Автор: Чурилова Татьяна Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Лицей №1
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: "Система развивающего обучения Л.В.Занкова - оптимальные условия для индивидуализации обучения и развития каждого ребёнка"
Раздел: начальное образование
Система развивающего обучения Л.В. Занкова - оптимальные условия
для индивидуализации обучения и развития каждого ребёнка
Чурилова Татьяна Валентиновна,
учитель начальных классов
МАОУ Лицей № 1
г. Красноярска
В
течение многих лет, собирая по крупицам передовой опыт своих
коллег, постоянно следя за новинками педагогической литературы,
стремясь к творчеству, к повышению уровня профессиональной
компетентности, всегда помнила прекрасные слова Д. Лессинга:
"В любом человеке могут расцвести
сотни неожиданных талантов и способностей,
если ему просто предоставить для этого возможность"
Из множества современных технологий выбрала то, что нужно мне и моим
учащимся,
постепенно
адаптировала
с
учётом
наших
индивидуальных
способностей.
Детские слова ученицы, Карпинской Татьяны, это подтверждают:
Занковская система – это класс!
Вам понравится учиться у нас.
Программное содержание учебных предметов и внеурочной деятельности,
формы
и
методы
работы,
право
ученика
самому
выбрать
решение,
признак,
источник информации, обобщённый характер заданий, коллективный анализ и
самостоятельное составление упражнений,
наличие разноуровневых по степени
сложности,
но
единых
по
решаемой
учебной
задаче
заданий,
современные
технологии контроля и учёта достижений, позволяют выявлять новые
грани в развитии детей, удовлетворяют меня, как учителя, так и учащихся.
Самое главное условие – ребёнку комфортно находиться с учителем, так как
обучение ориентировано не столько на весь класс как единое целое, а на каждого
конкретного ученика и цель учителя не " подтянуть" слабых учеников до уровня
сильных,
а
раскрыть
индивидуальность
и
оптимально
развить
каждого
относительно самого себя, сохраняя при этом физическое и психическое здоровье,
индивидуальность
каждого. Каких бы результатов не добился каждый из моих
учеников, главное - они научились учиться.
Систему
заданий выстраиваю так, чтобы одно "цеплялось" за другое,
каждый вопрос строго по адресу, обращён не только к интеллекту конкретного
учащегося, но и к чувствам, эмоциям. Дети об этом не знают, поэтому развиваю
всех, каждого на своём уровне и практически все довольны своими успехами,
активны в любом деле.
Роль сильного ученика я вижу в том, чтобы, прослушав ответы, напрячь
мысли, внести исправления, дополнения, а свою – научить культуре слушания,
диалога,
уважительного
отношения
к
любому
мнению,
вовремя
создать
и
искусственные коллизии, " ловушки", которые помогают осознать материал, через
них
сообща
выходим
на
проблему.
Урок
становится
более
динамичным,
разнообразным, существенно меняется соотношение между активностью учителя
и
учащихся
на
увеличение
времени
для
деятельности
детей
в
условиях
максимального личностного комфорта.
Многовариантность
выполнения
одного
задания
позволяет
повторить
на
уроке несколько тем. Всё идет через осознание процесса обучения: ребёнок на
уроке не боится ошибиться, так как ему одноклассники в дискуссии, в диалоге
помогут понять:
- Почему я сделал ошибку?
- Чего я ещё не знаю, что нужно сделать, чтобы это знать?
На каждом уроке
всегда есть выход на теоретический уровень: проверяй
себя, а не доверяй – это
критическое отношение к информации. Работа с
энциклопедической
литературой,
Интернет
-
ресурсами
помогает
искать
и
получать
достоверную
информацию,
организовать
свои
собственные
приёмы
обучения, решать возникающие проблемы.
Различные приёмы работы с диагностическими заданиями помогают выявить
способность к рефлексии, анализу, планированию.
При введении нового материала даю учащимся 2 задания, где одно задание
они могут выполнить, а другое нет:
1.
Каждый
ученик
после
прочтения
заданий
на
"волшебной"
палочке
отмечает, может или нет он сделать задания, на каком уровне.
2. Обсуждаем в паре, группе, или сам ребёнок пытается сделать.
3. Рядом с первой "волшебной" палочкой, на второй, отмечаем: на каком
теперь уровне, после обсуждения.
4. Выяснили, чего не знаем для решения этой проблемы.
5. Ставим задачи, каким образом ликвидировать проблемы.
При проверке работы я "вижу": на каком уровне каждый ребёнок, как мне
простроить
совместную
работу
с
детьми,
кто
из
них
будет
помощником
-
консультантом.
После
освоения
учащимися
определённых
способов
действий
провожу
работу с диагностическими заданиями следующим образом:
1. При выполнении заданий каждый ребёнок ставит в "зоне сомнения" знак
"-",
и учитель не оценивает эти задания, а то задание, которые ученик готов
предъявить для проверки, он отмечает знаком "+". Проверив это задание, я около
знака "+"оцениваю (на волшебной палочке, баллами или отметкой), в зависимости
от характера заданий, от предварительной договорённости с детьми.
2. Предлагаю задания трёх уровней. Каждый вправе выбрать себе задание.
У учителя листок контроля, где фиксируется: какой ребёнок "брал" уровень и
как выполнил. Каждый ребёнок в "картах успеха" ведёт учёт своих достижений.
Система таких диагностических работ от темы к теме, от класса к классу
позволяет видеть каждого ребёнка, его "точечные" затруднения для экстренной
коррекции его действий, случайна ли данная ошибка или есть устойчивый пробел
в данном действии.
Очень часто использую такие приёмы работы, а детям это нравится:
1. Даю задание на наиболее трудном уровне. Под текстом задания запись:
Прочитал и понимаю задание. Задание не понимаю.
Нужна помощь № 1 Нужна помощь № 2 Нужна помощь № 3
2. Получив такое задание, каждый ученик знаком "+" отмечает свой уровень.
3. Если ребёнок поставил "+" там, где помощь № 1, предлагаю карточку,
заготовленную заранее, с инструкцией выполнения чуть более подробной.
4. Не смог и при этой помощи выполнить задание, ставит "+" там, где
помощь № 2 и т. д.
Разновидности инструкций №2 и №3 предполагают различную меру помощи
при выполнении задания, т. е. индивидуализацию. Все ученики, даже и наиболее
слабые, используя различную помощь (в виде разновидностей инструкций),
справляются с заданием.
5. После выполнения задания ребёнок на "волшебных" палочках:
"С" (самостоятельность) и "П" (правильность), оценивает себя: на каком уровне
он выполнял задание.
6. При проверке я отмечаю здесь же, на "волшебных" палочках, согласна я
или нет с самооценкой учащегося.
Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным
показателем здоровьесберегающего характера обучения.
Система приёмов, методов, разного вида заданий и комплексных работ в ходе
текущего контроля
способствуют формированию УУД, готовят учащихся к
осознанному и качественному выполнению основной и дополнительной частей
итоговых
комплексных
письменных
работ, применению
изученного
учебного
материала
в нестандартной ситуации. Все учащиеся стараются
выполнить
полностью и задания повышенной сложности.
Большое значение уделяю работе в парах, в группах. Это развивает умение
слушать собеседника, участвовать в принятии решений,
адекватно проводить
самооценку и взаимооценку, договариваться, уважая друг друга.
Работа в малых группах над коллективным проектом воспитывает чувство
коллективной ответственности за процесс и
качественный результат,
даёт
высокий
эмоциональный
подъём
–
возникает
желание представить работы на
выставку,
ярмарку,
творческий
отчёт,
участвовать
в
номинациях
"Самое
качественное
исполнение",
"Самая
оригинальная
идея",
"Самая
интересная
реклама" и т.д.
У каждого учащегося индивидуальное портфолио. Учителю, ребёнку
и
родителям предоставляется возможность
в течение четырёх лет обучения в
начальной школе
отслеживать:
"каким я был"
и
"каким я стал", каких
результатов добился и каким путём я шёл к этим достижениям, какие трудности
испытывал и как их преодолевал.
В портфолио находятся таблицы, графики, листы учебных и индивидуальных
достижений, листы наблюдений, в которых учитель за определённый промежуток
времени
и по итогам наблюдений, контрольных работ фиксирует
уровень
освоения планируемых результатов, даёт рекомендации.
С
первого
класса
дети
с
удовольствием
пополняют
портфолио
своими
творческими работами по всем предметам, но только по желанию.
Раз
в
месяц
ребёнок
уносит
домой
портфолио
на
два
дня,
чтобы
была
возможность у родителей знакомиться с текущими достижениями, продумать
интересующие вопросы, а на
родительском собрании, при индивидуальных
беседах
решить
возникающие
проблемы, влияющие на успешность обучения,
сделать обучение вариативным к индивидуальным особенностям школьника.
Со второго класса
учащиеся ведут
дневник особой формы. Работа с
дневником
идёт
в
сотрудничестве
с
учителем,
главной
функцией
которого
является создание условий для самооценки и самовыражения.
Наш дневник помогает материализовать рефлексивность как текущую
(ежедневно или еженедельно в форме оценочных шкал - "волшебных" палочек),
так и поэтапную (словесная самооценка по основным событиям в жизни детей).
Содержание рубрик зависит от личностных особенностей и новообразований
детей, от коллективной договорённости в классе по определённым критериям.
В дневнике по оценочным шкалам "волшебные палочки" с отметками "х"
на разном уровне, я и родители понимаем, что ребёнок хотел сказать: "Я сегодня
старался, поэтому всё понял, и мне было не трудно".
Словесная оценка
используется в рубриках: "Мне очень нравится", "Мне
совсем не нравится", "Очень интересно", "Мои успехи", "Хочу знать", "Хочу
уметь" и т.д.
Дети
очень
любят
свои
дневники,
дорожат
ими,
поскольку
дневники
связаны с их внутренним миром. С помощью дневниковой рефлексии дети учатся
критически
мыслить,
оценивать
себя,
приобретают
первые
навыки
того,
как
письменно
излагать
свое
мнение,
воспринимать
точку
зрения
своих
одноклассников.
Результатом устного и письменного творчества становятся рассказы, сказки
и стихи, написанные детьми по собственному желанию.
Таким
образом,
система
развивающего
обучения
Л.В.Занкова
играет
огромную
роль
в
формировании
УУД,
способностей
мобилизовать
в
определённой ситуации приобретённые знания и опыт, установить связи между
знанием и ситуацией, найти
верные действия для
разнообразных жизненных
ситуаций, обеспечивает высокий уровень социализации детей.
Список используемой литературы:
1.
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по – разному.
– Самара: Учебная литература, 2008.
2.
Макарова И.В., Сазонов В.П. Как помочь ребёнку найти в себе точки опоры.
– Ижевск, 2010.
3.
Перелыгина Е.А.,
Фишман И.С.
Методические
рекомендации
по
формированию
ключевых
компетентностей
учащихся
начальной
школы.
Самара: Учебная литература, 2006.
4.
Савенков
А.И.
Путь
в
неизведанное.
Развитие
исследовательских
способностей школьников.– М.: Генезис, 2010.
5.
Воронцов
А.Б.
Педагогическая
технология
контроля
и
оценки
учебной
деятельности. – М, 2002.
6.
Воронцов
А.Б., Заславский
В.М,
Егоркина
С.В.
Проектные
задачи
в
начальной школе: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011.
7.
Материалы научно – методического журнала "Практика образования", 2011
– 2016гг.
8.
Материалы
научно
–
практического
журнала
"Управление
начальной
школой", 2011 – 2016гг.