Напоминание

"Система развивающего обучения Л.В.Занкова - оптимальные условия для индивидуализации обучения и развития каждого ребёнка"


Автор: Чурилова Татьяна Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Лицей №1
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: "Система развивающего обучения Л.В.Занкова - оптимальные условия для индивидуализации обучения и развития каждого ребёнка"
Раздел: начальное образование





Назад




Система развивающего обучения Л.В. Занкова - оптимальные условия

для индивидуализации обучения и развития каждого ребёнка

Чурилова Татьяна Валентиновна,

учитель начальных классов

МАОУ Лицей № 1

г. Красноярска

В

течение многих лет, собирая по крупицам передовой опыт своих

коллег, постоянно следя за новинками педагогической литературы,

стремясь к творчеству, к повышению уровня профессиональной

компетентности, всегда помнила прекрасные слова Д. Лессинга:

"В любом человеке могут расцвести

сотни неожиданных талантов и способностей,

если ему просто предоставить для этого возможность"

Из множества современных технологий выбрала то, что нужно мне и моим

учащимся,

постепенно

адаптировала

с

учётом

наших

индивидуальных

способностей.

Детские слова ученицы, Карпинской Татьяны, это подтверждают:

Занковская система – это класс!

Вам понравится учиться у нас.

Программное содержание учебных предметов и внеурочной деятельности,

формы

и

методы

работы,

право

ученика

самому

выбрать

решение,

признак,

источник информации, обобщённый характер заданий, коллективный анализ и

самостоятельное составление упражнений,

наличие разноуровневых по степени

сложности,

но

единых

по

решаемой

учебной

задаче

заданий,

современные

технологии контроля и учёта достижений, позволяют выявлять новые

грани в развитии детей, удовлетворяют меня, как учителя, так и учащихся.

Самое главное условие – ребёнку комфортно находиться с учителем, так как

обучение ориентировано не столько на весь класс как единое целое, а на каждого

конкретного ученика и цель учителя не " подтянуть" слабых учеников до уровня

сильных,

а

раскрыть

индивидуальность

и

оптимально

развить

каждого

относительно самого себя, сохраняя при этом физическое и психическое здоровье,

индивидуальность

каждого. Каких бы результатов не добился каждый из моих

учеников, главное - они научились учиться.

Систему

заданий выстраиваю так, чтобы одно "цеплялось" за другое,

каждый вопрос строго по адресу, обращён не только к интеллекту конкретного

учащегося, но и к чувствам, эмоциям. Дети об этом не знают, поэтому развиваю

всех, каждого на своём уровне и практически все довольны своими успехами,

активны в любом деле.

Роль сильного ученика я вижу в том, чтобы, прослушав ответы, напрячь

мысли, внести исправления, дополнения, а свою – научить культуре слушания,

диалога,

уважительного

отношения

к

любому

мнению,

вовремя

создать

и

искусственные коллизии, " ловушки", которые помогают осознать материал, через

них

сообща

выходим

на

проблему.

Урок

становится

более

динамичным,

разнообразным, существенно меняется соотношение между активностью учителя

и

учащихся

на

увеличение

времени

для

деятельности

детей

в

условиях

максимального личностного комфорта.

Многовариантность

выполнения

одного

задания

позволяет

повторить

на

уроке несколько тем. Всё идет через осознание процесса обучения: ребёнок на

уроке не боится ошибиться, так как ему одноклассники в дискуссии, в диалоге

помогут понять:

- Почему я сделал ошибку?

- Чего я ещё не знаю, что нужно сделать, чтобы это знать?

На каждом уроке

всегда есть выход на теоретический уровень: проверяй

себя, а не доверяй – это

критическое отношение к информации. Работа с

энциклопедической

литературой,

Интернет

-

ресурсами

помогает

искать

и

получать

достоверную

информацию,

организовать

свои

собственные

приёмы

обучения, решать возникающие проблемы.

Различные приёмы работы с диагностическими заданиями помогают выявить

способность к рефлексии, анализу, планированию.

При введении нового материала даю учащимся 2 задания, где одно задание

они могут выполнить, а другое нет:

1.

Каждый

ученик

после

прочтения

заданий

на

"волшебной"

палочке

отмечает, может или нет он сделать задания, на каком уровне.

2. Обсуждаем в паре, группе, или сам ребёнок пытается сделать.

3. Рядом с первой "волшебной" палочкой, на второй, отмечаем: на каком

теперь уровне, после обсуждения.

4. Выяснили, чего не знаем для решения этой проблемы.

5. Ставим задачи, каким образом ликвидировать проблемы.

При проверке работы я "вижу": на каком уровне каждый ребёнок, как мне

простроить

совместную

работу

с

детьми,

кто

из

них

будет

помощником

-

консультантом.

После

освоения

учащимися

определённых

способов

действий

провожу

работу с диагностическими заданиями следующим образом:

1. При выполнении заданий каждый ребёнок ставит в "зоне сомнения" знак

"-",

и учитель не оценивает эти задания, а то задание, которые ученик готов

предъявить для проверки, он отмечает знаком "+". Проверив это задание, я около

знака "+"оцениваю (на волшебной палочке, баллами или отметкой), в зависимости

от характера заданий, от предварительной договорённости с детьми.

2. Предлагаю задания трёх уровней. Каждый вправе выбрать себе задание.

У учителя листок контроля, где фиксируется: какой ребёнок "брал" уровень и

как выполнил. Каждый ребёнок в "картах успеха" ведёт учёт своих достижений.

Система таких диагностических работ от темы к теме, от класса к классу

позволяет видеть каждого ребёнка, его "точечные" затруднения для экстренной

коррекции его действий, случайна ли данная ошибка или есть устойчивый пробел

в данном действии.

Очень часто использую такие приёмы работы, а детям это нравится:

1. Даю задание на наиболее трудном уровне. Под текстом задания запись:

Прочитал и понимаю задание. Задание не понимаю.

Нужна помощь № 1 Нужна помощь № 2 Нужна помощь № 3

2. Получив такое задание, каждый ученик знаком "+" отмечает свой уровень.

3. Если ребёнок поставил "+" там, где помощь № 1, предлагаю карточку,

заготовленную заранее, с инструкцией выполнения чуть более подробной.

4. Не смог и при этой помощи выполнить задание, ставит "+" там, где

помощь № 2 и т. д.

Разновидности инструкций №2 и №3 предполагают различную меру помощи

при выполнении задания, т. е. индивидуализацию. Все ученики, даже и наиболее

слабые, используя различную помощь (в виде разновидностей инструкций),

справляются с заданием.

5. После выполнения задания ребёнок на "волшебных" палочках:

"С" (самостоятельность) и "П" (правильность), оценивает себя: на каком уровне

он выполнял задание.

6. При проверке я отмечаю здесь же, на "волшебных" палочках, согласна я

или нет с самооценкой учащегося.

Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным

показателем здоровьесберегающего характера обучения.

Система приёмов, методов, разного вида заданий и комплексных работ в ходе

текущего контроля

способствуют формированию УУД, готовят учащихся к

осознанному и качественному выполнению основной и дополнительной частей

итоговых

комплексных

письменных

работ, применению

изученного

учебного

материала

в нестандартной ситуации. Все учащиеся стараются

выполнить

полностью и задания повышенной сложности.

Большое значение уделяю работе в парах, в группах. Это развивает умение

слушать собеседника, участвовать в принятии решений,

адекватно проводить

самооценку и взаимооценку, договариваться, уважая друг друга.

Работа в малых группах над коллективным проектом воспитывает чувство

коллективной ответственности за процесс и

качественный результат,

даёт

высокий

эмоциональный

подъём

возникает

желание представить работы на

выставку,

ярмарку,

творческий

отчёт,

участвовать

в

номинациях

"Самое

качественное

исполнение",

"Самая

оригинальная

идея",

"Самая

интересная

реклама" и т.д.

У каждого учащегося индивидуальное портфолио. Учителю, ребёнку

и

родителям предоставляется возможность

в течение четырёх лет обучения в

начальной школе

отслеживать:

"каким я был"

и

"каким я стал", каких

результатов добился и каким путём я шёл к этим достижениям, какие трудности

испытывал и как их преодолевал.

В портфолио находятся таблицы, графики, листы учебных и индивидуальных

достижений, листы наблюдений, в которых учитель за определённый промежуток

времени

и по итогам наблюдений, контрольных работ фиксирует

уровень

освоения планируемых результатов, даёт рекомендации.

С

первого

класса

дети

с

удовольствием

пополняют

портфолио

своими

творческими работами по всем предметам, но только по желанию.

Раз

в

месяц

ребёнок

уносит

домой

портфолио

на

два

дня,

чтобы

была

возможность у родителей знакомиться с текущими достижениями, продумать

интересующие вопросы, а на

родительском собрании, при индивидуальных

беседах

решить

возникающие

проблемы, влияющие на успешность обучения,

сделать обучение вариативным к индивидуальным особенностям школьника.

Со второго класса

учащиеся ведут

дневник особой формы. Работа с

дневником

идёт

в

сотрудничестве

с

учителем,

главной

функцией

которого

является создание условий для самооценки и самовыражения.

Наш дневник помогает материализовать рефлексивность как текущую

(ежедневно или еженедельно в форме оценочных шкал - "волшебных" палочек),

так и поэтапную (словесная самооценка по основным событиям в жизни детей).

Содержание рубрик зависит от личностных особенностей и новообразований

детей, от коллективной договорённости в классе по определённым критериям.

В дневнике по оценочным шкалам "волшебные палочки" с отметками "х"

на разном уровне, я и родители понимаем, что ребёнок хотел сказать: "Я сегодня

старался, поэтому всё понял, и мне было не трудно".

Словесная оценка

используется в рубриках: "Мне очень нравится", "Мне

совсем не нравится", "Очень интересно", "Мои успехи", "Хочу знать", "Хочу

уметь" и т.д.

Дети

очень

любят

свои

дневники,

дорожат

ими,

поскольку

дневники

связаны с их внутренним миром. С помощью дневниковой рефлексии дети учатся

критически

мыслить,

оценивать

себя,

приобретают

первые

навыки

того,

как

письменно

излагать

свое

мнение,

воспринимать

точку

зрения

своих

одноклассников.

Результатом устного и письменного творчества становятся рассказы, сказки

и стихи, написанные детьми по собственному желанию.

Таким

образом,

система

развивающего

обучения

Л.В.Занкова

играет

огромную

роль

в

формировании

УУД,

способностей

мобилизовать

в

определённой ситуации приобретённые знания и опыт, установить связи между

знанием и ситуацией, найти

верные действия для

разнообразных жизненных

ситуаций, обеспечивает высокий уровень социализации детей.

Список используемой литературы:

1.

Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по – разному.

– Самара: Учебная литература, 2008.

2.

Макарова И.В., Сазонов В.П. Как помочь ребёнку найти в себе точки опоры.

– Ижевск, 2010.

3.

Перелыгина Е.А.,

Фишман И.С.

Методические

рекомендации

по

формированию

ключевых

компетентностей

учащихся

начальной

школы.

Самара: Учебная литература, 2006.

4.

Савенков

А.И.

Путь

в

неизведанное.

Развитие

исследовательских

способностей школьников.– М.: Генезис, 2010.

5.

Воронцов

А.Б.

Педагогическая

технология

контроля

и

оценки

учебной

деятельности. – М, 2002.

6.

Воронцов

А.Б., Заславский

В.М,

Егоркина

С.В.

Проектные

задачи

в

начальной школе: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011.

7.

Материалы научно – методического журнала "Практика образования", 2011

– 2016гг.

8.

Материалы

научно

практического

журнала

"Управление

начальной

школой", 2011 – 2016гг.



В раздел образования