Напоминание

Внедрение инклюзивного и интегрированного обучения


Авторы: Сгибнева Наталия Андреевна, Репина Наталья Владимировна
Должность: педагог-психолог, учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ СКОШИ №73
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Внедрение инклюзивного и интегрированного обучения
Раздел: начальное образование





Назад




Внедрении инклюзивного и интегрированного обучения.

В нашей стране есть особые дети, которые имеют разные отклонения в

развитии.

В

обществе

таких

детей

принято

называть

дети

с

особыми

образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями

здоровья и жизнедеятельности.

Что же это за категория детей с ограниченными возможностями здоровья и

жизнедеятельности?

Ребёнок с ОВЗ – это ребёнок, имеющий психические и (или) физические

недостатки, которые препятствуют ему освоению образовательных программ.

Данная категория детей не является однородной.

Это определяется тем, что в данную категорию, входят дети с разными

нарушениями развития:

нарушение слуха;

нарушение зрения;

нарушение ОДА;

нарушение интеллекта;

дети с задержкой и комплексным нарушениями развития, а также речи.

Сейчас

часто

можно

встретить

детей

с

расстройствами

поведения

и

эмоционально-волевой сферы.

По обучению таких детей всё большую популярность получает инклюзивное

и

интегрированное

обучение

внедрение

ребёнка

в

обычный

класс

общеобразовательной

школы.

Естественно,

таким

детям

требуется

индивидуальный подход, специальное обучение.

Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких

ограничений.

Интегрированное обучение — обучение и воспитание детей с различными

дефектами

психофизического

развития

в

учреждениях

общей

системы

образования вместе с нормально развивающимися детьми.

Я

считаю,

что

внедрение

инклюзивного

и

интегрированного

обучения

положительно повлияет на развитие как детей с ОВЗ, так и на детей не

имеющих нарушений в развитии.

Конечно, придётся столкнуться с некоторыми трудностями при внедрении

инклюзивного и интегрированного обучения. Часть школ не готовы к встрече

с детьми с ограниченными возможностями здоровья: нет ни обустроенной

среды, ни специальных программ, рассчитанных на такое обучение. Да и

педагоги должны быть подготовлены к работе с разными детьми. На данный

момент не все педагоги могут работать с детьми, имеющими ограниченные

возможности здоровья.

В

результате,

по

преодолению

трудностей

и

внедрению

инклюзивного

образования, будут полученные следующие преимущества, такие как:

дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень

социального

взаимодействия

со

своими

здоровыми

сверстниками

в

инклюзивной

среде

по

сравнению

с

детьми,

находящимися

в

специальных школах.

В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки

коммуникации детей с инвалидностью.

Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за

счёт

характерного

для

инклюзивных

классов

обучения

в

малых

группах. Дети «переступают» за черту инвалидности другого ученика,

работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети

начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего.

В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без

особенностей становится более обычным делом.

Обычные ученики могут получить преимущества при инклюзивном

подходе

к

образованию

за

счёт

улучшения

качества

обучения

и

совершенствования педагогических технологий работы в классе.

Обычные

дети

или

одарённые

ученики

получают

преимущества

в

инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов

при таком обучении.

Обычные или одарённые ученики, будучи вовлечёнными в обучение

своих сверстников (специальный методический подход к обучению в

инклюзивном классе), получают преимущества в том, что эти подходы

способствуют

повышению

их

самооценки

и

качества

овладения

академическими навыками. Эти дети начинают проявлять более чёткое

формирование «Я-концепции», собственных принципов, социального

знания и поведения.

В инклюзивном классе обычные дети учатся уважать и ценить своих

одноклассников с инвалидностью.

На

мой

взгляд,

внедрение

инклюзивного

и

интегрированного

обучения

принесёт большие преимущества для детей с ОВЗ и для детей не имеющих

отклонений в развитии. Но, чтобы этот вид обучения был действительно

продуктивным и оправдал ожидания, нужно тщательно подготовить школу

(класс, педагогов) к обучению детей с ОВЗ.



В раздел образования