людей к старшим и их личных качеств. Авторы книги пишут об уважении к родителям, о
скромности, трудолюбии и прилежании. Большое внимание в «Зерцале» уделяется вопросам
этикета, умению вести себя за столом и обществе. Все эти рекомендации должны помочь
подготовить ловких, проворных, умных и хорошо воспитанных придворных. Девушкам
рекомендуется соблюдать двадцать «добродетелей». Среди них - «страх божий, смирение,
трудолюбие, приветливость, стыдливость, воздержание» и др. Пожалуй, самой большой заслугой
книги является язык и стиль изложения, выразительный, образный, местами даже
простонародный. Это первая печатная книга для детей и юношества, написанная на разговорном
русском языке. Живой голос из 18 столетия доносит до нас представления о том, каким
требованиям должен отвечать «породный» отрок. В советах и рекомендациях, которые дают
авторы книги, мы видим идеал молодого человека новой эпохи, эпохи Просвещения. Однако
яркие примеры из жизни того времени рисуют картину весьма далекую от идеала. В книге не
рекомендовалось по улице «разиня рот ходить яко ленивый осел», «зазорным» девицам бегать по
скверным местам и кабакам «разиня пазухи» и петь с мужиками «скверные песни», за столом
сидя «хватать первыми из блюда и жрать, как свинья.» Как не забавно современному человеку
читать эти строчки, они яркое свидетельство того огромного культурного переворота, который
переживала Россия в начале 18 века. Вот почему самый крупный поэт начала 18 века Феофан
Прокопович, активный сторонник Петровских реформ, считал, что воспитанием ребенка следует
заниматься с самого раннего возраста. При этом образование должно соединяться с воспитанием,
наука – с нравственностью. Образованный, но невоспитанный и безнравственный человек
намного вреднее безграмотного, так как свои знания и умения может превратить в орудие зла.
По личной просьбе Петра Первого Феофан Прокопович написал две детские книги:
«Краткую русскую историю» и «Первое учение отрокам». В большом предисловии к книге
«Первое учение отрокам» он изложил свои педагогические взгляды. Прокопович утверждал, что
все в человеке закладывается с детства» Каков кто отрок есть, таков муж и будет», «От возраста
детского, аки от кореня, и добро и зло во все житие течет».
Самой яркой книгой середины 18 века явилось» Наставление сыну» Г.Н.Теплова. Книгу эту Теплов
посвятил своему 13-летнему сыну. По своим жанровым особенностям, целям и задачам она тесно
связана с древнерусскими традициями, которые восходят к поучениям. Григорий Николаевич
Теплов был одним из образованнейших людей своего времени, его наставником был Феофан
Прокопович. В «Наставлении сыну» автор ставил задачу показать ребенку «путь прямой к
достижению» цели, для которой он «рожден и чем жизнь свою окончить должен».
Мировоззрение Теплова складывалось под воздействием философии рационализма. Исходя из
этого, он призывает юных читателей укрощать свои страсти и подчинять их разуму. Основное
место в книге занимает изложение основ частной морали. В ней говорится о положительных
качествах, которые должен вырабатывать в себе человек. Теплов хотел воспитывать честных,
добрых, порядочных, приятных в обращении людей, уважающих друг друга, а не ловких и
скрытных придворных, преследующих корыстные цели. «Наставление сыну» состоит из 21 главы.
Каждая из них посвящается разъяснению одного правила. Некоторые из этих правил встречались в
«Домострое» К.Истомина, в «Юности честном зерцале», но книга Теплова резко отличается от них
планом, общим направлением языком и стилем изложения. Это мягкая по тону, сердечная и
теплая беседа умного, тактичного, любящего и заботливого отца с дорогим для него сыном. Он не
угрожает розгами или другими наказаниями, не пугает и не упрекает мальчика, а убеждает,
уговаривает, показывает ему примеры проявления дурного и хорошего в человеке. Автор следит
за движением мыслей и чувств ребенка, старается быть понятным, но не назойливым. Нарисовав
положительный образ человека, он заключает:» Скажу тебе правду: в наш век таких людей мало»
Но, чтобы не разочаровывать ребенка добавляет:» Но приближающихся к ним число довольно
найдешь» Национальные гуманистические педагогические идеи взаимодействовали с
западноевропейской философией воспитания, сформированной трудами Я.АКаменского,
Ф.Песталоцци, Д.Локка. Наиболее яркое выражение педагогические мысли новой эпохи получили
в романе-трактате Жан-Жака Руссо «Эмиль, или О воспитании» (1763) Его идеи свободного
воспитания, в соответствии с природой человека, уважения к его личности повлияли на
французскую и всю европейскую литературу для детей. Эти идеи прямо и опосредовано
проникали и на русскую почву.
Наиболее значительную роль в истории русской детской литературы 18 века сыграл
русский просветитель Николай Иванович Новиков. Он уделял большое внимание просвещению и
считал, что воспитание есть источник, из которого проистекают благополучие и несчастие народа».
Он впервые стал смотреть на педагогику как на науку. Стержнем педагогических взглядов
Новикова является воспитание любви к отечеству и благонравия. На детей он смотрел как на
«будущую подпору отечества». Венцом педагогической деятельности Новикова стало издание
первого журнала для детей «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789). В статьях и
рассказах, помещенных в журнале, на первом месте стояли идеалы добра и гуманизма уважение к
человеку, к его достоинству, в каком бы звании он ни был. Уже в самом названии журнала была
установка на нравственное воспитание (развитие в младых сердцах чувствований) и развитие ума
– расширение круга общеобразовательных знаний. Журнал пользовался среди читателей
огромным успехом. Ни один деятель русской культуры, детство которого совпало с концом 18-го
началом 19-го века, не прошел мимо этого журнала. Более того, многие с удовольствием
вспоминали его в зрелые годы (Белинский, Пирогов, Аксаков и др.)» Детское чтение для сердца и
разума» оказало огромное влияние на дальнейшее развитие детской литературы, на повышение
ее научного и художественного уровня, на укрепление прогрессивного направления в ней.
Замечательным детским писателем, сыгравшим значительную роль в истории детской
литературы, был Н.М.Карамзин. Он написал или перевел для юных читателей около 30
произведений. Кроме того, в круг чтения детей среднего и старшего возраста входили едва ли не
все его произведения. Объяснялось это прежде всего тем, что он являлся главой нового
направления в истории литературы - сентиментализма, поэтика которого так близка природе
людей. Культ дружбы и нежных чувств, поэтизация природы, внимание к окружающему,
повышенный интерес к переживаниям и внутреннему миру человека, его земным радостям- все
это характерно для сентиментализма и делает его произведения интересными и близкими детям
и юношеству. Среди них особенно выделяется «Анакреонтические стихи», «Прогулка», а так же
повесть «Евгений и Юлия». Повесть «Евгений и Юлия» воспевает природу, дружбу, нежные
чувства и любовь. В творчестве Карамзина нет такого произведения, которое было бы недоступно
или нежелательно для детского и юношеского чтения. Мемуары русских людей, детство которых
проходило в конце 18 века или в начале 19, свидетельствует о том, с каким восторгом в 7-12-
летнем возрасте читали они «Бедную Лизу», исторические повести Карамзина, а также его
автобиографический роман «Рыцарь нашего времени», который в русской литературе положил
начало жанру повести о детстве.
Таким образом, подводя итоги небольшого обзора русских книг 18 века, в которых
затрагивается тема детства, хочется еще раз подчеркнуть важность этой темы. Отражение мира
детства в художественной литературе имеет особое значение, потому что оно показывает
духовное настроение общества и наиболее ярко характеризует морально-этические ценности
цивилизованного мира. Данная тема не может рассматриваться только в одной плоскости, а
требует раскрытия в нескольких аспектах. Первое, это ребенок-читатель как объект воспитания и
тот социальный заказ, который предъявляет общество на его воспитание, ребенок-герой детской
книги, мир его представлений, чувств, процесс его взросления, вопросы детской психологии, и
наконец, детство -особый период в жизни человека, который определяет будущее. И все эти
аспекты, несомненно, важны.
Тема детства в русской литературе – одна из вечных тем. В течение своей эволюции она
подвергалась пересмотру и получала различные интерпретации. Особенно громко тема детства
стала звучать с освоением художественной литературой воспитательных идей просветителей и
прочно утвердила свои позиции в качестве приоритетной с рубежа 18-19 веков.