Автор: Шалабода Галина Анатольевна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБУ ДО "Губкинская детская школа искусств им.Г.В.Свиридова"
Населённый пункт: ЯНАО г.Губкинский
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Воспитание детей средствами хореографического искусства
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей «Губкинская Детская школа искусств»
Методическое сообщение
Воспитание детей средствами хореографического искусства
Преподаватель МОУ ДОД ГДШИ
Шалабода Г.А.
Губкинскийй 2010
Танец
для
миллионов
людей
всегда
ассоциируется
с
прекрасным,
возвышенным
чувством.
Невозможно
не
ощутить
тот
мощный
положительный
заряд,
который
идёт
со
сцены,
когда
танцуют
детские
хореографические коллективы.
Каждый
преподаватель
знает
–
чтобы
добиться
успеха,
нужно
вложить
огромное
количество
сил,
времени,
терпения.
Дети
приходят
заниматься
хореографией
с
разными
характерами:
капризные
и
избалованные,
скованные
и
замкнутые.
Задача
преподавателя
состоит
не
только
в
том,
чтобы
научить
ребёнка
танцевать,
но
и
в
том,
чтобы
воспитать
духовно
образованного человека.
Опытный преподаватель знает, что доброжелательный тон,
улыбка, юмор
меняют микроклимат в коллективе, освобождают от скованности, повышают
восприятие
и
выразительность
исполнения.
От
первого
преподавателя
зависит – полюбят дети танец или возненавидят его. Первые годы обучения
очень важны. Нужно научить ученика получать удовольствие от движения,
которое повторяешь из раза в раз, от каждодневной работы.
Танец, так же, как гимнастика вырабатывает осанку, пластику движений,
гибкость,
ловкость.
Когда
ребёнку
исполняется
5-6
лет,
большинство
родителей начинают задумываться о том, в какой бы ансамбль секцию отдать
своё чадо. Такой вариант, как хореография, многие родители рассматривают
как решение этого вопроса. Представить своего ребёнка, выступающим на
сцене, исполняющим красивый танец, желание каждого родителя. И они
сделают правильный выбор. Если отдадут ребёнка заниматься хореографией.
Что дают детям занятия хореографией?
Во
–
первых,
-
это
удовольствие
в
движении
под
музыку.
Во
–
вторых,
танцевать весьма полезно в любом возрасте, а для детей особенно. Занятие
хореографией
укрепляют
здоровье,
способствуют
физическому
и
умственному развитию, Учат правильно «держать» себя и управлять своим
телом.
Хореография
приучает
к
самодисциплине,
аккуратности
на
всю
жизнь. Трудолюбие и требовательность к себе пожжет добиться успехов не
только в танцах и учёбе, но и в целом подготовить ребёнка к жизни. Чем же
полезна хореография? Прежде всего тем, что совершенно безвредны для
здоровья! Хореография хороша тем, что не требует форсированных нагрузок:
организм
начинающего
танцора
постепенно
привыкает
к
более
усложняющим задачам, которые возникают на занятиях. Кроме того, занятия
в
быстром
темпе
и
с
большей
физической
нагрузкой
чередуются
с
упражнениями
на
силу
мышц,
растяжкой.
Танцы
прекрасно
развивают
координацию
движений
и
способствуют
хорошей
осанке.
Действительно
танцоры некогда не бывают неуклюжими и неповоротливыми. Человек -
занимающийся хореографией, прекрасно двигается на сцене и в жизни. Если
некоторые
виды
спорта
или
занятия
музыкой
могут
стимулировать
искривления позвоночника, то с хореографией всё наоборот. Хореография
развивает
физические
данные,
а
именно:
правильную
осанку,
лёгкость
прыжка, гибкость, чувство координации, общую пластичность, чувства ритма
и музыкальность, артистизм. К этому списку добавляются развитие мышц
спины,
брюшного
пресса,
группы
мышц
бёдер,
связок
голеностопного,
коленных
и
тазобедренных
суставов.
Занятия
танцами
развивает
дыхательную
систему
ребёнка.
Дети
занимающиеся
хореографией
могут
выдержать
нагрузку,
максимально
возможную
для
их
возраста.
Занятия
реально
помогают
избавиться
от
регулярных
простудных
заболеваний,
бронхитов
и
даже
облегчают
течение
болезни
у
детей,
страдающих
бронхиальной
астмой,
тренируют
дыхательную
систему.
Занятия
танцами
открывают
возможности
для
самореализации
ребёнка,
формирует
его
самоаценку.
Танцующий
ребёнок
всегда
отличается
от
сверстников
активностью, умением преподнести себя в коллективе, свободно держаться
на сцене. Даже самые замкнутые дети обычно активны в школе, участвуя в
концертах и различных внеурочных мероприятиях. Доподлинно известно, что
танцы способствуют поддерживанию общего тонуса и позволяют сохранить
ребёнку работоспособность и жизнерадостность в трудные учебные дни.
Довелось ли вам когда-нибудь видеть угрюмого и замкнутого ребёнка –
танцора? Занятия хореографией или, может спорт? Конечно ж лучше танцы,
так как они дают комплексное развитие тела и формирует характер. Вы
ничего не потеряете если покажете ребёнка нескольким преподавателям для
определения
его
способностей
и
склонностей.
Мальчики,
начиная
заниматься с 6-8 лет, после нескольких лет регулярных занятий, как правило,
удерживаются в коллективе. Если занятия танцами просто нравятся и веден
положительный
результат.
Задача
родителей
настроить
ребёнка
на
регулярность
посещений,
на
то,
что
частенько
нужно
преодолеть
лень
и
приучить
себя
к
самодисциплине,
поддерживать
интерес
ребёнка
к
занятиям.
Мальчики
не
только
получают
хорошую
физическую
нагрузку,
ничем не меньшую, чем в спортивной секции, но и приобретают умение
общаться в коллективе, в том числе и с девочками ,быть лидером в классе.
Разумные
занятия
хореографией
без
фанатизма
принесут
только
пользу.
Научиться
танцевать
–
это
долгий,
трудный
путь.
Занятия
хореографией
требуют много времени, сил и терпения. Дети очень точно чувствуют фальшь,
неискренность взрослых. Они прислушиваются и относятся с уважением к
преподавателю лишь тогда, когда чувствуют, что он предан детям и отдаётся
работе всей душой, а не формально. В нашем хореографическом коллективе
не принято кого-то выделять – дети ведь чувствуют, ревнуют и обижаются,
когда кому-то больше уделяют внимания. При взгляде со стороны порой
трудно догадаться, сколько труда вложено в каждую лёгкость, пластичность и
грациозность движений детей. А ведь это труд педагогов, детей и родителей.
Совсем
неслучайно
многие
учащиеся
хореографического
отделения
Губкинской
детской
школы
искусств
оканчивают
общеобразовательную
школу с отличием, легко поступают в вузы. . Танец способствует не только
физическому, но и духовному развитию ребёнка, воспитывает в нём любовь,
уважение к труду, красоте человеческой души и бережное отношение к своей
культуре.
Работать и достигать цели они учатся в классе хореографии.
Обучаясь на хореографическом отделении ГДШИ
дети получают основы
классического
танца,
народно-сценического
танца,
современного
танца,
элементы
акробатики,
знакомятся
с
историей
хореографии.
Занятия
проходят
под
живую
музыку.
Практика
показала,
что
детям
нравится
общаться друг с другом не только в учебное, но и в неурочное и летнее
время.
На
базе
хореографического
отделения
создан
ансамбль
«Юность»
-
это
дружная
семья,
щедро
отдающая
своё
мастерство,
задор
и
вдохновение
благодарным
зрителям.»Юность»
является
активным
и
постоянным
участником
многих
мероприятий
города
и
округа.
Репертуар
ансамбля
разнообразен,
включает
в
себя
все
жанры
хореографического
искусства.Эфективность
учебно-воспитательной
работы
достигается
при
условии
стабильности
коллектива.
Одной
из
важных
форм
развития
коллектива является учебно-тренировочная работа в форме репетиций. На
репетициях ведётся постановочная работа и отработка концертных номеров,
определяется
готовность
коллектива
или
отдельных
исполнителей
к
концертной деятельности и к конкурсам. Преподаватель хореографических
дисциплин
развивает
в
учащимся
художественную
личность.
В
наше
сложное время должен стремиться убереч детей от неготивного влияния
социума,
обязан
максимально
занять
свободное
время
ребёнка,
чтобы
научить,
подготовить
его
к
непростой
взрослой
жизни.
Хореография
воспитывает, увлекает и позволяет творить, а творческая личность редко
способна на отрицательные поступки.
Список литературы
1.
Громов Ю. Самодеятельное хореографическое искусство. – СПб.,1993.
2.
Журнал. Антре. № 1-6, 2008.
3.
Журнал. Здоровье. № 10, 2008
4.
Захаров В. Образы русского танца.- М., 1986.
5.
Карп П. Младшая Муза.- М., 1986.
6.
Рябцева Н. Оновные принцыпы организации учебно-воспитательной
работы в коллективе бального танца.- Барнаул, 1987.