Напоминание

РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА "ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ"


Автор: Воинова Ирина Александровна
Должность: заведующий отделением коррекционно-педагогических специальностей, преподаватель мдк естествознание с методикой преподавания
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА "ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




И.А.

Воинова,

заведующий

отделением

коррекционно-педагогических

специальностей

ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж» г. Тула

Р Е Й Т И Н Г О В А Я

Т Е Х Н О Л О Г И Я

П Р И

И З У Ч Е Н И И

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО

КУРСА

«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

С

МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ»

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

среднего

профессионального

образования

по

специальности

050715

Коррекционная

педагогика

в

начальном

образовании построен

на

овладении

студентом

профессиональными

и

общими

компетенциями

как

совокупностью

знаний,

умений, навыков и личностных качеств студента. Компетенции формируются

благодаря

изучению

различных

дисциплин,

междисциплинарных

курсов,

профессиональных

модулей,

прохождению

практик,

участию

в

семинарах,

конференциях, в ходе самостоятельной работы студента.

Балльно-рейтинговая система оценки

одна из современных технологий,

ко т о р а я

играет

положительную

роль

в

реализации

задачи

овладения

компетенциями,

позволяя

проследить

динамику

роста

студента,

так

как

в

результате ее внедрения у студентов формируется мотивация к систематической

работе,

как

аудиторной,

так

и

самостоятельной,

повышается

качество

образовательной деятельности.

В

соответствии

с

требованиями

ФГОС

СПО

второго

поколения

при

изучении

междисциплинарного

курса

«Естествознание

с

методикой

преподавания»

используется

рейтинговая

система

оценки

деятельности

студентов

при

систематическом,

планомерном

и

разнообразном

по

форме

контроле.

Контроль

знаний

и

умений

студентов

осуществляется

на

практических

занятиях

при

выполнении

и

защите

ими

тестовых

или

проблемных заданий, проработке конспектов уроков,

выполнении контрольных

и самостоятельных работ, на семинарах и дифференцированном зачете.

Баллы,

характеризующие

индивидуальный

рейтинг

студ ент а

«накапливаются»

им

в

течение

всего

периода

обучения

за

выполнение

отдельных видов учебных работ

и проявленные при этом личностные качества.

о чем студенты ставятся в известность на первом занятии. В конце семестра

баллы

суммируются,

что

позволяет

составить

полную

и

объективную

аттестацию

студента

на

рейтинговой

основе,

учитывающуюся

на

дифференцированном

зачете.

Определенное

число

баллов

начисляется

и

за

дифференцированный

зачет

и

получается

итоговый

рейтинговый

балл по

результатам освоения междисциплинарного курса. Этот балл переводится в

традиционную систему оценок. Максимальная сумма баллов, которую студент

может набрать за семестр по МДК «Естествознание с методикой преподавания»

составляет 100 баллов и выше.

Рейтинговая

система,

реализуемая

при

изучении

междисциплинарного

курса «Естествознание с методикой преподавания», предполагает: посещение

лекций, работу на практических и семинарских занятиях (в зависимости от

качества и числа ответов на практических занятиях данный рейтинг может быть

не

только

меньше,

но

и

больше

установленных

нормативов),

выполнение

самостоятельной

внеаудиторной

работы

(подготовка

сообщений,

подборка

иллюстраций

заданной

тематики,

составление

коллекций,

подготовка

к

семинарским

занятиям,

изготовление

дидактических

игр,

кроссвордов,

разработка

фрагментов

уроков

естествознания

(Окружающего

мира),

презентаций

и

т.д.),

выполнение

контрольных

работ,

дифференцированный

зачет. С целью повышения состязательности в учебе и оценивания личностных

качеств

студента

(дисциплинированность,

инициатива,

творче ство,

ответственность)

предусматривается

выделение

поощрительных

баллов

(до

10% от общего числа). В то же время для стимуляции активности студентов

вводятся штрафные баллы. Система штрафов доводится до сведения студентов

в начале изучения МДК. За не вовремя сданное то или иное задание,

пропуск

лекционных

занятий

по

неуважительной

причине,

опоздание

на

занятие,

нарушение

сроков

сдачи

самостоятельной

работы

студент

лишается

определенного количества баллов.

Для

данного

междисциплинарного

курса

разработан

рейтинг-лист,

где

указаны

виды

деятельности

и

количество

баллов,

которые

могут

получить

студенты за выполнение каждого вида деятельности (таблица 1).

Таблица 1

Рейтинг-лист по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания

п/п

Виды деятельности

Кол-во

баллов

(макс)

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь,

январь

1

Посещаемость

10

2

Ведение тетради

4

3

Контрольное тестирование

20

**

*

*

*

4

Работа на практических и семинарских занятиях

18

**

**

**

***

5

Самостоятельная работа студента

18

*

**

***

***

Всего за семестр

70

6

Личностные

качества

студента

( выполнение

заданий вовремя, активная работа на занятиях,

ведение тетради с конспектами, аккуратность,

в ы полнение

индив идуа ль ны х

з а д а н и й

(презентации,

составление

тестов

по

темам

курса и т.п.), участие в олимпиадах, научных

студенческих конференциях

+5

7

Пропуск лекционных занятий по

неуважительной причине, опоздание на занятие

-1

8

Нарушение сроков сдачи самостоятельной

работы

-1

9

Дифференцированный зачет (тестирование

по всем темам МДК, практическое задание)

30

*

Итог (дисциплинарный рейтинг)

100

Если за все текущие виды деятельности получены наивысшие баллы, а за

дифференцированный зачет – средний, то по общей сумме баллов студент все

равно

может

получить

балл,

позволяющий

поставить

в

зачетную

книжку

пятерку (по традиционной шкале оценок).

Для перевода рейтинговых баллов в 5-балльную систему, используется

шкала, представленная в таблице 2.

Таблица 2

Перевод рейтинговых баллов в 5-балльную систему

Дисциплинарный рейтинг

Академическая оценка

85–100

5 (отлично)

64–84

4 (хорошо)

44–63

3 (удовлетворительно)

0–43

2 (неудовлетворительно)

- «отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без

пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом

сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания

выполнены,

качество

их

выполнения

оценено

числом

баллов,

близким

к максимальному;

- «хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без

пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом

сформированы

недостаточно,

все

предусмотренные

программой

обучения

учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено

минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками;

-

«удовлетворительно»

-

теоретическое

содержание

курса

освоено

частично,

но

пробелы

не

носят

существенного

характера,

необходимые

практические

навыки

работы

с освоенным

материалом

в основном

сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных

заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат

ошибки;

- «неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено,

большинство

предусмотренных

программой

обучения

учебных

заданий

не

выполнено.

С

помощью

рейтинговой

оценки

знаний

предоставляется

возможность

установить, насколько прочно студенты освоили новый материал, не нуждаются

ли они в повторении или другом виде объяснения, стимулировать активность

студентов на учебных занятиях.

Такая

система

контроля

вызывает

заинтересованность

студентов,

активизирует их познавательную деятельность, способствует более глубоким и

прочным

знаниям,

в

силу

того,

что

они

приобретаются

последовательно

систематическим трудом при постоянном контроле и самоконтроле, повышает

объективность оценки и оказывает положительное влияние на ритмичность

работы при овладении ими профессиональными и общими компетенциями.

Список литературы

1.

Козырев

В.А.,

Педагогический

университет

как

источник

образовательных

инноваций

в

высшем

педагогическом

образовании:

Монография: – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

2.

Малышева Т. В., Практика внедрения балльно-рейтинговой системы

оценивания

результатов

обучения

студентов

ссуза

/

Т.

В.

Малышева

//

Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч.

конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 170-173.

3.

Опрятов В. И . , Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки

знаний студентов в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» //

Ученые

записки

Орловского

государственного

университета.

Серия:

гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5. С. 457–459.



В раздел образования