Напоминание

"Школьная модель открытого образования компетентностного характера. Интенсивные образовательные сессии"


Автор: Калашникова Марина Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Образовательная автономная некоммерческая организация средняя общеобразовательная школа "ОБРАЗОВАНИЕ ПЛЮС...I"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: выступление на научно-практической конференции АсНООР "Инновационная школа"
Тема: "Школьная модель открытого образования компетентностного характера. Интенсивные образовательные сессии"
Раздел: полное образование





Назад




Доклад на Всероссийской конференции АсНООР РФ «Инновационная

школа» - 2015.

Докладчик: заместитель директора по УВР, педагог-психолог Калашникова

М.А.

«Школьная модель открытого образования компетентностного

характера. Интенсивные образовательные сессии»

Направление экспериментальной деятельности:

В проекте выделяется следующие направления работы:

-

Изменение содержательных

форм

организации

образовательного

процесса через

анализ дефицитов программ по разным предметам в основной

и старшей школе;

д и а г н о с т и к у

п р е д м е т н о г о

р е с у р с а

у ч а с т н и к о в

образовательного

процесса

с

целью

последующего

оптимального распределения по рабочим группам;

разработку

нового

содержания

курсов,

предметных

и

метапредметных

модулей

и

тренингов

для

учащихся,

направленных

на

продуцирование

и

о б о с н о ва н и е

образовательных ситуаций;

введение

в

образовательный

процесс

интенсивных

образовательных

сессий,

как

инструмент

формирования

компетентностей обучающихся;

разработка

содержания

и

форм

внеурочной

работы

с

учащимися

(учебное содержание ориентировано на индивидуальный

прогресс ученика).

-

Организация

образовательной

деятельности

через коллективное

построение возможных пространств и возможных решений.

Актуальность и новизна проблемы:

Новое

общество

нельзя

построить

на

фундаменте

старой

школы.

«Закрытый» характер устоявшейся системы образования и ее институтов, не

способствует

формированию

«человека

открытого

общества».

Наука

и

образование,

находясь

в

неразрывной

связи,

испытывают

периоды

рассогласования

и

кризисных

отношений.

Источником

кризисов

является

постоянное отставание образования от научной теории и практики. Наука и

производственная

практика

настолько

быстро

развиваются,

что

появляющаяся

новая

информация

не

успевает

«перевариваться»

и

превращаться

в

знания

для

школьников.

Система

образования

остро

нуждается в проектах и программах, направленных на «размыкание границ»

самой системы и ее базовых институциональных форм.

Образование, направленное на результат предлагает принципиально

изменить подход к трансляции каких бы то ни было знаний. Прежде всего,

создать в образовательной практике такие условия, в которых рождаются

знания, и происходит их переосмысление, а не используются только готовые

алгоритмы действия, приводящие к результату. Постановка и решение

проблемных задач является ярким выражением этой новой образовательной

практики. Решение проблемной задачи это фактически восстановление всех

возможных контекстов и обстоятельств возникновения того или иного

знания, любого предмета.

Сегодня в связи с введением деятельностного подхода уже происходит

изменение

содержания

образования

и

возникает

потребность

изменения

механизма

оценивания

полученных

знаний.

Все

существующие

формы

учебных занятий выявляют творческих и одаренных обучающихся, однако их

деятельность строится в рамках предметного содержания, в то время как

введение деятельностного подхода

готовит человека к существованию в

проблемной

ситуации

с

сохранением

и

приумножением

его

личностного

ресурса. Таким образом, необходима разработка новой формы, позволяющей

обеспечить следующие эффекты:

самоопределение и взросление (за счет формирования личных и

групповых задач);

освоение ключевых компетентностей через различные, в том числе и

неаудиторные формы образовательной деятельности: урочные, проектные,

творческие, исследовательские, трудовые, спортивные и др. занятия, как

обязательной части учебного (образовательного) плана образовательного

учреждения;

освоение

надпредметных

понятий

через

урочную,

внеклассную,

внеурочную

виды

образовательной

деятельности;

практическую

деятельность

учащихся,

в

целях

приобретения

общественнополезного

социального опыта;

развитие ответственности и самостоятельности (за счет адекватного

разделения ответственности);

развитие навыков ориентации в пространстве и получение опыта

освоения нового незнакомого пространства (за счет самостоятельного

выполнения исследовательских заданий);

формирование субъектного отношения к себе, окружающей

действительности (за счет обмена впечатлениями, выражения собственных

мыслей и идей);

реализация своего потенциала в пространстве (за счет активного

вовлечения в различные образовательные мероприятия);

расширение границ культурного самосознания (за счет

интерактивного формата программы).

Для нас модель «Образование, направленное на результат» – новая

институциональная

форма

образования,

построенная

на

кооперации

разных параллелей/классов или самой школы с иными образовательными

учреждениями

и

образовательными

ресурсами

с

целью

обеспечения

открытого

образования,

в

основе

которой

заложена

идеология

интерпретации содержания образования, формируемого «от результата».

Таким образом, мы уходим от рутины освоения знаний, полученных путем

обобщения существующего опыта, и приходим к творчеству порождения

собственного

знания. Образовательная

технология

«Интенсивная

образовательная

сессия

(ИОС)»

направлена

на

многостороннее

интеллектуальное

развитие

детей,

формирование

фундамента

их

дальнейшей учебы и жизни.

Исходный

элемент

образовательной

технологии

коллективное

построение возможных пространств и возможных решений. Работа с

такими

«возможными

пространствами»

происходит

в

форме

решения

«задач компетентностной практики»

– специальных заданий, которые

формулируются

так,

чтобы

вступать

в

противоречие

с

привычным

образом

мыслей,

как

детей,

так

и

взрослых

участников.

Задача,

как

правило,

звучит

так,

что

решить

ее,

на

первый

взгляд,

совершенно

невозможно.

Другое

непременное

требование

к

задаче

интенсивной

образовательной сессии – ее принципиальная новизна. Никто не знает, как

она должна решаться (за исключением авторов), решение появляется в

живом общении в процессе живого мышления.

Более подробно: В сессии принимают участие ученики пятых –

одиннадцатых классов, педагоги, психолог, управленцы. На время работы

создаются разновозрастные, разнопрофессиональные группы, решающие как

общие, так и частные задачи. Сессия длиться три дня по пять рабочих часов.

Открывает сессию установочный доклад модератора, в котором

раскрываются замысел ИОС, цели и задачи. Замысел, проект и программу

составляют разработчики сессии – методист и учителя. Мы еще только в

самом начале пути, но уже сегодня в ЧУ СОШ “Образование плюс…1”

сложился коллектив педагогов, способных в будущем самостоятельно

проводить подобные мероприятия, в которых методисты будут выполнять

лишь функцию рефлексивно-методологического обеспечения. Сессия, по

нашему мнению должна проходить по круговой схеме: замысел – реализация

– рефлексия – коррекция замысла. Эта схема относится как к общему

движению игры, так и к деятельности отдельных групп.

Итак, в установочном докладе определяются тема и предмет ИОС,

фиксируются различные фокусы рассмотрения предмета, создаются рабочие

группы. Группы собираются по разным основаниям:

группы, имеющие разные функции (предметные группы и

аналитические);

группы, работающие на разных предметах;

группы, работающие в одном предмете на разных темах;

группы, решающие разные практические задачи в рамках одного

предмета.

Группы получают задание на всю игру и на каждый день. На их работу

отводится приблизительно два часа, после чего все участники собираются на

общее, пленарное, заседание, где представляют результаты. Каждая группа

получает экспертную оценку, как педагогов, так и методистов. Первая оценка

связана с движением в предмете, вторая – является рефлексией деятельности.

В общей групповой дискуссии происходит столкновение различных мнений,

их проблематизация, выявление системы аргументации каждого мнения,

позиционное оформление в складывающемся содержательном поле.

Пленарное заседание занимает примерно три часа, после чего учащиеся

заканчивают работу, а педагоги проводят рефлексию, на которой анализируют

результаты прошедшего дня, определяют задачу следующего дня. Это

обсуждение является основой для проведения рефлексии по группам на

следующий день. В рефлексии выявляется направление движения игры в

целом, движение каждой группы, определяется место отдельной группы в

общем пространстве.

Результатом образовательной сессии является не столько конкретные знания,

хотя они составляют важную часть, сколько культурные способы получения

знаний – в данном случае способы учебной деятельности. В этом и состоит

основа формирования компетентностей школьников. Сессия считается

состоявшейся, если удалось перейти от вербального содержания в учебном

предмете к деятельностному.

Нами замечено, что на образовательной сессии принципиально изменяется

деятельность учителя. Учитель сталкивается с необходимостью менять

привычные

приемы

работы

для

достижения

поставленной

цели,

выходящей

за

рамки

традиционной

программы.

Вообще,

на

образовательной сессии педагог имеет возможность реализовать какие-

то свои задумки, поисковые ходы и тут же получить их многостороннюю

оценку и критический анализ. Также он может попробовать свои силы в

решении какого-то сложного вопроса, который является интересным и

проблемным для него самого. Может открыть новые грани того учебного

материала, который перестал быть интересным, или осуществить иную

форму

организации

работы

детей,

при

которой

не

надо

их

скорее

подводить

под

правильный

ответ,

а

можно

предоставить

возможность

двигаться

в

собственном

темпе,

собственными

силами,

в

собственном

направлении.

Учитель

не

обязан

быть

носителем

истины

в

последней

инстанции, а может вместе с детьми двигаться к ее выяснению и имеет

право на собственное мнение. Работа учащихся на образовательной сессии

также

как

и

работа

учителей,

отличается

от

того,

что

происходит

на

традиционных уроках. Ученики осваивают не только учебный материал, но

и

способы

учебной

деятельности,

в

основе

которых

лежит

умение

поставить учебную задачу, найти и отрефлектировать способ ее решения.

Что

это,

как

не

компетентностный

подход

в

образовании?

Детям

предоставляется возможность включиться в мыслительную деятельность,

организовать собственное образовательное движение, приобрести вкус к

творческой работе.

Построение

возможного

пространства

во

время

ИОС

базовый

процесс интенсивной школы, в который включаются все участники. В

результате появляются разные решения одной задачи.

Реализация проекта позволит:

Найти альтернативу существующему образовательному

стандарту.

Предоставить поле роста всем, кто учится и учит.

Изменить отношение к ребенку как к автору своих идей, своего

мировоззрения, своей жизни, своего действия.

Находить способы выхода из проблемной ситуации, формируя у

себя новые способности.

Вырабатывать собственную точку зрения на предмет и отстаивать

ее перед другими в коммуникации.

Учитывать индивидуальные психологические и возрастные

особенности обучающихся,

Сформировать у всех участников свой взгляд на образовательное

пространство за счет специально заданной структуры и логики

программы

Обеспечить практику выращивания на себе позиций и

способностей, которых у них до сих пор не было или вообще не

существовало.

Кроме того, заявляемая в проекте форма обмена

как внутри школы

среди

разных

параллелей/классов,

так

и

между

не сколькими

образовательными

организациями

является

перспективной,

так

как

экономична,

строится

на

основе

более

интенсивного

использования

объединенных

ресурсов.

Все

это

повысит

степень

открытости,

будет

способствовать

расширению

и

увеличению

разнообразия

контактов

всех

участников образовательного процесса.

Объект исследования: Образовательный процесс в 5-11-х классах

Предмет исследования:

Открытое образовательное пространство основной

и старшей школы

Концепция исследования (основные теоретические идеи, составляющие

основу исследования)

Идея

деятельностного

подхода

не

является

кардинально

новой.

Ориентация

на

освоение

умений

и

обобщенных

способов

деятельности,

которые лежат в основе компетентностей, была ведущей в работах М.Н.

Скаткина, И.Я. Лернера, В.В. Краевского, Г.П. Щедровицкого, В.В.Давыдова

и их последователей. В этом русле были разработаны как отдельные учебные

технологии,

так

и

учебные

материалы.

Однако

этот

подход

не

просматривался при построении типовых учебных программ, стандартов,

оценочных

процедур.

Поэтому

идея

деятельностного

подхода

была

актуализирована в ходе подготовки "Концепции модернизации российского

образования до 2010 года", стандартов нового поколения и в настоящее время

несет в себе смену ценностных ориентиров и целей образования.

Это

идея открытого заказа на содержание образования. Изменения в

нем

связываются

с

необходимостью

освоения

минимально

необходимых

требований для жизни и деятельности в различных сферах общества.

Актуальность этого вопроса достаточно высока, поскольку в настоящее

время новые сферы деятельности и типы работ появляются очень быстро, и

школа, точнее, процессы обновления содержания школьного образования, за

ними не успевают.

Концепция

обучения в

«Образовании

плюс»

нацелена

на

переход

от

парадигмы обучения к парадигме учения

и ориентации на образование

нового качества с помощью компетентностного подхода, характеризующееся

как открытое, вариативное, личностно ориентированное. Применение ряда

новых

информационных

технологий,

переход

от

репродуктивных

форм

учебной

деятельности

к

самостоятельным,

поисково-исследовательским

видам

работы

учащихся

с

использованием

технических

диагностических

систем, формирование навыков работы с различными видами информации

позволит

обеспечить

современное

качество

образования. Реализация

инноваций

возможна

при

переходе

на новые

организационные

формы

в образовании.

Имеющиеся

в

школе

естественно-научные

и

языковые

лаборатории, современный медиацентр, мастерские

создают условия для

выполнения учащимися исследовательской деятельности, дают возможность

всем

участникам

образовательного

процесса

реализовать

себя

в научно-

исследовательском

и

творческом

поиске,

найти

свою

индивидуальность

и обогатить культурно-смысловую направленность инновационного учебного

процесса

для

актуализации

сферы

производства.

Инновационная

образовательная

деятельность,

в отличие

от традиционной,

не возможна

«по заданной

схеме».

Она

в значительной

степени

создается

на основе

личной

или

групповой

инициативы

«здесь

и сейчас»,

направлена

на

раскрытие

личности

ребенка,

развитие

его

коммуникативных

навыков,

привитие любви и интереса к учебе, на развитие логики и нестандартного

мышления.

Основой интересов и потребностей учащихся является ориентация их на

пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной,

межличностной, личностной. В связи с этим, технологический аспект школы

заключается

в

повышении

многообразия

видов

и

форм

организации

деятельности учащихся за счет:

1)

увеличения удельного веса проектных, индивидуальных и групповых

видов деятельности школьников;

2)

использования разных форм обучения;

3)

проведения

занятий

в

форме

«погружения»

в

определенную

проблемную область;

4)

признания

основным

ресурсом

образовательного

процесса

коммуникацию между обучающимися и взрослыми (координаторами)

в

малых

группах,

нацеленных

на

самостоятельное

исследование

(компетентностные

практики

через

интенсивные

образовательные

сессии);

5)

усиления

роли

самостоятельной

работы

учащихся

с

различными

источниками

информации,

специализированными

программными

оболочками,

позволяющими

использовать

технические

средства

и

наполнять базу данных оборудования;

6)

введения

социальной

практики

и

социального

проектирования

на

предприятиях города.

Цель:

Разработать

систему

непрерывного

многоуровневого

открытого

образования

за

счет

создания

модели

“развивающего

пространства”

и

обогащения деятельностного опыта учащихся основной и старшей школы с

помощью интенсивных образовательных сессий .

В

качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что

организация

образовательной

деятельности

в

форме

изолированного

социокультурного

института,

назначением

которого

является трансляция

культуры и подготовка человека к жизни, не отвечает структуре и вызовам

современной

ситуации.

Альтернативой

является

о р г а н и з а ц и я

образовательной

деятельности

как компетентностной практики развития

человеческого

потенциала

с

п о м о щ ь ю образовательной

технологии

интенсивная

образовательная

сессия,

интегрирующего

различные

формы

деятельности,

обеспечивающие

развитие

целостных

антропологических

характеристик, появление условий для формирования современной, открытой

и

рефлексивной

картины

мира,

индивидуальных

образовательных

и

жизненных

стратегий.

При

этом

технология

п р о е кт и р о ва н и я

коммуникативного и образовательного пространства

будет педагогически

эффективна, если:

разработке

отдельных

образовательных

модулей

буде т

предшествовать

проектировочный

цикл,

с в я з а н н ы й

с

формированием

целостной

структуры

модульной

образовательной

программы по предмету/циклу предметов, актуализацией различных

видов творчества, поддержание общей энергетики образовательного

процесса

и

открытие

новых

возможностей

для

деятельности

всех

участников;

содержание

модуля

будет

включать

следующие

компоненты:

«систему мест», в которых группы поочередно выполняют задания,

проводят эксперименты, направленные на изменение поведенческих

стратегий,

изменение

отношения

к

себе

и

другим,

на

оформление

предметных

понятий

и

представлений,

на

открытие

в

себе

новых

возможностей,

целевую

программу

действий

обучающегося

по

достижению

планируемых

образовательных

результатов;

учебные

материалы,

способствующие

организации

самостоятельной

работы

обучающихся;

материалы

оценки

уровня

сформированности

профессиональных компетенций обучающегося как образовательных

результатов;

образовательный

процесс

будет

способствовать

ранней

допрофессиональной и профессиональной ориентации учащихся

через

развитие

их

интеллектуально-творческих

способностей

через

разнообразные формы коллективных игр по правилам, позволяющим

выявлять

и

закреплять

эффективные,

выигрышные

стратегии

поведения или более глубоко понимать структуру скрытого процесса.

Основные задачи исследования:

1. Разработать концепцию совершенствования образовательного процесса

современного общеобразовательного учреждения.

2. Обеспечить

условия

становления

современных

компетенций

через

пробно-поисковые

формы

освоения

различных

сфер

деятельности.

(модернизация предметно-классно-урочной системы, создание динамичных

учебных

коллективов,

матричного

учебного

плана,

сокращение

сферы

административных методов управления, расширение сферы экспертной оценки

и т.д.).

3.

Усилить

практиче скую

ориентацию

и

инст рум ент а льную

направленность общего среднего образования через:

достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических

знаний;

направленность

образовательного

процесса

не

только

на

усвоение

знаний,

но

и

на

развитие

способностей

мышления,

выработку

практических навыков;

изучение процедур и технологий, а не набора фактов;

расширение

различного

рода

практикумов,

интерактивных

и

коллективных форм работы;

привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни и т.

д.

4.

Изучить структуру и содержание учебных программ в соответствии с

новыми

образовательными

стандартами.

Увеличить

время

на

самостоятельную

работу

(реферирование,

проектирование,

исследовательская

и

экспериментальная

деятельность)

в

старших

классах.

5.

Определить

комплекс

показателей,

которые

могут

служить

дидак-

тическими

составляющими

современной

образовательной

среды,

а

также

обосновать

критерии,

которые

можно

использовать

для

сравнительной оценки учебных школьных программ.

6.

Сформировать единое понимание критериев образования и подходов к

его измерению. Разработать мониторинг образовательных достижений

обучающихся

на

разных

ступенях

обучения

через

систему

оценки

образовательных

результатов,

позволяющую

от с л е ж и ват ь

академические, компетентностные и возрастные достижения учащихся

в динамике.



В раздел образования