Авторы: Сгибнева Наталия Андреевна, Репина Наталья Владимировна
Должность: педагог-психолог, учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ СКОШИ №73
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Внедрение инклюзивного и интегрированного обучения
Раздел: начальное образование
Внедрении инклюзивного и интегрированного обучения.
В нашей стране есть особые дети, которые имеют разные отклонения в
развитии.
В
обществе
таких
детей
принято
называть
дети
с
особыми
образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями
здоровья и жизнедеятельности.
Что же это за категория детей с ограниченными возможностями здоровья и
жизнедеятельности?
Ребёнок с ОВЗ – это ребёнок, имеющий психические и (или) физические
недостатки, которые препятствуют ему освоению образовательных программ.
Данная категория детей не является однородной.
Это определяется тем, что в данную категорию, входят дети с разными
нарушениями развития:
нарушение слуха;
нарушение зрения;
нарушение ОДА;
нарушение интеллекта;
дети с задержкой и комплексным нарушениями развития, а также речи.
Сейчас
часто
можно
встретить
детей
с
расстройствами
поведения
и
эмоционально-волевой сферы.
По обучению таких детей всё большую популярность получает инклюзивное
и
интегрированное
обучение
–
внедрение
ребёнка
в
обычный
класс
общеобразовательной
школы.
Естественно,
таким
детям
требуется
индивидуальный подход, специальное обучение.
Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких
ограничений.
Интегрированное обучение — обучение и воспитание детей с различными
дефектами
психофизического
развития
в
учреждениях
общей
системы
образования вместе с нормально развивающимися детьми.
Я
считаю,
что
внедрение
инклюзивного
и
интегрированного
обучения
положительно повлияет на развитие как детей с ОВЗ, так и на детей не
имеющих нарушений в развитии.
Конечно, придётся столкнуться с некоторыми трудностями при внедрении
инклюзивного и интегрированного обучения. Часть школ не готовы к встрече
с детьми с ограниченными возможностями здоровья: нет ни обустроенной
среды, ни специальных программ, рассчитанных на такое обучение. Да и
педагоги должны быть подготовлены к работе с разными детьми. На данный
момент не все педагоги могут работать с детьми, имеющими ограниченные
возможности здоровья.
В
результате,
по
преодолению
трудностей
и
внедрению
инклюзивного
образования, будут полученные следующие преимущества, такие как:
дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень
социального
взаимодействия
со
своими
здоровыми
сверстниками
в
инклюзивной
среде
по
сравнению
с
детьми,
находящимися
в
специальных школах.
В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки
коммуникации детей с инвалидностью.
Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за
счёт
характерного
для
инклюзивных
классов
обучения
в
малых
группах. Дети «переступают» за черту инвалидности другого ученика,
работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети
начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего.
В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без
особенностей становится более обычным делом.
Обычные ученики могут получить преимущества при инклюзивном
подходе
к
образованию
за
счёт
улучшения
качества
обучения
и
совершенствования педагогических технологий работы в классе.
Обычные
дети
или
одарённые
ученики
получают
преимущества
в
инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов
при таком обучении.
Обычные или одарённые ученики, будучи вовлечёнными в обучение
своих сверстников (специальный методический подход к обучению в
инклюзивном классе), получают преимущества в том, что эти подходы
способствуют
повышению
их
самооценки
и
качества
овладения
академическими навыками. Эти дети начинают проявлять более чёткое
формирование «Я-концепции», собственных принципов, социального
знания и поведения.
В инклюзивном классе обычные дети учатся уважать и ценить своих
одноклассников с инвалидностью.
На
мой
взгляд,
внедрение
инклюзивного
и
интегрированного
обучения
принесёт большие преимущества для детей с ОВЗ и для детей не имеющих
отклонений в развитии. Но, чтобы этот вид обучения был действительно
продуктивным и оправдал ожидания, нужно тщательно подготовить школу
(класс, педагогов) к обучению детей с ОВЗ.