Автор: Дюмина Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №81
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Социально-коммуникативное развитие
Раздел: дошкольное образование
Социально-коммуникативное развитие
Тропинка в мир людей
Данный блок Программы предполагает:
—
присвоение детьми норм и ценностей, принятых в обще стве, включая
моральные и нравственные ценности;
—
развитие
общения
и
взаимодействия
ребёнка
с
взрослыми
и
сверстниками;
—
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции собственных действий;
—
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства при надлежности к своей
семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях
нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. В процессе общения
со взрослыми, наблюдения за социальной действительностью и взаимодействием с
социальными
институтами
дошкольники
присваивают
общественные
нормы
и
морально-нравственные ценности, которые отражаются в их игровой деятельности.
Феномен детского развития проявляется в том, что дети учатся у взрослых путём
подражания. Данный путь обучения не требует никаких усилий со стороны учителей
и обучающихся, только внимание и интерес детей к окружающей действительности.
Педагоги
и
родители
часто
замечают,
как
у
детей
проскальзывают
взрослые
интонации, фразы, а также поступки. Это очень ярко проявляется в игре. Игровые
действия ребёнка, как лакмусовая бумага, показывают всю структуру отношений
окружающего его мира. Если дети после выходных приходят
в
детский
сад
и
начинают
играть
в
застолье,
«наливают»
рюмочки,
чокаются
игрушечными
стаканчиками, поют песни, не совсем соответствующие детскому репертуару, то
сразу видно, как весело прошли выходные у взрослых, которые окружают этих
детей. Другие дети играют в цирк или зоопарк, ставят спектакли и концерты, и это
тоже
показатель
того,
как
дети
провели
выходные.
В
памяти
детей
останутся
стереотипы поведения; определённый внутренний фактор будет запускать механизм
мотивации, как провести выходные во взрослом возрасте, со своими детьми. Так
нормы поведения и ценности общества незаметно
закладываются
взрослыми в
головы дошкольников.
К обсуждению морально-нравственных проблем дошкольники ещё не готовы, так
как не сформирована сама база морально-нравственных ценностей. Но правильные,
принятые в обществе стереотипы поведения необходимо показывать и говорить о
них уже в этом возрасте.
Немаловажное значение следует придавать обсуждению и трансляции правильных
вариантов
поведения
ребёнка
в
разных
жизненных
ситуациях.
Воспитатель
не
назидательно, но упорно повторяет, как делать можно, что делать нужно в трудной
ситуации, кратко проговаривая то, что делать нельзя, не заостряя на этом внимание.
Общение и взаимодействие дошкольников со взрослыми и сверстниками является
важнейшим
фактором
социально-коммуникативного
развития.
Процесс
социализации не может происходить без общества людей. В самой организации
дошкольной образовательной организации заложены огромные ресурсы успешной
социализации
дошкольников.
Дети
проходят
большую
школу
общения,
выстраивания взаимодействия между сверстниками, у которых разные характеры,
интересы, привычки. А сколько разных специалистов взаимодействуют с ребятами
— воспитатели, логопеды, врачи! Сколько разных мам и пап встречаются каждое
утро и каждый вечер детям! Они видят разные отношения, взаимодействия, реакции
людей. Утреннее приветствие сторожа или вахтёра, который первый встречает у
дверей детского сада, тоже имеет значение для развития коммуникативных навыков
дошкольников.
Ещё
раз
важно
подчеркнуть
мысль
о
создании
условий
для
позитивной коммуникации. Если дети не боятся говорить со взрослым человеком,
высказать своё мнение, задать интересующий их вопрос, это открывает широкие
возможности как минимум для дальнейшей успешной адаптации в школьной среде и
гармоничного личностного и социально-коммуникативного развития в целом.
Создание психолого-педагогических условий, в числе которых важнейшее место
занимает эффективное взаимодействие детей со значимыми для них взрослыми,
естественным
образом
приводит
к
формированию
самостоятельности,
инициа-
тивности, саморегуляции детей к концу дошкольного возраста,
Воспитатели должны выстраивать диалоги и обсуждения тем так, чтобы дети брали
на себя инициативу в разыгрывании предлагаемых ситуаций, взрослые должны
поощрять самостоятельность детей. Если дети хотят в данный момент поиграть,
необходимо создать игровую ситуацию, соответствующую теме беседы. В процессе
обсуждения темы нужно постоянно обращаться к опыту детей. Он уже есть — пусть
маленький, но свой. Следует выслушать ребёнка, дать понять ему, что взрослому
важно
то,
что
говорит
дошкольник.
Тогда
самостоятельность
и
инициатива
не
угаснут, а будут проявляться не только в детском непосредственном поведении, но и
в обдуманньц поступках. Дети будут постепенно учиться брать ответственность за
свои слова и поступки. Ведь уже в первом классе школы от обучающегося требуется
проявление волевой саморегуляции и произвольности поведения.
Дошкольный
возраст
является
первой
ступенью
в
развитии
социального
и
эмоционального
интеллекта,
проявления
эмоциональной
отзывчивости,
эмпатии,
сопереживания сверстникам или своим близким. Современные исследования (А.И.
Савенков, В.Н. Куницына) показывают, что социальный и эмоциональный интеллект
обладает большой ресурсностью. Он гораздо более важен и значим для построения
успешных близких, семейных и производственных отношений, чем показатель
интеллектуального развития (Т.А. Никитина, М.А. Шаталина). Понимание своих
эмоций
и
эмоциональных
проявлений
других
людей,
управление
своим
эмоциональным состоянием берёт начало именно в дошкольном возрасте.
Формирование социального интеллекта будет происходить более эффективно, если
развивать у детей адекватную самооценку, учить детей легко адаптироваться к
окружающей
обстановке,
развивать
у
них
чувство
собственного
достоинства.
Именно
к
концу
дошкольного
возраста
одним
из
основных
новообразований,
обеспечивающих
успешность
прохождения
следующего
возрастного
этапа,
связанного со школьным обучением, является произвольность поведения, волевая
саморегуляция.
В
раннем
возрасте
дети
неэмпатийны.
Им
не
свойственно
сопереживание.
Этот
навык
действительно
необходимо
развивать.
Большие
возможности
для
развития
сопереживания,
эмпатии
представляют
семейные
взаимоотношения, отношения между сверстниками, кризисные ситуации. Подобные
ситуации
можно
обсуждать
в
группе
на
занятиях.
В
развитии
эмоционального
интеллекта неоспоримое преимущество есть в чтении художественной литературы
детям, просмотре мультфильмов с соответствующей смысловой нагрузкой. После
чтения и просмотра мультфильмов обязательным развивающим условием является
проведение беседы взрослого с детьми. Пусть это будет маленькая дискуссия, но в
рассуждениях детей должны быть расставлены правильные акценты.
В
дошкольном
возрасте
формируются
предпосылки
готовности
к
совместной
деятельности
со
сверстниками.
Если
в
группе
дошкольной
образовательной
организации
созданы
условия
для
совместной
деятельности
детей
и
взрослых,
воспитателей, педагогов и родителей с детьми, дошкольники с большим интересом
включаются в парную, подгрупповую или коллективную работу.
Формирование
готовности у ребёнка к совместной деятельности со сверстниками происходит через
создание творческой атмосферы, где принимаются любые интересные идеи, вопло-
щаемые в игровой деятельности детей.
Дети учатся слушать и слышать других людей, проявлять инициативу в совместной
деятельности со сверстниками, высказывать собственное мнение и реализовывать
задуманное в деятельности.
Важным условием проведения занятий по программе является групповая работа:
беседа,
совместная
игра,
совместное
рассматривание
картин,
чтение
стихов,
обсуждение
выходов
из I проблемных ситуаций. Воспитатель должен научиться
строить беседу или обсуждение так, чтобы дети не боялись высказывать свои мысли,
рассуждения. Важно уметь выслушать ребёнка с уважением и вниманием к его
маленькому, но уже своему мнению.
Только так дети смогут научиться существовать в коллективе, эффективно
взаимодействовать с разными членами группы, со взрослыми и сверстниками, а в
дальнейшем создавать эффективные команды.
Успешная социализация детей происходит в процессе включения их в культуру
своей страны и своего народа. Приобщение детей к социокультурным ценностям
народа происходит через праздники и соблюдение традиций, понятных детям. Семья
— социальная и психологическая основа развития полноценной личности ребёнка-
дошкольника. Взаимоотношения всех членов семьи — мамы и папы, бабушек и
дедушек, сестёр и братьев — отражаются в психике ребёнка, как в зеркале. Не I
всегда в семье складываются гармоничные отношения. Поэтому мы считаем, что,
если
ребёнок
увидит
успешные
гармоничные
отношения,
он,
возможно,
будет
помогать маме и папе налаживать их своим правильным поведением. Программой
предусмотрены и задания для родителей. Они могут послужить подсказками: как
провести выходные, на какие темы можно по- I говорить со своим малышом, как
правильно повести себя в какой-то затруднительной ситуации с ребёнком.
В Программе большое внимание уделяется темам, связанным с семьёй, с семейными
и
национальными
традициями,
с
семейными,
народными
и
государственными
праздниками,
а
также
большое
значение
придаётся
правилам
хорошего
тона,
адекватному
поведению
в
повседневных
или
затруднительных
ситуациях,
правильным
вариантам
решения
проблемных
ситуаций,
возникающих
в
жизни
детей.
Одним
из
важных
аспектов
социально-коммуникативного
развития
является
формирование
безопасного
поведения
в
повседневной
жизнедеятельности,
в
общественных местах и в природе. Естественное формирование основ безопасности
будет незаметно происходить, если у детей будет поощряться самостоятельность и
саморегуляция своих действий.
Важно обратить внимание на тот факт, что детям необходимо говорить о желаемом
поведении, о том, что нужно делать в трудной ситуации, а не о том, чего делать
нельзя.
Необходимо развивать целевое мышление ребёнка через систему вопросов, которые
помогут самостоятельно найти варианты решения житейских и исследовательских
задач.
Взрослые должны осознавать важность развития у ребёнка воображения и создавать
условия
для
его
стимулирования.
Одним
из
основных
условий
развития
воображения дошкольников будет его безусловное принятие со стороны взрослого
без
критики
и
осуждения,
а
также
поддержка
реализации
задуманного
в
действительность, будь то игра, рисунок, поделка, новая игрушка или космическая
ракета.
Игровая деятельность дошкольника будет определённым критерием для усвоения
Программы.
Если
знания,
полученные
на
занятиях,
переносятся
в
игровую
воображаемую ситуацию, значит, результат Программы достигнут. Таким образом,
происходит
интериоризация
полученной
информации,
внешнего
опыта
во
внутренний, который отображается в игре детей.
Средняя группа
Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности
Развивать у детей в ходе игры умение соблюдать правила.
Развивать внимание детей к просьбам взрослых, умение спокойно выполнять их
поручения.
Формировать
позитивное
отношение
к
просьбам
и
требованиям
взрослых
по
соблюдению норм и правил.
Развивать у детей личное отношение к нарушению норм морали, способствовать
развитию чувства справедливости (поделился игрушкой), учить уступать сверстнику.
Напоминать
детям
о
соблюдении
правил
этикета
(здороваясь
с
сотрудниками
детского сада, называть их по имени и отчеству, прощаться, благодарить, вежливо
просить, не вмешиваться в разговор взрослых).
Развивать
представления
о
некоторых
противоположных
моральных
понятиях
(щедрость
—
жадность,
взаимопомощь
-себялюбие),
обогащать
нравственный
словарь. Учить видеть примеры нравственного и безнравственного поведения в
мультфильмах, книгах и др.
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
Создавать
условия
для
совместных
игр
со
взрослыми
и
тремя-четырьмя
сверстниками,
предлагать
простые
сюжеты
для
игр
на
темы,
понятные
детям,
совершенствовать умения распределять роли, выполнять действия в игре, совершать
поступки в соответствии с замыслом игры и правилами.
Развивать
у
детей
умение
договариваться
о
совместных
действиях
в
игре,
распределении игрушек, согласовании действий и совместного результата.
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий
Создавать
условия
для
развития
самостоятельности
в
выборе
различных
игр,
побуждать к активной деятельности.
Учить самостоятельно распределять роли в совместной игре, выбирать необходимые
для игры предметы, использовать их в соответствии с выбранной ролью.
Побуждать
детей
самостоятельно
воспроизводить
в
играх
образцы
социального
поведения взрослых или детей, выполнять разнообразные роли.
Стимулировать
детей
к
проявлению
разнообразия
самостоятельных
действий
в
выбранной роли, планировании и целенаправленном осуществлении замысла.
Учить детей регулировать собственные действия в соответствии с выбранной ролью.
Развивать
понимание
социальных
отношений
детей
в
игре
путём
понимания
профессий взрослых.
. Побуждать детей к экспериментированию в игровой деятельности, к проявлению
инициативы в выборе ролей и сюжетов.
Создавать условия для самостоятельности в проигрывании известных детям игр с
небольшим количеством играющих.
Развивать стремление к самостоятельному следованию правшам.
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания
Формировать
эмоциональную
отзывчивость
к
близким
людям,
сочувствие
к
положительным героям мультфильмов, кинофильмов, литературных произведений;
умение проявлять эм-патию к сверстникам, вместе радоваться.
Учить понимать эмоциональное состояние персонажей литературных произведений,
чувствовать
ролевые
взаимодействия
с
другими
героями
игры,
считаться
с
интересами других детей.
Формировать
адекватную
реакцию
на
события,
происходившие
в
прошлом,
на
текущие и предстоящие события (праздники, путешествия, болезнь).
Развивать умение устанавливать доброжелательные отношения детей между собой,
формировать положительный образ Я каждого ребёнка, развивать положительную
самооценку с помощью выявления своих позитивных качеств.
Развивать нравственные чувства и эмоции, доступные детям в этом возрасте (стыд,
любовь и т. д.).
Учить
устанавливать
позитивные
взаимоотношения
в
игре,
конструктивно
разрешать конфликтные ситуации.
В совместной игре использовать средства выразительности для передачи чувств и
эмоций героев — жесты, мимику, изменение голоса.
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Формировать
чувство
общности
с
другими
детьми,
стремление
участвовать
в
коллективных играх, устанавливая позитивные контакты с близкими взрослыми,
педагогами и сверстниками.
Развивать инициативу в общении, устанавливать контакты вербально и невербально
со взрослыми и детьми в разных видах деятельности.
Закреплять
соблюдение
норм
и
правил
поведения
в
группе,
в
детском
саду
(приветствовать сотрудников детского сада, на-
зывая их по имени и отчеству, соблюдать дистанцию между детьми и взрослыми, не
мешая друг другу в игре, предлагать по-мощь, учитывать интересы и желания
других детей и близких людей).
Учитывать инициативу и желания детей при оформлении помещений групповой
комнаты, раздевалки, принимать посильную помощь от детей.
Обсуждать
с
детьми
информацию
о
явлениях
и
событиях,
непосредственно
не
касающихся их ближайшего окружения, включать их в беседу.
Стимулировать
детей
на
доброжелательное
общение
друг
с
другом,
проявлять
инициативу в поздравлениях, ситуациях совместной радости, учить детей адекватно
выражать своё мнение о неблаговидном поступке сверстника, просить прощение. |
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях
нашего народа, об отечественных традициях и праздниках Развивать
представления о составе семьи и своей принадлежности к семье, об обязанностях
каждого члена семьи и самого ребёнка, о важном значении семейных традиций, об
увлечениях, совместных праздниках, отдыхе.
Формировать представления о своей принадлежности к группе детей детского сада:
привлекать
детей
к
жизни
детского
сада,
поздравлять
сотрудников
дошкольной
образовательной организации, стимулировать проявление заботы о болеющих детях.
Продолжать воспитывать любовь к своей малой родине, рассказывать и показывать
детям красивые и достопримечательные места родного города (посёлка).
Давать
детям
представление
о
доступных
их
пониманию
государственных
праздниках, о столице России, её президенте, флаге государства.
Давать детям представление о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу
Родину.
Формировать тендерные представления, воспитывать уважительное отношение к
сверстникам разного пола.
Формировать представления о собственной национальности, национальности
родителей.
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе
Закреплять элементарные правила поведения в детском саду. Формировать
представления о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах, адрес).
Закреплять умение ориентироваться в помещении и на гастке детского сада.
Развивать навыки безопасного поведения в играх с песком, в подвижных играх и при
пользовании спортивным инвентарём.
Формировать
представления
об
опасных
ситуациях
(бытовых,
социальных,
природных) и способах безопасного поведения в них (правильное обращение с
ножницами и применение столовых приборов, безопасное катание на велосипеде,
осторожное использование воды).
Продолжать развивать правила безопасного передвижения в детском саду: аккуратно
передвигаться по лестнице вверх и вниз, осторожно закрывать и открывать дверь.
В опасных ситуациях учить обращаться за помощью к взрослому. Стимулировать
проявления осторожного поведения на природе.
Тропинка в мир труда
Содержание этого блока Программы направлено на достижение цели формирования
у дошкольников трёх — семи лет навыков трудовой деятельности и воспитания
эмоционально-ценностного отношения к труду через решение задач:
—
формирования навыков самообслуживания;
—
формирование навыков элементарного бытового труда в помещении и
на улице (участке детского сада);
—
формирование первичных представлений о труде в природе;
—
воспитание
ценностного
отношения
к
собственному
труду,
труду
других людей и его результатам;
—
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в
обществе и жизни каждого человека.
Перечисленные задачи реализуются в следующих видах детской деятельности:
—
самообслуживание
и
эл ементарный
бытовой
т ру д :
в
п о м е щ е н и и
и
н а
у л и ц е ,
к а к
в
р е ж и м н о й
д е я т е л ь н о с т и
(дежурство по столу, по живому уголку, по подготовке
к образовательной деятельности), так и в самостоятельной деятельности (уборка
игрушек и игрового пространства, подготовка к образовательной деятельности и по-
следующая уборка);
—
игровая: развивающие игры, в том числе компьютерные («Транспорт»,
«Профессии»
и
т.
д.),
коллективные
игры,
сюжетно-ролевые
игры
(«Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин», «Пожар», «Театр», «Библиотека»,
«Школа»)
или
действия,
связанные
с
профессиями
(повар,
строитель,
дворник,
водитель, парикмахер); сюжет-но-дидактические и дидактические игры («Оденем
куклу», «Кому что нужно?», «Что нужно сделать?», «Расскажи и покажи», «Говорю
и творю», «Кто быстрее?», «Чего не хватает?», «Кто и зачем нужен?», «Исключи
лишнее»
и
др.);
имитационные
игры
(«Весёлая
путаница»,
«Отгадай,
кто
я»,
«Путешествие в страну вещей» и др.); моделируемые ситуации («Обед готов! Кто
поможет быстро накрыть на столы, чтобы обед не остыл?», «Как очистить участок
от
листьев
и
мусора?»
—
развитие
способности
определить
разные
способы
выполнения задачи; «Скажи, что не так?» — развитие способности видеть свои и
чужие
недостатки,
наблюдение
за
выполнением
задания
(например,
уход
за
растениями
в
группе),
«Сегодня
отличная
погода!
Ира
—
дежурная
и
убирает
игрушки. Как нам быстрее выйти на прогулку?» — развитие взаимопомощи при
выполнении трудовых действий и др.);
—
коммуникативная: развитие навыков общения, овладение навыками
взаимодействия с другими детьми и со взрослыми;
—
познавательно-исследовательская:
исследования объектов
природы
через наблюдение за объектами экологической тропы, живого уголка, явлениями
природы;
обсуждение
проблемных
ситуаций
(«Что
будет,
если
вдруг
исчезнут
строители (водители, врачи и т.д.)?», «К нам придут гости!»);
—
восприятие
художественной
литературы
и
фольк л ора (слушание
книг и рассматривание иллюстраций; обсуждение произведений о труде («Репка»,
«Три поросёнка», «Крошечка-хаврошечка», «Мужик и медведь»,
С. Михалков «А что у вас?» и др.); просмотр мультфильмов («Маша больше не
лентяйка», «Золушка», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Незнайка» и др.));
—
разгадывание загадок о профессиях; обсуждение и инсценирование
поговорок о труде («Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Любишь кататься —
люби и саночки возить», «Труд кормит, а лень портит» и др.);
—
конструирование
из
разных
материалов: модели
и
макеты
(«Витрина», «Магазин игрушек» и т.д.); коллективные проекты («Наш дворик»,
«Алло, мы ищем таланты», «Скоро в школу» и др.);
—
изобразительная: формирование трудовых навыков и приобретение
опыта преодоления трудностей;
—
двигательная.
Трудовое обучение осуществляется в режимных моментах, в свободной совместной
деятельности
взрослого
с
детьми,
в
предварительно
организованной
педагогом
самостоятельной деятельности детей и во время, отведённое на непосредственно
образовательную
деятельность.
Программа
предполагает
использование
разнообразных методов, форм и способов передачи информации, опыта, способов
формирования различных умений (наблюдение, поручение, совместная деятельность
взрослого
и
детей,
беседа,
слушание
произведений,
рассматривание,
игра,
дежурство,
экскурсия,
проектная
деятельность,
создание
соответствующей
развивающей предметно-пространственной среды).
Ребёнок
овладевает
навыками
самообслуживания:
навыками
принятия
пищи
(самостоятельно
есть,
пользоваться
столовыми
приборами
и
салфеткой,
благодарить); навыками одевания (одеваться и раздеваться, обуваться, завязывать
шнурки и разуваться, застёгивать и расстёгивать различные застёжки и т. д.); куль-
турно-гигиеническими
навыками
(умываться,
пользоваться
средствами
гигиены,
расчёской, полотенцем и т.д.); навыками поддержания порядка (убирать игрушки и
вещи на место).
Развитие трудовой деятельности через самообслуживание тесно связано с развитием
самостоятельности ребёнка; элементарный бытовой труд организуется в совместной
деятельности
в
игре,
что
способствует
овладению
навыками
взаимодействия
с
другими детьми и со взрослыми, развитию навыков общения (до-
брожелательного
отношения
и
интереса
к
другим
детям,
умения
вести
диалог,
согласовывать свои действия и мнения с потребностями других, умение помогать
товарищу и самому принимать помощь, умение решать конфликты адекватными
способами).
Через
игру
и
игровые
роли
ребёнок
познаёт
законы
взаимодействия (врач
—
пациент, парикмахер — клиент, водитель - пассажир и т. д.); учится соединять в
игре
несколько
игровых
действий
в
последовательную
цепочку
действий (по-
кормить
куклу,
покачать
её,
погулять
с
ней); осваивает действия, связанные с
общественными явлениями, домашними традициями и праздниками [транспорт,
дни рождения, посещение гостей и т. д.); усваивает различия мальчиков и девочек
при распределении ролей.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и
его
результатам
осуществляется
в
игровой
деятельности
и
способствует
формированию тендерной принадлежности и социализации (в игровой ситуации и в
реальной жизни дети стремятся строить своё поведение в соответствии с ожи-
даниями общества и требованиями, предъявляемыми к лицам мужского и женского
пола, — мужские и женские виды труда).
Развитие личности ребёнка дошкольного возраста связано с формированием
навыков безопасного поведения и эмоционально-ценностного отношения к труду.
Труд является универсальным средством приобщения к человеческой культуре, со-
циализации и формирования личности ребёнка. Формирование первичных
представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
способствует осознанию необходимости трудовой деятельности в жизни каждого
человека и формированию системы ценностей (так не поступают). Работа строится с
учётом ключевой идеи «Тропинок»: творчество — условие приобщения ребёнка к
труду и к миру труда. Реализация задач программы неразрывно связана с развитием
творческого воображения и мышления, личности ребёнка.
«Вхождение ребёнка в человеческий мир — это непрерывная цепочка „открытий для
себя"»
14
. Овладение маленьким ре-
бёнком
«самым
элементарным
способом
действия
с
предметом,
сотворенным
человеком для человека, всегда протекает в форме „открытия для себя"»'
0
. В три-
четыре года в игровой деятельности при действии с разными предметами начинает
развиваться воображение (пенёк вместо стола, палочка вместо ложки, лист вместо
салфетки, камешек вместо мыла и т.д.). «Опыт осуществления известных способов
деятельности» - не столько в «умениях действовать по образцу», сколько в «спо-
собностях перестраивать эти умения и образцы там, где это нужно»
16
. В четыре-пять
лет у ребёнка в основном преобладает репродуктивное воображение и он стремится
воссоздать услышанные или увиденные образы. В старшем дошкольном возрасте
ребёнок
начинает
овладевать
способами
создания
новых
образов
(объединение
разных объектов в новом образе; преувеличение или преуменьшение некоторых
свойств предмета; добавление к имеющимся свойствам новых, не свойственных
данному
предмету),
воображение
начинает
приобретать
творческий
характер
и
выполнять познавательную функцию — познание окружающей действительности
(экспериментирование с освоенным предметом и соответствующим действием. На-
пример,
«Что
нужно
сделать?»
—
игра
в
целях
планирования
в
воображении
необходимых действий для постройки волшебного замка и т. п.).
Результативность деятельности педагогов в большой степени зависит от единства
подходов дошкольной образовательной организации и семьи. Поэтому проблемы
развития самостоятельности и навыков самообслуживания у детей от трёх до семи
лет рассматриваются в рамках родительского просвещения (родительские собрания
или
заседания
семейных
клубов
на
темы:
«Я
сам»,
«Маленький
помощник»,
«Дружная семья» и др.).
В средней группе воспитатель уделяет пристальное внимание тому, чтобы научить
детей быть самостоятельными в выполнении режимных моментов. В этом возрасте
дети
включаются
в
совместную
трудовую
деятельность
(вводятся
дежурства
и
длительные трудовые поручения).
Самообслуживание
Совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться, одеваться по
погоде.
Вырабатывать у детей полезную привычку следить за чистотой тела (мыть руки с
мылом после прогулок, игр, занятий, туалета; следить за опрятностью одежды и
причёски).
Формировать доступные возрасту представления об охране своего здоровья (нельзя
садиться за стол с грязными руками,
нельзя есть немытые овощи и фрукты, есть много сладкого
и т. д.).
Приучать детей применять правила поведения за столом (правильно держать ложку
и вилку, есть аккуратно, не разговаривать во время еды, пользоваться салфеткой).
Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить
её в порядок.
Формировать умение готовить рабочее место и убирать его после занятий лепкой,
рисованием, аппликацией.
Хозяйственно-бытовой труд
Формировать
представления
о
домашней
хозяйственной
деятельности
взрослых
(убирают квартиру, выбрасывают мусор, следят за порядком, ходят в магазин).
Приучать поддерживать порядок и чистоту в групповых помещениях и на участке
детского сада (убирать на место игрушки и другие принадлежности).
Формировать
умения
самостоятельно
выполнять
обязанности
дежурных
по
столовой: помогать накрывать стол (раскладывать столовые приборы, расставлять
тарелки, чашки).
Труд в природе
Побуждать ребёнка (и создавать для этого условия) помогать взрослому в уходе за
комнатными растениями и животными в уголке природы, растениями на участке.
Приобщать детей к подкормке зимующих птиц.
Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок оборудование,
используемое в трудовой деятельности (очищать, сушить и убирать в отведённое
место).
Продолжать
формировать
у
детей
первоосновы
экологического
воспитания
(бережное отношение к объектам природы, формулирование правил поведения в
природной и созданной человеком среде).
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей
и его результатам
Воспитывать положительное отношение к труду взрослых и желание трудиться.
Формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения;
предпосылки ответственного отношения I к порученному делу.
Проявлять
интерес
к
детским
работам
и
бережно
относиться
к
результатам
творческой деятельности сверстников.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе
и жизни каждого человека
Формировать интерес к профессиям родителей. Расширять представления детей о
труде взрослых, о разных профессиях.
Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда
и быта на примере предметов обихода и истории игрушки.
Знакомить детей с жизнью и особенностями труда людей в городе и в сельской
местности.
Формировать первичные представления о школе.